Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Постановление Правительства РФ от 05.01.99 N 18 (комментарий)

     

Постановление Правительства РФ от 05.01.99 N 18
(комментарий)

     

И.К. Выскребенцев,
государственный советник
налоговой службы II ранга,
Министерство РФ по налогам и сборам

     
     Принятие постановления Правительства РФ от 05.01.99 N 18 “О  дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород” (далее по тексту - Постановление) вызвано необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации при заготовке и реализации древесины ценных лесных пород, а также при осуществлении внешнеторговых операций.
     
     Постановление увеличило размер минимальных ставок платы за древесину ценных лесных пород, отпускаемую на корню, за счет введения повышающих коэффициентов.
     
     Первоначально указанные ставки были введены постановлением Правительства РФ от 19.09.97 N 1199 “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню”, которое создало в России условия для рациональной эксплуатации ресурсов древесины. Однако впоследствии указанные ставки перестали отвечать требованиям обеспечения необходимого уровня поступлений платежей в бюджет, что подтверждают расчеты Федеральной службы лесного хозяйства России, проведенные на примере древесины ясеня манчжурского. Указанная древесная порода произрастает в лесах Дальневосточного региона и пользуется повышенным спросом на международном рынке. Цена одного кубометра этой древесины за границей составляет от 100 до 200 долларов США. Себестоимость ее заготовки в России по состоянию на конец прошлого года не превышала 250 рублей при отпускной цене на внутреннем рынке около 460 рублей за один кубометр.
     
     Таким образом, низкий уровень стоимости этой древесины на корню допускал возможность ее бесхозяйственного использования. С принятием постановления Правительства РФ от 05.01.99 N 18 в рассмотренном регионе минимальные ставки платы за древесину ясеня увеличиваются в 4,5 раза. При этом себестоимость заготовки одного кубометра составит около 440 рублей. В других регионах России размер повышающих коэффициентов по древесине дуба, ясеня, клена и бука несколько ниже и колеблется от 1,5 до 3.
     
     Вместе с тем в процессе подготовки проекта постановления заложенные в него решения не были полностью поддержаны Минэкономики России, которое мотивировало свою позицию тем, что увеличение минимальных ставок платы за древесину твердолиственных пород, отпускаемую на корню, в 1,5-4,5 раза окажет негативное влияние на производство отечественной мебели, так как древесина дуба, ясеня клена и бука является основным конструкционным и облицовочным материалом, применяемым в мебельной промышленности. Однако в условиях роста цен практически на все виды товаров и сырья такая позиция не отвечает интересам развития экономики страны в целом.
     

     В связи с необходимостью максимальной нейтрализации негативных сторон в деятельности лесозаготовителей и экспортеров Постановлением было поручено Рослесхозу совместно с МВД России, ГТК России и органами государственной власти Приморского, Хабаровского и Краснодарского краев, Амурской области, других заинтересованных субъектов Российской Федерации усилить государственный контроль за соблюдением требований законодательства при заготовке, реализации и экспорте лесоматериалов ценных лесных пород.
     
     Доступность ресурсов твердолиственной древесины, относительно низкая ее себестоимость, стабильно высокий спрос на внешнем рынке привели к резкому росту числа экспортеров, объемов ее вывоза в необработанном виде, а также к многочисленным финансовым нарушениям.
     
     Рентабельность экспорта древесины твердолиственных пород, особенно ясеня, составляет более 120 % (от 80 до 100 долларов США на один кубометр древесины).
     
     В ходе проработки вопросов, подлежащих регулированию указанным Постановлением, рассматривались предложения, поступившие от заинтересованных министерств и ведомств, о необходимости упорядочения экспорта древесины твердолиственных пород, включая предложения о временном запрете экспорта и о лицензировании экспорта указанной древесины в необработанном виде.
     
     Однако запрет экспорта древесины дуба, ясеня, бука в круглом виде не мог способствовать решению возникавших проблем, а мог привести лишь к сокращению валютной выручки и увеличению вывоза древесины твердолиственных пород под видом других пород. В сложившейся ситуации целесообразно было введение разрешительного лицензирования экспорта древесины твердолиственных пород.
     
     В соответствии с Постановлением полномочиями по выдаче лицензий на экспорт лесоматериалов ценных лесных пород в автоматическом режиме (без количественных ограничений) наделен Минторг России. При этом перечень лесоматериалов, экспорт которых из Российской Федерации подлежит лицензированию, включает номенклатуру различных видов лесопродукции как в необработанном виде (брёвна), так и прошедшей переработку (брус, шпон, фанера и др.).
     
     Что касается порядка выдачи лицензий на экспорт ценных лесных пород, то она осуществляется Минторгом России на основании заявлений российских экспортеров в соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.10.96 N 1299.
     

     В соответствии с Постановлением ГТК России поручено осуществлять таможенное оформление экспортируемых лесоматериалов по предусмотренному перечню только при наличии у экспортеров лицензий, выданных Минторгом России.
     
     Кроме того, Постановление предусматривает ежеквартальное представление ГТК России в Минторг России статистических сведений об объемах экспорта указанных лесоматериалов.
     
     Таким образом, решение вопросов государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород требует принятия федеральными органами власти и их подразделениями взаимоувязанных мер, направленных на создание и функционирование действенной системы экономического стимулирования, учета и контроля в сфере использования лесосырьевых ресурсов страны.