Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает П.И. Савельев, советник налоговой службы I ранга, Министерство РФ по налогам и сборам


На вопросы налогоплательщиков отвечает
П.И. Савельев,
советник налоговой службы I ранга,
Министерство РФ по налогам и сборам

     

     Российское предприятие оказывает услуги по обработке информации на территории одной из стран - участиц СНГ юридическому лицу этой страны. Свою деятельность в стране-участнице СНГ российское предприятие осуществляет через зарегистрированное постоянное представительство. Постоянное представительство уплачивает налоги (в том числе НДС) в бюджет этой страны. Следует ли включать в оборот, облагаемый НДС в Российской Федерации, выручку от услуг по обработке информации, оказанных через постоянное представительство в стране-участнице СНГ?

     
     Если постоянное представительство зарегистрировано в качестве юридического лица на территории страны-участницы СНГ, состоит на налоговом учете в этой стране, платит там налоги, то выручка за услуги, оказанные через постоянное представительство, уплачивается в этой стране, НДС с оборота от данной реализации услуг платится также в этой стране. У головной организации в Российской Федерации этот оборот не облагается. НДС, уплаченный поставщикам материальных ресурсов в России, использованных при предоставлении услуг вышеуказанным представительством в стране-участнице СНГ, к возмещению на территории России не принимается, а ставится в зачет (возмещение) в той стране - участнице СНГ, где показываются кредитовые обороты от данной реализации. Следует отметить, что все закупки материальных ресурсов на территории России производятся с НДС. В налоговую инспекцию головной российской организацией представляются документы, подтверждающие уплату НДС в стране-участнице СНГ постоянным представительством этой головной организации, что является основанием для освобождения головной организации от уплаты НДС по данным оборотам.
     

     Согласно заключенному договору предприятие является комиссионером и оказывает посреднические услуги по продаже товаров комитента на экспорт. Для исполнения своих обязательств по договору комиссии заключено агентское соглашение с нерезидентом, по которому агент обязан:
     
     - проводить на мировом рынке маркетинг товара с целью эффективной его продажи;
     
     - оказывать услуги по реализации, включающие поиск партнеров и проведение переговоров;
     
     - оказывать консультации по вопросам экономического и юридического права европейских стран, бартерной торговли, торговли на компенсационной основе;
     
     - организовывать прием представителей заказчика и фирм покупателей, прибывающих по вопросам, вытекающим из агентского соглашения и т.п.
     
     Облагаются ли услуги комиссионера при поставке продукции на экспорт налогом на добавленную стоимость?

     
     Российское предприятие является комиссионером и оказывает посреднические услуги при продаже товаров комитента на экспорт, а для исполнения своих обязательств по договору комиссии заключило агентское соглашение с нерезидентом. Следовательно, в целях налогообложения следует рассматривать:
     
     1) оказание посреднических услуг и обложение налогом на добавленную стоимость этих услуг комиссионера при экспорте товара;
     
     2) предоставление агентских услуг нерезидентом российскому предприятию-комиссионеру.
     
     В соответствии с подпунктом “д” п. 5 ст. 4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” местом реализации работ (услуг) признается место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет местонахождение в одном государстве, а продавец - в другом. В данном случае покупателем услуг является российское предприятие-комиссионер.
     
     Таким образом, услуги комиссионера при поставке продукции на экспорт и услуги по заключенному  комиссионером с нерезидентом соглашению согласно ст. 3 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” облагаются НДС.
     

     Применяется ли экспортная льгота по НДС, если контрактом российского юридического лица-налогоплательщика с иностранным лицом-покупателем на поставку экспортируемых товаров предусмотрена оплата экспортируемого товара третьей организацией и условия контракта выполняются. Какой документ является основным: паспорт сделки (ПС) или контракт в случае несоответствия в этих документах?

     
     Инструкцией Банка России от 12.10.98 N 19 “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров” предусмотрено, что по каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком. Условия, по которым банк может отказать в подписании паспорта сделки, указаны в п. 3.5 этой Инструкции.
     
     Такими условиями являются:
     

     - несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки (ПС);
     
     - несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
     
     - оформление ПС с нарушением установленных требований;
     
     - наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки по нему на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту, в соответствии с Инструкцией N 19;
     
     - отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации;
     
     - отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления ПС в установленном порядке.
     
     Следовательно, основным документом при оформлении паспорта сделки является контракт, который, как правило, заключается между двумя сторонами: экспортером и нерезидентом, а в исключительных случаях согласно ст. 154 главы 9 и ст. 420 главы 27 ГК РФ он может быть многосторонним.
     
     Если оплата за экспортируемый товар производится третьим лицом, то согласно ст. 154 главы 9 ГК РФ речь должна идти о многосторонней сделке и многостороннем контракте. Следовательно, контракт на поставку экспортируемых товаров должен быть составлен таким образом, чтобы выполнялись соответствующие обязательства со стороны российского юридического лица-налогоплательщика, иностранного лица (покупателя) и третьей стороны - лица, оплачивающего экспортный товар.
     
     Согласно ст. 420 (глава 27 “Понятия и условия договора”) ГК РФ к договорам, заключенным более чем двумя сторонами, применяются общие положения о договоре, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров. Предмет контракта должен быть изложен соответствующим образом, то есть продавец - продает товар, покупатель - покупает товар, плательщик - его оплачивает. То же самое должно быть оговорено в статях “Предмет контракта”, “Сроки поставки” и “Цена и условия платежа”. Так же как и в паспорте сделки, должно быть оговорено к кому и когда переходит право собственности на данный товар. Контракт должен быть подписан тремя сторонами.
     
     Таким образом, если контрактом российского юридического лица-налогоплательщика с иностранным лицом (покупателем) на поставку экспортируемых товаров предусмотрено осуществление оплаты за экспортируемый товар третьей организацией и условия контракта выполняются, применение льготы по НДС считается обоснованным при наличии всех подтверждающих экспорт документов, перечисленных в п. 22 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 .
     

     В противном случае он не является документом, обосновывающим право на льготу по НДС.
     

     Каков порядок исчисления уплаты налога на добавленную стоимость с августа 1998 года в связи с отменой порядка уплаты налогов по методу “трех дат”, введенного постановлением Правительства РФ от 17.07.98 N 786?

     
     Постановлением Правительства РФ от 09.12.98 N 1460 "Об отмене постановления Правительства РФ от 17.07.98 N 786 “Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость”" порядок уплаты налога на добавленную стоимость “по методу трех дат” отменяется с 17 июля 1998 года.
     
     Это означает, что исчисление и уплата НДС всеми налогоплательщиками по оборотам за август-декабрь 1998 года должны осуществляться в соответствии с действующим налоговым законодательством и порядком, установленным до введения в действие постановления Правительства РФ от 17.07.98 N 786, исходя из учетной политики, принятой предприятием (организацией), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), либо по мере поступления средств за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) на счета в учреждения банков (в кассу предприятия).