Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Система платежей в бюджет за воду


Система платежей в бюджет за воду

     

Н.Б. Прояева,
советник налоговой службы II ранга,
ГНИ по г. Москве

Н.А. Кускова,
инспектор налоговой службы I ранга

     
     Согласно Федеральному закону от  06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за  пользование водными объектами” плательщиками признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию.
     
     Правительство РФ приняло постановление от 03.04.97 N 383, утвердившее Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии.
     
     В г. Москве действует Положение о порядке предоставления в пользование поверхностных водных объектов, выдачи лицензии и заключения договоров водопользования, утвержденное постановлением Правительства г. Москвы от 11.11.97 N 796.
     
     Федеральный закон от 06.05.98 N 71-ФЗ установил минимальные и максимальные ставки платы, а постановление Правительства РФ от 22.07.98 N 818 - минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.
     
     Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При этом, при заборе воды (кроме забора для водоснабжения населения) и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми на основании лицензии (разрешения).
     
     Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
     

     В настоящее время в г. Москве рассматривается проект закона о ставках и льготах по плате за пользование водными объектами, который планируется ввести в 1999 году.
     
     Порядок исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами определен инструкцией Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 ”О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами”.
     
     Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:
     
     - забора воды из водных объектов для ее использования в производственном, технологическом процессе и для собственных, хозяйственно-питьевых и бытовых нужд;
     
     - удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
     
     - использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, изыскательских, строительных, ремонтных и иных работ;
     
     - сброса в водные объекты сточных вод  в результате производственной и иной деятельности, дренажных, шахтных, карьерных вод (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике), хозяйственно-бытовых стоков, сточных вод после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд, полива орошаемых земель.
     
     Не является объектом платы пользование водными объектами в целях:
     
     - забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
     
     - забора воды сельскохозяйственными организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лиманного орошения и обводнения пастбищ), централизованного водоснабжения животноводческих ферм животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года;
     
     - забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
     

     - размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
     
     - проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого МПР России совместно со специально уполномоченными государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.03.97 N 307 “Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов”, государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
     
     - осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;
     
     - осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;
     
     - забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
     
     - проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
     
     - использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения (плотины, шлюзы и т.п.);
     
     - строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);
     
     - сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.
     
     Платежной базой является:
     

     а) объем воды, забранной из водного объекта;
     
     б) объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды, в том числе:
     
     - для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, - количество вырабатываемой электроэнергии;
     
     - для плательщиков, осуществляющих сплав леса, - объем сплавляемой без применения судовой тяги (в плотах и кошелях) древесины;
     
     в) площадь акватории используемых водных объектов;
     
     г) объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
     
     Сумма платы за пользование водными объектами включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Отчетным периодом, за который взимается плата за пользование водными объектами, является для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, - каждый календарный квартал, для остальных плательщиков - каждый календарный месяц. Критерии отнесения пользователей к субъектам малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.
     
     Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. В те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию по форме, приведенной в приложении к инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46, а по месту пользования водными объектами - копии налоговой декларации.
     
     Учет поступлений платы за пользование водными объектами по каждому плательщику-водопользователю ведется налоговыми органами на карточках лицевых счетов по уровням бюджетов. Карточки лицевых счетов оформляются налоговыми органами по месту регистрации плательщика и месту пользования водными объектами. При этом по месту регистрации плательщика в лицевом счете отражаются суммы платы по федеральному бюджету, а по месту пользования - суммы платы по бюджетам субъекта Российской Федерации и местным бюджетам.
     
     Суммы платы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации зачисляются в следующем соотношении:
     

     40 % - в федеральный бюджет;
     
     60 % - в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся водные объекты.
     
     Сроки представления налоговых деклараций, а соответственно, и сроки внесения платы, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
     
     При пользовании водными объектами, расположенными на территории двух или более субъектов Российской Федерации, часть суммы платы (направляемой в бюджет субъекта Российской Федерации) вносится в бюджет субъекта Федерации по месту государственной регистрации плательщика с последующим распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется водопользование (на территории которых находятся такие водные объекты). При этом доля платежей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти этих субъектов.
     
     В соответствии с приказом Минфина России от 01.11.98 N 49н при определении органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации конкретных ставок платы за пользование водными объектами письмо Министерства финансов РСФСР от 27.05.91 N 16/111 “Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду” на территории этого субъекта не применяется.
     
     До принятия законов субъектов Российской Федерации о ставках платы за пользование водными объектами на территории субъекта плата за воду, плательщиками которой являются промышленные предприятия, включая предприятия теплоэнергетики,  взимается в порядке, предусмотренном вышеуказанным письмом Минфина России.
     
     Тарифы на воду установлены в расчете за один кубический метр забранной воды. За сверхлимитный забор воды плата взимается в пятикратном размере. В настоящее время в г. Москве действуют тарифы, установленные Законом г. Москвы от 25.12.96 N 33 “О бюджете г. Москвы на 1997 год”, а именно:
     
     для поверхностных источников - 0,196 коп. за один мЗ;
     

     для подземных источников - 0,324 коп. за один мЗ.
     
     Затраты промышленных предприятий на плату за воду относятся на себестоимость продукции. Взносы платы за воду в местный бюджет производятся ежемесячно по фактическому забору воды не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца.
     
     Плата за пользование водными объектами в целях забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
     
     При добыче подземных вод делаются следующие платежи:
     
     - за право на пользование недрами;
     
     - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
     
     Общими моментами для указанных платежей являются следующие.
     
     Плательщиками отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежей за недра при добыче подземной воды являются пользователи недр независимо от формы собственности (в том числе общественные организации и товарищества).
     
     В соответствии с Законом РФ от 21.02.92 N 2395-1 “О недрах” (в ред. от 03.03.95) деятельность по добыче полезных ископаемых, в том числе подземных вод, подлежит лицензированию. В лицензии, которая предоставляется соответствующим территориальным подразделением федерального органа управления государственным фондом недр (в г. Москве - Центральным региональным геологическим центром), устанавливается форма внесения платы, размеры и условия платежей за право на пользование недрами.
     
     Освобождаются от платы за право на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд. Использование организациями подземных вод для своих нужд носит социально-культурный и хозяйственно-бытовой характер и не связано с их основными видами деятельности. Использование подземных вод на производственные, технологические цели не относится к понятию “для своих нужд” и, соответственно, не освобождается от налогообложения. Решение об освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
     
     Основанием для освобождения пользователей недр от уплаты отчислений является свидетельство на право собственности, владения земельным участком, выданное в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, или договор аренды земельного участка, заключенный между пользователем недр и собственником земельного участка.
     

     Рассмотрим подробнее порядок исчисления и уплаты каждого из этих платежей.
     

I. Платежи за право на пользование недрами

     
     Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу подземных вод устанавливаются Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.92 N 828, и составляют от 2 до 8 % от стоимости добытой воды. Взимание платежей производится в порядке, предусмотренном инструкцией Минфина России от 04.02.93 N 8, Госналогслужбы России от 30.01.93 N 17 и Госгортехнадзора России от 04.02.93 N 01-17/41 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами”, по ставкам, устанавливаемым в лицензиях на право пользования недрами.
     
     За самовольное пользование недрами предприятия и организации несут ответственность, предусмотренную ст. 49 Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах”". Кроме того, в соответствии с совместным письмом Госналогслужбы России от 07.10.98 N ВП-6-04/703 и Минприроды России от 25.09.98 N ВБ-61/3852 “О порядке возмещения убытков при безлицензионном пользовании недрами” и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 22.08.98 N 1214-р при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, контролирующие органы применяют максимальные уровни платежей за пользование недрами, определенные постановлением Правительства РФ от 28.10.92 N 828. Размер убытков определяется за весь период безлицензионного пользования.
     
     Предприятия со среднемесячными платежами от 100 до 300 руб. в срок не позднее 20 числа следующего месяца перечисляют платежи за право на пользование недрами ежемесячно исходя из фактических объемов добычи (работ, услуг) за истекший календарный месяц и ставок платежей.
     
     Предприятия со среднемесячными платежами более 300 руб. по срокам 13-го, 23-го числа одного месяца и 3-го числа следующего месяца делают авансовые платежи в размере одной трети суммы налога по послед-нему месячному расчету.
     
     Предприятия со среднемесячными платежами менее 100 руб. в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, осуществляют платежи ежеквартально исходя из фактических объемов добычи (работ, услуг) за истекший квартал.
     

     Предприятия со среднемесячными суммами налога менее 10 руб. не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным годом, с разрешения руководителей местных налоговых органов налог могут уплачивать один раз в год.
     
     Плательщики налога в сроки, установленные для уплаты налогов за отчетный период, представляют расчет платы за право на пользование недрами налоговым органам по месту пользования недрами, а копии - по месту своего нахождения.
     

II. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

     
     Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся в порядке, предусмотренном инструкцией Госналогслужбы России от 31.12.96 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”, по ставке в размере 5 % от стоимости первого товарного продукта, установленной Федеральным законом от 30.12.95 N 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”.
     
     При определении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объектом налогообложения является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых подземных вод, рассчитываемая исходя из объема добытой и реализованной воды, в том числе прошедшей первичную обработку, и цены ее реализации.
     
     Технологией добычи полезных ископаемых, в том числе подземных вод, предусмотрено достижение требуемого качества минерального сырья, то есть приведение добываемых полезных ископаемых в соответствие со стандартами, техническими условиями на продукцию предприятия.
     
     Первым товарным продуктом является вода, прошедшая первичную обработку (обезжелезивание, хлорирование, фторирование и другие операции по доведению воды до норм ГОСТа), вода, используемая на технологические нужды (соответствующая техническим условиям), либо добытая вода без первичной подработки, соответствующая по качеству требованиям технологии добычи. Необходимые операции по доведению воды до требований ГОСТа устанавливаются при государственной экспертизе запасов, однако в налогооблагаемую базу включаются издержки по фактически выполняемым операциям.
     
     Таким образом, в стоимость первого товарного продукта включаются издержки по добыче воды, затраты по ее первичной обработке и транспортировке до накопительных емкостей (резервуаров) перед подачей в сеть для потребителей.
     

     Для предприятий и организаций, самостоятельно осуществляющих переработку первого товарного продукта с последующей реализацией продуктов передела, при передаче первого товарного продукта на промышленную переработку на давальческой основе, при его реализации в порядке натурального обмена на другие виды продукции, а также при его реализации по цене ниже себестоимости стоимость первого товарного продукта определяется исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, сложившихся в отчетном периоде в данном регионе.
     
     Если в данном регионе отсутствует реализация аналогичной по качеству продукции, стоимость первого товарного продукта определяется исходя из себестоимости первого товарного продукта с учетом рентабельности предприятия.
     
     Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в соответствии с п. 2 и 6 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства РФ от 01.07.95 N 661, включаются в себестоимость продукции.
     
     Отчисления перечисляются налогоплательщиками в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы в следующие сроки:
     
     - ежемесячно, исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший месяц, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, - предприятиями и организациями со среднемесячной суммой отчислений не менее 10 тыс. руб.
     
     При этом предприятия и организации со среднемесячной суммой отчислений более 100 тыс. руб. в сроки 15-го, 25-го и 5-го числа месяца, следующего за отчетным, авансовые взносы делают в размере одной трети суммы платежа, начисленного за месяц, предшествующий отчетному.
     
     - ежеквартально, исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший квартал, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, - предприятиями и организациями со среднемесячной суммой отчислений менее 10 тыс. руб., а также малыми предприятиями независимо от размера платежа.
     
     Плательщики представляют налоговым органам по месту регистрации и по месту пользования недрами расчет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сроки, установленные для уплаты платежей за истекший период (кроме авансовых взносов по отчислениям).
     

     Территориальные налоговые органы доводят до каждого предприятия-плательщика распределение отчислений по фондам воспроизводства минерально-сырьевой базы различных уровней.