Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О судебной практике по делам о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость при реализации мороженого

  

О судебной практике по делам о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость при реализации мороженого

     

Д.Е. Ковалевская,
юрист

     
     В последнее время участились случаи обращения хладокомбинатов  в арбитражные суды Российской Федерации с исками к налоговым органам о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого.
     
     Вопрос о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого неоднократно обсуждался и имеется достаточно обширная правоприменительная практика. Цель настоящей статьи - помочь разобраться в данной проблеме с точки зрения действующего законодательства и сложившейся арбитражной практики.
     
     Хладокомбинаты основывают свои исковые требования о возврате сумм налога на факте излишней уплаты ими в бюджет сумм налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого по ставке в размере 20 процентов вместо 10 процентов.
     
     Первоначально в ходе рассмотрения названной категории дел в арбитражных судах иски хладокомбинатов удовлетворялись и излишне уплаченные суммы налога на добавленную стоимость возвращались из бюджета. Арбитражные суды, вынося подобные решения, прежде всего мотивировали их тем, что предприятиями, уплатившими в бюджет налог на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого по ставке 20 процентов вместо 10 процентов, были понесены убытки в размере сумм излишне уплаченного налога.
     
     Однако с указанным доводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
     
     При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, то есть налогом, фактически оплачиваемым потребителем в составе цены товара (работы, услуги).
     
     Так, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (далее по тексту - Закон) налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
     
     Статьей 7 Закона предусмотрено, что реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, при этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой. Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по ценам и тарифам, включающим сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке.
     

     Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
     
     Таким образом, налог на добавленную стоимость, уплаченный хладокомбинатами в бюджет с оборотов по реализации мороженого, представляет собой разницу между суммами налога, уплаченными покупателями мороженого, и суммами налога, уплаченными поставщикам.
     
     В связи с изложенным, при решении вопроса о возмещении из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных с оборотов по реализации мороженого, необходимо учитывать ставку налога на добавленную стоимость, которая применялась при реализации данного товара (то есть сумму налога, фактически уплаченную покупателями), и ставку, по которой производился расчет налога, перечисленного предприятием в бюджет.
     
     Практика показывает, что в большинстве случаев хладокомбинаты производят реализацию мороженого покупателям по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, исчисленного по ставке 20 процентов. Причем возврат сумм налога, излишне уплаченных покупателями в составе цены мороженого, как правило, не производится.
     
     Учитывая изложенное, требования хладокомбинатов о возврате из бюджета 10 процентов налога на добавленную стоимость неправомерны, поскольку в данном случае налог уплачивается за счет средств, полученных от покупателей в составе цены товара, а не за счет средств предприятий. Требуемые предприятиями средства им не принадлежат.
     
     В указанной ситуации хладокомбинаты, уплачивая в бюджет налог на добавленную стоимость по ставке 20 процентов, убытков не несут и, следовательно, оснований для возврата из бюджета налога на добавленную стоимость не имеют.
     
     Законом четко установлен перечень фактов, являющихся основанием для возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в бюджет. Так, возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в бюджет, производится только в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг); при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктами “а” и “б” п. 1 ст. 5 Закона; при реализации (только в отношении предприятий по добыче драгоценных металлов) драгоценных металлов, освобожденных от налога в соответствии с подпунктом “с” п. 1 ст. 5 Закона; при неправильном определении объекта налогообложения, то есть оборота по реализации товаров (работ,  услуг) (ст. 3 и 4 Закона).
     
     Применение хладокомбинатами ставки налога на добавленную стоимость 20 процентов вместо 10 процентов как при расчетах с покупателями, так и при расчете налога, перечисляемого предприятием в бюджет, Законом к основаниям, по которым производится возмещение сумм налога, не отнесено, поскольку в данном случае налог уплачивается за счет средств, полученных от покупателей в составе цены товара, а не за счет средств хладокомбинатов.
     

     На основании изложенного, требования хладокомбинатов о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого в связи с перечислением в бюджет налога, исчисленного по ставке 20 процентов вместо 10 процентов, незаконны.
     
     Изложенное в данной статье мнение о необоснованности возврата из бюджета излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость при реализации мороженого неоднократно излагалось налоговыми органами в ходе разбирательства дел в арбитражных судах Российской Федерации.
     
     К настоящему моменту по данному вопросу уже принят ряд решений, постановлений апелляционной и кассационной инстанций арбитражных судов Российской Федерации об отказе хладокомбинатам в удовлетворении заявляемых исковых требований о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость при реализации мороженого.
     
     По аналогичному делу имеется также постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.98 N 2345/98, подтверждающее изложенную выше позицию.