Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     

     Если предприятие перешло на упрощенный порядок налогообложения, но заплатило НДС с авансов, полученных до даты перехода, то как в этом случае применяется НДС и составляются счета-фактуры? Если авансы с указанием сумм НДС под выполнение работ поступили после даты перехода на упрощенную систему налогообложения?

     
     Согласно действующему налоговому законодательству субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога на добавленную стоимость не являются. При этом данный порядок распространяется на субъекты малого предпринимательства начиная с того отчетного периода (квартала), с которого применяется упрощенный порядок налогообложения.
     
     Учитывая изложенное, суммы НДС, уплаченные предприятием с авансов, полученных до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, при фактическом выполнении работ после этой даты подлежат возврату заказчикам, и по этим суммам производятся перерасчеты с бюджетом. Счета-фактуры оформляются по таким работам без указания сумм НДС.
     
     В случае получения авансов с учетом НДС после перехода на упрощенную систему налогообложения, суммы этого налога включаются в состав выручки при расчете единого налога, и счета-фактуры по фактически выполненным работам оформляются также без указания сумм НДС.
     

     В каком порядке применяется НДС при реализации в 1998 году основных средств непроизводственной сферы, сумма НДС по которым при их приобретении в 1997 году на расчеты с бюджетом не относилась?

     
     Согласно п. 50 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) при реализации основных средств непроизводственной сферы сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, исчисленной исходя из фактической рыночной (аукционной) цены реализации, и суммой налога, исчисленной по расчетной ставке 16,67 % от остаточной стоимости (без учета переоценки).
     

     Если предприятие получило денежные средства для проведения гарантийного ремонта бытовых приборов или других технически сложных товаров от организации, которая не является изготовителем этой продукции, то освобождаются ли от НДС вышеназванные денежные средства?

     

     Согласно п. 39 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, не включаются средства, полученные от организаций-изготовителей (предприятий-изготовителей) для осуществления ремонта и технического обслуживания бытовых приборов, радиоаппаратуры и других технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации. Учитывая данное положение Инструкции, освобождать от налога на добавленную стоимость средства, полученные на проведение гарантийного ремонта от организации, которая не является изготовителем ремонтируемых товаров, оснований не имеется.
     

     В каком порядке применяется НДС при расчете наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами?

     
     Согласно письму Банка России от 16.03.95 N 14-4/95 “О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью” (в ред. письма Банка России от 28.01.97 N 14-4/50) и письму Банка России от 29.09.97 N 525 “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами” при введенных постановлением Правительства РФ от 17.11.94 N 1258 “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами” ограничениях расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами под термином “один платеж” понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом за приобретаемые товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме установленного предела расчетов наличными деньгами. При этом количество дней, в течение которых могут производиться такие расчеты, не ограничено.
     
     Одновременно сообщаем, что Указаниями Банка России от 07.10.98 N 375-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами” предельный платеж при расчетах наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами в настоящее время установлен в размере 10 тыс. рублей.
     

     В каком порядке возмещается (принимается к зачету) НДС по товарам, расчеты за которые осуществлены с привлечением части личных средств подотчетного лица?

     

     Согласно п. 19 вышеназванной Инструкции Госналогслужбы России при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет возмещение НДС производится в пределах установленных лимитов. Кроме того, налог на добавленную стоимость возмещается налогоплательщику после фактической оплаты им товарно-материальных ценностей. В связи с этим в случае расчета с поставщиком товарно-материальных ценностей средствами предприятия и средствами подотчетного лица и непогашения части задолженности предприятия перед подотчетным лицом, сумма НДС возмещается  по таким ценностям лишь в части средств, оплаченных предприятием (то есть налогоплательщиком).
     

     В связи с изменением ставки НДС в размере 10 % на ряд продовольственных товаров с 1 августа 1998 года по постановлению Правительства РФ от 17.07.98 N 787 и с 22 октября 1998 года по постановлению Правительства РФ от 15.10.98 N 1203, какая ставка НДС действовала на сахар-сырец и зерно в период с 1 августа 1998 года по 22 октября 1998 года?

     
     Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) по зерну и сахару-сырцу установлена ставка НДС в размере 10 %. В связи с этим по зерну и сахару-сырцу в период с 1 августа 1998 года до 22 октября 1998 года (даты официального опубликования постановления Правительства РФ от 15.10.98 N 1203 “О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 %, и дополнительной импортной пошлине на сельскохозяйственные и продовольственные товары и лекарственные средства”) по зерну и сахару-сырцу применялась ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 %. Та же ставка налога действует и после принятия вышеназванного постановления Правительства РФ.
     

     Предприятие, использующее труд инвалидов и, соответственно, применяющее льготу по НДС, закупает товары с налогом, а затем перепродает их. В каком порядке учитывается НДС по вышеназванным приобретенным товарам?

     
     Согласно подпункту “б” п. 2 ст. 7 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по товарам, приобретаемым для осуществления операций, освобожденных от налогообложения, из бюджета не возмещаются.
     
     В соответствии с подпунктом “х” п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) от этого налога освобождаются товары (работы, услуги), за исключением брокерских и иных посреднических услуг, производимые и реализуемые предприятиями (учреждениями, организациями), в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.
     

     В связи с изложенным, предприятия, применяющие труд инвалидов и имеющие право на льготу по НДС, суммы налога, уплаченные при приобретении товаров, предназначенных для перепродажи, учитывают вместе со стоимостью товаров как невозмещаемые налоги (согласно п. 6 ПБУ 5/98, утвержденному приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н).
     

     В каком порядке применяется НДС, если предприятие осуществляет оптовую и розничную торговлю товарами, в том числе по договорам комиссии, а также товарами, принятыми на комиссию от физических лиц?

     
     Согласно Закону РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. У предприятий розничной торговли и общественного питания оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым производятся расчеты с поставщиками, с учетом сумм налога на добавленную стоимость.
     
     Действующим законодательством по НДС определение оптовой и розничной торговли не предусмотрено.
     
     Согласно письму Госкомстата России от 09.11.95 N 17-1-17/1947 в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) к оптовой торговле относится деятельность по продаже товаров розничным продавцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. К розничной торговле относится деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.
     
     Учитывая изложенное, в целях налогообложения при реализации товаров, в том числе по договорам комиссии, оптовыми партиями юридическим лицам НДС должен применяться в порядке, предусмотренном налоговым законодательством для заготовительных, оптовых, снабженческо-сбытовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров. При этом НДС, уплаченный поставщикам товаров, принимается к зачету (возмещению). При реализации товаров, принятых на комиссию от населения, то есть физических лиц-неплательщиков налога на добавленную стоимость, в бюджет вносится вся сумма НДС, полученная от покупателей товаров.
     
     При реализации товаров физическим лицам за наличный расчет с оплатой через кассу НДС применяется в порядке, предусмотренном для предприятий (организаций) розничной торговли [п. 41 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с последующими изменениями и дополнениями)]. При этом предприятие исчисляет НДС по расчетным ставкам с суммы дохода за отчетный период и не имеет права на зачет (возмещение) сумм НДС, уплаченного поставщикам товаров, приобретаемых для перепродажи.
     

     Что касается розничной торговли товарами, принятыми на комиссию, то в этом случае согласно п. 41 вышеназванной Инструкции оборотом, облагаемым НДС, является доход, полученный в виде комиссионного сбора.
     
     При реализации товаров оптовыми партиями и в розницу предприятия независимо от организационно-правовых форм должны вести раздельный аналитический учет этих товаров.
     

     В случае введения налога с продаж освобождена ли от этого налога реализация лотерейных билетов?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории.
     
     Указанным Федеральным законом установлен обязательный перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога с продаж. При этом продажа лотерейных билетов от этого налога не освобождается. Однако законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, принимая решение о введении налога с продаж, могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налогообложения. Размер ставки налога с продаж (до 5 %) определяется также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     
     Учитывая изложенное, в случаях если законодательные (представительные) органы того или иного субъекта Российской Федерации ввели в действие налог с продаж, требования по его уплате, в том числе при реализации лотерейных билетов, определяются законодательным актом субъекта Российской Федерации.