Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О судебной практике по делам о взыскании сумм налога на добавленную стоимость и применении финансовых санкций

    

О судебной практике по делам о взыскании сумм налога на добавленную стоимость и применении финансовых санкций

  

Е.В. Дятлова,
юрист

     
     При обращении в арбитражные суды  с исками о признании недействительными решений налоговых инспекций о взыскании НДС и финансовых санкций за сокрытие объекта обложения налогом на добавленную стоимость организации, выполняющие ремонтные работы, ссылались на подпункт “а” п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”, в соответствии с которым от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые работы и услуги.
     
     По мнению организаций, ремонтные работы, которые выполнены на российских судах по договорам, заключенным с иностранными судовладельцами, являются экспортируемыми и освобождаемыми от НДС.
     
     С доводами, изложенными ремонтными организациями, невозможно согласиться по следующим основаниям.
     
     В соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” от НДС освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных судов через территорию Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту “ж” п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” экспортируемыми считаются для целей налогообложения услуги (работы), в том числе ремонтные, по обслуживанию иностранных судов, оказываемые плательщиками налога на добавленную стоимость, зарегистрированными в Российской Федерации в установленном порядке.
     
     Ссылаясь на то, что налоговым законодательством не дано определения понятия “иностранное судно”, ремонтные организации пришли к выводу о том, что при решении вопроса о применении указанной льготы по уплате налога на добавленную стоимость следует исходить из перечня документов, которые должны быть представлены в ГНИ для обоснования освобождения от НДС, определенного инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”.
     
     С учетом того, что данный перечень не требует от налогоплательщика представления документов, подтверждающих принадлежность права собственности на судно, национальность судна или таможенный режим, а также определения понятия судовладельца, данного в ст. 10 Кодекса торгового мореплавания СССР, ремонтные организации считали, что национальность судна определяется по национальности судовладельца, а следовательно, ими правомерно была применена льгота по НДС, предусмотренная подпунктом “ж” п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”.
     

     Однако согласно нормам международного законодательства, в частности ст. 4 Конвенции ООН по регистрации судов от 07.02.86, суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать, суда плавают под флагом только одного государства и не могут переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.
     
     Таким образом, между государством и судном существует реальная связь, в частности государство осуществляет свою юрисдикцию и контроль над такими судами в отношении идентификации и подотчетности собственников судов, а также в отношении административных, технических, экономических и социальных вопросов.
     
     Согласно ст. 22 Кодекса торгового мореплавания СССР право плавания под государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности российского государства.
     
     Судно приобретает право плавания под государственным флагом Российской Федерации с момента его внесения в Государственный судовой реестр в одном из морских торговых или рыбных портов Российской Федерации или с момента регистрации в судовой книге (ст. 23 Кодекса торгового мореплавания СССР).
     
     Пунктом 2 Положения о государственном флаге Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.12.93 N 2126 “О государственном флаге Российской Федерации”, также установлено, что государственный флаг Российской Федерации в качестве кормового флага поднимается на судах, внесенных в Государственный судовой реестр Российской Федерации или судовой реестр Государственной речной судоходной инспекции, на которые выдан судовой патент, соответствующее судовое свидетельство или судовой билет.
     
     Согласно ст. 34 Кодекса торгового мореплавания СССР одновременно со свидетельством о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации портом, в котором судно вносится в Государственный судовой реестр, выдается свидетельство о праве собственности на судно.
     
     Не признается внесение судна Российской Федерации в судовой реестр иностранного государства, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги (ст. 27 Кодекса торгового мореплавания СССР).
     

     Следовательно, при аренде иностранными лицами морских судов, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации, в других государствах может быть зарегистрировано лишь право аренды таких морских судов иностранными арендаторами, при этом национальность судна не меняется, так как право собственности на судно не переходит.
     
     Организации, обратившиеся с исковыми требованиями в арбитражные суды, выполняли ремонтные работы на судах, которые являются собственностью российских предприятий и плавают под российскими флагами.
     
     Таким образом, указанные суда в рамках международного публичного права являются российскими. Следовательно, и для целей налогообложения они должны также рассматриваться как российские.
     
     В связи с изложенным, оснований считать работы по ремонту таких судов экспортируемыми не имеется.
     
     Довод же ремонтных организаций о том, что работы по ремонту российских судов, арендованных иностранными лицами, должны освобождаться от НДС, так как судовладельцами являются иностранные лица, необоснован, поскольку, как указывалось выше, от НДС освобождаются работы (услуги) по обслуживанию иностранных судов, а не по обслуживанию иностранных судовладельцев.
     
     Освобождение от уплаты НДС оборотов по реализации услуг по ремонту торговых судов по признаку национальности судовладельцев инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” не предусмотрено.
     
     Представляется также некорректной ссылка ремонтных организаций на отсутствие в налоговом законодательстве понятия “иностранное судно”.
     
     Определение понятия “иностранное судно” отсутствует и в международном публичном праве, однако из смысла положений международных договоров, в частности из Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.82, следует, что законодатель, применяя понятие “иностранное судно”, исходит из национальности судна, то есть из национальности того государства, под флагом которого оно вправе плавать, а не из национальности судовладельца.
     
     Рассматривать суда, плавающие под флагом Российской Федерации, в рамках международного, гражданского и др. законодательств российскими, а в рамках налогового - иностранными представляется необоснованным, поскольку во всех случаях судно может быть либо только национальным, в данном случае российским, либо только иностранным, так как функции контроля за судном согласно международным договорам и российскому законодательству (Кодекс торгового мореплавания СССР) может осуществлять только одно государство.
     

     Учитывая изложенное, данное в целях налогообложения толкование понятия “иностранное судно” в зависимости от национальности его судовладельца противоречит толкованию этого понятия, применяемому в международном и российском законодательствах. В связи с этим вывод организаций о том, что выполненные ими ремонтные работы на российских судах по договорам, заключенным с иностранными судовладельцами, являются экспортируемыми и в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” освобождены от НДС, является незаконным и необоснованным.
     
     Решения и постановления арбитражных судов, которыми были удовлетворены исковые требования ремонтных организаций, были впоследствии отменены вынесенными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлениями от 18.08.98 N 2216/98 и от 18.08.98 N 2217/98.