Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Банкротство организаций и налоговые отношения


Банкротство организаций и налоговые отношения

  

В.И. Балабин,
советник налоговой службы II ранга,
ГНИ по г. Москва

     
     Федеральный закон от 08.01.98   N 6-Ф3 “О несостоятельности  (банкротстве)” (далее по тексту - Закон) определяет банкротство как признанную арбитражным судом или объявленную самим должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
     
     Таким образом, наличие у организации задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней в течение установленного Законом срока может послужить основанием для ее признания в установленном порядке несостоятельной (банкротом). Однако наличие такой задолженности не влечет автоматически безусловного объявления организации банкротом. Законом регламентированы процедуры банкротства, и только в рамках осуществления этих процедур организация может быть признана несостоятельной.
     
     Налоговые органы наряду с другими уполномоченными органами, указанными в ст. 6 Закона, обладают правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей. Реализуя указанное право, ГНИ обязаны взаимодействовать с Пенсионным фондом, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования, Государственным фондом занятости населения и их территориальными органами (подразделениями). Координирующим органом при предъявлении к организациям-должникам требований по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды является Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, которая постановлением Правительства РФ от 17.02.98 N 202 уполномочена представлять интересы Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам и по обязательным платежам при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) организаций.
     
     Постановлением Правительства РФ от 22.05.98 N 476 установлено, что необходимым условием обеспечения эффективности применения процедур банкротства является консолидация требований к организациям-должникам по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. При наличии оснований для возбуждения дела о банкротстве налоговые и иные уполномоченные органы, государственные внебюджетные фонды, имеющие право на подачу заявления о банкротстве в соответствии с Законом, представляют в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению документы, необходимые для обращения в арбитражный суд, с единым заявлением, содержащим объединенные требования к должнику по всем обязательным платежам.
     

     Законом предусмотрено, что к налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах. В частности, заявление налогового или иного уполномоченного органа о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора. В заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который оно подается; наименование должника и его почтовый адрес; наименование кредитора и его почтовый адрес; размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате штрафов, пени; обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения; доказательства обоснованности требований кредитора; доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора; перечень прилагаемых к заявлению документов. В заявлении указываются и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве, а также могут содержаться имеющиеся ходатайства.
     
     К заявлению налогового либо иного уполномоченного органа о признании должника - юридического лица банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном Законом порядке. Поскольку ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1“Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен бесспорный порядок взыскания с организации задолженности по налогам, таким доказательством может быть инкассовое поручение налогового органа с соответствующей отметкой банка.
     
     Если организация не в состоянии исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, она вправе сама обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом. Возможно также добровольное объявление организацией о своем банкротстве и ликвидация должника, осуществляемая вне рамок судопроизводства.
     
     Добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации может быть сделано при выполнении одновременно трех условий:
     
     1) установление признаков банкротства организации-должника;
     
     2) принятие соответствующего решения собственником имущества должника - унитарного предприятия или органом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации;
     

     3) получение письменного согласия всех кредиторов должника, в том числе перечисленных выше государственных органов, если у должника имеется задолженность по соответствующим обязательным платежам.
     
     В ст. 8 Закона предусмотрены случаи, когда руководитель организации обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. Это должно быть сделано:
     
     - когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения в полном объеме денежных обязательств должника перед другими кредиторами;
     
     - когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами принимать решение о ликвидации, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
     
     - когда органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.
     
     Кроме того, если при проведении ликвидации юридического лица выявляется невозможность удовлетворения в полном объеме всех требований кредиторов, заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного пред-приятия, учредителем (участником) или руководителем должника, а также ликвидационной комиссией (ликвидатором), если указанная комиссия уже создана или ликвидатор назначен.
     
     Некоторые организации не в состоянии уплатить начисленные налоговыми и иными контролирующими органами штрафы, пени за допущенные нарушения законодательства об обязательных платежах, хотя способны погасить собственно недоимку по налогам и другим обязательным платежам. Законом установлено, что для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций. Ранее, до принятия Закона от 08.01.98 N 6-ФЗ, требовалось разъяснение ВАС РФ. В п. 3 Обзора практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) (приложение к письму ВАС РФ от 25.04.95 N С1-7/ОП-237) содержался следующий вывод: при обращении в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по деду о несостоятельности (банкротстве) организации в сумму задолженности не могут включаться санкции за неуплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
     
      Закон определяет такие обязательные платежи, как налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. Таким образом, в общую сумму задолженности при возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) организации может входить недоимка как по федеральным налогам, так и по налогам субъектов Российской Федерации и местным налогам.
     

     Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику составляют в совокупности не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда. Однако существуют исключения из этого правила. В частности, согласно ст. 177 Закона, в случае если руководитель организации, фактически прекратившей свою деятельность, отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера задолженности. Такое заявление может быть подано также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии других признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника. Например, если налоговая инспекция в соответствии с подпунктом “в” п. 2 ст. 14 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” приостановила операции налогоплательщика по его счетам в банках и проведение этих операций не было возобновлено в течение года, ГНИ вправе подать в арбитражный суд заявление о признании отсутствующего должника банкротом либо направить соответствующие материалы в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению независимо от размера задолженности налогоплательщика по обязательным платежам в бюджет. Следует отметить, что ГНИ по г. Москве письмами от 26.05.98 N 13-06/14363 и от 10.06.98 N 13-06/15894 обязала территориальные налоговые инспекции г. Москвы активизировать работу по возбуждению дел о признании отсутствующих должников банкротами.
     
     Банкротство отсутствующего должника относится к так называемым процедурам банкротства. Что касается основных процедур банкротства, то по Закону их четыре: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Все эти процедуры применяются к должнику в определенных целях. Так, наблюдение применяется с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Главная цель внешнего управления - восстановить платежеспособность должника. Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Цель мирового соглашения, как видно из названия этой процедуры, - примирить должника и кредиторов. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае если мировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсного производства, решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства исполнению не подлежит.
     
     Введение процедур банкротства изменяет правовой режим взыскания с должника налогов и штрафных санкций, обязанность по уплате которых к моменту введения указанных процедур уже наступила. Такие изменения отражены в приведенной ниже таблице.
     
     

Процедура банкротства

Последствия введения процедуры банкротства применительно к налоговым отношениям

Наблюдение

Взыскание недоимок по налогам и штрафных санкций приостаналивается

Внешнее управление

Взыскание недоимок по налогам и штрафных санкций приостанавливается. Финансовые санкции (штрафы, пени) не начисляются. На сумму недоимок по налогам начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России

Конкурсное производство

Финансовые санкции (штрафы, пени) не начисляются. Недоимки по налогам взыскиваются из конкурсной массы в четвертую очередь. Суммы штрафов (пеней) понежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди

Мировое соглашение

Достигается соглашение о порядке и сроках уплаты должником недоимок по налогам и (или) финансовых санкций

          

     Необходимо отметить, что налоги и другие обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после введения наблюдения либо внешнего управления или после открытия конкурсного производства, взыскиваются в особом порядке (по сравнению с порядком, установленным Законом о банкротстве для всех иных налоговых платежей) и в то же время в обычном порядке, установленном налоговым законодательством. Как следует из ст. 70 Закона, мораторий на уплату налогов не распространяется на обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. В п. 1 ст. 106 Закона сказано, что вне очереди удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Таким образом, по смыслу Закона налоговые органы вправе взыскивать недоимки по обязательным платежам в бюджет, обязанность по уплате которых возникает после введения процедур банкротства, вне всякой очереди кредиторов.
     
     Приведенные доводы подтверждаются судебной практикой. В частности, в постановлении от 13.01.98 N 3521/97 Президиум ВАС РФ указал, что налоги и другие обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди. Правовой режим удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства различен, в зависимости от того, вытекает право требования долга из обязательств, возникших до открытия конкурсного производства, или из обязательств, возникших после открытия конкурсного производства. Это правило применяется также при расчетах должника с бюджетом и внебюджетными фондами. Сделав такой вывод, высокая судебная инстанция обосновала его ссылками на Закон РФ от 19.11.92 N 3929-1 “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Нормы Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” 1998 года не внесли принципиальных новаций в систему регулирования соответствующих отношений. Поэтому выводы, содержащиеся в вышеуказанном постановлении Президиума ВАС РФ, остаются актуальными и после вступления в силу нового Закона о банкротстве. Аналогичный вывод содержится также в п. 24 Обзора практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) (приложение к письму ВАС РФ от 07.08.97 N 20): “...налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанности по уплате которых возникли после открытия конкурсного производства, подлежат уплате в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации”.
     
     В этом же Обзоре (п. 19) разъяснено, что на суммы налоговых и иных обязательных платежей, не перечисленных по назначению банком, впоследствии признанным банкротом, право требования остается у клиента, давшего банку поручение на перечисление указанных платежей с расчетного счета. В данном случае признание права требования за клиентом банка, а не за налоговыми органами влияет на очередность удовлетворения требований. В частности, в процессе конкурсного производства в отношении банка, признанного банкротом, конкурсный управляющий установил, что банк, сняв с расчетных счетов по поручениям клиентов денежные суммы, не перечислил их по назначению, в том числе в бюджет и внебюджетные фонды. Рассматривая требования ГНИ, Пенсионного фонда, фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования и других кредиторов, конкурсный управляющий считал, что эти суммы являются задолженностью банка-банкрота перед бюджетом, внебюджетными фондами и другими лицами, которым предназначались соответствующие средства. Исходя из этого, очередность удовлетворения требований кредиторов была определена конкурсным управляющим по получателям соответствующих средств. Данное решение было обжаловано в арбитражный суд Банком России как кредитором, который считал, что спорные суммы - это долг банка-банкрота перед своими клиентами, чьи поручения он не исполнил. В связи с этим Банк России просил суд обязать конкурсного управляющего внести соответствующие изменения в установленную им очередность, отнеся эти суммы к пятой (последней) очереди. После ряда судебных разбирательств жалоба Банка России была удовлетворена.