Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Специальный профессиональный налог в сфере производства и оборота алкогольной продукции в США


Специальный профессиональный налог в сфере производства и оборота алкогольной продукции в США
  

Е.М. Воловик,
государственный советник
налоговой службы III ранга,
Министерство РФ по налогам и сборам

Немного статистики

     
     Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, а также мобилизацию поступлений в бюджет от налогообложения в Соединенных Штатах Америки осуществляет Бюро по вопросам алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия (далее по тексту - Бюро) Казначейства США. Бюро считается одним из наиболее рентабельных: оно обеспечивает поступление в бюджет (по разным данным) от 20 до 35 долларов на каждый доллар затрат государственных средств.
     
     Согласно национальному законодательству все предприятия страны, занятые в сфере производства и оборота алкогольной продукции, подлежат регистрации. Эти предприятия уплачивают акцизы и так называемый специальный профессиональный налог (СПН). Аналогичными налогами облагаются предприятия сферы производства и оборота табачных изделий и огнестрельного оружия.
     
     Статистика поступлений по акцизам и специальному профессиональному налогу по всем видам налогооблагаемых товаров и услуг, контролируемых Бюро (консолидированные данные по сферам алкогольной продукции, табачных изделий, огнестрельного оружия), приведена в таблице 1. Доля поступлений от налогообложения алкогольной продукции в общей сумме составляет 85-95 %.
     
     Данные по поступлениям от налогообложения поставок по импорту алкогольной продукции и табачных изделий приведены в таблице 2. По оценкам Бюро, в 1997 финансовом году сумма поступлений СПН в сфере производства и оборота алкогольной продукции в США превысила 95 млн долл.

 

Таблица 1

     

Внутренние поступления, млн долл

  
 

Финансовый год

Вид налога

1991

1992

1993

1994

1995

Акцизы

11 640

12 160

12 760

12 640

12 570

Специальный профессиональный налог

117

117

112

112

110

          

Поступления от налогообложения поставок по импорту (данные таможенной службы США), млн долл

  
 

Финансовый год

Товарная категория

1991

1992

1993

1994

1995

Алкогольная продукция

810

935

920

960

960

Табачные изделия

32

80

134

89

45

               

Специальный профессиональный налог

     
     Впервые СПН был введен в США более 200 лет назад. В 1817 году он был отменен, однако последовавшая в 60-е годы прошлого столетия гражданская война потребовала дополнительных поступлений в государственную казну, и СПН был введен заново.
     
     В соответствии с действующим законодательством специальным профессиональным налогом в сфере производства и оборота алкогольной продукции облагается отдельно каждая производственная или торговая площадка (объект, точка, пункт) любого предприятия, занятого в алкогольном бизнесе. Ставка налога составляет 1000 долл. с одного объекта в год для крупных производственных предприятий и 500 долл. - для мелких. Мелким производителем считается предприятие, объем производства которого в предыдущем году не превысил 500 тыс. долл. К производителям относятся как предприятия, производящие этиловый спирт, так и предприятия, занимающиеся розливом алкогольной продукции. Ставка СПН на промышленные предприятия-потребители спирта - 250 долл. в год.
     

     Ставка налога на предприятия розничной торговли составляет 250 долл. в год на одну торговую точку, оптовой торговли - 500 долл. Оптовые и розничные торговцы в США называются дилерами.
     
     Дилером розничной торговли алкогольной продукцией в целях налогообложения считается лицо, осуществляющее продажу любому другому лицу, которое дилером не является. Розничный дилер, отпустивший товар другому дилеру, автоматически становится оптовым дилером. Импортеры алкогольной продукции, если они осуществляют ее продажу другим дилерам (неважно, оптовым или розничным), в целях налогообложения приравниваются к оптовым дилерам. Розничный дилер не имеет права продавать алкогольные напитки другому дилеру для последующей перепродажи, пока не получит соответствующего разрешения.
     
     Розничный дилер может приобретать товар только у оптовых дилеров, которые уплатили СПН, на заводах, при распродажах имущества обанкротившихся предприятий, а также у дилеров, распродающих свои запасы, и т.п.
     
     Не являются субъектами обложения специальным профессиональным налогом продавцы спиртных напитков на ярмарках, пикниках, сборах, танцах и т.д. при условии, что они не занимаются продажей алкогольной продукции помимо мест проведения этих мероприятий.
     
     Производители алкогольной продукции и дилеры оптовой торговли могут осуществлять свою деятельность только при условии получения от Бюро специальной “федеральной” лицензии. Лицензии дилерам розничной торговли алкогольной продукцией выдают власти штатов.
     

Администрирование специального профессионального налога

     
     Для обеспечения собираемости СПН Бюро применяет ряд установленных процедур, в состав которых входят:
     
     - информирование налогоплательщиков о СПН;
     
     - лицензирование деятельности производителей и дилеров оптовой торговли;
     
     - рассылка ранее зарегистрированным организациям бланков деклараций и бланков требований о выдаче специальной налоговой марки;
     
     - сопоставление баз регистрационных данных Бюро и властей штатов;
     
     - проведение контрольных проверок;
     

     - начисление штрафов и пеней;
     
     - проведение уголовных расследований.
     
     Для информирования налогоплательщиков Бюро активно использует возможности сети Интернет.
     
     Пресс-релизы Бюро к 1999 налоговому году были разосланы в 78 адресов органов СМИ, а также в 660 адресов организаций и органов власти штатов.
     
     В мае каждого года Бюро высылает всем зарегистрированным участникам алкогольного бизнеса индивидуальный информационный пакет.
     
     Пакет содержит уведомление, бланк формы перерегистрации по уплате СПН, бланк налоговой декларации, конверт с адресом Бюро для пересылки заполненных бланков. В бланк налоговой декларации уже впечатано наименование фирмы, идентификационный номер, юридический адрес (адрес регистрации), адреса фактического местонахождения всех точек (объектов, площадок) фирмы, сумма налога к уплате. После сверки этих данных с фактическими налогоплательщик устраняет возможные несоответствия, актуализирует информацию и проставляет свою подпись. К заполненным формам либо прикладываются документы, подтверждающие уплату налога, либо налогоплательщик сообщает в Бюро, что он ушел с рынка производства и оборота алкогольной продукции.
     
     Дилер, решивший начать деятельность в сфере розничной торговли алкогольной продукцией, до открытия своего бизнеса обязан представить в Бюро декларацию и одновременно сделать денежный перевод суммы налога. Если бизнес развертывается на нескольких площадках, то все равно подается одна декларация, к которой прилагается перечень всех площадок с указанием их адресов и наименований и другой информации. В декларации в обязательном порядке указывается идентификационный номер работодателя - аналог идентификационного номера налогоплательщика - юридического лица.
     
     После того как налогоплательщик представит декларацию и уплатит налог, Бюро выдает ему специальную налоговую марку, в которой указан юридический и фактический адреса налогоплательщика. Количество марок соответствует количеству фактических адресов торговых точек.
     
     Специальная налоговая марка представляет собой очень удобный инструмент проверки законопослушности налогоплательщиков. Когда инспектор Бюро наносит визит в торговую точку, он требует предъявить марку и сразу может удостовериться в том, уплатил данный дилер СПН или нет.
     

     В случае изменения адреса любой из точек, в результате чего возникает несоответствие адреса, указанного в специальной налоговой марке, и фактического, налогоплательщик обязан не более чем за 30 дней до начала торговли на новом месте зарегистрировать новый адрес.
     
     Специальная налоговая марка не является “федеральной лицензией”, разрешающей участвовать в алкогольном бизнесе. Марка - это скорее квитанция, полученная налогоплательщиком от Бюро и свидетельствующая о том, что СПН был уплачен.
     
     Розничный дилер, прекративший торговлю до окончания отчетного года, не может рассчитывать на возмещение даже части уплаченного им СПН. Вместе с тем СПН может быть возмещен дилеру полностью, если на протяжении отчетного года, оплаченного специальной налоговой маркой, он не осуществлял продажу (и вообще не предлагал на продажу) алкогольных напитков.
     
     Бюро обменивается информацией с властями большинства штатов, регулярно получая от них реестры розничных торговцев алкоголем. В десяти штатах страны власти администрируют федеральный СПН самостоятельно в рамках собственных программ лицензирования. Предприятия розничной торговли в этих штатах не находятся под контролем Бюро, и соответствующие базы данных на федеральном уровне и уровне штатов не сверяются.
     
     По остальным штатам производится сверка данных баз Бюро и штатов по названиям и адресам предприятий розничной торговли. В случае обнаружения несоответствия база данных Бюро корректируется.
     
     Всем вновь выявленным в результате сверки розничным дилерам Бюро рассылает информационный пакет документов. В пакет вкладывается листовка Бюро, информационный листок, бланки документов перерегистрации и деклараций. В информационном листке перечисляются требования по уплате СПН лицами, занимающимися оптовой и розничной продажей алкоголя. Листовка предлагает розничному дилеру представить налоговую декларацию и уплатить СПН. Она также предупреждает о том, что в случае невыполнения надлежащих требований дилеру придется уплатить штраф и пени. Розничные дилеры, прекратившие или приостановившие торговлю алкогольными напитками, должны сообщить об этом в Бюро. Бюро актуализирует лицевой счет предприятия розничной торговли и не будет высылать в его адрес повторные уведомления. В противном случае Бюро будет продолжать делать начисления налога и слать уведомления еще в течение 3_х лет.
     
     Согласно законодательству США любые емкости с алкогольными напитками, как поступающие в продажу с заводов, так и поставляемые импортерами, должны быть конструктивно выполнены таким образом, чтобы можно было легко убедиться в их целостности. Крышка емкости должна содержать защитный элемент, разрушающийся при ее открывании, причем часть этого элемента должна оставаться на самой емкости. При обнаружении нарушений целостности защитного элемента розничный дилер должен информировать местное отделение Бюро.
     

В США не все налогоплательщики законопослушны

     
     Ситуацию, когда плательщик СПН не регистрирует свой алкогольный бизнес, не уплачивает налог или не сообщает о прекращении бизнеса, Бюро расценивает как нарушение и высылает письменный запрос. В запросе налогоплательщик информируется о недоимке, включающей собственно налог, штраф за непредставление декларации, штраф за неуплату налога и пени, а также  перечисляются права налогоплательщика по обжалованию действий Бюро и номер телефона, по которому можно обратиться за помощью. Одновременно в письме содержится предупреждение о том, что при отсутствии ответа к налогоплательщику будут применены процедуры по взысканию штрафов. Налогоплательщику предлагается погасить недоимку в десятидневный срок по получению запроса. Если он этого не делает, на него  начисляется дополнительный штраф и пеня.
     
     Штраф за непредставление декларации составляет 5 % от суммы налога за первый месяц задержки плюс 5 % за каждый последующий, возможно и неполный месяц. Однако сумма штрафа не может превысить 25 % от суммы налога.
     
     Штраф за неуплату налога составляет 0,5 % за первый просроченный месяц плюс 0,5 % за каждый последующий, но не более 25 % суммы налога. Если в результате расследования причин отсутствия декларации будут установлены признаки мошенничества, величина штрафа составит от 15 %, но не более 75 % от суммы налога.
     
     Величина пеней, в отличие от штрафов, не ограничивается. Пени начисляются с первого дня образования задолженности по схеме сложных процентов. В результате у налогоплательщиков, не подающих декларации в течение ряда лет, сумма пеней может оказаться весьма внушительной.
     
     Бюро имеет право заключать с налогоплательщиками различные компромиссные соглашения о выплате недоимки, в том числе о рассрочке выплаты. Если налогоплательщик докажет, что он не выполнил свои обязательства по уважительной причине, а не вследствие преднамеренного уклонения или элементарной халатности, Бюро имеет право отменить штрафные санкции.
     
     Розничный дилер, его агент или нанятый им работник, который занимается разливом спирта в бутылки (хотя бы однократно) или изменяет содержимое бутылки, добавляя в нее какую-либо жидкость или вещество (спирт, воду и т.п.), может быть подвергнут штрафу до 1 тыс. долл. и/или тюремному заключению на срок не более одного года.
     
     Дилер, преднамеренно не ведущий установленных действующим порядком записей по учету движения товаров, может быть наказан штрафом до 10 тыс. долл. или тюремным заключением на срок до 5 лет. Меры наказания дилера, не ведущего записи по оплошности - до 1 тыс. долл. штрафа и/или до одного года тюрьмы.
     

     В случае оказания сопротивления инспектору или создания препятствий исполнению им служебных обязанностей дилер может быть оштрафован на сумму до 5 тыс. долл. и/или лишен свободы на срок до трех лет. Бюро применяет эти наказания в целях повышения собираемости СПН в секторах оптовой и розничной торговли и борьбы с черным рынком алкоголя.
     

Еще немного статистики

     
     Поскольку розничная торговля алкогольными напитками лицензируется на уровне штатов, соответствующие торговые предприятия контролируются со стороны Бюро слабее. По данным 1998 налогового года в США действовало около 18 тыс. зарегистрированных предприятий по производству и оптовой торговле алкогольными напитками и около 372 тыс. - по розничной торговле. Инспекторы Бюро при проведении контрольных проверок посещают в основном предприятия по производству и оптовой продаже алкогольной продукции. Обо всех выявленных нарушениях сообщается в Национальный центр Бюро.
     
     По данным Бюро, своевременно подают декларации и уплачивают СПН до 93 % лицензированных производителей алкоголя, 95 % оптовых дилеров и 87 % известных Бюро розничных дилеров. Считается, что последняя цифра сигнализирует об определенных проблемах с взиманием налога в среде розничных дилеров. Около 0,03 % производств, 3 % оптовиков и 4 % дилеров розничной торговли не реагируют на уведомления Бюро по причине прекращения бизнеса.
     
     По данным за 1995 года сумма начисленных и взысканных Бюро штрафов с налогоплательщиков, не подавших налоговые декларации по СПН, составила около 972 тыс. долл. Штрафы за неуплату налогов составили 164 тыс. долл., пени - около 410 тыс. долл. (консолидированные данные по обороту алкоголя, табачных изделий и огнестрельного оружия). Сумма штрафов и пеней составляет около 1,4 % от суммы налоговых поступлений. По разным оценкам, 90 % указанной суммы приходится на рынок алкоголя.
     

А так ли уж нужен спецналог?

     
     В США уже долгие годы идет дискуссия о необходимости сохранения специального профессионального налога. В свое время Президент Буш предложил Конгрессу упразднить СПН с предприятий розничной продажи с одновременным увеличением нагрузки на предприятия, занимающиеся производством и оптовой торговлей алкогольной продукцией. Другие предложения предусматривали изменение объекта налогообложения, то есть переход от обложения точек бизнеса к обложению объемов производства или торговли, что считается более справедливым. В 1998 году в Конгресс США был внесен законопроект, предусматривающий полную отмену СПН для предприятий, занимающихся только оборотом алкогольной продукции.
     
     Сторонники СПН рассматривают этот налог совместно с акцизами в качестве одного из источников финансирования бюджета, а также источника финансирования затрат на государственное регулирование в сфере оборота алкоголя. За счет налоговых поступлений Бюро содержит лаборатории для испытаний, анализа и маркировки алкогольной продукции, что обеспечивает необходимый уровень контроля качества и защиты безопасности потребителей. В результате Бюро, способствуя росту спроса на алкогольную продукцию, одновременно противодействует организованной преступности.
     

     Сокращение доходов казны при отмене СПН пришлось бы все равно чем-то компенсировать, например повышением ставки акцизов. Отмену СПН в розничной торговле предлагалось компенсировать увеличением ставок налога на производителей и оптовиков.
     
     С другой стороны, будучи облеченными обязанностями контроля за уплатой СПН, инспекторы Бюро имеют право посещать объекты и требовать от налогоплательщиков ведения соответствующего учета и отчетности. Работники Бюро отмечают, что это право позволяет им эффективно контролировать систему оборота алкоголя, предотвращать нелегальную торговлю и обеспечивать сбор всех видов федеральных налогов (т.е. акцизов). Инспектор Бюро имеет право принимать от розничных дилеров наличные в счет уплаты СПН, штрафов и пеней, а также описывать имущество дилера. В случае отмены СПН инспекторы Бюро полностью лишатся права посещения предприятий розничной торговли, а права инспектирования предприятий других категорий налогоплательщиков работниками Бюро будут резко ограничены.
     
     Таким образом, после отмены СПН руководству Бюро пришлось бы предпринимать специальные усилия, в том числе по изменению действующего законодательства и совершенствованию администрирования акцизов. Сложившаяся законодательная база не предусматривает ведения записей розничными торговцами кроме как для учета и отчетности по СПН.
     
     Дилеры алкогольного рынка обязаны вести записи по всем закупкам и продажам ликероводочных изделий, вина и пива. Подлежат фиксации время поступления и количество поступивших товаров, а также данные по контрагенту-поставщику товара. Кроме того, розничный дилер должен вести записи всех продаж крупных партий алкогольных напитков [т.е. партий объемом более 20 галлонов (75,7 литров)] одному лицу. Такой дилер автоматически рассматривается в качестве лица, занимающегося оптовой торговлей. Доказать обратное он может только при условии представления неоспоримых свидетельств того, что товар был продан лицу, которое не является дилером. При этом в записях должны фиксироваться наименование и адрес покупателя товара, дата продажи, характеристики проданного товара, серийные номера упаковок, если алкогольная продукция отпускалась целыми ящиками. Инспекторы Бюро отмечают, что действующее законодательство позволяет им выявлять розничных дилеров, занимающихся оптовой продажей продукции другим розничным дилерам. Анализ записей продаж оптовых дилеров дает возможность обнаруживать незарегистрированных розничных дилеров, а также розничных дилеров, не уплативших СПН. Одновременно записи позволяют контролировать движение алкогольной продукции в системе торговли и правильность уплаты акцизов. Наконец, благодаря администрированию СПН Бюро имеет возможность выявлять недоимщиков по налогу на товарные запасы. Этот особый вид налога вводится на период повышения ставок акцизов и обычно равняется разнице между новыми и старыми ставками.
     
     Полномочия, предоставленные Бюро по администрированию СПН, успешно используются для выявления нарушений в системе распределения алкоголя. Так называемое экспортное мошенничество возникает, когда налогоплательщик декларирует, что поставил алкоголь на экспорт, хотя фактически реализовал его внутри страны. Внутренне мошенничество имеет место, если алкоголь закупается на территории с низкими налоговыми ставками и контрабандой ввозится на территорию с высокими акцизами, где нелегально реализуется.
     

     Многие критики СПН справедливо отмечают, что различные участники рынка алкогольной продукции, вынужденные платить одинаковые суммы налога, попадают в неравные условия ведения бизнеса. Их прибыль зависит не только от успехов их коммерческой деятельности, но и от местоположения предприятий и ряда других внешних факторов. В результате у налогоплательщиков с небольшими доходами отбирается большая часть заработанных денег, чем у налогоплательщиков с большой прибылью. Несправедливым считается и положение о том, что сезонные предприятия, участвующие в алкогольном бизнесе, скажем, лишь в весенне-летний период, должны платить налог за полный год.
     
     Как известно, общепринятого критерия справедливости того или иного вида налога не существует. Однако чаще всего в международной практике используется подход, в соответствии с которым налоговое бремя должно распределяться, как минимум, пропорционально доходам налогоплательщиков. Естественно, СПН этому требованию никак не отвечает.
     
     Другой критерий справедливости налогообложения - равное обложение лиц, обладающих однаковыми возможностями уплаты налогов. СПН в США не отвечает и этому критерию, прежде всего по причине относительно низкой собираемости (обусловленной относительно высоким уровнем уклонения от уплаты налога). В результате налогопослушные плательщики страдают больше, чем мошенники. И это отражается на конкурентной борьбе, в основном в сфере розничной торговли.
     
     Некоторые эксперты считают СПН несправедливым еще и по другой, довольно экзотической для нас причине. Контрольные проверки неоднократно показывали, что в США существует довольно значительная категория розничных торговцев алкоголем, которые осуществляют свой бизнес, добросовестно не предполагая о существовании СПН. Когда это обнаруживается, такие дилеры должны уплатить всю накопленную недоимку, штрафы, пени за весь период, пока они вели свой бизнес, не подавая декларацию и не уплачивая налог. И все это тяжелейшим бременем ложится на налогоплательщика.
     
     Заметим, что согласно Кодексу внутренних доходов обычно налог может быть взыскан не более чем за три предшествующих года. В течение этого же периода налогоплательщик должен хранить свои записи. Вместе с тем тот же Кодекс содержит оговорки, позволяющие налоговому ведомству снять ограничения срока давности по времени взыскания недоимки. Это можно делать, если, например, удается доказать, что налогоплательщик с целью ухода от налогов преднамеренно не подавал декларации или подавал их с искаженными данными.
     
     Специалисты отмечают, что ставки СПН не отражают изменения затрат на государственное регулирование в сфере оборота алкоголя, поскольку меняются крайне редко. В частности, они оставались постоянными с 50-х годов по конец 80-х. Действующие в 1997 году ставки были установлены в 1987 году. Наконец, доля поступлений СПН составляет лишь малую часть от суммы федеральных акцизов на алкоголь и поэтому не может играть большую роль в компенсации затрат общества. По сравнению с акцизами затраты на администрирование СПН, прежде всего в сфере розничной торговли, выше, а собираемость этого налога - ниже. Так, затраты на сбор СПН составляют примерно 1,8 центов на один собранный доллар, по акцизам - 0,4 цента на доллар. Несмотря на двадцатипроцентное увеличение количества плательщиков СПН за последние 10 лет валовая сумма поступлений от этого налога в бюджет, пересчитанная с учетом инфляции, падает.