Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


И.К. Выскребенцев,
государственный советник налоговой службы
II ранга, Министерство РФ по налогам и сборам

     

     Относится ли к забору воды для водоснабжения населения забор воды для водоснабжения жилого фонда (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося в собственности предприятий), больниц, школ, бань (муниципальных и частных), оздоровительных комплексов, гостиниц, детских садов и т.д.?

     
     Каков перечень направления воды для водоснабжения населения в целях налогообложения по плате за пользованием водными объектами?
     
     К забору воды для водоснабжения населения относится забор воды для водоснабжения только жилого фонда: городского, сельского, поселкового [государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий (организаций)].
     
     Согласно государственной статистической отчетности:
     
     в жилых домах - это население; в больницах - это больные; в санаториях, пансионатах, домах отдыха и других оздоровительных комплексах - это отдыхающие; в школах, ПТУ - это учащиеся; в институтах - это студенты; в гостиницах - это временно проживающие (гости, туристы, командировочные и т.д.); в учреждениях и организациях - это работающие; в детских садах и яслях - это дошкольники; в общежитиях - это студенты, учащиеся, работающие.
     
     Таким образом, забор воды для водоснабжения населения - это забор воды для жилого фонда. Водоснабжение перечисленных организаций (учреждений) - это забор воды для водоснабжения конкретных организаций (учреждений).
     

     Предприятия жилищно-коммунального хозяйства дотируются из местного бюджета. На таких предприятиях ежемесячно рассчитывается сумма дотации и убыток относится на счет 80 “Прибыли и убытки”. Однако дотация выплачивается не каждый месяц, а по мере возможности бюджета. Сумма дотации из бюджета проходит по счету 96 “Целевые финансирование и поступления”, убытки закрываются за счет дотации (Д-т 96 К-т 80). Цена реализации у предприятия ниже, чем себестоимость.
     
     Как следует исчислять отчисления на воспроизводство по предприятиям, получающим (хотя несвоевременно и нерегулярно) дотации из местного бюджета -по ценам реализации, которые ниже себестоимости, либо рассчитывать по себестоимости? Следует ли учитывать каким-то образом сумму плановой дотации, то есть фактически не полученную?

     
     В соответствии с п. 12, 13 инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно исходя из предусмотренных ставок и стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
     
     При реализации первого товарного продукта по ценам ниже себестоимости стоимость первого товарного продукта определяется исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, сложившуюся в отчетном периоде в данном регионе, а при отсутствии реализации аналогичной продукции - исходя из себестоимости первого товарного продукта с учетом рентабельности предприятия.
     

     При расчете отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, получающих дотации из средств местного бюджета при реализации воды населению, следует исходить из следующего.
     
     В связи с тем, что в ряде случаев по данным предприятиям тарифы на реализацию воды населению устанавливаются ниже себестоимости добываемых подземных вод не самими предприятиями, а региональными органами государственной власти, осуществлять расчет налогооблагаемой базы исходя из рыночных цен на аналогичную продукцию, как это предусмотрено п. 13 указанной выше Инструкции, нецелесообразно. В данном случае при расчете налогооблагаемой базы следует учитывать чистую выручку от реализации воды населению, то есть без сумм дотаций из бюджета, направляемых на покрытие убытков от реализации.
     

     На территории области большое число предприятий (организаций) осуществляют пользование недрами, связанное с добычей подземных вод (технической, пресной, маломинерализованной, минеральной). Некоторые предприятия бутилируют добытую воду в пластиковую тару и реализуют потребителям.
     
     Возникли разногласия по методике исчисления платежей за пользование недрами при добыче подземной воды.
     
     1. Согласно инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” налогооблагаемой базой по отчислениям на ВМСБ является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, к которым могут быть отнесены, в том числе, подземные воды.
     
     Добытую и бутилированную воду (в том числе при производстве безалкогольных напитков) для целей налогообложения следует относить к первому товарному продукту или к продукту его передела?
     
     2. Пунктом 16 инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 N 44 предусмотрено, что отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в соответствии с Положением о составе затрат включаются в себестоимость продукции.
     
     Ранее, в рекомендациях Госналогслужбы России от 29.08.94 N НП-6-02/318, указывалось, что в себестоимость добытого полезного ископаемого включаются отчисления на ВМСБ и плата за право на пользование недрами, начисленные в предыдущем отчетном периоде.
     
     При исчислении платежей за пользование недрами отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует включать в себестоимость добытых полезных ископаемых или относить на общие затраты по производству продукции?

     
     1. В соответствии с п. 3 инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” налогооблагаемой базой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых подземных вод, прошедших первичную обработку.
     
     К первичной обработке, согласно разъяснению Минприроды России, относятся обеззараживание, обезжелезивание, фторирование и другие операции по доведению воды до требований действующего ГОСТа. В указанном случае налогооблагаемой базой является стоимость добытой подземной воды, прошедшей первичную обработку, без бутилирования.
     
     2. В соответствии с п. 20 инструкции Госналогслужбы России от 30.01.93 N 17 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами” при реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела. В целях сопоставимости данных себестоимости добычи и себестоимости предела продукции при расчете понижающего коэффициента отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует включать в себестоимость добытых полезных ископаемых.

     
     Является ли плательщиком платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы комбинат, осуществляющий на территории района хранение и обслуживание запасов, материальных ценностей государственного резерва Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона от 12.02.98 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном материальном резерве”"?

     
     Исчисление и уплата в бюджет платежей за право на добычу подземной пресной воды, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы регулируется соответственно Законом РФ от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О недрах”" и Законом РФ от 30.12.95 N 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы”.
     

     В соответствии с вышеуказанными законами, а также ст. 39 Закона РФ от 26.03.98 N 42-ФЗ “О Федеральном бюджете на 1998 год” осуществляется предоставление налоговых льгот по этим платежам, в том числе комбинатам Комитета Российской Федерации по государственным резервам.
     
     Согласно действующему порядку плата за добычу подземной пресной воды и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы относятся на себестоимость продукции, а налогооблагаемой базой является соответственно: стоимость добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы; стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
     
     Совместное письмо Госналогслужбы России и ФСНП России от 30.03.98 N ВП-6-02/206, с учетом изменений, предусмотренных Законом РФ от 12.02.98 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном материальном резерве”", касается только средств, получаемых организациями системы государственного резерва от реализации материальных ценностей государственного резерва, их заимствования и других операций с ними, а также иной хозяйственной деятельности.

     
     В соответствии с п. 18 инструкции Госналогслужбы России от 30.01.93 N 17 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами” стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции, действующим на момент определения суммы.
     
     На территории области большая часть предприятий (организаций) используют добытую подземную воду для технологических и производственных нужд, для производства пищевых продуктов (в том числе, безалкогольных напитков) и другой многокомпонентной продукции.
     
     Инструкцией Госналогслужбы России от 30.01.93 N 17 не предусмотрен порядок определения стоимости добытого минерального сырья для указанной выше категории предприятий (организаций).
     
     Просим дать разъяснения по методике определения налогооблагаемой базы при исчислении платы за право добычи подземных вод:
     
     1. Следует ли относить добытую и бутилированную подземную воду к товарной продукции более высокой степени технологического передела и, соответственно, корректировать размер платежей понижающим коэффициентом?
     
     2. Как при использовании добытых подземных вод на производственные и технологические нужды предприятия следует определять для целей налогообложения стоимость добытого минерального сырья?
     
     3. Каким нормативным документом следует руководствоваться для определения налогооблагаемой базы по плате за право пользования недрами при реализации полезных ископаемых по ценам ниже себестоимости их добычи?

     
     1. Добытую и бутилированную подземную воду следует рассматривать применительно к товарной продукции более высокой степени технологического передела. В соответствии с п. 20 инструкции Госналогслужбы России от 30.01.93 N 17 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами” при реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их предела.
     
     2. В соответствии с п. 18 “в” указанной выше Инструкции стоимость добытого минерального сырья с учетом погашенных в недрах запасов исчисляется по ценам реализации товарной продукции (без учета НДС), действующим на момент определения суммы, а именно по подземным водам - исходя из сложившихся свободных цен реализации. При отсутствии цены реализации - по себестоимости добычи с учетом рентабельности предприятия.
     
     3. При определении налогооблагаемой базы по плате за право пользования недрами следует руководствоваться указанной выше Инструкцией и другими нормативными актами, связанными с платежами по добыче полезных ископаемых. Если реализация полезных ископаемых осуществляется по ценам ниже себестоимости их добычи, расчет платы производится исходя из фактической цены реализации добытого полезного ископаемого.
     

( Продолжение следует )