Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О взаимодействии при осуществлении функции контроля за поступлением налогов и иных обязательных платежей


О взаимодействии при осуществлении функции контроля за поступлением налогов и иных обязательных платежей

   

В.В. Петелин,
советник налоговой службы I ранга

  
     Действующее законодательство      предоставило налоговым органам      право осуществлять определенное взаимодействие с федеральными министерствами, их подразделениями и другими органами государственной власти.
     
     Так, Законом РФ от 21.03.91 N 943-1 и Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 340 “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” предусмотрено, что налоговые инспекции работают во взаимодействии с органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, а также районов, городов и районов в городах в процессе государственной регистрации предприятий, контроля за исполнением решений по вопросам налогообложения, координации работы по сбору необходимой информации для составления соответствующих бюджетов.
     
     Кроме того, на основании данных нормативных актов Госналогслужба России совместно с Минэкономики России и Минфином России разрабатывает налоговую политику и налоговое законодательство; координирует проведение с правоохранительными и другими контролирующими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет.
     
     Этими же законодательными актами предусмотрено, что органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие соответствующих мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.
     
     Законом РФ от 24.06.93 N 5238-1 “О федеральных органах налоговой полиции” предусмотрено, что налоговая полиция решает поставленные перед ней задачи во взаимодействии с налоговыми и иными государственными органами.
     
     Выполнение указанных выше функций налоговыми органами совместно с другими министерствами, ведомствами, иными органами государственной власти конкретизировано в ряде совместных документов, принятых в течение последних лет.
     
     В настоящее время предполагается внести существенные изменения в действующее налоговое законодательство, которые потребуют дополнительной координации действий различных органов государственной власти в целях обеспечения эффективной работы по обеспечению доходной части бюджетов разных уровней, а также внебюджетных фондов, при этом необходимо учесть уже имеющейся опыт в организации такого взаимодействия.
     

О взаимодействии ГНИ и налоговой полиции

     
     При рассмотрении соглашений и других документов, регулирующих взаимодействие госналогинспекций и органов налоговой полиции по различным вопросам их деятельности, следует выделить приказ от 11.12.96 Госналогслужбы России N ВА-3-16/112 и ФСНП России N 373, в котором определены конкретные меры по совершенствованию взаимодействия указанных органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового и иного законодательства, по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.
     
     На основании данного приказа координация деятельности и взаимодействие осуществляются:
     
     при проведении совместных документальных проверок юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в первую очередь крупных налогоплательщиков, а также хозяйствующих субъектов, допускающих грубые нарушения налогового законодательства и уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах и уплаты налогов, занимающихся производством и реализацией топлива и энергии, этилового спирта и алкогольной продукции, внешнеэкономической и торгово-посреднической деятельностью, осуществляющих бартерные операции и расчеты за товары (работы, услуги) наличными денежными средствами;
     
     при проверке на постоянной основе коммерческих банков и других кредитных учреждений по своевременному исполнению поручений налогоплательщиков и инкассовых требований налоговых органов на перечисление налогов и неналоговых обязательных платежей в бюджет и внебюджетные государственные фонды;
     
     при осуществлении контроля за соблюдением законодательства по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, за полнотой оприходования и учета наличных денежных средств, полученных с использованием контрольно-кассовых машин;
     
     при обмене информацией о выявленных формах и методах уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, соответствующей аналитической и статистической информацией по результатам проверок, методическими указаниями и рекомендациями, материалами судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам, другой информацией, представляющей взаимный интерес;
     
     при оказании взаимной правовой помощи при подготовке материалов для участия в судебных разбирательствах по делам, связанным с исками по актам совместных документальных проверок юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
     

     при подготовке совместных аналитических материалов о складывающейся обстановке в сфере налогообложения в целом и по отдельным ее элементам, предложений по совершенствованию налогового и иного законодательства, правовых нормативных актов, методических и инструктивных материалов, других организационно-распорядительных документов;
     
     при совместном информировании федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о состоянии поступлений налогов и сборов, результатах контрольной работы, причинах и условиях, способствующих совершению налоговых преступлений и правонарушений, а также по другим вопросам;
     
     при обеспечении защиты объектов налоговых органов, безопасности деятельности их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей, членов их семей, информационной безопасности, предупреждении, выявлении и пресечении фактов коррупции;
     
     при проведении совместных мероприятий по предупреждению налоговых правонарушений и преступлений, правовому и налоговому воспитанию юридических и физических лиц.
     
     На основе другого совместного приказа  от 22.05.97 Госналогслужбы России N АП-3-16/111 и ФСНП России N 171 осуществлялись дополнительные мероприятия по усилению и совершенствованию взаимодействия налоговых органов и налоговой полиции по полному и своевременному выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства.
     
     В частности, для активизации проведения соответствующих совместных мероприятий на региональном и местном уровнях создавались постоянно действующие рабочие группы для рассмотрения возникающих вопросов и выработки согласованных действий. Для этих целей использовались также решения региональных советов руководителей федеральных органов налоговой полиции и госналогинспекций; наиболее важные проблемы рассматривались на совместных заседаниях коллегий налоговых органов и органов налоговой полиции по субъектам Российской Федерации. На местах издавались совместные приказы и указания, регулирующие порядок взаимодействия этих органов в случаях, не предусмотренных упомянутым совместным приказом. Совместные проверки проводились на основе согласованных квартальных планов контрольной работы по фактам крупномасштабных налоговых преступлений, носящим межотраслевой, межрегиональный и международный характер, а также в отношении налогоплательщиков, занимающихся производством и реализацией этилового спирта и алкогольной продукции, топливно-энергетических ресурсов, внешнеэкономической и торгово-посреднической деятельностью, осуществляющих бартерные операции и расчеты за товары (работы, услуги) наличными денежными средствами. Кроме того, осуществлялись совместные служебные расследования по фактам чрезвычайных происшествий, конфликтных и экстремальных ситуаций, возникавших при проведении совместной работы.
     
     Предусматривалось оказывать взаимную правовую помощь при подготовке материалов для рассмотрения в арбитражных судах дел по искам об актах совместных документальных проверок, обеспечивать обязательное участие представителей налоговых органов и органов налоговой полиции в судебных разбирательствах по указанным искам.
     

     Как пример конкретных действий указанных органов, целесообразно упомянуть совместное письмо от 09.09.98 Госналогслужбы России N БФ-6-28/598 и ФСНП России  N АХ-3082 2 “Об активизации совместных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению правонарушителей в сфере потребительского рынка”.
     

О взаимодействии налоговых органов с органами внутренних дел

     
     Приказом от 28.05.97 МВД России N 318, Госналогслужбы России N АП-3-02/118 и ФСНП России N 185 был определен порядок взаимодействия органов внутренних дел с органами Госналогслужбы и налоговой полиции по своевременному выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства физическими и юридическими лицами, сдающими в аренду жилые и нежилые помещения.
     
     Оперативно (в двухнедельный срок) были созданы постоянно действующие рабочие группы, которые должны выполнять обязанности по координации и контролю за выполнением совместных проверок. Все планируемые мероприятия по выявлению и пресечению указанных нарушений предварительно согласовывались со всеми указанными выше органами.
     
     В соответствии с данным приказом в 1997 году была проведена обязательная контрольная проверка правильности и полноты учета сдачи в аренду производственных, складских, а также административных помещений. При этом было обращено внимание на учет арендных платежей во внереализационных доходах предприятий и организаций.
     
     В апреле 1997 года проводились массовые проверки кредитных организаций по вопросам обеспечения ими своевременного перечисления в бюджеты налоговых платежей, поступивших от налогоплательщиков (см. совместное письмо МВД России от 08.04.97 N 1/6243, Госналогслужбы России от 02.04.97 N ВА-6-05/265 и ФСНП России от 02.04.97 N СА-1085, согласованное с ЦБ РФ). Общая координация проведения указанных проверок была возложена на ГНИ по субъектам Российской Федерации.
     
     В этом же году органами МВД России, налоговой службы и налоговой полиции были осуществлены мероприятия на вещевых рынках административных центров и крупных городов по выявлению физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации и уплаты налогов. При этом ставилась задача обеспечить предъявление исков в суды о взыскании с физических лиц при установлении факта осуществления ими предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах всей суммы доходов, полученных в результате осуществления такой деятельности. Основой для этих мероприятий явилось совместное письмо МВД России от 04.06.97 N 1/10377, ФСНП России от 10.06.97 N ЮЧ-2001, Госналогслужбы России от 04.06.97 N СШ-6-08/416, а также Межведомственный план первоочередных мероприятий по пополнению доходной части бюджета.
     
     В 1997 году были осуществлены другие широкомасштабные мероприятия указанных выше органов, нацеленные на упорядочение производства и реализации спирта этилового и алкогольной продукции по реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 30.04.97 N 442 (см. письмо МВД России от 28.05.97 N 1/9782, Госналогслужбы России от 29.05.97 N АП-6-31/404, ФСНП России от 29.05.97 N СА-1843). При выявлении фактов нарушения правил продажи алкогольной продукции к виновным лицам было рекомендовано применять меры, предусмотренные уголовным и административным законодательством и направлять представления в соответствующие инстанции для решения вопроса о приостановлении или аннулировании выданных лицензий на право торговли. Контроль осуществлялся за продажей и хождением в регионах специальных марок для маркировки алкогольной продукции; выявлялись и пресекались факты подпольного производства и реализации неучтенной алкогольной продукции; предотвращалось незаконное предпринимательство в сфере торговли спиртными напитками и др.
     

     Организация проверок предприятий торговли была возложена на уже созданные мобильные группы с привлечением сотрудников других заинтересованных ведомств.
     

О взаимодействии с таможенными органами

     
     При рассмотрении опыта взаимодействия госналогинспекций, налоговой полиции с таможенными органами целесообразно привести совместное письмо ГТК России от 27.06.97 N 01-03/12153; Госналогслужбы России от 27.06.97 N ВК-6-06/485 и ФСНП России от 26.06.97 N ЮЧ-2179.
     
     В соответствии с этим документом были созданы специальные совместные рабочие группы для организации и проведения мероприятий по контролю за целевым использованием товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации в адрес российских организаций, предприятий и иных лиц, в том числе физических.
     
     Подразделения таможенных органов представляли в органы ФСНП России информацию о таможенном оформлении товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи, а также признаках нарушения таможенных правил при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
     
     Подразделения органов налоговой полиции и налоговой инспекции на основе данных, полученных от таможенных органов, осуществляли комплексные мероприятия по выявлению лиц, использовавших грузы гуманитарной помощи в коммерческих целях.
     
     В целях обеспечения координации работы министерств и ведомств Российской Федерации по выполнению Межведомственного плана первоочередных мероприятий по пополнению доходной части федерального бюджета, утвержденного Правительством РФ, совместно с ФСНП России, ГТК России, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю  и МВД России был принят приказ Госналогслужбы России от 31.05.97 N ВП-3-28/121а "Об утверждении межведомственной формы отчетности N 01-МВ “О результатах по выявлению и пресечению нарушений налогового, таможенного и валютного законодательства”".
     

О взаимодействии с федеральными министерствами

     
     Из соглашений, заключенных в 1998 году, назовем письмо Госналогслужбы России и МПР России от 21.05.98 “О взаимодействии государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации и территориальных (региональных) органов МПР России”.
     
     Указанное соглашение заключено в целях исключения дублирования в работе и призвано обеспечить максимально возможное согласование совместных планов работы, обмен информации между налоговыми инспекциями и территориальными органами МПР России
     

     Следует также отметить совместный приказ Госналогслужбы России от 05.02.98 N АП-3-04/19 и Госкомэкологии России от 04.02.98 N 64 “Об усилении взаимодействия государственных налоговых органов и государственных природоохранных органов”.
     
     Этот приказ принят в целях усиления контроля за соблюдением налогового и природоохранного законодательства и для обеспечения своевременного и в полном объеме поступления платежей за загрязнение окружающей среды в федеральный бюджет и в государственные экологические фонды.
     
     Этим приказом, в частности, предусмотрено, что территориальные природоохранные органы информируют госналогинспекции:
     
     о согласовании объемов платежей, зачисленных в счет освоенных предприятием средств на выполнение природоохранных мероприятий, после проведения установленных законодательством отчислений в федеральный бюджет и Федеральный экологический фонд;
     
     обо всех выявленных случаях представления предприятиями неверных сведений о фактических объемах сбросов, выбросов, размещении отходов загрязняющих веществ;
     
     о выявленных случаях нецелевого использования средств экологических фондов;
     
     о предприятиях и организациях, которым выданы свидетельства об отсутствии у них выбросов, сбросов загрязняющих веществ и других видов вредного воздействия на окружающую среду.
     
     Следует иметь также в виду приказ от 09.04.98 Госналогслужбы России N АП-3-07/66 и ФДС России  N 75 , которым продлено действие совместного приказа этих органов от 22.05.97 N АП-3-07/113/N 1 “Об организации взаимодействия органов управления дорожным хозяйством с налоговыми органами” в целях продолжения совместной работы по сокращению задолженности по налогам и нормализации их поступлений в Федеральный дорожный фонд.
     
     Что касается проводимых в текущем году совместных действий налоговых органов с участием отраслевых министерств, не предусмотренных ранее заключенными соглашениями, целесообразно привести совместное письмо от 17.09.98 Минпромторга России N 10-72/3254, Госналогслужбы России N КВ-6-31/629 и ФСНП России от 16.09.98 N ЮЧ-3162. В соответствии с этим письмом в целях усиления контроля за реализацией алкогольной продукции в розничной сети активизирована работа созданных ранее постоянно действующих групп из числа представителей госторгинспекции, госналогинспекции, службы налоговой полиции; при этом особое внимание обращено на подлинность специальных марок, правильность оформления сопроводительных документов и недопустимость реализации алкогольной продукции по ценам ниже минимально установленных.
     
     К действующим в настоящее время соглашениям, принятым в более ранний период, относится приказ от 04.04.97 МПС России N 10-Ц и Госналогслужбы России N ВА-3-10/66а “О Комиссии по организационному и методическому обеспечению проведения государственной налоговой политики на федеральном железнодорожном транспорте”.
     

     Создание другой аналогичной комиссии в целях координации действий и повышения эффективности работы Минтопэнерго России и Госналогслужбы России по обеспечению собираемости налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней с предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса осуществлено совместным приказом указанного выше министерства от 15.01.97 N 17 и Госналогслужбы России от 17.01.97 N ВА-3-10/6.
     
     Эта Комиссия является также постоянно действующим органом, созданным для решения проблемы финансово-экономической стабилизации предприятий отраслей топливно-энергетического комплекса, обеспечивающим полноту собираемости налогов и других обязательных платежей в бюджет с предприятий комплекса на основе организационного и методического проведения государственной налоговой политики в отраслях ТЭК, совершенствования системы платежей и расчетов, осуществления действенного контроля за состоянием расчетов с бюджетом, анализа финансового состояния предприятий и организаций, подготовки предложений по совершенствованию налогового законодательства применительно к специфическим особенностям производственной деятельности отраслей комплекса.
     
     Деятельность Комиссии осуществляется также во взаимодействии с другими федеральными экономико-финансовыми органами, а также с отраслевыми структурами и комитетами, входящими в систему Минтопэнерго России, руководителями местных органов Минфина России и Госналогслужбы России, на территориях которых расположены предприятия отраслей комплекса. Следует отметить, что для участия в работе Комиссии могут привлекаться ученые, специалисты, руководители предприятий и организаций, представители администраций регионов, на территориях которых расположены предприятия топливно-энергетического комплекса, представители других министерств и ведомств, имеющих отношение к проблеме совершенствования налоговой и платежно-расчетной политики как в отраслях ТЭК, так и в других смежных отраслях промышленности, а также, согласно действующему порядку, зарубежные фирмы для подготовки предложений по разрешению проблемы налогов и неплатежей.
     
     Следует отметить также приказ от 30.12.96 Госналогслужбы России N ВА-3-10/123 и Минпрома России N 52 “О взаимодействии Госналогслужбы России и Министерства промышленности Российской Федерации”, принятый в целях взаимодействия указанных органов в работе по совершенствованию государственной налоговой политики на предприятиях, относящихся к сфере деятельности данного министерства.
     

     Приказом от 08.10.96 Госналогслужбы России N ВА-3-04/87 и Федерального горного и промышленного надзора N 151 заключено соглашение, предусматривающее усиление взаимодействия налоговых органов и органов государственного горного надзора.
     
     Это сделано в связи с тем, что практика применения налогового законодательства при исчислении платежей за пользование недрами показала, что имеются объективные сложности в применении установленного порядка расчета платежей, вызванные отраслевыми особенностями ведения работ по добыче и переработке минерального сырья, определения объемов добычи полезных ископаемых, нормирования потерь и учета движения запасов, недостатками в определении при лицензировании пользования недрами конкретных условий взимания платежей и налогооблагаемой базы, особенно при добыче многокомпонентного сырья, а также спецификой местных законодательных решений, регламентирующих недропользование в субъектах Российской Федерации.
     
     Указанные недостатки приводили к возникновению конфликтных ситуаций, судебных разбирательств, в результате которых применялись штрафные санкции, предусмотренные налоговым законодательством, что существенно влияло на экономическое состояние недропользователей и не позволяло в полной мере обеспечить поступление в федеральный бюджет платежей при пользовании недрами.
     
     Таким образом, принятие данного соглашения позволило обеспечить более тесное взаимодействие между налоговыми органами и органами государственного горного надзора. Оперативно обмениваться информацией об имеющихся нарушениях налогового законодательства и законодательства о недрах, включая случаи самовольного пользования недрами, уклонения от налогов, недостаточного учета движения запасов полезных ископаемых.
     

О взаимодействии налоговых и органов исполнительной власти

     
     Для повышения эффективности работы налоговых органов с юридическими и физическими лицами, являющимися крупными налогоплательщиками, в том числе с предприятиями, имеющими задолженность перед бюджетами всех уровней, был издан приказ Госналогслужбы России от 06.01.97 N ВА-3-10/2 “О взаимодействии Госналогслужбы РФ и ее территориальных налоговых органов с органами исполнительной власти субъектов РФ”.
     
     Приказом предусматривалось продолжить интенсивную работу в регионах с руководителями администраций субъектов Федерации по усилению взаимодействия госналогинспекций с органами исполнительной власти. При этом по согласованию с руководителями конкретных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации проводились совещания по выработке совместных мер, направленных на обеспечение своевременности и полноты сборов налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.
     

     Следует отметить также “Порядок взаимодействия органов исполнительной власти в сфере обмена информацией о финансовом состоянии организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате, в целях координации деятельности по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и принятия наиболее эффективных мер к организациям-должникам”, который утвержден постановлением Минтруда России, Госналогслужбой России, Госкомстатом России, Федеральной службой России по делам о несосотоятельности и финансовому оздоровлению и Минэкономики России от 08.08.97 N 42/10-1-06/268/55/ВК-01/162/1 в соответствии с поручением Правительства РФ от 11.07.97.
     

О взаимодействии налоговых органов с федеральными фондами

     

О взаимодействии с Фондом социального страхования

     
     Письмом от 13.03.98 Госналогслужбы России N СШ-6-07/175 и Фонда социального страхования N 02-08/04/454П “О действиях налоговых органов и исполнительных органов Фонда социального страхования по обеспечению перечисления страховых фондов на единый счет Фонда” предусмотрено следующее.
     
     В случае выявления в ходе документальных проверок организаций-налогоплательщиков фактов неперечисления работодателями страховых взносов на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов, налоговые органы отражают данное нарушение в акте проверки, а при получении сведений о таких фактах от исполнительных органов Фонда уведомляют налогоплательщика о его обязанности в тридцатидневный срок зарегистрироваться в исполнительном органе Фонда по месту нахождения и перечислять страховые взносы на единый счет Фонда. В случае если налогоплательщик не зарегистрируется в установленный в акте или в уведомлении срок, к нему применяются соответствующие финансовые санкции.
     
     В свою очередь, исполнительные органы Фонда социального страхования в случае отказа организации-работодателя, уплачивающего взносы на социальное страхование в фонд при профобъединении или в другую организацию, от регистрации направляют сведения о таком факте в налоговый орган по месту нахождения работодателя.
     

О взаимодействии с Пенсионным фондом

     

     Письмо Пенcионного фонда от 21.06.95 “О взаимодействии органов Пенсионного фонда России и органов Госналогслужбы России при осуществлении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов” предусматривает, что в целях эффективного осуществления совместной работы налоговые органы и органы ПФР осуществляют взаимодействие и координацию в решении вопросов, связанных с банкротством плательщиков или их ликвидацией, принятием мер по взысканию с плательщиков средств ПФР.
     
     Налоговые органы совмещают проверки по вопросам, связанным с платежами в Пенсионный фонд, как правило, с проверками плательщиков по внесению налоговых платежей в бюджет. При этом налоговые органы проводят проверки плательщиков по вопросам своевременности и полноты уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд в случаях, если в намеченный проверяемый период не осуществлялась проверка данного плательщика со стороны регионального отделения ПФР. Стороны согласовывают друг с другом перечень организаций, подлежащих проверке по вопросам уплаты страховых взносов.
     
     При выявлении нарушений порядка уплаты страховых взносов в ПФР налоговые органы отражают их в общем акте проверки плательщика или составляют отдельный акт с необходимым расчетом доначисленной суммы страховых взносов и финансовых санкций, включая пени.
     
     При этом предусмотрено, что конкретизация направлений, форм и условий взаимодействия региональных отделений ПФР и налоговых органов с целью улучшения совместной контрольной работы по своевременности и полноте уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд осуществляется на местах.
     
     Более поздним письмом от 10.02.97 Пенсионного фонда N ВБ-01-28/917 и ФСНП России N СА-430 “О взаимодействии органов ПФР и ФСНП по вопросам погашения задолженности организаций в Пенсионный фонд” предусматривалось по согласованным графикам осуществлять совместные проверки организаций, имеющих крупные суммы задолженности в ПФР.
     
     Для обеспечения исполнения решений арбитражных судов по взысканию задолженности организаций Пенсионному фонду поручалось передавать в органы налоговой полиции исполнительные листы, находящиеся в региональных органах ПФР, с приложением актов документальных или камеральных проверок, а также направлять при необходимости и наличии данных об отсутствии средств на счетах организаций-должников, имеющих крупные задолженности в федеральные органы налоговой полиции, акты документальных или камеральных проверок, проведенных региональными органами ПФР, с целью принятия решений об обращении взыскания на имущество организаций-должников в размере задолженности по страховым взносам и пеням. Кроме того, в случае отсутствия данных о фактическом местонахождении организаций-должников либо их имущества, предусматривалось организовывать работу по установлению места нахождения имущества организаций-должников для обращения на него взыскания на основании письменных запросов региональных органов ПФР и другие меры.
     
     При использовании в практической работе упомянутых выше нормативных документов, а также при разработке новых аналогичных актов следует уточнить, что в текущем году Госналогслужба России внесла несколько существенных поправок в порядок взаимодействия налоговых органов с другими ведомствами и фондами в части предоставления им различной информации. Подробно эти изменения отражены в письме Госналогслужбы России от 17.06.98 N КВ-6-24/356 “О предоставлении информации по запросам сторонних организаций”.
     

     Что же касается других изменений, которые могут быть внесены в упомянутые выше соглашения и иные совместные документы с учетом новых задач налоговых и других органов, следует отметить нормативные акты, на основании которых целесообразно провести данную работу.
     
     Так, например, Федеральный закон “О плате за пользование водными объектами” и принятая в текущем году на его основе инструкция Госналогслужбы от 12.08.98 N 46 устанавливают дополнительные формы взаимодействия налоговых органов и территориальных подразделений МПР России при контроле за исчислением и уплатой соответствующих налогов. Новые формы взаимодействия этих органов будут осуществляться и при реализации мер, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 22.08.98 N 1214-р, в котором МПР России и Госналогслужбе России при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных органов и судов предписывается при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, применять в установленном порядке различные меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами.
     
     Во исполнение указанного распоряжения Правительства РФ утвержден порядок действий контролирующих органов при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии (см. письмо Госналогслужбы России от 25.09.98 N ВБ-61/3852 и МПР России от 07.10.98 N ВП-6-04/703 “О порядке возмещения убытков при безлицензионном пользовании недрами”.
     
     Практика показала также, что возникает много вопросов и в ходе взимания земельного налога. Для их оперативного решения, видимо, необходимо установление более тесного взаимодействие налоговых органов с подразделениями Госкомзема России.
     
     Определенной корректировки в совместной работе Госналогслужбы России, Банка России и исполнительных органов субъектов Российской Федерации потребовало распоряжение Правительства РФ от 29.08.98 N 1229-р, в котором предписано главам исполнительной власти и главам администраций субъектов Российской Федерации с участием Банка России установить строгий контроль за обеспечением проведения кредитными организациями своевременных расчетов за товарно-материальные ценности и выполненные работы (услуги), исполнением обязательств перед бюджетами всех уровней и вкладчиками. Госналогслужбе России и ФСНП России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено провести проверки своевременности исполнения кредитными организациями поручений клиентов и зачисления поступающих средств на счета клиентов.
     
     С введением в 1999 году первой части Налогового кодекса РФ уточняются и формы взаимодействия различных контрольных органов.
     

     Так, статьей 30 Кодекса предусмотрено, что налоговые и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных этим Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.
     
     Статьей 36 предусматривается, что органы ФСНП России по запросу налоговых органов участвуют в налоговых проверках, а при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны в трехдневный срок со дня выявления таких обязательств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
     
     Кроме того, в случаях, предусмотренных Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться и органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов (ст. 25).
     
     Указ Президента Российской Федерации от 23.12.98 N 1635 “О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам” направлен на усиление государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме. Реализация данного положения Указа также потребует от налоговых органов дальнейшего укрепления взаимодействия различных министерств и ведомств в процессе осуществления ими соответствующей контрольной работы.