Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы по платежам, связанным с пользованием природными ресурсами


Вопросы и ответы по платежам, связанным с пользованием природными ресурсами

   

Л.Н. Сенокосов,
советник налоговой службы I ранга,
Министерство РФ по налогам и сборам

В.В. Петрунин,
советник налоговой службы I ранга

     Какими нормативными актами в настоящее время регулируется взимание платежей за пользование водными объектами? В частности, реализованы ли положения Водного кодекса РФ, установившие платежи за пользование водными ресурсами, и как это связано с другими нормативными актами по данным платежам?

     
     Водным кодексом РФ от 16.11.95 N 167-ФЗ было предусмотрено взимать два вида платежа: плату за пользование водными объектами (водный налог) и отдельную плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Этим Кодексом предусматривался и конкретный механизм распределения второго вида платы между бюджетами разного уровня, Федеральным целевым фондом восстановления и охраны водных объектов и Федеральным целевым бюджетным экологическим фондом.
     
     Данные положения Водного кодекса, а также другие его нормы, касающиеся взимания платежей и порядка распределения их между бюджетами, в настоящее время не применяются, так как Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” (далее по тексту - Федеральный закон N 71-ФЗ) установлен иной порядок взимания платы и ее распределения между бюджетами разного уровня.
     
     На основе данного Закона, а также постановления Правительства РФ от 22.07.98 N 818 “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам” издана инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами”, зарегистрированная Минюстом России 01.09.98 N 1599 (далее по тексту - Инструкция N 46).
     

     Как обеспечивается действующими нормативными актами целевое использование средств, поступающих в виде платы за пользование водными объектами? Создан ли Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов?

     
     Статьей 8 Федерального закона N 71-ФЗ установлено, что поступившие суммы платы в объеме не менее 50 % направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
     

     Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” (ст. 12) (в ред. от 31.07.98) предусмотрено, что доходы федерального бюджета на 1998 год формируются, в том числе за счет платы за пользование водными объектами в размере 40 % доходов. А статьей 16 установлено, что плата, подлежащая направлению в соответствии с Водным кодексом РФ на восстановление и охрану водных объектов, зачисляется в 1998 году в федеральный бюджет без образования целевого Федерального бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов.
     
     Однако начиная с 1999 года такой фонд может быть образован в установленном порядке.
     

     Кто является плательщиком платы за пользование водными объектами? Определен ли конкретный перечень этих плательщиков?

     
     За исключением отдельных видов пользования водными объектами, не относящихся к объекту платы, и, соответственно, организаций, осуществляющих такие виды пользования (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 71-ФЗ; п. 6 Инструкции N 46), плательщиком может являться практически любая организация и предприниматель, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию.
     
     В самом указанном выше Законе какого-либо перечня организаций, относящихся к пользователям водных объектов, не приведено. В то же время в разделе I данной Инструкции приведены, для примера, перечни отдельных плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами.
     

     Одним из объектов налогообложения является сброс в водные объекты сточных вод. Что относится к понятию сточных вод и за весь ли их объем вносится плата?

     
     Плата вносится за сброс сточных вод от результата производственной и иной деятельности: дренажных, шахтных, карьерных вод (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике); хозяйственно-бытовых стоков; сточных вод после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд, для полива орошаемых земель (п. 5 Инструкции N 46 ).
     
     По определению Водного кодекса РФ от 16.11.95 N 167-ФЗ к сточным водам относятся воды, сбрасываемые в установленном порядке в водные объекты после их использования или поступившие с загрязненной территории. К дренажным - воды, собираемые дренажными сооружениями и сбрасываемые в водные объекты.
     

     По каким ставкам должны рассчитываться платежи за пользование водными объектами? Можно ли до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков производить взимание платы, например, по минимальным ставкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818?

     
     Федеральным законом N 71-ФЗ определены минимальные и максимальные ставки платы по видам пользования водными объектами, а постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818 “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам” утверждены минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, которые приведены в приложении N 1 к Инструкции N 46.
     
     В соответствии с указанным выше Законом для окончательного введения указанной платы необходимо принятие соответствующих нормативных актов законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по утверждению ставок платы уже по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов.
     
     Взимание платы по иным, например, по минимальным или максимальным ставкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818, не предусмотрено.
     

     В п. 11 Инструкции N 46 указано, что при заборе воды и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов ставки платы увеличиваются в пять раз. В каком порядке и какими органами устанавливаются эти лимиты?

     
     Лимиты водопользования для субъектов Российской Федерации устанавливаются МПР России по согласованию с Госкомэкологии России и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды на основании заявленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов по бассейнам водных объектов.
     
     Лимиты водопользования по бассейнам рек устанавливаются на основе бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и утверждаются МПР России по согласованию с Минэкономики России, Минстроем России и Госкомэкологии России.
     

     Лимиты устанавливаются для водопользователей на основании заявленных ими потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов с учетом экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов.
     
     Подробнее о порядке определения данных лимитов см. п. 14-19 постановления Правительства РФ от 03.04.97 N 383 “Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии”.

     
     Каков порядок оформления лицензий на пользование водными объектами в связи с принятием новых нормативных актов в части взимания платежей за пользование указанными объектами?

     
     Действующий порядок оформления соответствующих лицензий на водопользование предусматривает, что для получения лицензии на водопользование заявитель представляет в орган лицензирования заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и границ водного объекта, вида водопользования и его особенностей, срока действия лицензии; копии учредительных документов; копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности; справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа; документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования; предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране; данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы контроля качества вод.
     
     При использовании водных объектов для забора воды, целей гидроэнергетики, сброса сточных вод и некоторых других целей водопользования, представляются дополнительные сведения. Например, при использовании водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, представляется также лицензия на пользование недрами (подробнее о порядке оформления лицензий см. постановление Правительства РФ от 03.04.97 N 383 “Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии”, п. 20-47).
     

     Какие организации не являются плательщиками за пользование водными объектами и в каком порядке могут быть предоставлены дополнительные льготы по данному виду платежей?
     

     В соответствии с Федеральным законом N 71-ФЗ и Инструкцией N 46 не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:
     
     - забора воды для: ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; санитарных, экологических и судоходных попусков; рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; орошения земель с/х назначения с/х предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами; централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;
     
     - использования водных объектов для: размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод; для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения; строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья); сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике; проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.
     
     Кроме того, не являются объектом платы работы по проведению государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ; осуществление рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства, а также ее организация лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов.
     
     Что касается предоставления дополнительных льгот водопользователям, то указанными выше Законом и Инструкцией определено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта. Данная норма также закреплена в ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”  (в ред. от 31.07.98 N 150-ФЗ). Кроме того, Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” (в ред. от 31.07.98) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать решения о не начислении пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (ст. 25).
     

     Водным кодексом (ст. 21 и 46) установлено, что водными объектами особого пользования являются водные объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц. Предусмотрены ли какие-либо особенности в исчислении платы за пользование указанными водными объектами ?

     
     Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора на пользование водным объектом.
     
     Права на обособленные водные объекты приобретаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, земельным законодательством РФ и Водным кодексом РФ от 16.11.95 N 167-ФЗ. Этими и другими нормативными актами (в частности, постановлением Правительства РФ от 03.04.97 N 383 “Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии”) и не предусмотрены особенности исчисления платежей при пользовании этими объектами, а также установления льгот по платежам. В связи с этим в п. 4 Инструкции N 46 записано, что по водным объектам, находящимся в особом пользовании, платежи вносятся в общем порядке (исключая обособленные водные объекты).

     
     В Федеральном законе от 06.05.98 N 71-ФЗ приводятся виды водопользования, за которые должна взиматься плата, но не указано при пользовании какими именно водными объектами должны вноситься данные платежи. Как решается этот вопрос исходя из норм других нормативных актов?

     
     В соответствии с Водным кодексом РФ от 16.11.95 N 167-ФЗ в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные, подземные водные объекты, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Федеральным законом N 71-ФЗ предусмотрено взимание платы за пользование водными объектами исключая забор воды из подземных водных объектов. А установленные постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818 минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами дифференцированы именно по конкретным бассейнам рек, озерам и морям.
     

     Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ не предусмотрено внесение в бюджет платы за пользование водными объектами при проведения мониторинга водных объектов. Любая ли организация при осуществлении данных работ имеет такую льготу?
     

     Такая льгота предоставлена при проведении только государственного мониторинга водных объектов специальными государственными органами. Так, постановлением Правительства РФ от 14.03.97 N 307 “Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов” определено, что государственный мониторинг водных объектов ведется Минприроды России совместно со специально уполномоченными государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
     
     Поэтому государственный мониторинг водных объектов, осуществляемый именно этими органами, не является объектом платы, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 71-ФЗ и п. 6 Инструкции N 46.
     

     Включается ли плата за сверхлимитный забор воды в себестоимость продукции (работ, услуг) или же относится на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия?

     
     Постановлением Правительства РФ от 05.09.98 N 1048 внесены изменения в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (в ред. от 11.09.98 N 1095).
     
     В соответствии с подпунктом “б” п. 2 данного Положения плата за пользование водными объектами включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     При этом к пользованию водными объектами относится, в том числе, и сверхлимитный забор воды.
     
     Данные изменения внесены на основании ст. 7 Федерального закона N 71-ФЗ, которой предусмотрено, что “сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг)”.
     

     Правомерно ли взимание платы за пользование недрами при безлицензионной добыче подземных пресных вод по максимальным ставкам платы, учитывая распоряжение Правительства РФ от 22.08.98 N 1214-р?

     
     Указанным распоряжением предоставлено право исходить из максимальных уровней платежей за пользование недрами лишь при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, и применять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации меры. То есть этим распоряжением Правительства РФ уточняется механизм расчета нанесенного государству экономического ущерба. При этом каких-либо новых полномочий налоговым и другим контролирующим органам в части взимания платежей не предоставлено. В связи с этим сохраняется порядок применения ставок при пользовании водными объектами, предусмотренный Федеральным законом N 71-ФЗ.
     

     Постановлением Правительства РФ от 29.09.97 N 1251 “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах” предусмотрены платежи за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. В связи с этим какими документами следует руководствоваться при определении именно объектов охоты?
     

     В постановлении Правительства РФ от 29.09.97 N 1251 “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах” (в ред. постановлений от 15.11.97 N 1433 и от 11.08.98 N 927) утверждены предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 41 “Охота” Федерального закона от 24.04.95 N 52-ФЗ “О животном мире” принято постановление Правительства РФ от 27.12.95 N 1289 “О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты” (в ред. распоряжения Правительства РФ от 23.11.96 N 1739-р и постановления Правительства РФ от 30.07.98 N 859), в котором также содержится перечень этих объектов.

     
     Какая предусмотрена ответственность за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания?

     
     Статьей 56 Федерального закона от 24.04.95 N 52-ФЗ “О животном мире” предусмотрено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
     
     Статья 52 этого Закона предусматривает штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
     
     Аналогичные штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами предусмотрены и ст. 40 Федерального закона от 30.11.95 N 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации”.
     
     Кроме того, данным Законом предусмотрена административная ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновных, в частности, в выдаче лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов на континентальном шельфе вне пределов своей компетенции. Физические и юридические лица, виновные, в частности, в нарушениях, повлекших ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов континентального шельфа, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба (подробнее см. ст. 46 Закона).
     
     В Административном кодексе РСФСР (в ред. Градостроительного кодекса РФ от 07.05.98 N 73-ФЗ, Федеральных законов от 25.06.98 N 91-ФЗ, от 24.07.98 N 127-ФЗ) ответственность за нарушения правил пользования животным миром предусмотрена статьями: 48.1 “Нарушения права государственной собственности на животный мир”; 56.1 “Незаконная выдача лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации”; 56.2 “Нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации”; 56.3 “Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации”; 57.1 “Нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации”; 58 “Невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями”; 84.1 “Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру”; 84.2 “Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных”; 84.3 “Нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу”; 84.4 “Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных”; 85 “Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром”; 86 “Нарушение правил китобойного промысла”.
     

     Как исчисляется размер ущерба от незаконного добывания и уничтожения рыбных запасов и других водных объектов животного мира? Какие ставки и таксы при этом применяются в конкретных расчетах?

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.05.94 N 515 “Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов” размер ущерба, наносимого рыбным запасам и другим водным биологическим ресурсам в результате нарушения законодательства об охране рыбных запасов при эксплуатации, строительстве, реконструкции и расширении предприятий, сооружений и других объектов и проведении различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах и в прибрежных полосах (зонах), определяется по специальным методикам, утверждаемым федеральными органами исполнительной власти по рыболовству, охраны окружающей среды по согласованию с Минфином России.
     
     Этим же постановлением Правительство РФ в целях охраны запасов ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных в акваториях России утвердило конкретные таксы для исчисления взысканий за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации и до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств.
     
     Эти таксы установлены за один экземпляр животного (рыб, морских млекопитающих, водных беспозвоночных и др.) в размере кратном минимальному размеру оплаты труда. В зависимости от объекта животного мира размеры такс колеблются от 0,02 (иглокожие), 10 (некоторые виды рыб), 100 (крупные водные млекопитающие) и до 2500 (редкие виды) минимальных размеров оплаты труда.
     
     Кроме того, применяются и таксы, утвержденные приказом Минприроды России от 04.05.94 N 126 “Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира”. Эти таксы также установлены в размере кратном минимальному размеру оплаты труда как по отдельным видам, так и по группам животных.
     

     Определен ли порядок добычи объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты? Какими нормативными актами это регулируется?
     

     Помимо видов биоресурсов, отнесенных к объектам охоты, в отдельных случаях может осуществляться добыча и других объектов животного мира, в том числе и занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
     
     Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.01.97 N 13 “Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации” добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу  Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях.
     
     При этом добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды. Этим Комитетом во исполнение данного постановления Правительства РФ приказом от 04.04.97 N 147 “Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации” утвержден соответствующий Порядок, а также форма “Разрешения на добывание указанных объектов животного мира” (приложения 1 и 2 к этому приказу).
     

     Какие санкции предусмотрены за нарушения лесного законодательства?

     
     Постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 551 “Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации” предусмотрено, что с лесопользователей, лесхозов и других организаций, ведущих лесное хозяйство в лесном фонде, в лесах, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, землях водного фонда, допустивших нарушения лесохозяйственных требований, взыскиваются неустойки. Так, например, за самовольную рубку, уничтожение, повреждение деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке - применяется 30-кратная ставка лесных податей за древесину срубленных, уничтоженных, поврежденных деревьев, кустарников и лиан.
     
     Подробнее виды нарушений и размеры неустоек см. в п. 72-76 раздела VIII “Ответственность за нарушения лесохозяйственных требований” данного постановления.
     

     При этом следует иметь в виду, что с принятием этого постановления не следует применять “Размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах Российской Федерации”, указанные в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 05.02.92 N 67 “Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации”, так как это постановление утратило силу именно в части утверждения размеров неустоек.
     
     А “Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства РФ”, данные в приложении N 2 к этому же постановлению, в настоящее время продолжают применяться.
     
     Кроме того, ст. 110 Лесного кодекса РФ от 22.01.97 N 22-ФЗ предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации. При этом штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами Федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий указанных должностных лиц.
     
     В Административном кодексе РСФСР (в ред. Градостроительного кодекса РФ от 07.05.98 N 73-ФЗ, Федеральных законов от 25.06.98 N 91-ФЗ, от 24.07.98 N 127-ФЗ) меры ответственности за нарушения правил лесопользования нашли отражение в ст. 48 и 61-76.
     

     Является ли плательщиком налога на пользование водными объектами организация, забирающая воду у предприятия ЖКХ? Означает ли введение нового налога отмену платы за добычу подземной воды и взимаемой в настоящее время платы за забор промышленными предприятиями воды из водохозяйственных систем?

     
     Плата за пользование водными объектами, установленная Федеральным законом N 71-ФЗ, вводится за несколько видов водопользования, в том числе вместо платежей за забор промышленными предприятиями воды из водохозяйственных систем, уплачиваемых в соответствии с письмом Минфина РСФСР от 27.05.91 N 16/111 “Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду”. Таким образом, с момента установления законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации конкретных ставок платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов платежи, предусмотренные указанным выше письмом Минфина РСФСР, не вносятся.
     
     В данном случае организация, получающая воду через систему ЖКХ, не является плательщиком по новому Закону, так как этим Законом плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Этим же Законом предусмотрено, что плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
     

     Таким образом, плата за добычу подземных вод, осуществляемая на основании лицензии на право пользования недрами, является иным видом платежа и взимается на основании Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах”".