Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает М.Н. Михайлов, советник налоговой службы II ранга, ГНИ по Московской обл.


На вопросы налогоплательщиков отвечает
М.Н. Михайлов,
советник налоговой службы II ранга, ГНИ по Московской обл.

     

     В каком отчетном периоде следует отражать возврат алкогольной продукции на склад предприятия-производителя?

     
     Введение в действие с 18 февраля 1998 года изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах” (внесены Федеральным законом от 14.02.98 N 29-ФЗ) поставило предприятия, производящие алкогольную продукцию, в непростые условия при исчислении и уплате акцизов по алкогольной продукции. В соответствии со ст. 5 названного Закона датой реализации подакцизной алкогольной продукции считается день отгрузки. При этом предприятию необходимо уплатить в бюджет сумму акциза по отгруженной алкогольной продукции через 45-60 дней со дня ее отгрузки независимо от того, получило предприятие оплату за эту продукцию или нет. В таких условиях предприятия-производители алкогольной продукции зачастую вынуждены требовать от своих покупателей оплаты отгруженной в их адрес алкогольной продукции до наступления сроков уплаты акцизов в бюджет по этой продукции, а при непоступлении оплаты - возврата отгруженной алкогольной продукции.
     
     Однако в соответствии с той же статьей 5 Закона РФ “Об акцизах” отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными на территории Российской Федерации по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, включая давальческое, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета не подлежит, а относится на финансовые результаты.
     
     На практике в случае возврата предприятию ранее отгруженной алкогольной продукции это может привести к ситуации, когда в том периоде, в котором произведен возврат продукции, сумма акциза по возвращенной продукции будет больше суммы акциза, начисленной к уплате в бюджет по отгруженной в том же периоде алкогольной продукции. Это произойдет, например, в случае значительного уменьшения объемов выпуска алкогольной продукции по сравнению с предыдущим месяцем в связи с колебаниями покупательского спроса на продукцию предприятия. Образовавшаяся в результате этого отрицательная разница не может быть принята к зачету по акцизам, а должна быть отнесена на финансовый результат. Таким образом, для предприятия-производителя алкогольной продукции в рассматриваемой ситуации исключительно важное значение приобретает порядок отражения в бухгалтерском учете возврата ранее отгруженной продукции.
     
     Инструктивным материалом по данному вопросу предусмотрено следующее. Пунктом 24 инструкции Госналогслужбы России от 10.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”, в редакции последующих изменений и дополнений, определено, что в случае возврата покупателями товаров после оплаты расчетных документов, а также отказа заказчиками от ранее оплаченных работ очередные платежи в бюджет уменьшаются на сумму налога по таким операциям.
     

     Аналогичное положение было включено в инструкцию Госналогслужбы России от 22.07.96 N 43 “О порядке исчисления и уплаты акцизов” (п. 18, в редакции Изменений и дополнений N 1). В новой инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 N 47 “О порядке исчисления и уплаты акцизов” данное положение отсутствует. Однако для предприятий остается действующим вышеупомянутое положение п. 24 Инструкции N 39 по налогу на добавленную стоимость.
     
     Таким образом, если произведена оплата продукции, которая в дальнейшем возвращается предприятию, предприятие должно отразить этот возврат в том отчетном периоде, в котором произведен возврат (для целей исчисления налога на добавленную стоимость и, соответственно, акцизов).
     
     Что же касается неоплаченной продукции, то необходимо учитывать, что действующим порядком оформления счетов-фактур, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914, не предусмотрено составление какого-либо нового счета-фактуры по возврату неоплаченной отгруженной продукции, кроме того счета-фактуры, по которому была ранее произведена отгрузка предприятием в адрес покупателя.
     
     Иными словами, если возврат продукции (в том числе, подакцизной) покупателями произошел до оплаты этой продукции, предприятие представляет уточненные расчеты по налогу на добавленную стоимость и акцизам за тот период, в котором произошло их начисление в расчетах по той продукции, которая в дальнейшем была возвращена производителю.
     

     Предприятие, производящее водку, длительное время не оплачивало спирт, из которого изготавливало свою продукцию. Каков порядок принятия к зачету сумм акциза по этому спирту?

     
     Согласно п. 7.9 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 N 47 “О порядке исчисления и уплаты акцизов” принятие к зачету сумм акциза по приобретенному подакцизному сырью (в данном случае по спирту) производится в период списания сырья на производство реализованной подакцизной продукции, но не ранее периода, в котором произошла оплата этого сырья. Если предприятие-изготовитель алкогольной продукции длительное время не оплачивало спирт, используемый в качестве подакцизного сырья для производства алкогольной продукции, и сумма акцизов по реализованным подакцизным товарам начислялась в эти отчетные периоды без ее уменьшения на сумму акциза по сырью, оно должно поставить весь акциз по сырью на возмещение в том периоде, в котором им произведена оплата сырья. Однако если в данном случае возникает по расчету акциза отрицательная разница между суммами начисленного акциза по реализованным товарам и акцизом по использованному сырью, данная отрицательная разница в соответствии с Законом “Об акцизах” к зачету не принимается, а относится на финансовый результат.
     

     Предприятие использовало для выпуска алкогольной продукции этиловый спирт, полученный в соответствии с выделенной ему квотой, но оплаченный физическим лицом в счет взаиморасчетов этого лица с организацией-покупателем алкогольной продукции данного предприятия. Может ли быть принят к зачету акциз по этому спирту при расчете акцизов, причитающихся к уплате в бюджет?
     

     Согласно п. 7.3 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 N 47 “О порядке исчисления и уплаты акцизов”, если за сырье, использованное для производства подакцизных товаров, расчеты между организациями осуществляются путем товарообменных операций, проведения взаимных зачетов, оплаты векселями или иными встречными обязательствами, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную покупателем по сырью, при предоставлении налогоплательщиками копий платежных поручений с отметкой банка и соответствующих налоговых или таможенных органов Российской Федерации об уплате и фактическом поступлении суммы акциза в бюджет Российской Федерации по использованному сырью. В предыдущей инструкции Госналогслужбы России от 22.07.96 N 43 “О порядке исчисления и уплаты акцизов” такие условия для принятия к возмещению суммы акциза по использованному этиловому спирту касались только предприятий, работающих на давальческом подакцизном сырье. Таким образом, условия для зачета сумм акциза по использованному сырью, существовавшие до этого только в отношении давальческого сырья, распространены также на сырье, расчеты по которому проведены взаимозачетами, векселями и т.д.
     
     Инструкция Госналогслужбы России от 10.08.98 N 47  опубликована в “Российской газете” 14 октября 1998 года. Согласно п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 13.05.96 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
     
     Соответственно, ужесточение требований по принятию к зачету суммы акциза по спирту, оплаченному в форме взаимозачетов, введенное инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.98 N 47, может быть распространено только на спирт, полученный или оплаченный путем взаимозачетов после 24 октября 1998 года.
     
     Следует отметить, что еще до опубликования инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 N 47 пунктом 22 Положения о лицензировании деятельности по производству, разливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.07.98 N 727, предусмотрено, что Госналогслужба России аннулирует лицензии в случае осуществления расчетов между организациями через третьих лиц, путем взаимозачетов и другими формами расчетов, минуя свои расчетные счета. Аналогичная ответственность установлена для поставщиков спирта Положением о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, утвержденным тем же постановлением Правительства РФ. Данное постановление было опубликовано 27 июля 1998 года.
     

     Предприятие-производитель алкогольной продукции не наклеило специальные марки на выпущенную продукцию, а отпустило эти марки торговой организации по отдельной накладной в комплекте со своей продукцией. Предусмотрена ли какая-либо ответственность в этом случае для предприятия-производителя алкогольной продукции?
     

     В соответствии с Правилами маркировки специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденными Минфином России 24.12.96 N 107, специальная марка наклеивается на горлышко бутылки (боковую плоскость емкости) и верхнюю часть укупорочного колпачка таким образом, чтобы она плотно прилегала к горловине (боковой плоскости емкости) и непременно повреждалась при вскрытии бутылки (емкости).
     
     Согласно ст. 156.2 Кодекса об административных правонарушениях за необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками установленных образцов, на руководителей или должностных лиц организации-производителя накладывается штраф в размере ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 224.2 данного Кодекса штраф налагается органами Госналогслужбы России.
     

     Каким образом определить подлинность марок, наклеенных на алкогольную продукцию, не прибегая к помощи специальных приборов?

     
     Действительно, подлинность акцизных и специальных марок, наклеенных на алкогольную продукцию, достоверно можно определить только специальными приборами. Организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю алкогольной продукцией, могут приобрести эти приборы и включить их в состав своих основных средств или малоценных быстроизнашивающихся предметов. Однако подлинность некоторых видов марок вполне можно проверить визуально. Так, специальные марки на крепкую алкогольную продукцию, произведенную в России (ими маркируется алкогольная продукция крепостью свыше 28 %), на одном из краев марки имеют овальный знак с надписью “Россия”. Цветовой фон этого знака при рассмотрении под разными углами зрения меняется с малинового на зеленый. Поддельные марки имеют в этом месте фонд надписи “Россия” интенсивного малинового или розового цвета, который не меняется при любом повороте бутылки. Марки, имеющие на своем краю овальный знак с надписью “Россия”, наклеиваются на тару емкостью 0,25 литра и более. Марки, предназначенные для маркировки тары емкостью менее 0,25 литра, такого знака не имеют.
     
     Однако существует и другой способ убедиться в подлинности алкогольной продукции, приобретаемой мелкими партиями. Для этого необходимо в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.08.97 N 1019 “Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации” потребовать при покупке копию сертификата соответствия, заверенную печатью последнего владельца товара, товаротранспортную накладную и справку к товаротранспортной передаче товара продавцом и покупателем и заверения их печатями.
     

     Все эти документы должны быть заверены оригиналами оттисков печатей, все реквизиты должны быть заполнены. Как правило, алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, сопровождается документами, содержащими путанные и противоречивые сведения. Так, номер сертификата соответствия и наименование производителя продукции в разделе “А” справки к товаротранспортной накладной могут не соответствовать данным копии сертификата соответствия, раздел “Б” справки к товаротранспортной накладной может быть не до конца заполнен. Это означает, что вам не будут известны организации-перекупщики данной партии алкогольной продукции и риск приобретения нелегальной продукции в этом случае очень велик.
     
     Внимательное изучение сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, согласно постановлению Правительства РФ от 15.08.97 N 1019 поможет избежать приобретения алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.