Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Годовой отчет за 1998 год - требования налоговых органов, предъявляемые к достоверности отчетности


Годовой отчет за 1998 год - требования налоговых органов, предъявляемые к достоверности отчетности


B.C. Лубяная,
советник налоговой службы III ранга,
ГНИ по Московской обл.

     В связи с тем что Минфин России      не утвердил новые правила составления и представления годовой бухгалтерской отчетности, налогоплательщики применяют действующую Инструкцию о годовой бухгалтерской отчетности, утвержденную приказом Минфина России от 12.11.96 N 97, начиная с годовых отчетов за 1996 год. Изменения и дополнения к ней, утвержденные приказом Минфина России от 20.10.98 N 47н, коснулись только общественных организаций (объединений), осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), для которых дополнительно введена отчетная форма N 6 “Отчет о целевом использовании полученных средств”. Объем годовой бухгалтерской отчетности для таких общественных организаций (объединений) установлен в сокращенном объеме форм: N 1 “Бухгалтерский баланс”, N 2 “Отчет о финансовых результатах”, N 6 “Отчет о целевом использовании полученных средств”. Этим же приказом для субъектов малого предпринимательства, общественных объединений и иных организаций при незначительной сумме активов, учитываемых в бухгалтерском балансе, разрешено составление и представление годовой бухгалтерской отчетности в целых рублях.
     
     Для остальных организаций и предприятий объем годовой отчетности за 1998 год, сроки и адреса представления, порядок заполнения форм отчетности и другие требования, связанные с формированием годовой бухгалтерской отчетности, не претерпели изменений.
     
     В данной ситуации важным остается четко определить нормативную базу по бухгалтерскому учету, правильно и своевременно отразить все изменения и дополнения, которые вносились Минфином России в правила ведения бухгалтерского учета, а также Госналогслужбой России в правила формирования показателей бухгалтерского учета для целей налогообложения.
     
     Основные из них:
     
     1. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н (далее по тексту - Методические указания), определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств на основе Положения по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ-6/97 (см. приказ Минфина России от 03.09.97 N 65н). Новые правила и требования по учету основных средств следует выполнять начиная с оборотов по операциям с 1 января 1998 года. С изданием настоящих Методических указаний все ранее утвержденные нормативные документы по учету основных средств отменены.
     
     2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 27.07.98 N 34н (далее по тексту - Положение по бухгалтерскому учету), вводится в действие с 1 января 1999 года взамен действующего Положения по бухгалтерскому учету и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 N 170.
     

     3. Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ-5/98, утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н, вводится в действие с 1 января 1999 года для учета всех видов имущества, относимого к средствам в обороте: материалов, готовой продукции, товаров, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. После разработки методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов все ранее действующие нормативные указания по этому вопросу, в том числе Положение по учету материалов, утвержденное письмом Минфина СССР от 30.04.74 N 103, и по учету МБП, утвержденное письмом Минфина СССР от 18.10.79 N 166, и другие, будут упразднены.
     
     Новые правила ведения бухгалтерского учета, вытекающие из вышеупомянутых нормативных документов, а также случаи целесообразности применения конкретного способа (метода) в бухгалтерском учете предприятия должны быть отражены в учетной политике на 1999 год.
     
     4. Постановление Правительства РФ от 24.07.98 N 627, которым был уточнен начиная с 1998 года порядок расчета амортизационных отчислений и переоценки основных средств в 1998 году, а именно сняты ограничения в части применения понижающего коэффициента к норме амортизационных отчислений, то есть с 1 октября 1998 года предприятиям независимо от организационно-правовой формы разрешается применять понижающие коэффициенты в размере без ограничений, а не до 0,5, как это было установлено ранее. Размер этих коэффициентов должен определяться организациями самостоятельно. Кроме этого, Правительство РФ разрешило осуществить в 1998 году уценку основных средств в случаях, если по результатам проведенной в 1997 году переоценки основных фондов балансовая стоимость некоторых из них оказалась выше текущей рыночной стоимости. В результате осуществления такого мероприятия может возникнуть ситуация, когда начисленная амортизация (износ) будет превышать первоначальную стоимость. По таким уцененным объектам следует установить процент изношенности по состоянию на 1 октября 1998 года и определить расчетным путем (процентным отношением) износ основных фондов и остаточную стоимость основных средств после проведенной уценки основных средств.
     
     Разъяснение по практическому применению постановления Правительства РФ от 24.06.98 N 627 сообщено в письме Госкомстата России от 22.09.98 N ВГ-1-23/3747.
     

     31 декабря 1998 года истекает срок применения форм первичной учетной документации, утвержденных ЦСУ СССР в виде двух альбомов типовых межведомственных форм первичной учетной документации. В 1998 году Госкомстатом России утверждены новые альбомы унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий - три альбома по 11 разделам учета. Их введение как элемента учетной политики начинается с 1 января 1999 года.
     
     Налогоплательщики - акционерные общества до конца 1998 года обязаны провести ряд мероприятий по приведению в соответствие величины уставного капитала и номинала ценных бумаг, а также чистых активов. Перечень этих мероприятий определен постановлением Правительства РФ от 18.02.98 N 217 “Об особенностях обращения ценных бумаг в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” и постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20.04.98 N 6.
     
     Указанными постановлениями были установлены особенности пересчета ценных бумаг в связи с деноминацией российских денежных знаков и масштаба цен, в том числе определен перечень объектов пересчета (акции, облигации, дивиденды и другие доходы, начисленные, но не выплаченные до 1 января 1998 года), определен особый порядок округления числовых показателей этих объектов, несколько отличный от ранее установленного, отражены также вопросы внесения изменений в учредительные документы, проспекты эмиссий и планы приватизации, связанные с деноминацией российского рубля.
     
     К “текущим проблемам” годового отчета следует отнести вопросы, возникающие у налогоплательщиков в связи с финансовым кризисом и банкротством кредитных учреждений, в том числе:
     
     а) потери денежных средств, хранящихся в кредитных учреждениях, в связи с банкротством последних. В бухгалтерском учете остатки таких денежных средств учтены на счетах 51 “Расчетный счет”, 52 “Валютный счет”, 55 “Специальные счета в банках”. При этом по остаткам валютного счета сохраняется обязательство начислять курсовую разницу ежемесячно с отражением на счете 80 “Прибыли и убытки” либо 83 “Доходы будущих периодов” (в зависимости от учетной политикой организации), с перенесением в конце года итогового сальдо счета 83 на счет 80. В случае обращения налогоплательщиков в суд допускается списание денежных средств на счет 63 “Расчеты по претензиям”, но это не освобождает налогоплательщика от начисления курсовой разницы на этом счете.
     
     Списать данные средства с баланса как потери можно только после признания банка банкротом и его ликвидации по решению соответствующих органов. С кредита счетов 51, 52, 55 в дебет счета 84 “Недостача и потери от порчи ценностей” компенсируемые потери отражаются по дебету счетов 51, 52, 06, 10, 41 и т.п., в зависимости от конкретного возмещения, с кредитом счета 84, а остальная невозмещенная разница списывается на финансовые результаты в дебет счета 80;
     

     б) учет суммовых разниц в случаях, если сделки (договора) заключаются юридическими лицами в иностранной валюте, условных денежных единицах (экю, “специальных правах заимствования”). Правила учета суммовых разниц в бухгалтерском учете установлены приказом Минфина России от 12.11.96 N 97 с их отнесением на финансовые результаты деятельности организации. В то же время в соответствии с нормами налогового законодательства в расчете налогооблагаемой прибыли участвуют только положительные суммовые разницы. Отрицательные суммовые разницы не уменьшают налогооблагаемую прибыль. При составлении расчетов по налогу прибыль организации для целей налогообложения должна быть увеличена на сумму отрицательных суммовых разниц. Аналогичен метод учета суммовых разниц и в расчете налога на добавленную стоимость;
     
     в) обеспечение подтверждения статей бухгалтерского баланса результатами годовой инвентаризации согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.95 N 49. При этом основные требования, предъявляемые к проведению этого мероприятия, не изменились, за исключением обязанностей, заключающихся в оприходовании неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости с отражением на увеличение финансовых результатов (п. 34 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
     
     Обоснованность остатка резервов предстоящих расходов и платежей в балансе по состоянию на 1 января 1999 года (кредитовое сальдо) по счету 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей” подтверждается годовой инвентаризацией. При этом следует иметь в виду, что для целей налогообложения будет приниматься только остаток резерва по ремонту основных фондов и по ремонту особо сложных видов, выполняемых в течение ряда лет, что соответствует п. 10 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92, с учетом изменений и дополнений от 01.07.95 N 661.
     
     На остаток резерва отпусков по состоянию на 1 января 1999 года, не списанный в конце отчетного года, следует увеличить налогооблагаемую прибыль исходя из разъяснений Госналогслужбы России от 30.08.96 N ВГ-6-13/616, согласно которым на затраты для целей налогообложения принимается сумма фактических выплат очередных и дополнительных отпусков, а не сумма образованного резерва на отпуска. Для организаций, принимающих решение о нецелесообразности начислять резервы предстоящих расходов и платежей в 1999 году, необходимо остатки средств резервов, образовавшихся по состоянию на 31 декабря 1998 года, зачислить на увеличение прибыли.
     

     При применении в бухгалтерском учете норм Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств следовало с 1 января 1998 года учет основных средств привести в соответствие с правилами и процедурами этой инструкции. При этом следует принимать во внимание, что по некоторым пунктам Методических указаний имеет место неувязка с нормами нового Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В случаях расхождений в методологии учета основных средств между этими документами с 1 января 1999 года необходимо применять методику, предусмотренную Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности как документа второго уровня и более высокой значимости.
     
     Рассмотрим некоторые правила ведения бухгалтерского учета основных средств.
     
     В Методических указаниях по учету основных средств широко используется термин “рыночная стоимость” основных средств, по которой налогоплательщики обязаны отражать в бухгалтерском учете оприходование объектов основных средств по операциям их движения. Например: по операциям безвозмездного получения, дарения (п. 25); оприходования неучтенных объектов основных средств, обнаруженных при инвентаризации (п. 34), и другим.
     
     Методика определения рыночной стоимости известна и впервые была приведена в постановлении Правительства РФ от 19.08.94 N 967 для решения вопросов, связанных с переоценкой основных средств. Методические указания по учету основных средств также устанавливают источники формирования рыночной стоимости основных средств (п. 25).
     
     Обращаем внимание налогоплательщиков на то, что неисполнение этого требования ведет к искажению (занижению) объектов налогообложения по налогу на имущество и налогу на прибыль согласно действующему налоговому законодательству. Пунктом 102 Методических указаний предусмотрена норма, разрешающая при списании основных средств в условиях недоначисленной амортизации направлять сумму дооценки, приходящуюся на конкретный объект, на закрытие отрицательного результата по счету 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств” (Д-т 87 “Добавочный капитал”, субсчет “Прирост стоимости имущества по переоценке”, К-т 47 в пределах имеющейся суммы). При этом п. 96 предусмотрено также условие оприходования деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного имущества, а также лома, утиля по цене возможной реализации (Д-т 10, 12 К-т 47).
     
     Налогоплательщикам необходимо учитывать, что эта норма предусмотрена и в новом Положении по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, но в более жестком варианте. Согласно п. 54 с 1 января 1999 года материальные ценности, полученные от списания основных средств и малоценных предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания с зачислением на финансовые результаты (Д-т 10, 12 К-т 80).
     

     Методические указания (п. 28) предусматривают принятие к бухгалтерскому учету основных средств, не принадлежащих организации на правах собственности, а именно полученных в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа (Д-т 01 К-т 87).
     
     Важным при составлении годового отчета за 1998 год является четкое представление о способах начисления амортизации основных средств и перечня объектов, на которые она не начисляется.
     
     Начиная с 1998 года организации получили право начислять амортизацию основных средств для целей бухгалтерского учета с применением четырех новых способов (п. 56 Методических указаний). В то же время для целей налогообложения будут приниматься амортизационные отчисления, рассчитанные “по старой методике” исходя из норм амортизации, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072, включая ускоренную амортизацию в размере не выше коэффициента 2, а по лизинговым операциям - не выше 3 в размере, установленном договором лизинга. Это соответствует п. 9 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552.
     
     Перечень объектов основных средств, на которые не начисляется амортизация, приводится в п. 48 и 49 Методических указаний. При этом действие нормы, предусмотренной п. 49, о неначислении амортизации по основным фондам, приобретенным за счет бюджетных ассигнований, начинается с оборотов за 1998 год.
     
     Согласно п. 38 Методических указаний организациям разрешено самостоятельно один раз в году на 1 января отчетного года переоценивать основные средства путем индексации или прямого пересчета по документально обоснованным рыночным ценам. Таким правом организации могут воспользоваться, если предусмотрят такую возможность в учетной политике на 1999 год и уточнят стоимость всех объектов учета основных средств либо отдельных единиц в 1999 году. Этим же пунктом изменен порядок отражения результатов переоценки объектов основных средств по всем видам, включая основные средства непроизводственного назначения, на счете 87 “Добавочный капитал”. Новшества и изменения в бухгалтерском учете и отчетности, предусмотренные новым Положением по бухгалтерскому учету, должны найти отражение в учетной политике на 1999 год. Новые нормы либо дополнения, уточнения к ранее действующим, а также расширение понятия отдельных бухгалтерско-экономических категорий содержат следующие пункты нового Положения по бухгалтерскому учету: 9, 14, 22, 28, 36, 44, 50, 51, 56, 70, 72, 77, 78, 86 и др. Прокомментируем некоторые из них:
     
     п. 22, 86 - введено новое требование к использованию информации первичных документов и бухгалтерской отчетности, содержащих показатели, отнесенные к государственной тайне. Требования к лицам, имеющим доступ к такой информации, изложены в п. 22;
     

     п. 14 - дает разъяснение по необходимости наличия обязательной подписи главного бухгалтера на финансовых и кредитных обязательствах, возникающих из договоров по товарному и коммерческому кредиту, займа, финансовым вложениям.
     
     Эта норма потребует уточнения системы документооборота и внесения изменений в учетную политику организации;
     
     п. 44 - метод амортизирования, постепенного списания разницы между номинальной стоимостью долговой ценной бумаги и фактическими затратами на ее приобретение по мере начисления доходов по ценной бумаге установлен по всем видам вложений, а не только по государственным ценным бумагам;
     
     п. 50 - при определении лимита стоимости малоценных предметов и других ценностей, относящихся к средствам в обороте (критерии отнесения сохранены на уровне 1998 года), организации получили право самостоятельно устанавливать меньший лимит. Это означает, что исходя из конкретных задач организации руководитель имеет право установить лимит стоимости малоценных предметов в размере, например, 20-кратного, 60-кратного и т.п. установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда. При этом у налогоплательщика должен быть утвержден перечень объектов основных средств, которые относятся к основным средствам независимо от стоимости;
     
     п. 51, 56 - предусмотрены отличные от ранее действующих способы списания стоимости малоценных предметов и нематериальных активов, а именно посредством начисления амортизации: процентный способ (только для малоценных предметов) - исходя из фактической себестоимости малоценных предметов и ставки в 50 или 100 % при передаче в производство или эксплуатацию; линейный способ - исходя из фактической стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной в зависимости от срока его полезного использования; способ списания пропорционально объему продукции (работ, услуг).
     
     При этом п. 54 Положения по бухгалтерскому учету предусматривает списание на увеличение финансовых результатов по рыночной стоимости материальных ценностей, остающихся от списания непригодных предметов в обороте;
     
     п. 52, 56 - поименованы малоценные предметы и нематериальные активы, на которые не начисляется амортизация по аналогии с основными средствами, а именно полученные по договору дарения и безвозмездно, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иные аналогичные средства (например, гранты);
     

     п. 77, 78 - утверждена новая редакция оформления фактов списания дебиторской и кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности (три года или четыре месяца), других долгов, не реальных для взыскания. Процедура списания таких сумм ужесточена, а именно: по данным проведенной инвентаризации расчетов по каждому обязательству, при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации;
     
     п. 70 - процедура образования и использования резерва сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами (балансовый счет 82, субсчет 1 “Резервы по сомнительным долгам”) не претерпела каких-либо изменений, кроме одного новшества - резерв сомнительных долгов в 1999 году можно создавать поквартально;
     
     п. 86 - срок представления годовой бухгалтерской отчетности не изменен: в течение 90 дней по окончании года (годовых отчетов за 1998 год - не позднее 31 марта 1999 года). В то же время предусмотрена ограничительная норма более раннего срока представления годового отчета - не ранее 60 дней по окончании отчетного года. Исходя из этого, конкретная дата представления годовой бухгалтерской отчетности за 1998 год вышестоящей организацией, устанавливаемая учредителями-участниками, - не ранее 1 марта 1999 года.
     
     В заключение следует заметить, что годовой бухгалтерский баланс за 1998 год - основной финансовый документ, данные которого используются налоговыми органами для исчисления всех налогов, предусмотренных законом. Из этого следует, что по завершении мероприятий, связанных с составлением годовой отчетности за 1998 год, налогоплательщики обязаны перейти к не менее важному этапу - формированию показателей бухгалтерской отчетности для целей налогообложения путем корректирования показателей бухгалтерской отчетности, в том числе по следующим показателям: валовая прибыль, себестоимость, выручка от реализации “по методу оплаты”, - руководствуясь Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, с учетом изменений и дополнений от 01.07.95 N 661, постановлениями Правительства РФ от 20.11.95 N 1133, от 22.11.96 N 1387, от 11.03.97 N 273, от 27.05.98 N 509, от 05.09.98 N 1048, от 11.09.98 N 1099, законодательными актами, разъяснительными письмами и рекомендациями Госналогслужбы России и Минфина России по этому вопросу.