Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенные режимы отказа в пользу государства и уничтожения товара


Таможенные режимы отказа в пользу государства и уничтожения товара

     

А.Н. Козырин,
профессор, доктор юридических наук

     В таможенный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ТК      РФ) вошло всего несколько небольших статей, касающихся таможенных режимов отказа в пользу государства и уничтожения товара, давших самую общую характеристику их правового регулирования. Детально порядок их применения регламентирован в соответствующих положениях, утвержденных приказами ГТК России*1.
     
     -----
     *1 Приказ ГТК России от 30.12.93 N 559 “Об утверждении Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства”, с изменениями от 5 июля 1994 года; приказ ГТК России от 18.05.94 N 203 “Об утверждении Положения о таможенном режиме уничтожения”

     
     Непосредственно из текста нормативных актов трудно уяснить “привлекательность” этих таможенных режимов. С первого взгляда, они даже могут показаться “бесполезными” и лишенными практического смысла для участника внешнеторговой деятельности. Не сразу найдешь примеры таких ситуаций, когда владелец отказывается от своего товара, передавая его в одном случае в собственность государства, а в другом - вовсе уничтожая. Однако во внешнеторговой практике таможенные режимы отказа и уничтожения используются достаточно часто и приходят на помощь участникам внешнеторговой деятельности в самых сложных ситуациях.
     
     Чаще всего импортер выбирает режим уничтожения, когда его товар после перемещения через таможенную границу утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (нередко подобное случается, когда товар длительное время хранится на таможенном складе). Уничтожив под таможенным контролем такой товар, участник внешнеторговой деятельности освобождается одновременно и от транспортных расходов по вывозу продукции с таможенной территории Российской Федерации, и от уплаты таможенных пошлин и налогов. Таможенный режим уничтожения применяется также в вы-ставочном деле: стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости самих стендов, рекламного оборудования и даже некоторых экспонатов, что и побуждает уничтожать их под таможенным контролем либо передавать в собственность государства. Просто “оставить”, “забыть” эти предметы участник выставки или ярмарки не может, так как ввозил их на таможенную территорию Российской Федерации под обязательство обратного вывоза, а следовательно, если не состоится перемещение груза за пределы таможенной территории Российской Федерации, его владелец (декларант) должен будет уплатить причитающиеся таможенные пошлины, налоги и сборы. Легальной возможностью не вывозить груз обратно и в то же время не уплачивать таможенные платежи является представление на таможню надлежащим образом оформленного акта об уничтожении товара под таможенным контролем либо отказе от него в пользу государства.
     
     Использование режима отказа в пользу государства так же, как и режима уничтожения напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации импортного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа в пользу государства в связи со значительным повышением ставок ввозных таможенных пошлин. Резкое увеличение таможенных платежей может сделать импортный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию своего товара на российском рынке.
     

     Если вывоз такого товара с таможенной территории Российской Федерации также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенные режимы отказа в пользу государства или уничтожения товара. Первый, как правило, выглядит предпочтительнее. Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера. Кроме того, уничтожение товара производится за счет заинтересованного в этом лица и приводит при прочих равных условиях к дополнительным для него расходам.
     
     Правовое регулирование таможенных режимов отказа в пользу государства и уничтожения базируется на ряде общих и специальных принципов. Среди общих принципов выделим следующие. Во-первых, использование этих режимов не должно повлечь для государства каких-либо расходов (ст. 103, 106 ТК РФ). Во-вторых, декларирование режимов отказа и уничтожения допускается только с разрешения таможни (ст. 102, 105 ТК РФ). В-третьих, всю ответственность за правомерность заявления режимов отказа и уничтожения несет декларант.
     
     К специальным принципам режима уничтожения относятся:
     
     а) запрет применения режима в целях извлечения дохода;
     
     б) ответственность лица, перемещающего товары, за соблюдение условий таможенного режима (за соблюдение правовых предписаний в отношении транспортных средств перед таможенными органами отвечает перевозчик);
     
     в) соблюдение природоохранного законодательства;
     
     г) обязательное помещение уничтожаемого товара и образовавшихся отходов (остатков) под таможенный контроль;
     
     д) принцип предпочтительности режима отказа в пользу государства.
     
     Последний принцип означает, что в случае возможности помещения товаров или транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства, таможня обязана предложить декларанту воспользоваться именно этим режимом. В этом случае таможенный орган выдает разрешение на уничтожение товара только при наличии веских причин, обосновывающих необходимость выведения товаров или транспортных средств из оборота.
     
     Законность операций, проводимых при осуществлении режима уничтожения товара, предполагает соблюдение всех общих и специальных принципов. Если хотя бы один принцип нарушается, проводимые действия приобретают незаконный характер. Так, например, если таможенный орган не имеет возможности осуществить контроль за фактическим уничтожением товаров и транспортных средств, разрешение на использование этого таможенного режима не может быть выдано, поскольку нарушается принцип обязательного помещения уничтожаемого товара и образовавшихся отходов (остатков) под таможенный контроль. В соответствии с соблюдением природоохранного законодательства запрещается уничтожать товары под таможенным контролем, если это может причинить существенный вред окружающей среде. Кроме того, не допускается помещение под режим уничтожения животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Для подтверждения того, что уничтожение товаров не причинит существенного вреда окружающей природной среде, таможенный орган вправе обязать декларанта представить заключение органов государственного экологического контроля.
     

     Кроме того, в случае если уничтожение товаров сопряжено с выбросом (захоронением, затоплением и т.п.) вредных, потенциально опасных, токсичных и радиоактивных отходов, предоставление режима уничтожения допускается только с разрешения государственных органов в области охраны окружающей среды и органов санитарно-эпидемиологического надзора.
     
     В числе специальных принципов режима отказа в пользу государства можно назвать:
     
     а) запрет изменения режима отказа в пользу государства на любой другой таможенный режим;
     
     б) принцип материальной выгоды для государства от использования режима отказа;
     
     в) освобождение таможенных органов от удовлетворения каких-либо имущественных требований третьих лиц в отношении товаров и транспортных средств, от которых декларант отказался в пользу государства.
     
     Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:
     
     1) стоимость товаров и транспортных средств не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;
     
     2) возможность реализации товаров и транспортных средств таможенными органами ограничена.
     

Особенности правового регулирования режима уничтожения

     
     В соответствии со ст. 10 ТК РФ уничтожение товаров - это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования и т.д.). Само уничтожение может осуществляться как путем полного уничтожения (сжигания, разрушения, захоронения и т.п.), так и путем приведения товаров в состояние, непригодное для использования (демонтаж, разборка, различные механические повреждения). В последнем случае таможня, контролирующая уничтожение товара, следит за тем, чтобы наносимые механические повреждения полностью исключали возможность последующего восстановления уничтожаемых товаров и использования их в первоначальном виде. Само применение данного таможенного режима допускается только в том случае, если в результате использования выбранного способа уничтожения товары полностью утрачивают свои потребительские свойства и стоимость.
     
     Важной особенностью режима уничтожения является то, что помещаться под этот режим могут только фактически ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации иностранные товары и транспортные средства. Заметим, что в отличие от режима уничтожения действие режима отказа в пользу государства может распространяться как на иностранные, так и на отечественные товары.
     

     Декларировать режим уничтожения товара может его владелец либо таможенный брокер. Заявлять об уничтожении транспортного средства может только перевозчик.
     
     Законодательство запрещает помещать под таможенный режим уничтожения товары и транспортные средства:
     
     запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию;
     
     принятые таможенными органами в качестве предметов залога (до прекращения отношений залога);
     
     изъятые по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, по делам о нарушении таможенных правил, в отношении которых таможенным органом или судом (судьей) принято решение о конфискации, а также предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран.
     
     Для помещения товара под режим уничтожения заинтересованное лицо представляет таможенному органу грузовую таможенную декларацию (ГТД), заявление и, при необходимости, некоторые другие документы (накладные, коносаменты, счета-фактуры и др.). В заявлении заинтересованное в использовании данного таможенного режима лицо должно точно определить предмет, подлежащий уничтожению (наименование, количество и местонахождение товаров); причины выведения товара из оборота; способ, дату и место уничтожения, а также предоставить информацию об отходах (остатках), образовавшихся в результате уничтожения. Кроме того, заявитель берет на себя обязательство предоставить таможенному органу к установленному им сроку акт об уничтожении. Последний вместе с ГТД хранится в делах таможенного органа. Акт об уничтожении составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать следующие сведения:
     
     1) дату составления;
     
     2) наименование, индивидуальные признаки, количество товаров и транспортных средств;
     
     3) способ, дату и место уничтожения;
     
     4) наименование, индивидуальные признаки и количество образовавшихся остатков (отходов);
     
     5) перечень лиц, присутствовавших при уничтожении.
     
     Таможенный орган вправе установить, что уничтожение может быть произведено только в присутствии должностного лица таможни, что должно быть оформлено соответствующей надписью на заявлении декларанта.
     
     Акт об уничтожении заверяется подписями и печатями уполномоченного представителя лица, перемещающего товары, а также должностного лица таможенного органа.
     

     Местом таможенного оформления в связи с заявлением режима уничтожения является:
     
     а) в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза, свободной таможенной зоны, свободного склада, реэкспорта - место расположения таможни, предоставившей такие товары в распоряжение лицу в соответствии с избранным таможенным режимом;
     
     б) в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и ввезенных товаров, помещенных под таможенный режим транзита или перемещаемых в соответствии с правилами доставки под таможенным контролем, - место расположения таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся такие товары или транспортные средства.
     
     Решение о предоставлении разрешения на помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим уничтожения принимает начальник соответствующего таможенного органа или лицо, его замещающее, если нормативным актом ГТК России не будет установлено иное. При принятии такого решения начальник таможенного органа руководствуется прежде всего таможенным законодательством.
     
     Таможенный сбор, уплачиваемый за оформление товаров, помещаемых под режим уничтожения, взимается в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости и в иностранной валюте, курс которой должен котироваться Банком России, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров. При оформлении транспортных средств таможенный сбор взимается только в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной 15 долларам США за каждую единицу транспортного средства, но не более 0,1 процента их таможенной стоимости.
     
     Специфика правового регулирования режима уничтожения проявляется в особом порядке таможенного оформления отходов (остатков), образовавшихся после уничтожения. Все такие отходы подлежат таможенному оформлению как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации в таком состоянии. Таможенный орган, давший разрешение на помещение товаров под режим уничтожения, определяет место таможенного оформления отходов по своему усмотрению. Он может установить, что отходы должны быть помещены на склад временного хранения. Срок подачи таможенной декларации - до 7 дней с даты фактического уничтожения товаров. Таможенные пошлины, налоги, а также сборы за таможенное оформление не взимаются, во-первых, если дальнейшее использование отходов (остатков) невозможно, поскольку они захоронены (затоплены, сожжены и т.д.), а во-вторых, если таможенная стоимость отходов не превышает сумму, равную 20 долларам США. В этих двух случаях само декларирование производится путем указания сведений об отходах в заявлении и акте об уничтожении.
     

Особенности правового регулирования таможенного режима отказа в пользу государства

     

     В соответствии со ст. 105 ТК РФ отказ в пользу государства - это таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара в пользу государства без взимания таможенных пошлин и налогов и применения мер экономической политики.
     
     Как уже отмечалось, в основание правового регулирования таможенного режима отказа в пользу государства положен разрешительный принцип. Для того чтобы получить разрешение на помещение товара под режим отказа, декларант, которым может быть как лицо, перемещающее товар, так и таможенный брокер, должен подать соответствующее заявление либо заполнить ГТД. В случае если декларант пишет заявление, таможенный орган все же оформляет ГТД на помещенный под режим отказа товар в целях ведения таможенной статистики. Заявление адресуется начальнику структурного подразделения таможенного органа (либо лицу, его замещающему), который вправе дать разрешение на использование режима отказа в пользу государства. В заявлении декларант указывает наименование товара (транспортного средства), его индивидуальные признаки и количественные характеристики, а также причины отказа.
     
     Разрешение на помещение товаров под режим отказа оформляется с помощью надписи “Отказ разрешен” на заявлении (либо ГТД, если вместо заявления подается грузовая декларация), которая заверяется подписью начальника структурного подразделения таможенного органа и его личной номерной печатью.
     
     Таможня обязана отказать в предоставлении данного режима в отношении:
     
     1) товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из нее;
     
     2) товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Российской Федерации или заявленных к реимпорту;
     
     3) вооружения, боеприпасов, военной техники, ракетно-космических комплексов, систем связи военного назначения, урана, наркотических средств и ядовитых веществ, отходов радиоактивных материалов и взрывчатых веществ, электрической энергии и других товаров, поименованных в приложении N 1 к Положению о таможенном режиме отказа.
     
     Таможенный орган может не предоставить режим отказа в пользу государства в случаях, обозначенных в данном Положении. Однако, как и в случае с режимом уничтожения, таможенники имеют право действовать фактически по собственному усмотрению, ссылаясь на “наличие достаточных оснований” для отказа в предоставлении режима (п. 2.3 Положения).
     

     Лицо, отказавшееся от своих товаров в пользу государства, обязано за свой счет доставить эти товары в место, определенное таможенным органом.
     
     Свидетельством, подтверждающим факт смены собственника товара, выступает акт передачи. Он является документом строгой финансовой отчетности и составляется по просьбе декларанта в двух экземплярах, один из которых хранится в таможенном органе, а другой передается лицу, отказавшемуся от товаров в пользу государства. Акт должен содержать следующие сведения:
     
     1) дату составления документа;
     
     2) наименование организации, передавшей товар;
     
     3) наименование таможенного органа, принявшего товар;
     
     4) наименование, индивидуальные признаки и количественные характеристики передаваемых товаров.
     
     Акт заверяется подписями и печатями принимающей и передающей сторон, при этом акт от имени таможенного органа подписывает лицо, занимающее материально ответственную должность.
     
     Местом таможенного оформления товаров, помещенных под режим отказа, становится место расположения таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся данные товары. Законодательство устанавливает, что при заявлении режима отказа в пользу государства сбор за таможенное оформление не взимается.
     
     К финансово-правовым особенностям режима отказа следует отнести право декларанта требовать возврата некоторых денежных сумм. Во-первых, возвращаются суммы, внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Во-вторых, государство должно вернуть декларанту импортные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы, уплаченные при помещении товаров под таможенные режимы реэкспорта и переработки на таможенной территории. В-третьих, возврату подлежат суммы экспортных таможенных пошлин, уплаченные при помещении товаров под режим переработки вне таможенной территории. Наконец, декларант вправе рассчитывать на получение сумм экспортных пошлин, уплаченных им при заявлении режима экспорта и временного вывоза в случае, если товары не были фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации. При этом импортные пошлины, НДС и акцизы с временно ввезенных товаров, помещенных впоследствии под режим отказа, возврату не подлежат.