Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Совершенствование расчетов с бюджетом при отпуске древесины на корню


Совершенствование расчетов с бюджетом при отпуске древесины на корню


Е.А. Юдин,
советник налоговой службы II ранга,
Министерство РФ по налогам и сборам

     В условиях реформирования налоговой системы Российской Федерации происходит существенная методическая и организационная перестройка порядка налогообложения юридических и физических лиц по большинству поступающих в государственный бюджет налогов, сборов и других платежей. Целью проводимой реформы является стабилизация налоговой политики, базисным документом которой является Налоговый кодекс, а также более полная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государства.
     
     В связи с принятием в 1997 году Лесного кодекса Российской Федерации и разработанной к настоящему времени новой нормативной базой по регулированию правоотношений в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов возникла необходимость в пересмотре действующего порядка расчетов с бюджетом при отпуске древесины на корню.
     
     В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.94 N 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню” соответствующие платежи вносятся каждым лесопользователем в доход бюджета исходя из общей стоимости, отпущенной ему по всем лесорубочным билетам древесины с объемом отпуска по каждому из них более 500 куб.м в следующие сроки:

     
     15 февраля -15 %;
     
     15 марта   -10 %; 
     
     15 апреля  -10 %;
     
     15 июня    -10 %;
     

     Сравнение действующего порядка внесения в бюджет платы за древесину на корню, исходящего из принципа установления сроков уплаты в зависимости от объема отпуска древесины по отдельным лесорубочным билетам, с ранее действовавшим порядком, введенным в действие инструкцией Минфина СССР от 31.03.87 N 84 “По лесному доходу” и предусматривавшим установление сроков внесения платежей в зависимости от их сумм, свидетельствует о том, что в нынешних условиях рассмотрение стоимостных показателей в качестве соответствующего критерия для внесения платежей по срокам в связи с постоянным повышением ставок платежей нецелесообразно.
     
     Указанная выше инструкция Минфина СССР предусматривала два варианта внесения в бюджет платы за древесину на корню. При этом единовременный порядок уплаты начисленных сумм распространялся на плательщиков второй группы (сельскохозяйственные формирования и граждан) в связи, как правило, с малыми объемами производившейся ими заготовки древесины, а также на плательщиков первой группы (государственные лесозаготовительные предприятия, бюджетные, общественные и иные организации), если стоимость древесины, отпущенной лесопользователям из лесосечного фонда, по каждому лесорубочному билету конкретного года не превышала 500 руб. При общем размере платежей по каждому лесорубочному билету более 500 руб. их внесение в бюджет осуществлялось, как и в настоящее время, в течение года по восьми срокам, приуроченным к тем же календарным датам.
     

     Таким образом, в инструкции Госналогслужбы России N 25 частично сохранен существовавший ранее порядок. В связи с вступлением в силу новых нормативных актов, действующий порядок расчетов с бюджетом по плате за древесину на корню при сохранении его отдельных положений должен быть существенно переработан.
     
     Установленные инструкцией Госналогслужбы России N 25 сроки внесения платежей  вызывали в отдельных случаях возражения органов лесного хозяйства и лесопользователей, дополнявшиеся предложениями передать право установления этих сроков территориальным органам власти. Но такое право  предоставлено органам власти в регионах только в отношении арендной платы за пользование участками лесного фонда.
     
     По нашему мнению, при обосновании сроков внесения в бюджет платы за древесину на корню необходимо принимать во внимание следующее:
     
     - сроки должны быть относительно равномерно распределены по установленному лесорубочным билетом периоду заготовки древесины;
     
     - количество сроков и распределение по ним общей суммы платы должны создавать для лесопользователей стабильную финансовую нагрузку, нормальный режим реализации древесины и формирования необходимого резерва денежных средств для расчетов с бюджетом;
     
     - критерием, определяющим необходимость внесения платежей в течение нескольких сроков, должен быть соответствующий объем древесины, указанный в лесорубочном билете (при объеме отпускаемой в рубку древесины ниже этого показателя целесообразно внесение платежей в единовременном порядке).
     
     Действующие сроки внесения в бюджет платы за древесину на корню в определенной мере отвечают названным требованиям, а для их изменения необходимы, на наш взгляд, соответствующие расчеты, учитывающие влияние на результативность лесозаготовительного производства и формирование выручки лесопользователей от реализации лесопродукции различных экономических и природных факторов.
     
     Установление нескольких сроков внесения платежей при большом объеме заготовки древесины вызвано тем, что средства для расчетов с бюджетом появляются у лесопользователей, как правило, по мере реализации отведенной им в рубку и заготовленной древесины. Такой порядок имеет целью поддержание стабильного финансового положения лесопользователей в течение всего периода эксплуатации лесосечного фонда и, следовательно, при соблюдении ими всех необходимых лесохозяйственных требований создает условия для сбалансированных отношений с бюджетом. Однако в хозяйственной практике нередко встречаются случаи несоблюдения лесопользователями установленных сроков уплаты и полноты вносимых по ним платежей.
     
     Так, при отпуске древесины в объеме более 500 куб. м по каждому лесорубочному билету лесхозы производят перерасчеты сумм платежей по срокам, наступающим после изменения ставок лесных податей, по всем выданным лесопользователям лесорубочным билетам на разработку лесосечного фонда текущего года. Указанное положение не распространяется на ситуации, когда по всем выданным отдельному лесопользователю на очередной год лесорубочным билетам лесосеки после заготовки на них древесины с оформлением в установленном порядке актов освидетельствования мест рубок сданы лесхозу. Тем не менее лесопользователи зачастую игнорируют необходимость внесения очередных платежей в увеличенном за счет новых ставок размере.
     

     Перерасчеты должны осуществляться лесхозами по отдельным лесорубочным билетам независимо от начала и окончания заготовки древесины (в том числе в порядке досрочной рубки, начатой в предыдущем году), объема фактически заготовленной по ним древесины и размера внесенных платежей по предыдущим срокам уплаты.
     
     Указанное условие, на наш взгляд, нужно сохранить и при новом порядке расчетов лесопользователей с бюджетом, установленном Лесным кодексом от 29.01.97 N 22-ФЗ и проектом части второй Налогового кодекса. Однако необходимо принять во внимание изменение сроков заготовки и вывозки древесины.
     
     Основами лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.93 N 4613-1 было предусмотрено зачисление лесных податей и арендной платы в местные бюджеты. В настоящее время в связи с изменением схемы распределения платежей за пользование лесными ресурсами между уровнями бюджетной системы порядок внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, требует уточнения по ряду положений.
     
     Проектом части второй Налогового кодекса предусмотрено установление сроков внесения платы за древесину на корню Правительством РФ. На наш взгляд, целесообразно сохранить установленные инструкцией Госналогслужбы России N 25 сроки уплаты независимо от того, что в соответствии с Лесным кодексом указанный налог подлежит зачислению в федеральный и региональные бюджеты. Это сохранит единство подхода при проведении контрольной работы по указанному налогу, не вызовет существенного усложнения процедуры начисления финансовых санкций при выявлении недоимки по платежам.
     
     В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России N 25 плата за древесину, отпускаемую на корню, полностью вносится в доход бюджета в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд, в том числе и по тем билетам, по которым лесопользователям предоставлены согласно Правилам отпуска древесины на корню в лесах СССР (утверждены постановлением Совета Министров СССР от 30.10.81 N 1045) отсрочка на заготовку древесины. При рубке древесины в течение предоставленной лесхозами на следующий год отсрочки по лесорубочным билетам дополнительные платежи в бюджет лесопользователями не вносятся.
     
     Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 551) предусмотрено, что период заготовки и вывозки древесины и, соответственно, период действия лесорубочных билетов устанавливается продолжительностью 12 месяцев со дня их выписки.
     

     С учетом указанного условия внесение в бюджет платежей за древесину на корню должно осуществляться по установленным срокам в следующем порядке:
     
     - одна часть платежей подлежит внесению в год получения лесорубочных билетов, начиная со срока, предшествующего дню получения билетов, и заканчивая последним в календарном году сроком - 15 декабря;
     
     - другая часть платежей подлежит внесению в год окончания действия лесорубочных билетов, начиная с первого в календарном году срока - 15 февраля и заканчивая предпоследним перед днем окончания действия билетов сроком.
     
     Например, по лесорубочному билету, выданному 18 августа 1999 года, внесение платежей в бюджет должно осуществляться:
     
     в 1999 году - перед выдачей билета (10 %), 15 сентября (15 %), 15 ноября (15 %) и 15 декабря (15 %);
     
     в 2000 году - 15 февраля (15 %), 15 марта (10 %), 15 апреля (10 %) и 15 июня (10 %).
     
     Требование внесения первых платежей в доходы соответствующих бюджетов перед получением лесорубочных билетов вызвано необходимостью получения от лесопользователей подтверждения их платежеспособности и своевременной постановки на учет в налоговых инспекциях по месту заготовки древесины.
     
     Исходя из предлагаемой схемы по лесорубочным билетам, выданным после внесения первого платежа в период с 1 января по 14 марта конкретного календарного года, внесение в установленные сроки всех последующих платежей должно осуществляться в полном объеме в течение того же календарного года.
     
     В случае если лесхозы по договоренности с лесопользователями установят более короткие сроки заготовки и вывозки древесины (менее 12 месяцев), в последний перед истечением периода действия лесорубочных билетов срок уплаты должны быть внесены платежи по всем оставшимся срокам.
     
     Например, по лесорубочному билету, выданному 3 ноября 1999 года для заготовки и вывозки древесины в течение 6 месяцев, внесение платежей должно осуществляться:
     
     в 1999 году - перед выдачей билета (15 %), 15 ноября (15 %) и 15 декабря (15 %);
     
     в 2000 году - 15 февраля (15 %), 15 марта (10 %) и 15 апреля (30 %).
     

     Определенные особенности порядок расчетов с бюджетом имеет при оформлении лесорубочных билетов по истечении очередных сроков уплаты и при досрочном окончании заготовки древесины, в связи с чем необходимы более детальное рассмотрение таких случаев, а также конкретизация по ним позиции налоговых органов.
     
     В настоящее время в случае получения лесопользователями лесорубочных билетов после наступления очередных сроков плата за древесину на корню по истекшим срокам подлежит внесению в бюджет в ближайший после получения билетов срок исходя из действующих в это время ставок. Соответственно, ранее действовавшие с начала года ставки для расчета платежей не применяются, поскольку цены реализации лесопродукции за истекший период меняются и, как правило, в сторону увеличения.
     
     В условиях, когда согласно Правилам отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации период действия лесорубочных билетов продолжается и в следующем году после окончания очередного календарного года, этот порядок утрачивает силу, а исключение из практики лесопользования досрочной рубки и отсрочек на заготовку древесины при сохранении неустоек за оставление недорубов повышает требования к свое-временному проведению и качеству лесосечных работ.
     
     При досрочном окончании заготовки древесины по всем оформленным лесхозом на лесопользователя лесорубочным билетам в счет лесосечного фонда очередного года (окончание заготовки фиксируется актами освидетельствования мест рубок) лесопользователь вносит в доход бюджета плату за древесину на корню по предстоящим срокам уплаты в пятидневный срок после окончания заготовки древесины исходя из действующих в этот момент ставок лесных податей. В этом случае при пересмотре ставок после наступления очередных сроков по соответствующим лесорубочным билетам корректировка внесенных платежей не производится.
     
     По нашему мнению, сохранение указанного условия в новом порядке расчетов с бюджетом, несмотря на меньшую частоту пересмотра минимальных ставок на федеральном уровне, по-прежнему будет являться для лесопользователей дисциплинирующей и стимулирующей мерой, поскольку они будут заинтересованы закончить рубку по соответствующим лесорубочным билетам в возможно короткий срок и без оставления недорубов и не начатых рубкой лесосек.
     
     В этом случае требуется сохранение, а зачастую, и усиление контроля за досрочным окончанием рубки лесопользователями со стороны лесохозяйственных органов, а также информирование налоговых инспекций и принятие мер по обеспечению своевременного внесения в доход бюджета платы за досрочно заготовленную древесину. Тогда при подтверждении информации лесхозов полученными налоговыми инспекциями от учреждений банков соответствующими платежными документами оснований для предъявления лесопользователям дополнительных платежей по законченным рубкой отдельным лесосекам не будет.
     

     Следовательно, если указанные условия лесопользователями будут соблюдены, они смогут вести заготовку древесины по вновь выписанным им лесхозами лесорубочным билетам, не внося в бюджет дополнительных платежей по предстоящим срокам уплаты по ранее выданным лесорубочным билетам на лесосеки, заготовка древесины на которых завершена.
     
     Согласно действующему порядку при отпуске древесины на корню по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 куб.м сумма платы за древесину по срокам не разбивается, а вносится в бюджет полностью перед выпиской лесорубочного билета. В этом случае последующий пересмотр ставок лесных податей на сумму, подлежащую внесению в бюджет, не влияет. В таком же порядке осуществляется внесение в бюджет платежей при отпуске древесины по ордерам.
     
     Как показывает практика контрольной работы, лесопользователи неправомерно распространяют в ряде случаев указанное положение действующей инструкции на лесорубочные билеты с объемом отпуска древесины по каждому из них более 500 куб.м. Несогласие с необходимостью перерасчета платежей по срокам уплаты, наступающим после пересмотра ставок, вызвано, как правило, неверной трактовкой действующего порядка. Единовременная уплата лесопользователями в бюджет сумм лесных податей при объеме заготовки древесины по каждому лесорубочному билету более 500 куб.м зачастую бывает продиктована стремлением избежать последующих перерасчетов и необоснованного, по их мнению, расходования дополнительных средств. Однако эта мера в условиях дефицита финансовых ресурсов лесозаготовительных предприятий и контроля налоговых органов за своевременной корректировкой платежей чаще всего бывает излишней. При этом перерасчет платежей должен производиться в установленном порядке, который не может быть опротестован на основе иных его толкований.
     
     С учетом необходимости сохранения указанного порядка, на наш взгляд, необходимо усилить ответственность лесхозов за правильность и своевременность проведения перерасчетов платежей после корректировки их ставок. В связи с тем, что Законом РФ от 27.12.97 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” применение финансовых санкций предусмотрено только для налогоплательщиков, которыми лесхозы по выданным лесопользователям лесорубочным билетам не являются, более жесткие административные меры по фактам непоступления в бюджет лесного дохода должны приниматься в отношении должностных лиц лесхозов, виновных в соответствующих нарушениях.
     
     В целях повышения полноты внесения в бюджет платы за древесину на корню лесопользователями, являющимися юридическими и физическими лицами зарубежных государств, включая страны СНГ, на них необходимо распространить порядок единовременного внесения платы за весь объем отпущенной им в рубку древесины перед выпиской лесорубочных билетов независимо от размера отпуска по каждому билету.
     

     Учет поступлений платы за древесину на корню (без налога за земли лесного фонда) по каждому лесопользователю в отличие от действующего в настоящее время порядка необходимо вести на карточках лицевых счетов единого образца для всех налогов с отражением начислений по платежам, произведенным как в текущем, так и в предыдущем году.
     
     Для своевременного учета платежей лесхозы должны не позднее 15 числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своей регистрации отчеты об объемах древесины, разрешенной лесопользователям к заготовке, а также о подлежащих внесению в бюджет и на счета лесхозов суммах лесных податей и арендной платы за древесину на корню, налога за земли лесного фонда, неустоек за нарушение лесохозяйственных требований, стоимости незаконно заготовленной древесины и пеней за предоставление арендаторам отсрочек на вывозку древесины.
     
     При разработке новой редакции инструкции по плате за древесину на корню необходимо уточнить порядок перерасчета с последующим внесением в бюджет дополнительных сумм платежей по результатам истекшего хозяйственного периода. Практика показывает, что существующий порядок перерасчета не всегда правильно понимается налоговыми органами и лесопользователями, например, в случаях, когда превышения фактической заготовки древесины по сравнению с данными лесорубочных билетов отмечаются лишь в отдельных производственных подразделениях (цехах, лесопунктах) лесозаготовительных организаций. Ситуация осложнятся практикой заготовки лесопользователями древесины одновременно в лесном фонде нескольких лесхозов.
     
     В новой редакции инструкции порядок перерасчета платежей, на наш взгляд, должен исключать его иные толкования. Окончательный перерасчет по итогам истекшего года должен производиться в целом по всей организации (юридическому лицу), производившей заготовку древесины в лесном фонде одного лесхоза, без выделения отдельных производственных подразделений.
     
     В целях совершенствования указанного порядка целесообразно предусмотреть, чтобы окончательный перерасчет платежей представлялся в форме налоговой декларации соответствующего образца, содержал сведения о распределении фактически произведенных и дополнительных платежей исходя из минимальных и конкретных ставок по уровням бюджетной системы и лесхозам, а также более полно характеризовал структуру отпущенной в рубку и заготовленной древесины по хозяйственным периодам и другим показателям.
     
     Учитывая изменение порядка расчетов с бюджетом в связи с необходимостью реализации положений Лесного кодекса и Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, мы предлагаем дополнить инструкцию Госналогслужбы России N 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню” при подготовке ее новой редакции соответствующей формой налоговой декларации.
     

     В связи с необходимостью усиления взаимодействия налоговых и лесохозяйственных органов при мобилизации в бюджет платежей за пользование лесными ресурсами следует решить вопрос об участии лесхозов в сборе лесного дохода в случаях, когда его внесение непосредственно в кредитные учреждения или через отделения связи затруднено. Зачастую высказываются мнения о нецелесообразности сохранения такой практики в настоящее время.
     
     Инструкцией Госбанка СССР от 26.11.84 N 27 “По кассовому исполнению Государственного бюджета СССР” и инструкцией Минфина СССР от 31.03.87 N 84 “По лесному доходу” был установлен порядок, предусматривавший внесение в бюджет платы за древесину на корню как непосредственно в учреждения банков и через отделения связи, так и в кассы лесхозов, являвшихся кассами специальных сборщиков, а также через должностных лиц лесхозов, которым предоставлено право выдачи ордеров на мелкий отпуск древесины на корню.
     
     В связи с отсутствием в ряде случаев в населенных пунктах учреждений банков и отделений связи указанный порядок, определяющий помимо других вопросов также периодичность перечисления средств в бюджет, на наш взгляд, должен быть сохранен и внесен в инструкцию Госналогслужбы России, определяющую расчеты с бюджетом по плате за древесину на корню. При этом условие соблюдения лесхозами установленных указанной инструкцией сроков внесения платежей в бюджет и необходимые меры ответственности должны быть обязательными.
     
     В  заключение следует отметить, что обоснование порядка внесения в бюджет платы за древесину, отпускаемую на корню, является необходимым условием, определяющим эффективность формирования лесного дохода.