Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы по налогу с продаж


Ответы на вопросы по налогу с продаж

     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     

     При введении налога с продаж будет ли предоставлена льгота по этому налогу ломбардам при получении доходов (процентов), полученных от предоставления кредитов гражданам, обеспеченных залогом движимого имущества, предназначенного для личного потребления?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории.
     
     Вышеуказанным Федеральным законом установлен обязательный перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога с продаж. При этом льгот для ломбардов не предусмотрено. Однако законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, принимая решение о введении налога с продаж, могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налогообложения. В связи с этим вопрос о неприменении налога с продаж по услугам ломбардов должен решаться законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     
     Одновременно сообщается, что поскольку вышеуказанным Федеральным законом услуги, предоставляемые кредитными организациями и оказываемые в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, от налога с продаж освобождаются, доходы (проценты), получаемые ломбардами (при наличии лицензии на указанный вид деятельности) от предоставления кредитов гражданам, обеспеченных залогом движимого имущества, предназначенного для личного потребления, налогом с продаж облагать не следует.
     

     В каком порядке отражается в бухгалтерском учете сумма налога с продаж у организации (предприятия) -плательщика этого налога?

     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ объектом налогообложения (источником формирования) по налогу с продаж является стоимость реализуемых за наличный расчет товаров (работ, услуг), включая НДС и акцизы для подакцизных товаров.
     
     Сумма налога с продаж включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.
     

     На сумму налога с продаж, подлежащую перечислению в бюджет, производится запись по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” по отдельному субсчету.
     
     В Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) по строке 010 выручку (нетто) от реализации товаров (работ, услуг) следует показывать без учета налога с продаж.
     

     Как должен учитываться в бухгалтерском учете налог с продаж при приобретении товарно-материальных ценностей производственного назначения с этим налогом?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории.
     
     Согласно требованиям документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации (см. приказ Минфина России от 29.07.98 N 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”, Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/98, утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н) оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку. В связи с этим суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении материальных ресурсов производственного назначения, включаются в их стоимость и относятся на издержки производства и обращения.

     
     В Челябинской области введен налог с продаж в размере 5 %. Этот налог платят торгово-закупочные предприятия при поставке товаров за наличный расчет и розничные предприятия при реализации этих товаров населению. Правомерно ли в этом случае взимание налога с продаж при реализации товара?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет.
     
     Согласно вышеназванному Федеральному закону налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории.
     
     Что касается порядка применения налога с продаж при перепродаже товаров, ранее приобретенных за наличный расчет с учетом этого налога, то поскольку Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ освобождение от налога с продаж товаров, приобретенных за наличный расчет и в дальнейшем реализуемых за наличный расчет, не предусмотрено, такие товары от налогообложения не освобождаются. Что касается вопроса о двойном налогообложении одного и того же товара, то в рассматриваемой ситуации действуют разные налогоплательщики.
     

     В случае введения налога с продаж должны ли его уплачивать субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения?

     
     Согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, на которые распространяется действие этого закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории. При этом в соответствии со ст. 2 данного Закона при введении налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации отменяется целый ряд местных налогов и сборов.
     
     Учитывая изложенное, субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимся плательщиками местных налогов и сборов, взамен которых вводится налог с продаж, уплачивать налог с продаж не следует.

     
     Рассматривая вопросы применения налога с продаж, приравнивается ли к продаже за наличный расчет выдача натуральных продуктов в счет причитающейся заработной платы работникам какого-либо предприятия, облагается ли эта операция налогом с продаж и как она отражается в бухгалтерском учете?

     
     Согласно п. 3 ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ, объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
     
     Согласно вышеназванному Закону к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, расчетных чеков банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
     
     Натуральная оплата труда работников предприятия в целях налогообложения является реализацией (продажей) товаров и, соответственно, подлежит обложению налогом с продаж.
     

     Списание стоимости готовой продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам предприятия, осуществляется с применением счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”. При этом кредит счета 46 корреспондируется с дебетом счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”. Таким образом, начисление налога с продаж происходит в общеустановленном порядке.
     
     Согласно вышеназванному Закону “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут определять ставку налога с продаж, порядок и сроки его уплаты, перечень льгот и форму отчетности по данному налогу, а также устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж. В связи с этим законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации при введении налога с продаж на своей территории могут предусмотреть в перечне товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налога с продаж, товары, выдаваемые в порядке натуральной оплаты работникам предприятия.