Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам


Письмо Госналогслужбы России от 07.12.98 N ШС-6-01/865@

     

О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам

     
     В связи с поступающими многочисленными запросами от налогоплательщиков и налоговых органов о порядке расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщает.
     
     В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, пунктами 3 и 4 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями), пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях предоставлено представительным органам местного самоуправления. Эти органы своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков.
     
     Кроме того, пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно, а подпунктом 4 пункта 3 статьи 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.
     
     В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
     
     Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь обособленные подразделения (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. Пунктом 3 этой же статьи определено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
     
     В практике работы налоговых инспекций имеют место случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории (город, район) одного субъекта Российской Федерации, фактически находится на территории другого и, ссылаясь на вышеуказанную статью Гражданского кодекса Российской Федерации, считает, что не обязано уплачивать местные налоги по своему фактическому месту нахождения (осуществлению деятельности). Такая постановка вопроса юридическим лицом является неправомерной, поскольку пунктом 1 статьи 44 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотрено, что решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.
     

     Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
     
     Таким образом, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счет, являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счета, расчеты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).
     
     Если из общего объема налогооблагаемой базы невозможно определить ее размер по каждому отдельному структурному подразделению (филиал, представительство и др.), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям пропорционально численности в них работающих или фактически начисленной сумме заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога, исходя из размера ставки, утвержденной органом местного самоуправления на подведомственной ему территории.
     
     Исходя из расчета долю начисленного налога на каждый филиал, по согласованию с исполнительной властью территорий, где расположены филиалы, перечисляет головное предприятие в согласованные сроки, в соответствующие бюджеты.
     
     Указанный порядок расчетов по уплате местных налогов и сборов юридическими лицами, имеющими в других регионах свои обособленные подразделения, соответствует Порядку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 “О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета”, в котором указано, что доля прибыли, которая приходится на территориально-обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, предприятий и организаций, включая организации с иностранными инвестициями, кредитные и страховые организации, и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
     
     По применению указанного Постановления Правительства Российской Федерации Госналогслужбой России разработаны методические указания, доведенные до налоговых инспекций письмом от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н (зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 1995 г. N 932).
     

     Согласно статье 4 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”, пункту 11 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 N ВА-3-12/49 (зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.96 N 1121), налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации.
     
     В соответствии с пунктом 12 вышеуказанной Инструкции вновь созданная либо возникшая в результате реорганизации налогоплательщик-организация обязана встать на учет в налоговой инспекции не позднее 10 дней после ее государственной регистрации.
     
     Налогоплательщик-организация, которая в соответствии с действующим законодательством не подлежит государственной регистрации (представительство, филиал, а равно другое обособленное подразделение юридического лица), обязана встать на учет в налоговой инспекции не позднее тридцати дней после принятия распорядительного акта о ее создании либо реорганизации.
     
     Государственная налоговая служба Российской Федерации предлагает при осуществлении контроля за правильностью исчисления и уплаты юридическими лицами и их обособленными подразделениями местных налогов и сборов использовать указанные особенности расчетов.
     

Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы I ранга
С.Н. Шульгин