Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О праве налоговых органов принимать решения о взыскании недоимок и штрафных санкций в фонды обязательного медицинского страхования(с изменениями от 09.12.98 N ВГ-6-18/871)


Письмо Госналогслужбы России от 11.11.98 N ВГ-6-18-/806

     

О праве налоговых органов принимать решения о взыскании недоимок и штрафных санкций в фонды обязательного медицинского страхования (с изменениями от 09.12.98 N ВГ-6-18/871)

     
     Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 18.08.98 N 2087/98, касающееся вопроса о праве налоговых органов принимать решения о взыскании недоимок и штрафных санкций в фонды обязательного медицинского страхования.
     
     Доведите направляемое постановление до нижестоящих государственных налоговых инспекций.
     

Главный государственный
советник налоговой службы
В.В. Гусев

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации     

     
     Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 17.12.97 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.98 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-1507/97-С5.
     
     Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
     
     Товарищество с ограниченной ответственностью “Новоуральская строительная компания” (далее “НСК”) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Новоуральску о признании недействительным ее предписания от 09.10.97 N 30-12/386 в части взыскания в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сумм заниженных (сокрытых) страховых взносов, 100-процентного штрафа и пеней.
     
     Решением от 17.12.97 исковое требование удовлетворено.
     
     Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.98 решение оставлено без изменения.
     
     В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
     
     Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
     

     При проверке правильности удержания, полноты и своевременности перечисления подоходного налога с физических лиц в бюджет и страховых взносов во внебюджетные фонды ТОО “НСК” налоговой инспекцией были выявлены нарушения законодательства, в том числе занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, что повлекло за собой неуплату взносов.
     
     По результатам проверки Госналогинспекцией по городу Новоуральску было вынесено предписание от 09.10.97 N 30-12/386, которым ТОО “НСК” обязывалось перечислить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 69 660 753 рубля заниженных страховых взносов и 565 382 787 рублей пеней; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 4 097 691 рубль заниженных страховых взносов и 33 257 811 рублей пеней, а также штраф в размере 100 процентов от доначисленных сумм страховых взносов.
     
     Оспаривая правомерность действий налоговой инспекции, налогоплательщик сослался на то, что страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования не должны начисляться на выплаты материальной помощи, поскольку выплаты не были связаны с оплатой труда и имели компенсационный характер.
     
     При удовлетворении искового требования арбитражный суд исходил из следующего.
     
     Согласно пункту 28 инструкции “О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование”, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, суммы сокрытых или заниженных страховых взносов (платежей), а также штрафов, предусмотренных законодательством, взыскиваются с работодателей - юридических лиц в бесспорном порядке, а с иных плательщиков страховых взносов (платежей) - в судебном порядке и зачисляются в установленном  соотношении в доходы соответствующих фондов обязательного медицинского страхования.
     
     Согласно пункту 29 инструкции при взыскании в бесспорном порядке указанных сумм Федеральный, территориальный фонды обязательного медицинского страхования и их филиалы пользуются правами по взиманию не внесенных в  срок налогов, предоставленными органам Госналогслужбы Российской Федерации, и руководствуются Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. С учетом этого арбитражным судом был сделан вывод о том, что налоговые органы не вправе взыскивать с работодателей недоимки и применять финансовые санкции по взносам в фонды обязательного медицинского страхования в бесспорном порядке, поскольку такое право предоставлено непосредственно фондам обязательного медицинского страхования. Данный вывод был положен в обоснование решения о признании недействительным оспариваемого истцом предписания налоговой инспекции.
     
     Суд апелляционной инстанции признал вывод суда первой инстанции о превышении налоговой инспекцией своих полномочий правильным.
     

     Однако судами не было учтено следующее. В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Пунктом 33 названной выше инструкции установлено, что дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в установленном соотношении в доходы соответствующих органов обязательного медицинского страхования с учетом отчислений налоговым органам, производимых в соответствии с пунктом 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 N 3256-1 “О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации”.
     
     В связи с изложенным следует признать, что обе судебные инстанции допустили неправильное применение законодательства, удовлетворив исковое требование на основании превышения Госналогинспекцией по городу Новоуральску  полномочий, предоставленных законодательством, при вынесении предписания от 09.10.97 N 30-12/386 о перечислении недоимок и штрафных санкций в соответствующие фонды обязательного медицинского страхования.
     
     Поскольку судом не исследовался вопрос о правомерности включения в базу для начисления взносов на обязательное медицинское страхование выплаченных сумм в виде материальной помощи сотрудникам ТОО “Новоуральская строительная компания” в течение 1994, 1995 годов, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
     
     Учитывая изложенное и руководствуюсь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
     
     ПОСТАНОВИЛ:
     

     решение от 17.12.97 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.98 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-1507/А-С5 отменить.
     
     Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.           

 

И.о. Председателя Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. Юков
     
г. Москва
N 2087/98
18 августа 1998 г.