Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответственность за непредставление декларации о расходах


Ответственность за непредставление декларации о расходах

     

А.В. Смирнов,
советник налоговой службы I ранга,
Госналогслужба России

О.А. Смирнова

     В соответствии с Федеральным законом от 20.07.98 N 116-ФЗ “О      государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам” (далее по тексту - Федеральный закон от 20.07.98 N 116-ФЗ) государственному контролю подлежит соответствие крупных расходов доходам физических лиц, обязанных уплачивать подоходный налог согласно Закону РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”, приобретающих в собственность недвижимое имущество; воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания, наземные транспортные средства; акции, доли участия в уставных капиталах хозяйственных обществ и складочных капиталах хозяйственных товариществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности; золото в слитках.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 3 данного Федерального закона государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного из вышеуказанных объектов, стоимость которого составляет не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату сделки. Государственному контролю подлежит также приобретение в течение календарного года нескольких из указанных выше объектов, суммарная стоимость которых составляет не менее 3000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта.
     
     Государственный контроль осуществляется путем направления государственными налоговыми инспекциями физическим лицам письменных требований о необходимости оформления специальной декларации, представления физическими лицами такой декларации и проверки соответствующим налоговым органом достоверности изложенных в ней сведений.
     
     Собственно государственный контроль вводится с 24 января 2000 года. На период с 24 января 1999 года по 24 января 2000 года государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного из вышеуказанных объектов, стоимость которого составляет не менее 1500-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки. В этот период государственному контролю подлежит также приобретение в течение одного календарного года нескольких указанных объектов, суммарная стоимость которых составляет не менее 4500-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта.
     
     Учитывая, что специальная декларация, представляемая в соответствии с Федеральным законом от 20.07.98 N 116-ФЗ, отлична от декларации о доходах, представляемой в соответствии с Законом РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”, за непредставление специальной декларации не могут быть применены меры финансовой и административной ответственности, предусмотренные подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР”. Ответственность за нарушения Федерального закона от 20.07.98 N 116-ФЗ установлена ст. 8 этого Федерального закона.
     

     Согласно данной статье при непредставлении специальной декларации в течение 60 календарных дней с момента вручения письменного требования налогового органа на физическое лицо может быть наложен административный штраф в размере до 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа. В случае непредставления декларации в течение 90 календарных дней с момента вручения письменного требования налогового органа на физическое лицо может быть наложен административный штраф в размере до 1000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа.
     
     Законодательством Российской Федерации установлен конкретный срок представления специальной декларации, поэтому несвоевременное представление декларации, например, на девяносто первый день со дня вручения государственной налоговой инспекцией письменного требования, следует расценивать как непредставление.
     
     Непредставление сопряжено с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания, то есть является длящимся административным правонарушением. Таким образом, в соответствии со ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административные штрафы, установленные п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, налагаются не позднее двух месяцев со дня обнаружения налоговым органом факта непредставления специальной декларации. Днем обнаружения такого административного правонарушения следует считать день, когда государственной налоговой инспекции стало известно или, исходя из объективных данных, должно было стать известно о непредставлении физическим лицом специальной декларации.
     
     Учитывая, что специальная декларация представляется только после направления налоговым органом требования о ее представлении, днем обнаружения административного правонарушения следует считать день, следующий за днем истечения установленного срока, то есть 61-й день с момента вручения письменного требования налогового органа - для административного штрафа в размере до 100-кратного минимального размера оплаты труда, и 91-й день - для административного штрафа в размере до 1000-кратного минимального размера оплаты труда.
     
     По факту административного правонарушения государственная налоговая инспекция составляет протокол. В соответствии со ст. 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в данном протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
     

     Протокол подписывается работником налогового органа, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
     
     В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу (постановлению) объяснения и замечания по содержанию протокола (постановления), а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
     
     При составлении протокола (постановления) нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается отметка в протоколе (постановлении). Согласно этой статье правонарушитель вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если он не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в присутствии правонарушителя, однако в соответствии с частью второй ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях его присутствие не обязательно. В случаях, когда имеются данные о своевременном извещении гражданина о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, дело может быть рассмотрено и в его отсутствие.
     
     Далее протокол об административном правонарушении направляется на рассмотрение начальнику государственной налоговой инспекции или его заместителю. В соответствии со ст. 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях протокол должен быть рассмотрен и по нему принято решение в течение 15 дней. Решение оформляется постановлением либо о наложении административного взыскания, либо о прекращении дела производством. Согласно ст. 261 указанного Кодекса постановление должно содержать наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; решение, принятое по делу. В течение трех дней копия постановления должна быть передана правонарушителю.
     
     В течение пятнадцати дней со дня вручения постановления по делу об административном правонарушении правонарушитель имеет возможность уплатить административный штраф добровольно.
     

     По истечении этого срока, но не позднее трех месяцев (ст. 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях), в случае неуплаты в добровольном порядке, государственная налоговая инспекция должна направить все материалы в суд общей юрисдикции по месту жительства нарушителя для принудительного взыскания суммы штрафа. В таком случае штраф взыскивается в порядке, установленном главами 38 и 39 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве” и Федеральным законом от 21.07.97 N 118-ФЗ “О судебных приставах”.
     
     Рассматривая административную ответственность за непредставление специальной декларации в течение 90 календарных дней, нельзя не обратить внимание на чрезмерно большой размер штрафа за это нарушение. Статьей 27 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях установлен максимальный размер штрафа за административные правонарушения - 100 минимальных размеров оплаты труда. В то же время часть третья этой статьи предусматривает возможность установления федеральными законами Российской Федерации штрафа в бульшем размере. Такие штрафы могут быть установлены только в исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности. Введение государственного контроля за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам не связано с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров. Особая необходимость усиления административной ответственности также представляется спорной. Однако до рассмотрения этого вопроса в Конституционном суде Российской Федерации данный размер штрафа должен применяться в обязательном порядке.
     
     За нарушение порядка представления сведений налоговым органам на лица или организации, осуществляющие регистрацию имущества (приобретения имущества) или нотариальное удостоверение соответствующих сделок, может быть наложен штраф в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа, по каждому факту нарушения.
     
     Порядок представления таких сведений установлен ст. 5 Федерального закона от 20.07.98 N 116-ФЗ. Согласно данной статье лица и организации, осуществляющие регистрацию имущества (приобретения имущества), влекущего подачу специальной декларации, или нотариальное удостоверение сделок с ним, а также лица и организации, осуществляющие регистрацию сделок с ценными бумагами, обязаны в течение 15 дней с даты регистрации или нотариального удостоверения в письменной форме сообщить о совершенных физическими лицами сделках в налоговый орган по месту их жительства. В случае непредставления такой информации или ее представления с нарушением этого срока наступает вышеуказанная ответственность. Представление информации, не соответствующей действительности, следует расценивать как ее непредставление.
     

     При выявлении указанного нарушения, совершенного физическим лицом, привлечение к административной ответственности осуществляется в таком же порядке, как и за непредставление специальной декларации (составляется протокол об административном правонарушении, выносится постановление по делу об административном правонарушении и т. д.).
     
     В случае нарушения юридическим лицом порядка представления сведений государственным налоговым инспекциям, привлечение к ответственности осуществляется аналогично привлечению к финансовой ответственности за нарушения налогового законодательства Российской Федерации - составляется акт, выносится решение и т.п. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 20.07.98 N 116-ФЗ, а также учитывая мотивировочную часть постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 “О федеральных органах налоговой полиции”, штраф в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа, взыскивается с юридического лица в судебном порядке.
     
     В ходе проверки соответствия крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам, осуществляемой государственными налоговыми инспекциями, могут быть выявлены факты занижения сумм доходов и (или) неуплаты с таких доходов налогов, неполной их уплаты, а также представления фиктивных документов. В таких случаях соответствующее физическое лицо может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” или ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации.
     
     Несмотря на то, что в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 20.07.98 N 116-ФЗ прямо не сказано об ответственности юридических лиц за нарушения налогового законодательства, выявленные в ходе проверки специальных деклараций, следует иметь в виду, что такие нарушения влекут для юридических лиц и их должностных лиц наступление ответственности, предусмотренной ст. 13 и 15 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1, п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1, ст. 22 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”, ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” и другими актами законодательства, устанавливающими финансовую, административную и уголовную ответственность за нарушения налогового законодательства.
     
     Разглашение сотрудниками государственных налоговых инспекций сведений, содержащихся в специальных декларациях и декларациях об имуществе, представляемых физическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 20.07.98 N 116-ФЗ, влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с частью 2 ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившее крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.