Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовое регулирование таможенных режимов


Правовое регулирование таможенных режимов

     

В. Егиазарова,
юрист

     

Нормативно-правовая база

     
     Основным нормативным правовым актом, регулирующим применение таможенных режимов, является Таможенный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ). В нем закреплены основные положения о таможенных режимах, их виды, в общих чертах определен круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении товаров, помещенных под конкретный таможенный режим, а также установлена ответственность за их неправомерное использование.
     
     В случаях, когда в ТК РФ не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов, Правительство РФ и ГТК России в пределах своей компетенции и впредь до принятия соответствующих законодательных актов имеют право определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные ТК РФ. Такое право закреплено в ст. 24 ТК РФ.
     
     Среди постановлений Правительства РФ, регулирующих применение отдельных таможенных режимов, можно назвать следующие: от 22.02.97 N 198 “О временном ввозе (вывозе) научных приборов и оборудования”, от 13.08.97 N 1002 “О дополнительных мерах по обеспечению полноты поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет”, от 08.05.98 N 430 “О применении таможенных режимов обработки товаров в алюминиевой промышленности” и от 24.07.98 N 830 “Об установлении на 1998-2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию особой экономической зоны в Калининградской области”.
     
     Основным недостатком нормативно-правовой базы по таможенным режимам является отсутствие систематизации нормативных правовых актов, а также их большое количество. При этом лишь некоторые таможенные режимы получили комплексную правовую регламентацию на ведомственном уровне. В качестве примера комплексных нормативно-правовых актов по таможенным режимам можно привести приказы ГТК России от 10.08.93 N 314 “Об утверждении Положения о таможенных складах”, от 09.12.93 N 525 “Об утверждении Положения о таможенном режиме реимпорта товаров”, от 09.06.94 N 256 “Об утверждении Положения о магазинах беспошлинной торговли”, от 05.09.97 N 543 “Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории”.
     
     Большинство таможенных режимов регулируется частично посредством принятия различных приказов, указаний, писем и даже телетайпограмм ГТК России. Так, основным нормативным правовым актом по таможенному режиму временного ввоза (вывоза) является указание ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328 “О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)”, которое фактически регулирует только вопросы уплаты таможенных платежей за товары, помещенные под данный режим.  Применение ст. 43 ТК РФ, устанавливающей сроки нахождения товаров в режиме таможенного склада, разъяснено телетайпограммой ГТК России от 01.12.93 N 52168-52300 (кстати, прямо противоречащей содержанию статьи).
     

     Говоря о нормативно-правовой базе по таможенным режимам, нельзя обойти вниманием такой вид правовых актов, как Указы Президента Российской Федерации. Примером регулирования отдельных вопросов применения таможенных режимов посредством принятия этого правового акта является Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок”. В названном Указе закреплено, что обязательный ввоз товаров (работ, услуг) или результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачисление на транзитные счета экспортеров в уполномоченных банках Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст. 98 ТК РФ. При этом если о зачислении валютной выручки велась речь в Указе Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 ”О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания таможенных пошлин”, в Законе РФ от 09.10.92 “О валютном регулировании и валютном контроле”, в совместной инструкции Банка России и ГТК России от 12.10.93 N 19 и N 01-20/10283 “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров” и в приказе ГТК России от 24.07.95 N 467 “О порядке применения нормы права, установленной статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации”, то о требовании ввоза эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности упоминается впервые. Однако правом определять особенности правового регулирования таможенных режимов, как уже было отмечено выше, обладают только Правительство РФ и ГТК России. Таким образом, нормы права, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации и регулирующие отдельные вопросы таможенного режима в настоящее время применяются только де-факто.
     

Общие положения о таможенных режимах

     
     Положения о таможенных режимах занимают в таможенном законодательстве Российской Федерации одну из ключевых позиций. В первую очередь, это связано с тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с их таможенными режимами. Избранный таможенный режим влияет на возможность перемещения отдельных категорий товаров, на порядок таможенного оформления и таможенного контроля, на размер таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении последних.
     
     Согласно ст. 18 ТК РФ под таможенным режимом понимается совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
     

     Таможенный кодекс РФ содержит следующий перечень таможенных режимов:
     
     1) выпуск для свободного обращения;
     
     2) экспорт;
     
     3) реимпорт;
     
     4) реэкспорт;
     
     5) транзит;
     
     6) временный ввоз (вывоз);
     
     7) переработка на таможенной территории;
     
     8) переработка под таможенным контролем;
     
     9) переработка вне таможенной территории;
     
     10) магазин беспошлинной торговли;
     
     11) свободная таможенная зона;
     
     12) свободный склад;
     
     13) таможенный склад;
     
     14) уничтожение;
     
     15) отказ в пользу государства.
     
     Приведенный перечень не является исчерпывающим. Как уже было отмечено, ст. 24 ТК РФ предусматривает право Правительства РФ и ГТК России в пределах своей компетенции устанавливать иные таможенные режимы. Так, постановлениями Правительства РФ от 23.10.93 N 1067 и от 25.12.94 N 1290 установлены соответственно таможенные режимы вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом и вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР. Понятия таможенных режимов приведены в табл. 1.
     
     Одним из принципов перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации является принцип свободы выбора и изменения таможенного режима. Этот принцип заключается в том, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами по таможенному делу. Например, таможенный режим переработки вне таможенной территории предполагает помещение продуктов переработки только под таможенный режим выпуска для свободного обращения. Лицо не вправе изменить таможенный режим отказа в пользу государства на другой после получения разрешения таможенного органа на помещение товаров под этот режим.
     
     Таможенный режим заявляется таможенному органу при декларировании посредством проставления в графе 1 грузовой таможенной декларации специального цифрового кода, соответствующего выбранному таможенному режиму (согласно приказу ГТК России от 25.12.96 N 774 “О классификаторах и списках нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей”).
     
     Декларирование является неотъемлемым этапом таможенного оформления, которое, в свою очередь, представляет собой процедуру помещения товаров или транспортных средств под определенный таможенный режим или завершение действия этого режима в соответствии с положениями ТК РФ. Таким образом, товар считается помещенным под таможенный режим с момента завершения таможенного оформления (проставления на таможенной декларации штампа “выпуск разрешен”, скрепленного личной номерной печатью сотрудника таможенного органа).
     

     С момента помещения товаров под таможенный режим пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются в соответствии с их таможенным режимом (ст. 28 ТК РФ).
    

Содержание таможенного режима

     
     Таможенные режимы имеют свою внутреннюю структуру, которая раскрывает их содержание и представляет собой условия, требования и ограничения.
     
     Под условиями и требованиями таможенного режима понимаются действия, с совершением которых связана возможность предоставления лицу таможенного режима и возможность его завершения, а под ограничениями - действия с товарами и транспортными средствами, в совершении которых лицо прямо или косвенно ограничено. Они могут содержаться как в самом ТК РФ, так и в иных нормативных правовых актах по таможенному делу. При этом иные нормативные правовые акты могут дублировать условия, требования и ограничения, установленные ТК РФ, “развивать” их или устанавливать новые.
     
     Условия. В ряде случаев условием помещения товаров под таможенные режимы является так называемая допустимость самих товаров. Товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию*1, не могут быть помещены, в частности, под таможенные режимы выпуска для свободного обращения, таможенного склада, отказа в пользу государства, магазина беспошлинной торговли. Под таможенный режим магазина беспошлинной торговли не могут помещаться также товары, запрещенные к реализации на территории Российской Федерации. Не допускается помещение под таможенный режим временного ввоза (вывоза) расходуемых материалов и образцов; пищевых продуктов и напитков, за исключением случаев их временного ввоза (вывоза) в рекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах; квотируемых товаров, предназначенных для вывоза; а также промышленных отходов (приложение N 4 к указанию ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328).
     
     -----
     *1  В соответствии со ст. 20 Федерального закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” запрещается ввоз на территорию Российской Федерации товаров, которые не соответствуют установленным стандартам и требованиям; не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия; запрещены к использованию как опасные потребительские товары или имеют дефекты, представляющие опасность для потребителя.

     
     Условием помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения является уплата в отношении них таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и иных установленных ограничений (ст. 31 ТК РФ). Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1002 установлено также, что помещение товаров под таможенный режим  выпуска для свободного обращения допускается только при условии погашения задолженностей по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или рассрочку, а также уплаты штрафов за нарушение таможенных правил.
     
     Для того чтобы поместить товар под любой из таможенных режимов переработки (переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем и переработка вне таможенной территории), необходимо получение лицензии на переработку, выдаваемой таможенным органом организации-переработчику (ст. 60, 66 и 90 ТК РФ).
     

     Помещение товаров под ряд таможенных режимов допускается только с разрешения таможенного органа (таможенные режимы транзита, временного ввоза (вывоза), реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства), получение которого также является условием данных таможенных режимов. Такое разрешение выдается при соблюдении определенных условий. Можно привести следующие примеры. Получение разрешения на реэкспорт товаров связано с внесением на депозит таможенного органа сумм таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплати при выпуске предполагаемых к реэкспорту товаров для свободного обращения (распоряжение ГТК России от 24.03.98 N 01-14/327 “О таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта”). Разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров предоставляется только при наличии возможности обеспечения надежной идентификации товаров. Таможенный орган не дает разрешение на помещение товаров под таможенный режим уничтожения, если уничтожение товаров может принести существенный вред окружающей природной среде, а также если уничтожение товаров влечет или может повлечь расходы для государства. Соблюдение этих и других положений является, безусловно, необходимым условием для получения разрешения таможенного органа поместить товары под определенный таможенный режим, однако не является условием самого таможенного режима.
     
     Требования. В качестве примера можно привести требование таможенного режима экспорта осуществить фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Оно вытекает из определения самого режима, в соответствии с которым под экспортом товаров понимается таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию (ст. 97 ТК РФ).
     
     Следует отметить, что требование вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации сформулировано применительно ко многим таможенным режимам. Это вполне объяснимо: товары, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе перемещенные на эту территорию, являются либо российскими, либо иностранными *1. Иностранные же товары могут находиться на территории Российской Федерации только ограниченное количество времени, после чего они рано или поздно должны быть заявлены под таможенный режим выпуска для свободного обращения (при помещении под этот режим товары приобретают статус российских) либо вывезены с территории Российской Федерации в соответствии с иным таможенным режимом. Это требование свойственно также таможенным режимам таможенного склада (в случае если товары, хранящиеся на таможенном складе, предназначены для вывоза из Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта), магазина беспошлинной торговли, временного вывоза, реэкспорта.
     
     -----
     *1 Под российскими товарами понимаются товары, происходящие из Российской Федерации либо выпущенные на ее территории для свободного обращения (ст. 18 ТК РФ). Остальные товары признаются иностранными

     
     Требованием таможенного режима экспорта товаров считается также зачисление на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров или ввоз эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг) в установленном порядке в сроки исполнения текущих валютных операций (Указ Президента Российской Федерации N 629, п. 5 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, инструкция Банка России и ГТК России N 19 и N 01-20/10283, приказ ГТК России N 467 и Указ Президента Российской Федерации N 1209, обозначенные выше)*1.
     
     -----
     *1 В письме ГТК России № 01-42/19930 и Банка России № 242-T от 23.09.98 “Об ответственности  за незачисление валютной выручки от экспорта товаров” указано, что в состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 273 ТК РФ, образует незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках в контрактные сроки, зафиксированные в документах таможенного банковского контроля, независимо от того, имело ли место превышение сроков исполнения текущих валютных операций

     

     Ограничения. Примером ограничения может служить положение таможенного режима временного ввоза товаров, согласно которому названный режим допускает только пользование временно ввезенными товарами, что исключает возможность их отчуждения либо передачи во владение третьему лицу (ст. 68 ТК РФ).
     
     Статья 44 ТК РФ закрепляет положение, в соответствии с которым с товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут производиться только операции по обеспечению сохранности этих товаров, а также по подготовке товаров к продаже и транспортировке. Приказ ГТК России N 314 приводит конкретный перечень таких операций. Операции по обеспечению сохранности товаров могут включать чистку, проветривание, сушку, создание оптимального температурного режима хранения, окрашивание для защиты от ржавчины и т.п. Операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке предполагают дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку и переупаковку, маркировку, погрузку, операции, связанные с доукомплектовкой или приведением в рабочее состояние. При этом установлено, что все операции, производимые с товарами, не должны изменять характеристики этих товаров, связанные с изменением их классификации по ТН ВЭД на уровне девятого знака цифрового кода.
     
     Под таможенным режимом магазина беспошлинной торговли понимается режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами) без взимания таможенных пошлин, иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики (ст. 52 ТК РФ). При этом реализация товаров допускается непосредственно в специальных магазинах (магазинах беспошлинной торговли) только физическим лицам и только в розницу. Эти ограничения содержатся в приказе ГТК России N 256.
     
     В рамках одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия и ограничения не только общего характера, но и относящиеся к отдельным видам товаров. Так, условием таможенного режима выпуска для свободного обращения является соблюдение порядка маркировки отдельных подакцизных товаров (п. 1.2 Временной инструкции “О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации”, утвержденной приказом ГТК России от 13.07.94 N 357). Товары, помещенные под режим таможенного склада и предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, должны быть вывезены не позднее 3 месяцев со дня их помещения под режим таможенного склада. Данное требование распространяется только на указанную категорию товаров.
     
     Иногда нормативными правовыми актами Правительства РФ и ГТК России смягчается либо отменяется существующее условие, требование или ограничение. Например, согласно общему правилу под таможенный режим переработки под таможенным контролем могут помещаться только иностранные товары (условие). Однако постановлением Правительства РФ N 430 было установлено, а Положением о таможенном оформлении в 1998 году отдельных сырьевых товаров для алюминиевой промышленности, происходящих из Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим переработки под таможенным контролем, утвержденным приказом ГТК России от 15.09.98 N 636, подтверждено следующее. Российские товары, закупаемые иностранным лицом на таможенной территории Российской Федерации с целью их дальнейшей переработки организациями алюминиевой промышленности Российской Федерации, оформлялись таможенными органами в порядке, предусмотренном для таможенного режима экспорта при условии соблюдения требований, установленных для товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, без их фактического вывоза за пределы Российской Федерации (до 31 декабря 1998 года). При этом такие товары могли помещаться под таможенный режим переработки под таможенным контролем как иностранные товары в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации*1.
     
     -----
     *1 Данная норма находится в соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 13.10.95 “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, в соответствии с которой к экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, в частности при закупке иностранным лицом товаров у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу

     

     Перечень основных требований, условий и ограничений таможенных режимов приведен в табл. 2.
     
     Помещая товары под определенный таможенный режим, лицо, перемещающее товары, как бы соглашается с заданными “правилами игры” и обязуется соблюдать все установленные ограничения и требования. Таким образом, в рамках таможенного режима возникает обязательство, по своей правовой природе схожее с обязательствами гражданско-правового характера, в силу которого лицо, поместившее товары под таможенный режим, обязано совершить определенные действия либо отказаться от их совершения, а таможенный орган имеет право требовать от него исполнения этой обязанности под угрозой применения мер административной ответственности.
     

    Таблица 1

Понятие таможенных режимов     

  
 

Наименование

Код

Определение

Выпуск для свободного обращения

40

Таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе

Экспорт

10

Таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию

Реимпорт

41

Таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики

Реэкспорт

11

Таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и иных налогов и без применения мер экономический политики в соответствии с нормативными правовыми актами по таможенному делу

Транзит

80

Таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики

Временный ввоз (вывоз)

31

Таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, иных налогов и без применения мер экономической политики

Переработка на таможенной территории

51

Таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории РФ без применения к товарам мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и иных налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ

Переработка под таможенным контролем

52

Таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим

Переработка вне таможенной территории

61

Таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории РФ с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории РФ с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики

Магазин беспошлинной торговли

72

Таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории РФ (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах. определяемых таможенными органами РФ) без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики

Свободная таможенная зона/свободный склад

71 73

Таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ

Таможенный склад

74

Таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК РФ

Уничтожение

76

Таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики

Отказ в пользу государства

75

Таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без мер экономической политики

Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом

12

Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики

Вывоз отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР

13

Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин и применения мер экономической политики и не подлежат отчуждению без разрешения таможенных органов Российской Федерации

  

       Таблица 2

Основные требования, условия и ограничения таможенных режимов

     

Таможенный режим


Условия

Ограничения

Требования

Выпуск для свободного обращения

1. Уплата таможенных платежей.
2. Соблюдение мер экономической политики.
3. Погашение задолженностей по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или рассрочку, а также погашение взысканий, наложенных за нарушение таможенных правил


 


 

Экспорт

Соблюдение мер экономической политики


 

1. Вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
2. Вывоз товаров в неизменном состоянии.
3. Зачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке или ввоз эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг)

Реимпорт

1. Вывоз товаров с таможенной территории РФ и в соответствии с режимом экспорта.
2. Обратный ввоз товаров в течение 10 лет с момента вывоза.
3. Нахождение товаров в том же состоянии, в котором они были на момент вывоза


 


 

Реэкспорт

1. Разрешение ГТК России,
2. Товары являются иностранными


 

1. Вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
2. Вывоз товаров в неизменном состоянии.
3. Вывоз товаров в течение 2 лет со дня ввоза (товаров, заявленных таможенному органу в качестве предназначенного непосредственно и исключительно для реэкспорта -не позднее 6 месяцев со дня принятия таможенной декларации)

Транзит

Разрешение таможенного органа

1. Перемещение товаров между двумя (не более) таможенными органами.
2, Сохранение неизменного состояния товаров.
3. Использование товаров только в целях транзита

Доставка товаров в таможенный орган назначения в установленные сроки

Временный ввоз (вывоз)

1. Разрешение таможенного органа.
2. Товары не входят в перечень товаров, помещение которых под режим временного ввоза (вывоза) не допускается.
3. Представление лицом, перемещающим товары, обязательства об обратном вывозе (ввозе) (в случае декларирования товаров таможенным брокером)

Не допускается распоряжение товарами

1, Вывоз товаров в установленные сроки, заявление их под иной таможенный режим или помещение их на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган.
2. Вывоз товаров в неизменном состоянии

Переработка на таможенной территории

Получение лицензии на переработку

Использование товаров для проведения определенных видов операций: • изготовления товаров; • собственно переработки и обработки товаров: • ремонта товаров; • использования товаров, содействующих производству продуктов переработки или облегчающих его

1. Завершение переработки в установленные сроки.
2. Соблюдение установленного количества выхода продуктов переработки.
3. Помещение продуктов переработки под таможенный режим как иностранных товаров

Переработка под таможенным контролем

Получение лицензии на переработку

Использование товаров для проведения определенных видов операций (см. выше)

1, Завершение переработки в установленные сроки.
2. Соблюдение установленного количества выхода продуктов переработки.
3. Помещение продуктов переработки под таможенный режим как иностранных товаров

Переработка вне таможенной территории

1. Получение лицензии на переработку.
2. Вывоз товаров не дает основания требовать возврата ввозных таможенных пошлин, налогов, освобождения от них либо получения выплат, предоставляемых при вывозе.
3. Окончание пользования освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, если товары ранее были выпущены на территории РФ для свободного обращения с таким освобождением

Использование товаров для проведения определенных видов операций (см. выше)

1, Завершение переработки в установленные сроки.
2. Соблюдение установленного количества выхода продуктов переработки.
3. Помещение продуктов переработки на территории РФ под таможенный режим выпуска для свободного обращения

Магазин беспошлинной торговли

1. Товары не запрещены к реализации на территории РФ.
2. Товары предназначены для личного пользования или потребления физическими лицами,
3. Товары не являются тяжеловесными или громоздкими.
4. Товары не являются подлежащими лицензированию российскими товарами (за некоторыми исключениями)

1. Реализация товаров в специальных местах (магазинах беспошлинной торговли),
2. Реализация товаров исключительно физическим лицами, выезжающим за пределы таможенной территории РФ.
3. Реализация товаров только за наличный расчет или по кредитным карточкам.
4. Не допускается оптовая (в том числе мелкооптовая) продажа товаров.
5. Не допускается продажа товаров по образцам, по предварительным заказам, с доставкой на дом, с рассрочкой платежа.
6. Не допускается оказание дополнительных услуг (кроме упаковки, демонстрации, переупаковки или иных аналогичных операций).
7. Совершение в отношении товаров ограниченного количества операций (по обеспечению сохранности товаров и по подготовке их к продаже)

Вывоз товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, за пределы таможенной территории РФ

Свободная таможенная зона/свободный склад


 

1. Размещение и использование товаров в соответствующих территориальных границах или помещениях.
2. Совершение коммерческих операций, кроме розничной продажи


 

Таможенный склад.
- Ввезенные товары

Товары не входят в перечень товаров, помещение которых под режим таможенного склада не допускается

1. Хранение товаров.
2. Совершение в отношении товара ограниченного количества операций (по обеспечению сохранности товаров и по подготовке их к продаже и транспортировке)

Заявление товаров к иному таможенному режиму или их помещение на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган, по истечении установленных сроков хранения

Таможенный склад.
- Товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта


 


 

Вывоз товаров не позднее 3-х месяцев со дня их помещения под режим таможенного склада

Уничтожение

1. Разрешение таможенного органа,
2. Иностранные товары были ввезены на таможенную территорию РФ (кроме товаров, помещенных под таможенные режимы отказа в пользу государства или выпуска для свободного обращения, за исключением условно выпущенных).
3, Товары не входят в перечень товаров, помещение которых под таможенный режим уничтожения не допускается.
4. Полная утрата а результате уничтожения первоначальных потребительских свойств и стоимости товаров

1. Уничтожение товаров, включая приведение их в состояние, непригодное для использования.
2. Таможенный режим не может быть использован в целях извлечения дохода

Помещение отходов под таможенный режим как иностранных товаров

Отказ в пользу государства

1. Разрешение таможенного органа.
2. Товары были ввезены на таможенную территорию РФ (кроме товаров, помещенных под таможенные режимы выпуска для свободного обращения или реимпорта), в отношении товаров было совершено действие, непосредственно направленное на их вывоз.
3, Товары не входят в перечень товаров, помещение которых под таможенный режим отказа в пользу государства не допускается

Пользование и распоряжение товарами не допускается


 

Вывоз товаров для представительств за рубежом

Товары предназначены для обеспечения нормального функционирования дипломатических представительств, торговых представительств и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ при международных межправительственных организациях



 


 

  

  
 

Вывоз отдельных товаров в государства -бывшие республики СССР

Товары предназначены для обеспечения деятельности расположенных на территории государств -бывших республик СССР лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной собственности или государственной собственности субъектов РФ, а также для проведения российскими организациями на территории указанных государств научно-исследовательских работ на некоммерческой основе

Отчуждение без разрешения таможенного органа не допускается


 


( Продолжение следует )