Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Долгий путь к доверию (опыт работы ГНИ с налогоплательщиками)

     

Долгий путь к доверию
(опыт работы ГНИ с налогоплательщиками)

     

Л.П. Берсенева,
советник налоговой службы I ранга,
ГНИ по Ханты-Мансийскому автономному округу

     На территории Ханты-Мансийского  автономного округа протяженностью 800 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток разместятся пять Великобританий, или одна Франция, или Бельгия, Нидерланды и Люксембург вместе взятые.
     
     В округе разрабатывается более пятисот месторождений нефти и газа, добывается 70 % всей нефти России.
     
     Десятая часть налоговых поступлений поступает в российский бюджет из Ханты-Мансийского округа.
     
     Налоговый кодекс предоставил налогоплательщикам большие права на получение информации от налоговых органов по действующим налогам и сборам. Но это вовсе не значит, что ГНИ до сих пор не занимаются разъяснениями порядка исчисления и уплаты налогов и сборов. Многие госналогинспекции активно ведут эту очень нужную работу и проходят долгий и трудный путь к доверию налогоплательщиков.
     
     Практически каждый налоговый инспектор территориальной налоговой инспекции встречается с налогоплательщиками: принимает и проверяет расчеты и декларации по налогам или проводит документальную проверку предприятий и организаций или индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
     
     Именно налоговому инспектору каждый день приходится решать задачи налогового законодательства. Естественно, налоговые инспекторы должны получить для этого необходимую профессиональную подготовку, накопить определенный опыт работы, проявить высокую ответственность и терпение.
     
     Известно, что критическое отношение отдельных граждан к работе налоговых органов нередко переносилось на действия налоговых инспекторов, обеспечивающих соблюдение требований законодательства на практике. В то же время недостаток гласности в их деятельности, сложность и запутанность налогового законодательства для восприятия населением, отсутствие должного информирования налогоплательщиков стало отрицательно сказываться на результатах работы налоговых инспекций, то есть приводило к недоначислению определенных сумм налогов и сборов.
     
     Руководство ГНИ по Ханты-Мансийскому автономному округу в 1994 году приняло решение создать свое печатное издание с целью ведения постоянной работы по разъяснению неясно сформулированных положений налогового законодательства.
     

     Таким образом, окружная налоговая инспекция обеспечивает оперативное и достоверное информирование налогоплательщиков округа о всех изменениях в налоговом законодательстве, комментируя и разъясняя порядок применения нормативных актов как для налоговых инспекторов, так и для налогоплательщиков. Соответственно и название газеты - “Вестник  налоговой службы”.
     
     В апреле 1997 года было принято постановление Думы автономного округа "О газете “Вестник налоговой  службы”", которым установлено, что газета является специальным органом для опубликования законодательных актов, принятых окружными органами законодательной и исполнительной власти в области налоговой, финансовой и социальной политики.  Кроме  того, на Госналогинспекцию по  Ханты-Мансийскому округу возложено обеспечение необходимого  информационного сопровождения порядка применения данных документов.
     
     По своему содержанию газета ориентирована на подготовленную аудиторию, то есть тот круг налогоплательщиков, который по роду своей деятельности так или иначе связан с налоговым законодательством. Это прежде всего руководители и бухгалтеры предприятий всех форм собственности, юристы, финансовые работники, предприниматели и представители государственных структур всех ветвей власти, находящихся на территории округа.
     
     С самых первых выпусков газеты определились основные рубрики: “Официальные документы”, “Особенности налогообложения  нефтегазодобывающих  предприятий”, “Комментарий специалиста”, “Правовой всеобуч”, “Госналогслужба России разъясняет”, “Их  проверила  налоговая инспекция”, “Спрашивайте - отвечаем”, “Из переписки с Госналогслужбой” и  другие.
     
     В каждом номере газеты - специальное приложение “Досье бухгалтера”, где публикуется специальная подборка нормативных документов по конкретным видам налогов.
     
     В “Вестнике налоговой службы” ежеквартально печатаются итоги работы налоговых инспекций округа, анализируется ход поступлений налогов и причины возникновения задолженности, называются конкретные налогоплательщики, имеющие наибольшую недоимку.
     
     Для предостережения налогоплательщиков от заключения сомнительных хозяйственных договоров постоянно печатаются списки предприятий и фирм, ликвидированных по решению окружного арбитражного суда за нарушение налогового законодательства.
     

     Конечно, наша газета предназначена для того, чтобы знания в области налогового законодательства были систематизированы, информация доводилась достоверно и оперативно, а типичные конфликтные ситуации между налоговыми органами и налогоплательщиками были рассмотрены и разрешены.
     
     Помещая инструкции, законы, бухгалтерскую  отчетность, всю необходимую,  но  “неинтересную и непонятную”, на  взгляд некоторых  журналистов, информацию на страницах своей газеты, мы освободили газетные полосы других изданий для более понятных населению материалов по налоговой тематике.
     
     Мы сотрудничаем с городскими и районными газетами. Практически в каждой из них имеются постоянные рубрики по налоговым темам. Есть и  постоянный круг журналистов, охотно работающих с налоговыми инспекциями, тем более что, предоставляя свою информацию, мы помогаем подготовить материалы для того, чтобы  избежать неверных трактовок  документов.
     
     Газета издается ежемесячно тиражом 8000 экземпляров, объемом 2 печатных листа, 16 страниц формата А4, плюс дополнительные ежеквартальные спецвыпуски.
     
     Для определения основных направлений содержания газеты и осуществления постоянной связи с читателями в каждом номере газеты имеется специальный отрывной талон, который мы назвали “бланк обратной связи”. Любой читатель может высказать свои замечания и  предложения по содержанию газеты, а также задать конкретный вопрос по налоговому законодательству и получить конкретный ответ посредством специальной рубрики “Спрашиваете - отвечаем”. Конечно, встречаются и такие вопросы, на которые наши специалисты затрудняются ответить, тогда мы обращаемся в Госналогслужбу России, а ответ помещаем в рубрике “Из переписки с Госналогслужбой”.
     
     Издавая свою газету и имея, таким  образом, постоянную возможность доведения всей необходимой, на  наш  взгляд, информации до того круга налогоплательщиков, с которым непосредственно работают налоговые инспекции, мы никогда не забывали и о другом. А  именно о тех людях, которые по роду своей деятельности или образу жизни далеки от бухгалтерских проводок, изучения инструкций, законов и ежедневного общения с налоговыми инспекторами. В то же время каждый из них является или в ближайшем будущем станет налогоплательщиком.
     
     И именно от того, какие налоги и в какой срок заплатит рядовой налогоплательщик, зависит быть или не быть стабильным российскому бюджету и сможет ли государство выполнить взятые на себя обязательства.
     

     Для того чтобы воспитать законопослушного налогоплательщика, необходимо привести в действие целую систему мер на государственном уровне и объединить усилия всех государственных органов, средств массовой информации, общественных организаций и образовательных учреждений. Только тогда посредством ежедневной кропотливой работы можно будет повернуть общественное сознание и добиться того, чтобы все налогоплательщики поняли, что налоги необходимо платить.
     
     Поэтому наша налоговая инспекция поставила перед собой и более простую цель - показать, что от своевременной и полной уплаты налогов каждым налогоплательщиком зависит уровень его жизни, а также его детей, родителей, знакомых, облик города, в котором он живет, и стабильность региона, где он работает.
     
     В качестве основного средства массовой информации для достижения этой цели нами было выбрано телевидение.
     
     Именно телевидение в настоящее время доступно каждому и является основным источником информации с максимальной степенью охвата населения.
     
     Свою работу с телевидением ГНИ по Ханты-Мансийскому округу построила следующим образом.
     
     Во-первых, для постоянного сотрудничества мы выбрали государственную региональную телерадиокомпанию, а на местах наши налоговые инспекции работают с телерадиокомпаниями, учредителями которых являются местные органы власти.
     
     Во-вторых, мы постарались убедить руководство телерадиокомпаний в том, что наша информация должна выходить в эфир в наиболее удобное для восприятия время, как правило, вечернее - между 19 и 20 часами.
     
     В-третьих, мы создали постоянные цикл передач для различных групп населения, которые также выходят в определенное время и по определенным дням месяца.
     
     В-четвертых, мы решили болезненный для всех вопрос с финансированием.
     
     Госналогинспекция по Ханты-Мансийскому автономному округу взяла на себя ответственность за подготовку текстового и цифрового материалов, планирование работы и выбор тем.
     
     Для более подготовленных зрителей у нас подготовлен цикл “Налоговое обозрение”.  Но основные передачи у нас ориентированы на рядового налогоплательщика, обыкновенного жителя нашего округа (например, “Налоги, которые мы платим”).
     
     Как правило, жителей интересует ответ на вопрос: “Куда идут наши налоги?” Поэтому мы строим свои передачи по такой схеме: представитель налоговой службы рассказывает, что представляет собой тот или иной вид налога, что является налогооблагаемой базой, каковы ставки налога, сроки уплаты, кто пользуется льготами, в какой бюджет поступает данный налог, его удельный вес в общем объеме поступлений, кто является должником и какие меры принимаются, чтобы взыскать долги.
     

     Представитель же государственного органа власти объясняет, куда пошли собранные средства, что удалось выполнить из запланированного, а что нет из-за того, что имеется большая задолженность. Все это сопровождается снятым видеоматериалом и конкретными цифрами. Слово предоставляется и представителям предприятий-должников бюджета, и тем, кто исправно платит налоги.
     
     Конечно, такие передачи имеют большой резонанс. Действительно, кто может более убедительно рассказать населению как формируется бюджет и его расходная часть, если не председатель окружной Думы и председатель Комитета по финансам и налоговой политике округа?
     
     Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа считает, что собираемость налогов - это самая приоритетная задача, и к ее решению привлечены все административные государственные структуры, совместная деятельность которых направлена на обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также выявление, предупреждение и пресечение налоговых, финансовых и экономических правонарушений.
     
     Пожалуй, результативность нашей информационно-разъяснительной работы посредством телевидения можно определить по итогам декларационной кампании. Количество поданных деклараций на апрель месяц за 1997 год увеличилось по сравнению с 1996 годом в 1,5 раза, сумма исчисленного подоходного налога - в 5,2 раза (56 млрд руб. и 290 млрд руб. соответственно).
     
     На 20 октября 1998 года количество поданных деклараций составляет 67 683, сумма исчисленного налога составила 442,5 млрд руб.
     
     Учитывая то, что формирование и становление общественного мнения о налогах, налогообложении и о работе налоговых органов во многом зависит от личной позиции и мировоззрения самих работников СМИ, значительное внимание госналогинспекция по Ханты-Мансийскому автономному округу уделяет работе с журналистами и представителями общественных организаций.
     
     Оперативно готовятся материалы о важнейших изменениях в налоговом законодательстве, ежеквартально рассылаются пресс-релизы по итогам работы госналогинспекций округа.
     
     Систематически проводятся пресс-конференции и “круглые столы” в крупных городах региона.
     

     Практикуется также проведение выездных коллегий налоговой инспекции и полиции округа, с обязательным проведением пресс-конференций в городах округа.
     
     Наиболее важные и срочные сообщения налоговых инспекций передаются через телевизионную программу “Новости”, объявления по радио и в печати.
     
     Хотелось бы также отметить, что налоговая политика формируется в кризисной обстановке, нестабильность экономической и политической ситуации ослабляет налоговую дисциплину, снижает ее эффективность. Экономический кризис побуждает предприятия вкладывать финансовые средства в деятельность, которая позволяет получить максимальную прибыль при минимальном по времени обороте денежных средств.
     
     Инвестирование средств в производства, требующие долгосрочных кредитов, крайне затруднительно. В то же время при анализе неплатежеспособности наших предприятий-нефтяников выявляются два вида такой неплатежеспособности: мнимая и реальная.
     
     Проверки соблюдения налогового законодательства крупных предприятий-нефтяников нашего округа выявляют характерные нарушения: сокрытие или занижение доходов, искажение данных в бухгалтерской отчетности, неправильное применение налоговых ставок и льгот, зачисление валютной выручки в нарушение действующих законов на счета в иностранных банках с целью уклонения от налогообложения, создание вертикальных финансовых структур, производящих реализацию продукции и зачисляющих всю полученную выручку на свои счета, расчеты через третьих лиц, проведение бартерных и взаиморасчетных операций и др.
     
     В то же время основные налогоплательщики округа - предприятия-нефтяники - убеждены в том, что образовавшиеся огромные суммы недоимок, пени и штрафов являются следствием прежде всего невыполнения государством обязательств перед данными предприятиями.
     
     В такой ситуации мы считаем, что налоговые органы не имеют права умалчивать о недостатках нынешней налоговой системы.
     
     И мы обязательно затрагиваем в своих передачах на телевидении проблемные вопросы, выслушиваем объяснения руководителей предприятий-нефтяников о причинах задолженности, а также предложения по оптимизации системы налогообложения. Мы обязательно аргументируем свою точку зрения, а также выслушиваем мнение представителей органов исполнительной и законодательной власти округа.