Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении санкций за нарушения налогового законодательства (2) (Ответы на вопросы)


О применении санкций за нарушения налогового законодательства     
(Ответы на вопросы)


Ю.В. Подпорин,
советник налоговой службы I ранга,
Госналогслужба России

     

     Взыскивается ли вся сумма заниженной налогооблагаемой прибыли или только сумма налога с соответствующими штрафными санкциями при выявлении фактов занижения налогооблагаемой прибыли за счет искажения сумм, отражаемых по строкам 2 и 3 расчета налога от фактической прибыли, а также сумм сверхнормативных расходов, на которые должна корректироваться налогооблагаемая прибыль согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (в ред. постановления Правительства РФ от 01.07.95 N 661)?

     
     В данном случае взыскивается вся сумма заниженной прибыли в связи с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными данной статьей. В свою очередь, валовая прибыль предприятия определяется в виде разницы между выручкой от реализации продукции за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей и затратами предприятия, определяемыми в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в редакции постановления Правительства РФ от 01.07.95 N 661, с учетом внереализационных доходов и расходов.
     
     В связи с тем, что данным Положением предусмотрено лимитирование отдельных затрат, несоблюдение этого требования следует рассматривать как занижение объекта обложения с применением штрафных санкций в установленном порядке.
     

     В каком порядке следует применять положения п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 в части начисления пени в случае, когда налогоплательщик самостоятельно выявил в текущем периоде нарушения по операциям прошлых лет? Например: в IV квартале 1996 года налогоплательщиком выявлена техническая ошибка, в результате которой в бюджет не полностью уплачен налог на прибыль за 1995 год. Налогоплательщик внес исправления в учет и расчет по налогу на прибыль и представил его в налоговую инспекцию 10 декабря 1996 года, однако из-за отсутствия денежных средств на расчетном счете оплата доначисленных сумм предприятием не произведена.

     

     Считаются ли выявленные ошибки налоговыми нарушениями и с какого времени следует производить начисление пени за несвоевременную уплату налога на прибыль: с момента возникновения, или со дня представления уточненного расчета по налогу на прибыль, или со срока уплаты налога на прибыль по расчету за 1996 год?

     
     Следует ли налогоплательщику в случае выявления технической ошибки при составлении и расчете налоговых платежей по налогу на прибыль представлять в налоговую инспекцию уточненный расчет или вносить исправления в бухгалтерскую отчетность за текущий период и отражать выявленные суммы заниженной прибыли как прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном периоде, которая будет учтена в расчете по налогу на прибыль за отчетный период?
     
     В данном случае следует руководствоваться письмом Госналогслужбы России от 26.06.96 N ПВ-6-09/450 "О реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года N 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”".
     
     Если предприятие допустило ошибку в отчете за IV квартал 1996 года, исправительными проводками в декабре 1996 года самостоятельно исправило ошибку, но не уплатило причитающуюся сумму налогов, допущенные ошибки являются налоговыми нарушениями. В этом случае в соответствии с п. 4 названного выше письма Госналогслужбы России с налогоплательщика взыскивается пеня за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей.
     
     По документальным проверкам, законченным или организуемым после 20 мая 1996 года, исчисление сумм пени на дополнительно начисленные суммы налогов производится в размере 0,3 % со срока представления отчета по день фактической уплаты включительно. В данном случае начисление пени следует производить с 10 апреля 1996 года - срока уплаты платежей по расчету за 1995 год.
     
     Что касается выявления технических ошибок при составлении и расчете платежей по налогу на прибыль, в этом случае следует руководствоваться п. 8 письма Госналогслужбы России от 05.03.94 N ВГ-6-14/72 “Об отдельных вопросах применения мер ответственности за нарушения налогового законодательства”, то есть ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства не ставится в зависимость от того, имелся в действиях соответствующих работников организации-налогоплательщика умысел или нарушение допущено вследствие их небрежности, недостаточной квалификации и т.д.
     
     В данном случае предприятию следует сделать расчет по налогу на прибыль исходя из суммы заниженной прибыли и ставки налога на прибыль в размере 35 %, представить его в налоговую инспекцию и уплатить причитающуюся сумму налога.
     

     Предприятие в проверяемом периоде завысило себестоимость продукции и, соответственно, занизило налогооблагаемую прибыль. По результатам проверки налоговая инспекция предъявила к взысканию сумму заниженной прибыли, штраф в размере той же суммы и, кроме того, сумму налога с заниженной прибыли. Правильно ли применены штрафные санкции к налогоплательщику?

     
     Согласно п. 5 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушение налогового законодательства (письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.94 N С1-7/ОП-370), в связи с особой конструкцией ответственности, установленной подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, при разрешении споров налогоплательщиков с налоговыми органами необходимо учитывать, что сумма налога, которая должна быть уплачена в бюджет за сокрытый объект налогообложения (то есть недоимка), взыскивается с налогоплательщика в составе финансовых санкций, поэтому оснований для взыскания суммы налога сверх финансовых санкций не имеется.
     
     В соответствии с п. 36 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 N 170, исправления в бухгалтерскую отчетность в размере заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов, вносятся в отчетность того периода, в котором были обнаружены искажения ее данных.
     
     В связи с тем что в составе финансовых санкций взимается сумма налога (недоимка), правомерно и взыскание пени за задержку его уплаты. Поскольку в соответствии со ст. 11 названного выше Закона обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога, то в случае задержки уплаты налога пени взимаются с налогоплательщика за каждый день просрочки до полной уплаты недоимки.
     
     При расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет за отчетный период, в котором закончилась проверка, необходимо иметь в виду, что его сумма подлежит уменьшению на сумму налога, взысканного по результатам проверки.
     

     Применяются ли финансовые санкции по результатам проведения вышестоящим налоговым органом комплексных проверок городских (районных) инспекций за нарушения налогового законодательства, не выявленные ими ранее?

     

     В случаях, когда вышестоящей налоговой инспекцией при проведении комплексной проверки работы городской (районной) госналогинспекции у налогоплательщиков, проверенных ранее данной налоговой инспекцией за тот же ревизуемый период, устанавливаются нарушения налогового законодательства, которые не были выявлены ранее, санкции к налогоплательщику применяются в том же порядке, что и по результатам проверок городской (районной) налоговой инспекции.
     

     В каком порядке и какие санкции могут быть применены к предприятию по результатам камеральной проверки его отчетов?

     
     По результатам камеральной проверки отчетов и расчетов налогоплательщиков в случае установления фактов нарушения налогового законодательства налоговые органы имеют право применять штрафные санкции, предусмотренные ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     
     По результатам таких проверок возможно доначисление налога, а также применение санкций за нарушения, факты совершения которых не требуют документальной проверки (например, 10-процентная санкция за несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени за несвоевременное перечисление налогов). По таким нарушениям руководители налоговых органов принимают решение на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц этих органов.
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, налоговыми нарушениями не являются.
     

     Могут ли быть применены финансовые санкции к предприятию, если у него по лицевому счету имеется переплата по налогу?

     
     Наличие переплаты по лицевому счету плательщика, нарушившего налоговое законодательство, не является основанием для неприменения к нему предусмотренных законом финансовых санкций.
     

     Можно ли считать неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль сокрытием (занижением) прибыли и применять финансовые санкции?

     

     Неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль не рассматривается как сокрытие (занижение) прибыли, в связи с этим финансовые санкции за неправильное исчисление льгот не применяются. В этом случае уточняется расчет по налогу на прибыль и взыскивается в бюджет причитающаяся сумма налога (письмо Госналогслужбы России, Минфина России от 01.10.92 N ИЛ-6-01/331, N 04-01-09).
     
     Например, когда на предприятии установлено, что число инвалидов, работающих на нем, свыше 50 % общей численности, оно неправомерно пользовалось льготой по налогу на прибыль.
     
     В случае если налогоплательщик был освобожден от уплаты налога на конкретный срок, а затем утратил право на такую льготу в проверяемом периоде и не уплачивает налог с момента утраты льготы, к нему применяются предусмотренные законом санкции в общеустановленном порядке (за период с момента прекращения льготы).
     

     Взыскивается ли сумма налога на прибыль, если по результатам проверки налогоплательщик вносит в установленном порядке изменения в бухгалтерскую отчетность, увеличивая налогооблагаемую прибыль отчетного периода, в котором была произведена проверка?

     
     Согласно п. 5 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства (письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.94 N С1-7\ОП-370), в связи с особой конструкцией ответственности, установленной подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, при разрешении споров налогоплательщиков с налоговыми органами необходимо учитывать, что сумма налога, которая должна быть уплачена в бюджет за сокрытый объект налогообложения (то есть недоимка), взыскивается с налогоплательщика в составе финансовых санкций, поэтому оснований для взыскания суммы налога сверх финансовых санкций не имеется.
     
     В соответствии с п. 36 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 N 170, исправления в бухгалтерскую отчетность в размере заниженного дохода (прибыли), выявленного в результате проверок налоговых органов, вносятся в отчетность того периода, в котором были установлены искажения ее данных.
     
     В связи с тем, что в составе финансовых санкций взимается сумма налога на прибыль (недоимка), правомерно и взыскание пени за задержку его уплаты.
     

     Поскольку в соответствии со ст. 11 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога, то в случае задержки уплаты налога пени взимаются с налогоплательщика за каждый день просрочки до полной уплаты налога.
     
     При расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет за отчетный период, в котором закончилась проверка, необходимо иметь в виду, что его сумма подлежит уменьшению на сумму налога, взысканного по результатам проверки.