Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении санкций за нарушения налогового законодательства (Ответы на вопросы)


О применении санкций за нарушения налогового законодательства     
(Ответы на вопросы)

     

И.Н. Гаврилова,
советник налоговой службы II ранга,
Госналогслужба России

     Наступает ли ответственность, предусмотренная ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) налогов, исчисленных в завышенных размерах?

     
     В соответствии с действующим налоговым законодательством отдельные налоги (налог на имущество, налог на землю и т.д.), уплачиваемые в бюджет юридическими лицами, подлежат отнесению на финансовые результаты деятельности предприятия или включению в себестоимость продукции (работ, услуг), оказывая тем самым влияние на размер валовой прибыли предприятия.
     
     По результатам документальной проверки предприятия санкции за занижение прибыли в случае отнесения в установленном порядке на себестоимость продукции (работ, услуг) исчисленных в завышенных размерах налогов не применяются. Сумму завышения указанных налогов необходимо отнести на увеличение прибыли путем внесения исправительных записей в учет и отчетность.
     

     В каких случаях налогоплательщик не несет ответственности за нарушение налогового законодательства, предусмотренной ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”?

     
     Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России в письме от 10.05.95 N ВГ-4-14/17н, зарегистрированном в Минюсте России 18.05.95 N 855, даны разъяснения, что в тех случаях, когда налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или были неполностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам и платежам, к нему не применяются финансовые санкции, предусмотренные п. 1 “а” ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     
     При этом пени начисляются, кроме случаев, когда налогоплательщик произвел уплату причитающихся сумм налогов или ему в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.01.96 N 65 “О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 г.” предоставлена отсрочка по их уплате.
     
     Кроме того, Госналогслужба России по согласованию с Минфином России в п. 3 письма от 28.06.96 N ПВ-6-09/450 "О реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”", зарегистрированного в Минюсте России 16.07.96 N 1124, установила, что если налогоплательщик самостоятельно и своевременно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или были неполностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и платежам, произвел уплату причитающихся сумм, допущенные ошибки налоговыми нарушениями не являются. В указанных случаях пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей с налогоплательщика не взыскиваются.
     

     Таким образом, если при самостоятельном исправлении обнаруженных ошибок налогоплательщиком соблюдались требования указанных документов, штрафные санкции и пени за несвоевременную уплату налогов начисляться не должны.
     

     Вправе ли налоговая инспекция применить штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, предусмотренное подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, при установлении фактов занижения налогооблагаемой прибыли в филиалах предприятиях электрической связи по месту их нахождения?

     
     Постановлением Правительства РФ от 02.02.96 N 88 “О порядке уплаты налога на прибыль организаций, относящихся к основной деятельности Министерства связи Российской Федерации” установлено, что для государственных предприятий связи и акционерных обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий электрической связи, в том числе имеющих в своем составе структурные подразделения с отдельным балансом и расчетным (текущим) счетом, относящиеся к основной деятельности Минсвязи России, определен централизованный порядок уплаты налога на прибыль по их сводному балансу с зачислением сумм налога в бюджеты в соответствии с действующим законодательством.
     
     Пунктом 9 письма Госналогслужбы России от 21.04.93 N ВГ-4-01/61н и Минфина России от 16.04.93 N 48, зарегистрированного в Мин-юсте России 28.04.93 N 238, предусмотрено, что контроль за правильностью определения прибыли и исчисления налога на прибыль республиканскими, краевыми и областными государственными предприятиями связи, акционерными обществами связи осуществляется налоговыми органами по месту их нахождения. В случае выявления налоговым органом при проверке бухгалтерского отчета фактов сокрытия (занижения) прибыли, сумма сокрытой прибыли взыскивается по месту нахождения указанных предприятий с применением штрафных санкций в порядке, установленном законодательством.
     
     Таким образом, учитывая, что ответственность за нарушение налогового законодательства несет налогоплательщик, в случае выявления фактов занижения прибыли в филиалах связи, являющихся структурными подразделениями акционерного общества, образованного в процессе приватизации государственного предприятия электрической связи, с отдельным балансом и расчетным (текущим) счетом, налоговая инспекция вправе применить финансовые санкции к акционерному обществу, которое в централизованном порядке осуществляет уплату налога на прибыль по сводному балансу, по месту его нахождения.
     

     Применяется ли ответственность в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в случае, если налогоплательщиком при полном учете объема реализации в бухгалтерском учете занижены обороты по реализации продукции (работ, услуг) в декларации?

     

     В соответствии с действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость основным документом, определяющим правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком данного налога, является расчет (декларация) по нему, представленный в налоговый орган. Поскольку для целей налогообложения учет объектов ведется в налоговых декларациях и расчетах по конкретному виду налога, то полный учет объема реализации в бухгалтерском учете при одновременном занижении объекта налогообложения, допущенном в налоговой декларации, не освобождает налогоплательщика от финансовой ответственности, предусмотренной подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     

     Правомерно ли применение налоговыми органами штрафных санкций, предусмотренных Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, к предприятиям и организациям, нарушающим установленные сроки и порядок внесения в федеральный бюджет платежей за загрязнение окружающей природной среды?

     
     В соответствии с подпунктом “и” ст. 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, относятся к федеральным налогам.
     
     Согласно Закону РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды” (п. 1 ст. 20) в понятие платности природопользования наряду с платой за природные ресурсы входит и плата за загрязнение окружающей природной среды, которая взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений в пределах и сверх установленных лимитов.
     
     Законом РФ от 21.02.92 N 2397-1 "О внесении изменений в ст. 20 Закона РСФСР “Об охране окружающей среды”" определено, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями (учреждениями, организациями) в бесспорном порядке: 90 % - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 % - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
     
     В Порядке направления 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденном Минприроды России, Минфином России и Госналогслужбой России 03.03.93 N 4-15/61-638/N19/N ВГ-6-2/105, во исполнение постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”, зарегистрированного в Минюсте России 27.05.93 N 262, указано, что контроль за полнотой и правильностью исчисления платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется территориальными органами по экологии и природным ресурсам, а на налоговые органы совместно с территориальными органами Минприроды России возложен контроль за своевременностью внесения 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды как составной части платежей за пользование природными ресурсами.
     

     Таким образом, плата за загрязнение окружающей природной среды является обязательным платежом в бюджет, следовательно, есть все основания для применения к налогоплательщику в случае нарушения налогового законодательства ответственности, предусмотренной ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     

     Правомерно ли применение ответственности к предприятию с иностранными инвестициями за несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов?

     
     Если предприятие с иностранными инвестициями, созданное на территории Российской Федерации, является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, бухгалтерские отчеты (балансы), налоговые расчеты, декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, оно должно представлять в порядке и сроки, установленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, к налогоплательщику применяется финансовая санкция в размере 10 % причитающихся к уплате сумм налога по очередному сроку платежа.
     

     Ответственность в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” применяется к налогоплательщику, нарушившему налоговое законодательство, в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения. применяется ли указанная ответственность, если налогоплательщиком был занижен вследствие ошибки, а не умышленно сокрыт объект налогообложения?

     
     В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, применяется без учета наличия вины налогоплательщика. Поэтому в плане применения этой ответственности понятия “сокрытие” и “занижение” объектов налогообложения являются равнозначными.
     

     Влечет ли наступление ответственности в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” несвоевременное представление в налоговую инспекцию расчета выручки от реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактическую себестоимость?

     

     Расчет выручки, полученной от сделок, предусмотренных в п. 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, с изменениями и дополнениями, является документом, необходимым для исчисления и уплаты налога, поэтому непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган этого расчета влечет наступление ответственности в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.