Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( Е.В. Бурмак, советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России )


Ответы на вопросы

     

Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга,
Госналогслужба России

     Каков порядок взыскания недоимки с бюджетных счетов предприятий и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, в случае зачисления выручки, полученной от реализации продукции (товаров, услуг), на бюджетный счет, минуя имеющиеся расчетный и иные счета?

     
     В соответствии с действующим законодательством бюджетные организации вправе заниматься производственной деятельностью, доходы от которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Поскольку бюджетный план счетов не предназначен для отражения в бухгалтерском учете предпринимательской деятельности, указанным предприятиям следует пользоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению” (с изменениями и дополнениями), вести раздельный баланс и соответствующую отчетность для представления в ГНИ по месту своей регистрации.
     
     Так как бюджетные счета имеют целевое предназначение, для расчетов по предпринимательской деятельности указанные юридические лица должны открывать в банках текущие счета.
     
     В связи с тем, что региональные и местные налоги зачисляются в бюджеты соответствующих уровней, головная организация должна возвратить предприятиям неправильно зачисленные на ее бюджетный счет суммы, а предприятия-недоимщики должны самостоятельно произвести расчеты с бюджетами.
     
     Учитывая, что государственные учреждения являются самостоятельными налогоплательщиками, имеющими обязательства перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами, взыскание недоимки, числящейся за ними, с расчетного счета вышестоящей организации неправомерно.
     

     Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, определяет порядок обращения взыскания на имущество организаций-должников, за исключением финансируемых собственником учреждений. Какие юридические лица относятся к этому исключению?

     
     В соответствии с частью 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) юридическим лицом является организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.
     

     Частью 2 вышеназванной статьи установлено, что в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
     
     Юридическими лицами, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, признаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
     

     Вправе ли налоговые органы и федеральные органы налоговой полиции производить обращение взыскания на имущество мобилизационного назначения и мобилизационные резервы?

     
     В соответствии с п. 7 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций” (далее по тексту - Временное положение о порядке обращения взыскания), арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
     
     В п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 688 “О первоочередных мерах поддержки предприятий оборонного комплекса Российской Федерации” обращено внимание Правительства РФ на необходимость сохранения мобилизационных мощностей как основной составляющей национальной безопасности страны.
     
     В связи с изложенным, Госналогслужба России и ФСНП России в письме от 16.01.97 N ВП-6-10/46, от14.01.97 N ВВ-135 дали совместное указание налоговым органам и федеральным органам налоговой полиции на то, что производить обращение взыскания на имущество мобилизационного назначения и мобилизационные резервы не следует.
     

     Существует ли возможность создания новых организаций и фирм лицами, которые, руководя ранее созданными частными структурами, имеют огромные долги перед бюджетами?

     
     В соответствии с действующим законодательством (ст. 51 ГК РФ) отказ в государственной регистрации юридического лица возможен при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствии закону его учредительных документов. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
     

     Действующий порядок государственной регистрации установлен ст. 34 и 35 Закона РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности” и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482 “Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации”, в части, не противоречащей ГК РФ, и определяет:
     
     перечень документов, предъявляемых для регистрации;
     
     порядок и сроки представления учредительных документов;
     
     порядок и сроки регистрации.
     
     Кроме того, не допускается предъявление регистрирующими и другими государственными органами иных требований к заявителям и учредительным документам, не предусмотренных названным Положением (раздел 1, п. 4).
     
     Действующее законодательство не относит наличие задолженности перед бюджетом у учредителей вновь создаваемого юридического лица к нарушению порядка создания юридического лица.
     

     Каков порядок обращения взыскания задолженности по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды на имущество индивидуальных частных предприятий?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” индивидуальные (семейные) частные предприятия до 1 июля 1999 года подлежат преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.
     
     К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанные на праве оперативного управления с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители.
     
     Пунктом 7 Временного положения о порядке обращения взыскания установлено, что арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, и, соответственно, на имущество индивидуальных частных предприятий.
     
     Отказ федеральных органов налоговой полиции от исполнения постановлений налоговых органов об обращении взыскания на имущество индивидуальных частных предприятий неправомерен.
     

     Обладают ли федеральные органы налоговой полиции правом конфискации (изъятия) имущества, подвергнутого административному аресту?

     
     Согласно Закону РФ “О федеральных органах налоговой полиции” федеральные органы налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач имеют право налагать административный арест на имущество должника.
     
     В соответствии с п. 8 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках, утвержденного Госналогслужбой России 25.05.94 N ВГ-4-08/57, ДНП России 26.05.94 N СА-574, Минфином России 25.05.94 N 58, зарегистрированного Минюстом России 24.06.94 N 609 и действующего в части, не противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций” (далее по тексту - Положение о порядке обращения взыскания недоимок), изъятие имущества, подвергнутого административному аресту, без его конфискации производится органом федеральной налоговой полиции, наложившим этот арест. При этом налогоплательщик, на имущество которого наложен административный арест, сохраняет за собой право владения имуществом в части, подвергшейся аресту.
     

     Правомерен ли административный арест этилового спирта для обращения взыскания задолженности по налоговым платежам в бюджет на имущество спиртового завода?

     
     Согласно п. 7 Временного положения о порядке обращения взыскания арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, в чьем фактическом пользовании оно находится.
     
     Учитывая, что свободная реализация этилового спирта запрещена Указом Президента Российской Федерации от 22.02.92 N 179 “О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена”, обращение взыскания на имущество предприятия в части административного ареста этилового спирта неправомерно.
     
     Одновременно обращаем внимание на то, что согласно п. 8 упомянутого Указа Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 обращение взыскания на готовую продукцию производится не в первую очередь.
     

     Каков порядок взыскания недоимки по налоговым платежам и сборам со счетов организаций, находящихся в стадии добровольной ликвидации?

     
     Процедура добровольного объявления о банкротстве предприятия-должника осуществляется в соответствии с положениями главы XI Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Согласно п. 3 ст. 182 расчеты должника с кредиторами производятся в порядке, предусмотренном главой VI указанного Закона.
     
     С момента назначения ликвидационной комиссии налоговыми инспекциями отзываются предписания о приостановлении операций по счетам, а также инкассовые поручения, выставленные к счету организации-недоимщика.
     
     Однако данное положение не распространяется на обязательства организации-банкрота, связанные с уплатой текущих налоговых платежей в бюджет.
     

     Каков порядок взыскания налоговыми органами с юридических лиц сумм штрафов, а также сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в связи с принятым Конституционным Судом Российской Федерации определением от 06.11.97 N 111-0?

     
     Согласно письму Госналогслужбы России от 17.04.98 N ВП-6-18/252 “О внесении изменений и дополнений в письмо Госналогслужбы России от 08.01.98 N ВП-6-11/4” взыскание с налогоплательщика сумм налога, а также сумм пени за несвоевременную уплату налога производится налоговым органом в бесспорном порядке.
     
     Решение о производстве взыскания должно содержать предложение о добровольной уплате в установленный в решении срок начисленных сумм штрафов. В случае невнесения налогоплательщиком в данный срок сумм штрафов, а также сокрытого или заниженного дохода и необжалования налогоплательщиком решения налогового органа, последнему надлежит взыскивать вышеуказанные суммы в бесспорном порядке.
     
     В случае обжалования налогоплательщиком в судебном порядке решения налогового органа и решения по его жалобе, вынесенного вышестоящим налоговым органом, взыскание сумм штрафов, а также суммы сокрытого или заниженного дохода приостанавливается налоговым органом, принявшим решение о применении указанных санкций, до вступления в законную силу судебного акта.
     

     Включается ли в расчет налогооблагаемой прибыли предприятий-недоимщиков выручка, полученная от реализации объектов недвижимости и направленная организатором торгов непосредственно в бюджет?

     

     В соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания и письмом ФСНП России и Госналогслужбы России от 16.10.96 N ЮЧ-2558, от 18.10.96 N ПВ-6-10/725 “Об обращении взыскания на имущество” реализация движимого имущества проводится на комиссионных началах, а недвижимого - на торгах согласно заключенным договорам в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и иным законодательством Российской Федерации. Договоры об осуществлении реализации заключаются между организацией, уполномоченной налоговым органом и органом Федеральной службы налоговой полиции, с одной стороны, и соответствующими организациями, с другой стороны.
     
     После реализации имущества должника  данная операция отражается в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке по счетам 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”, 48 “Реализация прочих активов”, где по дебету отражаются также расходы, связанные с выбытием имущества, а по кредиту - суммы оплаты в корреспонденции со счетом 68 “Расчеты с бюджетом”.
     
     Отрицательный результат (после зачета недоимки) по указанным счетам для целей налогообложения не учитывается, а полученные доходы облагаются налогами в установленном порядке.
     
     В случае если продукция реализуется покупателям, но засчитывается в счет недоимки, налогообложение осуществляется в установленном порядке.
     

     Каков порядок начисления и уплаты НДС предприятиями-недоимщиками по сделкам продажи недвижимости, если выручка от продажи таких объектов поступает непосредственно в бюджет в счет погашения недоимки?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с последующими изменениями и дополнениями) объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением товаров (работ, услуг), освобождаемых согласно ст. 5 указанного Закона.
     
     Таким образом, средства, полученные от реализации имущества (объектов недвижимости) предприятия, проведенной в соответствии с установленным порядком об обращении взыскания на имущество организаций, должны быть также включены в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот.
     
     Налогоплательщик, на имущество которого наложен административный арест, сохраняет за собой право владения имуществом в части, подвергшейся аресту, ограничиваясь в отношении пользования и распоряжения им.
     

     Оставшиеся после удовлетворения требований взыскателя средства от продажи имущества должника за вычетом расходов по обращению взыскания подлежат направлению должнику.
     
     Поэтому плательщиком налога на добавленную стоимость является предприятие-недоимщик, с баланса которого списываются основные средства (объекты недвижимости) с целью прекращения его обязательств.
     
     В соответствии с п. 10 Положения о порядке обращения взыскания недоимок реализованное имущество подлежит списанию с баланса налогоплательщика при получении им от налогового органа письменного уведомления о завершении реализации и расчетов с бюджетом или государственным внебюджетным фондом.
     
     В момент получения вышеназванного уведомления для предприятия-недоимщика возникает обязательство по уплате налога на добавленную стоимость со стоимости реализованного имущества.
     

     Сохранился ли порядок обращения налоговыми органами взыскания задолженности по платежам в бюджет на имущество должников в связи с выходом Указа Президента Российской Федерации от 29.05.98 N 604 “О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам”?

     
     Налоговым органам следует руководствоваться  в своих действиях по обращению взыскания на имущество организаций-недоимщиков Временным положением о порядке обращения взыскания, а Федеральным органам налоговой полиции - положениями Указа Президента Российской Федерации от 29.05.98 N 604 “О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам” при обращении взыскания на имущество по суммам налогов и других обязательных платежей, доначисленных по актам самостоятельно проведенных этими ведомствами проверок.
     

     Кто должен выписывать расчетные документы на отгрузку арестованного имущества: налогоплательщик или орган, наложивший арест на это имущество?

     
     Гражданским и Гражданско-процессуальным кодексами, Временным положением о порядке обращения взыскания и иными законодательными актами Российской Федерации порядок оформления расчетных документов на отгрузку административно арестованного имущества не оговорен.
     
     Факт наложения ареста ограничивает собственника в распоряжении имуществом, не лишая права собственности на него.
     

     В связи с этим обязанность по оформлению документов на отгрузку административно арестованного имущества лежит на налогоплательщике.
     

     Распространяется ли Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” на войсковые части, занимающиеся хозяйственной деятельностью?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” указанный Закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
     
     Войсковые части, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и предприятия военной торговли могут быть признаны несостоятельными (банкротами) или могут сами объявить о своей несостоятельности (банкротстве) в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”, если они относятся к перечисленным категориям юридических лиц.
     

     В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 15.11.97 N 1233 “О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации” имеют ли право налоговые органы производить взыскание недоимки путем обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов в соответствии с инструкцией Минфина СССР от 12.06.81 N 121 “По применению положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей”?

     
     В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 15.11.97 N 1233 “О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации”, утратил силу Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”, предоставлявший налоговым органам право бесспорно взыскивать недоимку по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.
     
     Иными законодательными актами Российской Федерации право на бесспорное взыскание недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, налоговым органам не предоставлено.
     
     Вместе с тем применение Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.81 N 3820-Х, в части, относящейся к бесспорному взысканию налоговыми органами недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, не подлежит применению по следующим основаниям.
     

     Статьей 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” обязанность по своевременной и полной уплате налогов возложена на налогоплательщика.
     
     Подпунктом 2 п. 9 Положения о взыскании не внесенных в срок налогов налоговым органам дано право бесспорного взыскания недоимки в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, что противоречит ст. 11 указанного Закона.
     
     Согласно п. 2 раздела второго Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
    

     Имеет ли право налоговая инспекция в бесспорном порядке списывать средства со счета арбитражного управляющего в период действия моратория?

     
     Частью 5 ст. 69 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” предусмотрено, что на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника вводится мораторий.
     
     С момента введения внешнего управления приостанавливается начисление неустоек и финансовых санкций. Требования в части перечисленных сумм, а также сумм убытков по денежным обязательствам и обязательным платежам могут быть предъявлены должнику только после окончания внешнего управления и только в размере, существовавшем на момент введения моратория.
     
     Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 70 указанного Закона на налоговые платежи и сборы, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется, что и дает основание для предъявления к счету арбитражного управляющего требований по уплате задолженности и в период действия моратория.
     

     В госналогинспекцию обратился директор организации с просьбой об отмене постановления налогового органа о приостановлении операций по расчетному (текущему) счету в связи с нерегистрацией счета недоимщика. Прав ли он?

     
     Постановления налоговых органов о приостановлении операций по расчетному (текущему) счету, вынесенные за непредставление недоимщиком в налоговый орган документов, касающихся регистрации счета недоимщика и перечисления на него средств с других счетов, подлежат отмене налоговыми органами, вынесшими их.
     

     Основанием для указанных действий является совместный приказ Госналогслужбы России от 26.09.98 N БФ-3-10/266, Минфина России от 29.09.98 N 45н, Банка России от 29.09.98 N ОД-476 “О признании утратившим силу письма Госналогслужбы России, Минфина России, Банка России от 04.11.96, 04.11.96, 28.10.96, N ПВ-6-05/758, N 3-Б1-01, N 351”, зарегистрированный Минюстом России 10.11.98 N 1643.
     

     Как поступить с картотекой к расчетному (текущему) счету, который был зарегистрирован как счет недоимщика?

     
     В связи с отменой Указом Президента Российской Федерации от 29.06.98 N 734 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”" пунктов 1-4 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 и признанием с 1 июля 1998 года утратившим силу письма Госналогслужбы России, Минфина России, Банка России от 04.11.96, 04.11.96, 28.10.96 N ПВ-6-05/758, N 3-Б1-01, N 351 "О порядке перечисления средств на счет недоимщика в соответствии с пунктами 1-4 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”", зарегистрированного в Минюсте России 05.11.96 N 1188, данный расчетный (текущий) счет прекратил действовать в режиме счета недоимщика (основание: совместный приказ Госналогслужбы России от 26.09.98 N БФ-3-10/266, Минфина России от 29.09.98 N 45н, Банка России от 29.09.98 N ОД-476 “О признании утратившим силу письма Госналогслужбы России, Минфина России, Банка России от 04.11.96, 04.11.96, 28.10.96, N ПВ-6-05/758, N 3-Б1-01, N 351”, зарегистрированный Минюстом России 10.11.98 N 1643).
     
     Картотека к счету недоимщика является картотекой к данному расчетному (текущему) счету.
     
     При этом налоговые органы вправе отозвать свои инкассовые поручения (распоряжения) с данного счета, действовавшего как счет недоимщика, и выставить их заново на любые иные расчетные (текущие) счета налогоплательщиков.