Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Плата за землю (Ответы на вопросы)


Плата за землю
(Ответы на вопросы)

     

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

     

     1. Федеральный закон от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”" полностью изменил порядок перечисления средств, поступающих от взимания платы за землю, в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Распространяется ли этот порядок на перечисление арендной платы за землю в соответствующие бюджеты?

     
     Арендная плата за землю является одной из форм земельных платежей и взимается за земли, переданные в аренду.
     
     В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России N 26 “Об утверждении инструкции о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей”, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.94 N ВГ-3-13/23 (с учетом изменений и дополнений), налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по каждому виду налога и платежа в бюджет, в том числе по арендной плате за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду. Основным документом для открытия лицевых счетов плательщиков арендной платы за землю является договор аренды, в котором должны быть указаны все данные для заполнения лицевого счета (площади земель, ставки, сроки внесения арендной платы, устанавливается ответственность арендатора за невнесение в срок арендной платы и т.д.). Согласно налоговому и бюджетному законодательству арендная плата за землю перечисляется как в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так и в федеральный бюджет.
     
     Приложением N 1 к Закону РФ от 11.10.91  N 1738-1"О плате за землю” предусмотрены конкретные доли средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, направляемых в федеральный бюджет.
     
     Доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации как от земельного налога, так и от арендной платы за земли городов и поселков, установлена на 1998 год Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год”, в соответствии с которым 30 % средств, поступающих от платы за землю, должны перечисляться в федеральный бюджет для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв, ведения земельного кадастра, проведения мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования и 20 % - в бюджеты субъектов Российской Федерации на аналогичные цели, 50 % остаются в местном бюджете.
     
     Начиная с 1 августа 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”" внесение в доход бюджетов соответствующего уровня как земельного налога, так и арендной платы за землю производится самим плательщиком. За земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями плательщик (как юридические, так и физические лица) направляет средства, поступающие от взимания земельного налога и арендной платы, на бюджетные счета Российской Федерации в Федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.
     

     Следует отметить, что постановление Правительства РФ от 24.07.95 N 749 “Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю”, в соответствии с которым перечисление платежей за землю (в том числе арендной платы) осуществлялось в вышестоящий бюджет органами местного самоуправления, отменено постановлением Правительства РФ от 19.10.98 N 1217 "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 749 “Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю”", тем самым отменен прежний порядок перечисления финансовыми органами арендной платы в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет.
     
     В связи с этим, плательщики как земельного налога, так и арендной платы сами должны перечислять причитающиеся платежи в соответствующие бюджеты.
     

     2. Разъясните порядок исчисления земельного налога по товариществам собственников жилья как формы объединения домовладельцев для управления и эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, которые образуются в соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья”.

     
     В соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья” товариществом собственников жилья является некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
     
     Кондоминиум - это единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей, находятся в собственности (частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности) граждан, юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев), а остальные части находятся в их общей долевой собственности.
     
     Согласно части 5 ст. 8 Закона РФ “О плате за землю” налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской черты, взимается в 1998 году со всей площади земельного участка в размере 3 % ставок земельного налога, установленных в городах, но не менее 6 копеек за квадратный метр. Эта норма при уплате земельного налога распространяется и на товарищества собственников жилья.
     

     За земли, занятые в кондоминиуме другими зданиями и сооружениями, земельный налог начисляется по полным городским ставкам.
     
     Домовладельцы (юридические лица и граждане), входящие в кондоминиум в соответствии со ст. 24 и 25 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья”, могут образовывать товарищества собственников жилья. При этом товарищество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации и имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты. Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется правлением товарищества, в обязанности которого входят контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов, составление годового бюджета товарищества, смет и отчетов (ст. 36 и 37 указанного выше Закона).
     
     Таким образом, как юридическое лицо данное правление товарищества имеет возможность представлять расчеты земельного налога за всю площадь занятой кондоминиумом земли, осуществлять сбор необходимых денежных средств с членов товарищества пропорционально доли занимаемой ими площади с учетом земель общего или группового пользования, за исключением площадей, приходящихся на граждан и юридических лиц, кому предоставлены льготы по плате за землю в соответствии со ст. 12 Закона РФ “О плате за землю”.
     
     Аналогичный порядок уплаты земельного налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами был разработан Госналогслужбой России, Минфином России и Роскомземом (письмо от 09-10.06.92 N ВГ-4-02/33, 9-02-13).
     
     Следует иметь в виду, что в соответствии с абзацем вторым п. 26 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (с учетом изменений и дополнений N 2), с того момента, когда члены товариществ получат свидетельства на право собственности на землю под жильем (для граждан при одноэтажном строительстве), исчисление земельного налога может быть произведено налоговыми органами каждому из них. Юридические лица в кондоминиуме могут при этом продолжать уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке. За земли коллективного пользования земельный налог уплачивает правление товарищества за счет сбора средств у отдельных плательщиков.
     

     3. Военнослужащий Государственной противопожарной службы, имеющий земельный участок с 1995 года, был освобожден от уплаты земельного налога, но в июле 1998 года налоговая инспекция вручила ему платежное извещение об уплате налога за 1997-1998 годы. Какие граждане относятся к военнослужащим, освобождаемым от уплаты земельного налога, на основании каких законодательных актов и с какого момента утрачивается льгота по уплате земельного налога военнослужащим противопожарной службы?

     

     В соответствии с п. 18 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождаются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
     
     Согласно Федеральному закону от 27.05.98 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.05.96 N 61-ФЗ “Об обороне” и Указом Президента Российской Федерации от 14.12.93 N 2140 “Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации” к категории военнослужащих относятся военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации, Пограничных войск Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации и Войск гражданской обороны Российской Федерации; военнослужащие системы федеральных органов государственной безопасности Президента Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; военнослужащие Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; военных строителей военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации; военнослужащие других министерств и ведомств.
     
     Однако Указ Президента Российской Федерации от 10.03.97 N 197 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 620 “Об образовании пограничных войск Российской Федерации” и внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" исключил военнослужащих Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации из Указа Президента Российской Федерации от 14.12.93  N 2140 “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации”.
     

     В связи с этим начиная с 10 марта 1997 года, то есть с момента подписания Указа Президента Российской Федерации от 10.03.97 N 197, военнослужащие противопожарной службы утрачивают льготу по уплате земельного налога. Уплата налога должна производиться ими за период с 10 марта по 31 декабря 1997 года (297 дней) и за весь 1998 год.
     
     Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со ст. 13 и 14 Закона РФ “О плате за землю” органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы по уплате земельного налога в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, находящейся в их распоряжении.
     
     В связи с этим военнослужащие противопожарной службы вправе обращаться в администрацию по месту нахождения их земельных участков с просьбой об освобождении от уплаты земельного налога.
     

     4. Какими юридическими лицами уплата земельного налога производится централизованно?

     
     В соответствии с п. 25 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (с изменениями и дополнениями) централизованно представляют расчеты госналогинспекциям отдельно по каждому административному району и уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления юридические лица, объекты обложения и линии коммуникаций которых проходят через указанные административные районы:
     
     отделения железных дорог МПС России - за земли, занятые железнодорожными путями и полосами отчуждения, железнодорожными станциями, вокзалами;
     
     органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации (департаменты, комитеты, дорожные фонды, автодоры и другие юридические лица, на балансе которых находятся указанные автомобильные дороги), - за земли, занятые этими автомобильными дорогами;
     
     акционерные общества энергетики и электрификации Минтопэнерго России, на балансе которых находятся электрические сети напряжением 0,38 - 1150 кВ,  - за земли, занятые под опорами указанных воздушных линий электропередач, и земли, занятые наземными сооружениями кабельных линий электропередач, подстанциями, переключительными, распределительными и секционирующими пунктами и другими сооружениями;
     
     предприятия по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения (управления) Минтопэнерго России, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, - за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;
     

     государственные эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, - за  земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения;
     
     организации жилищно-коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд города, - за земли, обслуживающие эти строения.
     

     5. Какую ставку земельного налога применять в 1998 году предприятию за земельные участки, расположенные в городе с численностью населения 150 тыс. человек в Северо-Кавказском экономическом районе (Черноморское побережье Краснодарского края). Учитывать ли при расчете земельного налога коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курорт-ных зонах и за счет статуса города?

     
     В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) налог за земли городов устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3), которые дифференцируются органами местного самоуправления городов по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
     
     При определении базового норматива средней ставки во внимание принимаются показатели таблицы 1 (Приложение 2 к Закону).
     
     В Приложении 2 предусмотрены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха (таблица 2), а также коэффициенты с учетом статуса города, развития социально-культурного потенциала для всех городов с населением свыше 100 тыс. человек, а также для городов и поселков, расположенных в пригородных зонах крупных городов с численностью населения свыше 500 тыс. человек (таблица 3).
     
     В случае если к населенному пункту применены коэффициенты таблиц 2 и 3, средняя ставка налога умножается последовательно на каждый из этих коэффициентов.
     
     При расчете ставки земельного налога по городу с численностью населения 150 тыс. человек, находящемуся на Черноморском побережье Краснодарского края, следует применить все три таблицы приложения 2 к Закону РФ “О плате за землю”, а именно таблицу 1 “Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в расчете на год”, таблицу 2 “Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах” и таблицу 3 “Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала”.
     
     Таким образом ставка земельного налога составит:
     

     1,6 руб./кв.м * 50 * 6 * 2,2 * ( 2 * 1,5 *  2)  = 6336 руб./кв.м (с учетом деноминации - 6,34 руб./кв.м) где:
     
     1,6 руб./кв.м - средняя ставка земельного налога в городе с численностью населения 150 тыс. человек (Приложение 2, таблица 1);
     
     50 - коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в 1994 году;
     
     6 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах Черноморского побережья Краснодарского края (Приложение 2, таблица 2);
     
     2,2 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала (Приложение 2, таблица 3);
     
     2 - коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1995 году (постановление Правительства РФ “Об индексации ставок земельного налога в 1995 году”);
     
     1,5 - коэффициент увеличения ставок в 1996 году (постановление Правительства РФ “Об индексации ставок земельного налога в 1996 году”);
     
     2 -  коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1997 году (Федеральный закон от 26.02.97 N 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год”).
     
     В 1998 году ставки земельного налога применяются на уровне прошлого года в связи с тем, что Федеральным законом от 28.10.98 N162-ФЗ “О ставках земельного налога в 1998 году” до 1 января 1999 года сохраняются размеры ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
     

     6. В соответствии со ст.15 Закона РФ “О плате за землю” основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Разъясните порядок взимания земельного налога по предприятиям, не имеющим до настоящего времени таких документов.

     
     При решении поставленного вопроса следует руководствоваться прежде всего нормами ст. 1 и 17 Закона РФ “О плате за землю”, устанавливающих, что пользование землей в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.
     
     В связи с этим все юридические лица и граждане, не освобожденные в соответствии со ст. 12 названного выше Закона от уплаты земельного налога, должны облагаться этим налогом за любую земельную площадь, предоставленную им в собственность, владение или пользование.
     

     Налогоплательщикам следует руководствоваться и п. 11 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (с изменениями и дополнениями), предусматривающим, что впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
     
     Начисление земельного налога может производиться на основании размеров площадей, согласованных землепользователями с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, а также на основании деклараций представленных самими плательщиками. При установлении размеров этих площадей используются ранее выданные документы, удостоверяющие право на земельный участок, решение соответствующих органов о предоставлении земель, материалы по обмеру земельных участ-ков, градостроительная документация, планово-картографические и другие материалы, имеющиеся в органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, БТИ, архивах, комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам и у самих плательщиков.
     

     7. Следует ли относить общества охотников и рыболовов, охотничье-рыболовные хозяйства, являющиеся структурными подразделениями ассоциации “Росохотрыболовсоюз”, к специально уполномоченным государственным органам по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и освобождать от уплаты земельного налога за предоставленные им в пользование земельные участки?

     
     Специально уполномоченные государственные органы охраны природы, которые в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливаются соответствующими постановлениями Правительства РФ. Эти постановления перечислены в подпункте 4 п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (с изменениями и дополнениями).
     
     Так, постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.93 N 943 “О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды” установлено, что МПР России и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству.
     

     Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 67 “О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания” установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы.
     
     Общества охотников и рыболовов, охотничье-рыболовные хозяйства и другие структурные подразделения ассоциации “Росохотрыболовсоюз” названными выше постановлениями Правительства РФ не отнесены к специально уполномоченным государственным органам охраны природы, поэтому подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях за земли, на пользование которыми выданы документы, удостоверяющие право пользования земельными участками (например, на дома охотников и рыболовов, егерские кордоны, иные остановочные пункты и подсобные помещения, дичефермы, питомники диких животных, рыбопитомники, инкубационные цехи, кинологические сооружения и питомники охотничьих собак, кормохранилища, подкормочные сооружения, кормовые поля, конюшни и конефермы, гаражи, склады и др.)
     

     8. Действующим законодательством предприятия народных художественных промыслов освобождены от уплаты земельного налога. На основании каких документов такие предприятия имеют право на льготу по земельному налогу?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога освобождаются предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования.
     
     При определении данной категории льготников по плате за землю следует руководствоваться п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.94 N 1987 “О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов”, которым установлено, что:
     

     к народным художественным промыслам относятся все виды производства художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, основанные на преемственности, исторически сложившихся традициях народного  декоративно-прикладного искусства;
     
     к изделиям народных художественных промыслов относятся изделия признанного художественного достоинства, при изготовлении которых применяется ручной или механизированный творческий труд художников и мастеров, развиваются традиции народного искусства, сохраняются стилистические особенности данного промысла;
     
     к предприятиям народных художественных промыслов относятся предприятия, в объеме промышленной продукции которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50 процентов.
     
     Данные положения из указанных выше Закона и Указа Президента Российской Федерации включены в инструкцию Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”", в частности в изменения и дополнения N 1 к данной инструкции.
     
     При рассмотрении вопроса о предоставлении льгот по земельному налогу предприятиям, занимающимся народными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования, следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минэкономики России и Госкомстата России по отнесению продукции к изделиям художественных промыслов, доведенными совместным письмом от 27.07.93 N МЮ-634/14-150, 10-6-1/247 до министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных комитетов и управлений статистики.
     
     Рекомендации содержат Примерный перечень изделий, отнесенных к изделиям художественных промыслов, а также перечень изделий, которые по способу их изготовления не могут быть отнесены к изделиям художественных промыслов.  Решение об отнесении продукции к изделиям художественных промыслов принимается художественно-экспертными советами по декоративно-прикладному искусству при органах исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
     

     9. Для определения права на льготу по плате за землю просим разъяснить: кем и в каком порядке определяются земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур в научных организациях, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйствах научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля?

     

     В документах, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком и служащих основанием для установления и взимания налога, выданных указанным учреждениям и организациям, содержатся данные о категории, целевом использовании земель и другие данные государственного учета земель (перечень документов приведен в Методических рекомендациях о порядке проведения документальной проверки юридических лиц по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога, направленных Госналогслужбой России в адрес налоговых органов письмом от 30.05.95 N ЮУ-6-02/302).
     
     Определение земельных участков учреждений и организаций, освобождаемых от уплаты земельного налога только за земли, используемые для научных и научно-экспериментальных целей, производится на основании справки, составляемой районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству при запросе налоговых органов с участием заинтересованных землепользователей, в которой содержатся данные о целевом назначении земель, то есть земель, используемых учреждениями или организациями для научных и научно-экспериментальных целей в полном или частичном объеме.
     
     Для указанных выше целей следует использовать также статистический отчет “О наличии и движении основных средств”, в III разделе которого отражается в суммовом выражении стоимость непроизводственных основных средств, используемых для обслуживания социально-бытовой сферы деятельности организации (жилищное хозяйство, организации образования, здравоохранения и т.п.), учитываемых как непроизводственные основные средства, который сопоставить с данными инвентарных карточек на предмет установления этих объектов и вывода их земельных площадей из общей площади земель научных организаций в целях нераспространения на них льгот по уплате земельного налога.
     
     Кроме того, в соответствии с Положением о государственной аккредитации научных организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.10.97 N 1291 “О государственной аккредитации научных организаций”, свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что объем этой деятельности составляет в среднем не менее 70 % общего объема выполненных работ за последние 3 года. В связи с этим свидетельство о государственной аккредитации будет являться документом, подтверждающим право на льготы по уплате земельного налога для научных организаций.
     

     10. Пенсионер, участник Великой Отечественной войны, имею автомашину, которую содержу в автостояночном кооперативе. Согласно Закону РФ “О плате за землю” участники Великой Отечественной войны полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Налоговая инспекция отказалась снизить размер налога автостояночному кооперативу пропорционально числу его членов, имеющих льготу, как это производится в расчетах гаражно-строительных кооперативов. В результате я вынужден платить земельный налог. Правильно ли это?

     

     В соответствии со ст. 1 и 15 Закона РФ “О плате за землю” собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления налога и арендной платы является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Документы, как правило, выдаются юридическому лицу за земли, выделенные во временное пользование или в аренду.
     
     Поэтому за всю площадь земельных участков, занимаемую открытыми платными автостоянками, уплата земельного налога или арендной платы производится юридическим лицами - автостояночными кооперативами или централизованно их вышестоящими организациями по полным ставкам налога, установленным для городских земель.
     
     Гражданам на землю, занимаемую их автомобилями на автостоянках, документ на право собственности, владения или пользования этой землей не выдается, и эта земля не может быть предметом купли-продажи.
     
     Членам гаражно-строительных кооперативов в соответствующих случаях может быть выдан такой документ, и они могут являться самостоятельными плательщиками земельного налога как за земли, занятые их гаражами, так и за часть земель общего пользования этого гаражно-строительного кооператива.
     
     В связи с этим установленный совместным письмом Минфина России, Роскомзема и Госналогслужбы России от 09 - 10.06.92 N 9-02-12, 5-10/1605, ВГ-4-02/33 порядок исчисления земельного налога гаражно-строительными, дачно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами не может быть применен к автостояночным кооперативам.
     
     Учитывая, что земельный налог Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) отнесен к местным налогам, а Законом РФ “О плате за землю” органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм налога, остающихся в их распоряжении, в настоящее время рассматривать и решать вопрос о предоставлении льготы участникам Великой Отечественной войны за земельные участки, занимаемые их автомобилями на открытых автостоянках, можно на уровне субъекта Российской Федерации или местном уровне.
     

     11. Имеет ли право Рубцовский эксплуатационно-технический узел связи, являющийся филиалом ОАО “Алтайтелеком”, воспользоваться льготой по уплате земельного налога, предусмотренной п. 12 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю”?

     

     Согласно п. 12 ст.12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
     
     В данной статье законодатель предусмотрел освобождение от уплаты земельного налога не всех государственных предприятий связи, а только тех, которые обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющих деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
     
     Подробный перечень предприятий связи, освобожденных от уплаты земельного налога, был доведен до предприятий и организаций Минсвязи России письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 13.01.93 N 2, ВГ-6-02/18.
     
     Рубцовский эксплуатационно-технический узел связи действует согласно положению о филиале ОАО “Алтайтелеком” и на основании его устава, в соответствии с которыми основным видом деятельности Рубцовского эксплуатационно-технического узла связи является удовлетворение потребностей населения, органов государственной власти и управления, других хозяйствующих субъектов и юридических лиц в услугах связи. В связи с этим к категории льготников это предприятие относиться не может.
     
     Что касается государственных предприятий связи, осуществляющих деятельность в интересах обороны Российской Федерации, наряду с деятельностью, не связанной с интересами обороны, они освобождаются от уплаты земельного налога на земельные участки, специально отведенные для размещения технических средств связи, обеспечивающих эксплуатацию строений и сооружений, осуществляющих деятельность в интересах обороны. Если технические средства связи, используемые в интересах обороны Российской Федерации, расположены в специальных помещениях строений отдельно от других технических средств, сумма земельного налога за земельные участки, занятые этими строениями, и за земельные участки, обслуживающие эти строения, уменьшается пропорционально доле площади указанных помещений в общей площади строения.