Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы ( Б.А. Минаев, государственный советник налоговой службы II ранга, Госналогслужба России )


Ответы на вопросы

     

Б.А. Минаев,
государственный советник
налоговой службы II ранга,
Госналогслужба России

     Являются ли объектом обложения налогом на добавленную стоимость суммы штрафов, пени, неустоек, получаемые предприятиями в связи с нарушением заключенных хозяйственных договоров?

     
     Денежные средства, получаемые от покупателей (заказчиков) и, наоборот, от поставщиков (продавцов) за нарушение обязательств по договорам поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), должны рассматриваться как средства, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
     
     На этом основании они, в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”", включаются в облагаемый налогом оборот.
     
     Однако если сам договор предусматривает поставку товаров (работ, услуг), освобождаемую в законодательном порядке от обложения НДС, то и штрафы, пени, неустойки, получаемые по таким льготируемым товарам (работам, услугам), НДС не облагаются.
     
     Так, в частности, штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение договоров поставки экспортируемых товаров (работ, услуг), не облагаются налогом на добавленную стоимость при условии представления соответствующих документов, подтверждающих экспорт товаров (работ, услуг).
     

     Освобождаются ли от обложения НДС соответствии с п. 14 “ж” инструкции Госналогслужбы России портовые сборы, услуги судов и другие виды портовых работ, оказываемые судам государств-участников СНГ?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом последующих изменений и дополнений) впредь до принятия межгосударственных соглашений Российской Федерации с другими государствами-участниками СНГ, регулирующих принципы и порядок взимания НДС, соблюдается принцип взаимности, т.е. обложению НДС подлежат обороты по реализации товаров (работ, услуг) в Россию и из России в эти государства по одним и тем же ставкам налога на добавленную стоимость без их льготирования.
     
     Исходя из вышеизложенного, льгота по экспортируемым товарам (работам, услугам), предусмотренная при взаимодействии с инопартнерами из дальнего зарубежья, не распространяется на портовые сборы по обслуживанию судов государств-участников СНГ. Обороты по реализации этих услуг подлежат налогообложению в установленном порядке.
     

     Эта позиция подтверждается также Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ, регулирующим вопросы налогообложения в зависимости от места реализации работ (услуг).
     

     Какой порядок обложения НДС действует по неистребованной дебиторской задолженности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.12.94 N 2204?

     
     Факты списания в установленном порядке не истребованной организацией-кредитором дебиторской задолженности на убытки организации-кредитора (за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.12.94 N 2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)” и постановлением Правительства РФ от 18.08.95 N 817 “О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)” следует рассматривать в предварительном порядке как безвозмездную передачу товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, в случае определения для целей налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты, указанная выше дебиторская задолженность, списанная в установленном порядке на убытки организации-кредитора, является безвозмездной передачей товаров (работ, услуг) и в соответствии со ст. 3 и 8 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом изменений и дополнений) облагается налогом на добавленную стоимость в том периоде, в котором эта задолженность списывается на убытки.
     
     Суммы денежных средств, полученные организацией-кредитором в счет оплаты указанных товаров (работ, услуг) после уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет, повторно в оборот, облагаемый этим налогом, не включаются.
     
     Порядок отражения в бухгалтерском учете указанной выше операции приведен в письме Департамента налоговых реформ Минфина России от 05.06.97 N 04-03-11.
     
     В случае если предприятием-кредитором были своевременно приняты предусмотренные Законом меры по взысканию дебиторской задолженности (то есть в действиях названного предприятия отсутствовал умысел), однако она осталась непогашенной, списание на убытки организации-кредитора этой дебиторской задолженности по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) названным выше Указом Президента Российской Федерации не предусмотрено.
     

     Существует ли особый (льготный) порядок подтверждения факта реального экспорта товаров в дальнее зарубежье в том случае, когда их вывоз осуществляется через границу государства-участника Таможенного Союза, в частности, через Республику Беларусь?

     

     Этот особый порядок для такого рода операций установлен только в отношении оформления грузовой таможенной декларации. Все остальные документы представляются в общеустановленном порядке.
     
     Детальный порядок документального подтверждения реального экспорта товаров предусмотрен п. 22 и 35 уточненного текста инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с учетом Изменений и дополнений N 4). Указанные Изменения и Порядок разработаны, зарегистрированы Минюстом России 02.04.97 N 1282 и введены в действие в связи с рассмотрением этих вопросов в феврале 1997 года в Верховном Суде Российской Федерации. Необходимость документального подтверждения всех условий экспорта признана обязательной для предоставления экспортной льготы. В этом смысле отсутствие хотя бы одного из указанных документов не дает права на льготу.
     
     Некоторое ослабление достаточно жесткой процедуры подтверждения реального экспорта сделано только в отношении грузовой таможенной декларации в том случае, если вывоз товаров в режиме экспорта осуществляется через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза (в том числе Республикой Беларусь), на которой таможенный контроль отменен.
     
     Что касается транспортных, или товаросопроводительных, или любых иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ, с необходимыми отметками таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ или государств СНГ, то они представляются в любом случае, даже если на грузовой таможенной декларации делается отметка таможенного органа России, производившего таможенное оформление в случаях, предусмотренных п. 22 указанной Инструкции.
     

     Какой порядок определения облагаемого оборота по реализации основных средств предприятий в свете действия Федерального закона от 06.12.94 N 57-ФЗ?

     
     В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” обороты для исчисления налога на добавленную стоимость при продаже основных средств должны определяться по ценам фактических продаж, но не ниже их остаточной стоимости.
     
     Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет при реализации основных средств, определяется в порядке, предусмотренном п. 50 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”.
     

     Имеет ли предприятие право ставить вопрос о применении льготы по экспорту за транспортную услугу, оказанную иностранцу-нерезиденту, поставляющему другому российскому налогоплательщику товары в соответствии с заключенным контрактом?

     
     Эту ситуацию следует рассматривать не в русле применения или неприменения экспортной льготы по НДС для российской транспортной организации, а в режиме импорта-ввоза иностранного товара на российскую таможенную территорию.
     
     В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом последующих изменений и дополнений) в налогооблагаемую базу по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным - и сумма акциза.
     
     Статьей 19 Закона “О таможенном тарифе” предусмотрено, что таможенной стоимостью ввозимого на территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации.
     
     При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров, а также стоимость транспортировки и т.д.
     
     Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе импортных товаров, принимается к возмещению (зачету) у российского налогоплательщика (импортера) в установленном порядке.
     
     Таким образом, при этой схеме налоговых отношений российское предприятие, осуществляющее доставку иностранного груза для российского налогоплательщика-импортера, не будет облагаться НДС за оказанную транспортную услугу, а оплата этой транспортной услуги заказчиком будет произведена в льготном режиме, поскольку НДС в части затрат по транспортной составляющей будет уплачен на российской таможне импортером-российским налогоплательщиком в составе общей суммы НДС по ввозимым товарам.
     

     Имеет ли льготу по НДС предприятие, занимающееся оптовой торговлей, использующее труд инвалидов (их средняя численность составляет 53 % от общего числа работающих), акционером которого является только общественная организация инвалидов?


     Да, имеет.     


     Указанная льгота для предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставной капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов, сохранена и по торговой деятельности.     
     

     Облагаются ли налогом на добавленную стоимость основные средства, ранее закупленные предприятием и освобожденные в установленном порядке от НДС при ввозе на территорию Российской Федерации (п. 5 “щ” Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”), при их последующей реализации?

     

     При реализации или безвозмездной передаче основных средств, ранее закупленных и освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством при ввозе на территорию Российской Федерации, облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот определяется в виде разницы между фактической рыночной ценой их реализации с включением НДС и ценой приобретения.
     

     Предприятие специализируется на экспорте продуктов питания с использованием услуг посреднической организации, которая осуществляет расчеты с инопартнером и заключает с ним контракты от нашего имени. Кто в этих взаимоотношениях имеет льготу по экспорту (мы или наш посредник) и какие документы для этого нужно иметь?

     
     В соответствии с п. 22 (раздел IX “Порядок исчисления налога”) инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с учетом последующих изменений и дополнений) для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств-участников СНГ товаров, в том числе по договорам комиссии, в налоговые органы представляются в обязательном порядке следующие документы:
     
     контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица-налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров;
     
     выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;
     
     грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика, с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
     
     копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных или любых иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ или таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ (налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов).
     
     При этом под термином “счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах” следует понимать счет российского предприятия-экспортера, являющегося собственником продукции, реализуемой на экспорт через комиссионера.
     

     На необходимость соблюдения этого условия обращает внимание Указ Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”, которым предусмотрено, что возврат НДС при экспорте осуществляется только после поступления выручки на счет налогоплательщика (экспортера) в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.
     
     В случае реализации продукции на экспорт через посреднические организации по договору комиссии Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” предусматривает по сделкам на поставку товаров, совершаемых агентом (комиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (экспортера), перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет принципала (экспортера) всей полученной агентом (комиссионером) выручки по этим сделкам, за исключением его вознаграждения.
     
     Агент (комиссионер) не имеет в этих случаях права на экспортную льготу. С сумм своего комиссионного вознаграждения он уплачивает НДС в общеустановленном размере.
     
     В случае если комиссионер не перечисляет реальному предприятию-экспортеру сумму выручки от реализации инопартнеру товаров, правовых оснований для использования льготы по экспорту у этого предприятия не имеется.
     

     Наше предприятие отнесено в установленном порядке к категории малого бизнеса. Правомерно ли предъявляемое к нам требование об уплате НДС в части средств, перечисляемых на строительство здания, которое будет использоваться под офис, при его строительстве на паевых началах с другой организацией, являющейся заказчиком строительства?

     
     При строительстве объектов в роли заказчика может выступать только одна организация, на которую возложены функции заказчика-застройщика. Другие организации-дольщики (инвесторы) или физические лица, заключившие договора на часть стоимости строительства этого объекта, перечисляют денежные средства на финансирование своей части объекта. После ввода объекта в эксплуатацию эта часть передается организации-дольщику (инвестору) и является его собственностью.
     
     Полученные заказчиком от инвесторов-дольщиков (предприятий или физических лиц) денежные средства являются целевыми поступлениями и предназначены для осуществления мероприятий целевого назначения. Указанные средства поступают заказчику в качестве источника финансирования строительства конкретного объекта с отражением по кредиту счета 96 “Целевые финансирование и поступления” и расходуются на оплату выполненных работ по строительству объектов с учетом налога на добавленную стоимость. Указанные средства в момент зачисления на счет заказчика нельзя рассматривать как полученные авансовые платежи под выполнение работ. Следовательно, данные средства инвесторов-дольщиков не облагаются налогом на добавленную стоимость.
     

     Сельскохозяйственное предприятие, использующее труд инвалидов и имеющее льготу по НДС, реализовало свой товар с включением НДС. Может ли это предприятие отразить в бухучете всю сумму выручки для определения финансовых результатов своей хозяйственной деятельности?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” реализация товаров (работ, услуг) должна производиться по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой.
     
     При отгрузке товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в соответствии с подпунктом 16 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится штамп “Без налога (НДС)”.
     
     В случае если предприятие, использующее труд инвалидов, выделяло в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) суммы налога на добавленную стоимость, оно является плательщиком налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. В этом случае такие его действия должны расцениваться как отказ от использования установленной льготы.
     
     Отнесение на финансовые результаты сумм налога на добавленную стоимость, полученных от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), неправомерно, поскольку в этом случае нарушается принцип “нейтральности” НДС для интересов бюджета по совокупности операций, отражаемых на балансах продавца и покупателя, так как покупатель получил бы возмещение из бюджета, а у продавца в этой же сумме налог не был бы уплачен в бюджет.
     

     Имеет ли снабженческо-сбытовая организация, занимающаяся поставками продукции производственно-технического назначения, право на экспортную льготу по НДС при реализации своей продукции в дальнее зарубежье в 1994-1995 годах?

     
     В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 (с учетом последующих изменений и дополнений) от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары (работы, услуги) как собственного производства, так и приобретенные на стороне, то есть указанная льгота предоставляется предприятию (организации) - реальному владельцу экспортируемых товаров.
     

     Таким образом, предприятия-изготовители и предприятия-непроизводители (перепродавцы) не производят уплату налога на добавленную стоимость при реализации продукции на экспорт (в том числе по договору комиссии или поручения).
     
     Для обоснования льгот по налогообложению экспортированных в 1994-1995 годах по договору комиссии или поручения товаров (работ, услуг), в том числе через посреднические организации, в налоговые органы предъявлялись в обязательном порядке следующие документы:
     
     контракт (копия контракта) с иностранной фирмой на поставку товаров (работ, услуг) или приравненный к нему документ;
     
     платежные документы, подтверждающие оплату иностранным партнером экспортируемых товаров (работ, услуг);
     
     грузовая таможенная декларация со штампом таможни “выпуск разрешен”, товаросо-проводительные документы, подтверждающие факт пересечения грузом границы (коносамент, международная товарно-транспортная накладная о перевозках международным автотранспортом, международная авиационная накладная, железнодорожная накладная).
     
     Вместе с тем до выхода Закона РФ от 25.04.95 N 63-ФЗ (до 1 мая 1995 года) в соответствии с п. 48 инструкции Госналогслужбы России от 09.12.91 N 1 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” предприятия (организации), поставляющие продукцию производственно-технического назначения, при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей взносу в бюджет, суммы налога по приобретенным товарно-материальным ценностям и по товарам принимают к расчету с бюджетом, то есть как у предприятий-производителей.
     
     Поэтому в 1994-1995 годах при экспорте продукции производственно-технического назначения, приобретенной с налогом на добавленную стоимость, организациям-перепродавцам налог на добавленную стоимость, уплаченный ими поставщикам продукции, засчитывается в счет предстоящих платежей в установленном порядке как снабженческо-сбытовой организации.
     

     Подлежат ли включению в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот средства, поступившие поставщику (продавцу) в виде положительных суммовых разниц в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к российскому рублю?

     
     В соответствии с п. 3.9 инструкции “О порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности”, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 N 97, суммовые разницы относятся на финансовые результаты деятельности организации, то есть учитываются на счете 80 “Прибыли и убытки”.
     

     При этом положительные суммовые разницы учитываются в составе налогооблагаемой прибыли, а отрицательные - не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
     
     Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом изменений и дополнений) в облагаемый указанным налогом оборот включаются любые получаемые предприятием денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
     
     Поэтому положительные суммовые разницы, возникающие при оплате покупателем товаров (работ, услуг) в российских рублях, исчисленные исходя из условных единиц в соответствии с заключенным договором, у продавца включаются в налогооблагаемую базу и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Отрицательные суммовые разницы, относящиеся на счет 80 “Прибыли и убытки”, не уменьшают налогооблагаемую базу по НДС.
     

     Какой порядок предоставления льготного порядка налогообложения услуг железных дорог, осуществляющих перевозку грузов на экспорт. Могут ли корешки дорожной ведомости с учетом перевалки экспортного груза, производимой на приграничной железнодорожной станции, являться в этих случаях доказательством?

     
     Порядок подтверждения железными дорогами экспорта услуг по перевозке грузов уточнен совместным письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 19.08.97 N ВЗ-6-03/602, 04-03-10.
     
     Согласно указанному письму Управлениями железных дорог в налоговые органы представляются, помимо выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки за оказанные услуги по транспортировке экспортных грузов, копии единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием страны назначения и отметками, что груз перевозится в режиме “экспорт товаров”.
     
     Следует обратить внимание, что к указанному письму приложены образцы единых международных перевозочных документов, необходимых для подтверждения услуг экспортного характера по транспортировке грузов железными дорогами. Среди этих документов есть дорожная ведомость. В налоговые органы представляются не корешки дорожной ведомости, а оригинал или в крайнем случае заверенная в установленном порядке копия дорожной ведомости.
     
     Перечень документов, приложенных к указанному письму, согласовывался с МПС России.
     

     Что касается вопроса перевалки экспортного груза на приграничной железнодорожной станции, то в этом случае Управлению железной дороги для подтверждения экспортного характера услуг необходимо представить последующий перевозочный документ, свидетельствующий о том, что груз вывезен за пределы государств-участников СНГ.
     

     Имеет ли предприятие, передающее промышленные продукты, содержащие драгоценные металлы, на переработку на условиях давальческих отношений, право на использование законодательной льготы по НДС?

     
     Нет, такое право у этих предприятий отсутствует.
     
     В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов от этого налога освобождены.
     
     При этом факт реализации подразумевает изменение (переход) права владения продукцией (товаром) от одного юридического лица к другому.
     
     Однако этот принцип в случае реализации услуг на условиях давальческих отношений по переработке лома драгоценных металлов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, не выдерживается, а потому указанные платные услуги по обработке (а не реализации) облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
     
     При этом льготы по налогообложению при реализации услуг по переработке давальческого сырья, в том числе промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, действующим законодательством не предусмотрены.
     

     Предусмотрено ли освобождение от налога на добавленную стоимость передачи товарно-материальных ценностей в уставный фонд образуемых предприятий?

     
     В соответствии с подпунктом “в” п. 10 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”, зарегистрированной Минюстом России 03.11.95 N 972, не облагаются налогом средства учредителей, вносимые в уставные фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
     

     Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность освобождения от обложения НДС вносимых учредителями средств в любой форме и виде (денежные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы).
     
     Статьей 4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), в него включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
     
     Вышеуказанный вклад учредителя, вносимый в уставный фонд предприятия, в облагаемый оборот не включается.
     

     Какой порядок регулирования налоговых обязательств в части НДС предприятий, осуществивших передачу в качестве взноса в уставный фонд материальных основных средств, по которым ранее частично уже были в установленном порядке возмещены суммы входного НДС?

     
     Передача товаров собственного производства и других имущественных взносов в уставный капитал осуществляется по договорным ценам. При этом суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции, вносимой предприятием в уставный капитал, возмещению (зачету) из бюджета не подлежат и списываются передающей стороной за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (счет 81 “Использование прибыли”). Для этого должно быть произведено восстановление сумм налога, ранее списанных в дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, по кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции со счетом 81 “Использование прибыли”.
     
     Если возмещения не было, то суммы НДС по передаваемым в уставный капитал товарам (материальным ресурсам) с кредита счета 19 “НДС по приобретенным ценностям” должны списываться в дебет счета 81.
     
     При передаче учредителем бывших в эксплуатации основных средств в качестве вклада в уставный капитал восстановление сумм налога, ранее списанных в дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, по кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции со счетом 81 “Использование прибыли” осуществляется в доле стоимости основных средств, не списанной через амортизацию.
     

     Какую сумму налога на добавленную стоимость имеет право поставить на возмещение покупатель в том случае, когда хозяйственные договора заключены в условных единицах, а реальные расчеты, осуществляемые позднее, производятся в российских рублях?
     

     В случаях, когда в соответствии с заключенным договором оплату товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из условных единиц, покупатель производит в российских рублях, регистрация счетов-фактур, выставленных поставщиком в условных единицах, должна производиться в книге покупок у покупателя в российских рублях в сумме, фактически уплаченной поставщику и отраженной в графе 6 “Всего покупок, включая НДС”.
     
     При этом ранее учтенная задолженность по кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” может быть больше или меньше суммы оплаты в российских рублях, фактически перечисленной поставщику. Разница между суммой налога на добавленную стоимость, учтенной при оприходовании материальных ресурсов на счете 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”, и суммой налога, выделенной в платежном документе, списывается со счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” на счет 19. После отнесения со счета 60 соответствующей суммы налога на добавленную стоимость на счет 19 остающаяся на счете 60 суммовая разница подлежит списанию на счет 80 “Прибыли и убытки”.
     

     Имеет ли предприятие право на возмещение входного НДС по основным средствам, ранее закупленным для производства товаров, которые в соответствии со ст. 5 Закона РФ освобождены от обложения НДС и реализуются позднее?

     
     При решении этого вопроса необходимо исходить из следующего. В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с последующими изменениями и дополнениями) основные средства, используемые при производстве товаров (работ, услуг), освобожденных действующим законодательством от налога на добавленную стоимость, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, с последующим списанием через амортизацию на издержки производства и обращения.
     
     При реализации (безвозмездной передаче) указанных основных средств сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, исчисленной исходя из рыночной (аукционной) цены, но не ниже остаточной цены реализации, и суммой налога, исчисленной по расчетной ставке из цены приобретения (без учета переоценки), недосписанной на себестоимость через амортизацию.
     

     При каких условиях и кому предоставляется налоговая льгота по реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, установленная подпунктом “я1” п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”?

     

     В соответствии с подпунктом “я1” п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 06.12.91 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом последующих изменений и дополнений) от этого налога освобождены работы по реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством. Данный порядок распространяется на предприятия (организации), являющиеся исполнителями указанных реставрационных работ. Поэтому такие предприятия (организации) по объемам выполненных реставрационных работ должны выставлять заказчику счет на оплату этих реставрационных работ без учета НДС.
     
     В соответствии со ст. 1 и 16 Закона РСФСР от 15.12.78 “Об охране и использовании памятников истории и культуры” все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Российской Федерации, охраняются государством и подлежат государственному учету.
     
     Статьей 31 Закона РСФСР от 15.12.78 “Об охране и использовании памятников истории и культуры” определено, что реставрация памятников истории и культуры осуществляется только с ведома специально уполномоченных государственных органов охраны памятников Российской Федерации и под их контролем.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности” работы по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального значения лицензируются Минкультуры России, а местного значения - органами власти субъектов Российской Федерации.
     
     При этом наличие данной лицензии позволяет объективно определить конкретные виды работ (в том числе реставрационных), выполняемых организациями-исполнителями на памятниках культуры и искусства, охраняемых государством.