Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об оценке эффективности функционирования налоговых органов или концептуальный подход к некоторым аспектам аналитической работы в сфере налогообложения


Об оценке эффективности функционирования налоговых органов или концептуальный подход к некоторым аспектам аналитической работы в сфере налогообложения

     

Г.Н. Карташова,
советник налоговой службы III ранга, ГНИ по г. Москве

     
     Совершенствование налоговой системы требует углубления экономического анализа, в частности с позиции концептуального осмысления критерия эффективного функционирования налоговой службы.
     
     Одним из направлений аналитической работы в налоговой инспекции города Москвы является сравнительная оценка эффективности работы территориальных налоговых органов, определяемая суммой “баллов” по ряду показателей.
     
     Отдавая должное информативности показателей, свидетельствующих о налоговых поступлениях в бюджет, а также о доначисленных и взысканных в результате проверок суммах, динамике недоимки по платежам в бюджет, количестве документальных проверок и обращений в правоохранительные органы, удельном весе проверенных предприятий и нагрузке на инспектора, - можно сделать вывод об отсутствии некоего обобщающего критерия, способного увязать воедино разнообразные эффектообразующие факторы. Абстрагируясь от достоинств и недостатков оцениваемого набора показателей по поводу корректности для присвоения “ранга” сравниваемым объектам, следует признать, что существующая практика начисления “баллов” отнюдь не адекватна реальному состоянию дел хотя бы в силу неравноценности “налогового потенциала” различных ТГНИ. Во всяком случае она не способна подменить системный подход к выявлению причинно-следственных связей, обусловивших тот или иной результат.
     
     В предлагаемом контексте понятие “налоговый потенциал” трактуется как величина ожидаемых в рассматриваемый период налоговых поступлений в бюджет, спрогнозированная на основе расчетов налогооблагаемой базы.
     
     На наш взгляд, анализ эффективности функционирования налоговой системы должен быть нацелен на поиск резервных возможностей его оптимизации с учетом конкретных условий территориальных налоговых инспекций на единой методологической основе. Достижение поставленной цели способна обеспечить такая организация аналитической работы, при которой в автоматическом режиме выдается вариант ответа на вопрос “что делать” для того, чтобы поступление налогов в бюджетную систему при имеющихся ресурсах территории, контролируемой налоговым органом, было максимальным.
     
     Итак, концептуальный подход к решению проблемы оценки работы налоговых органов строится на учете фактора неравноценности налогового потенциала или, другими словами, различной “налогоемкости” подконтрольных ГНИ территорий.
     

     В этой связи в качестве объективного критерия, способного оценить эффективность функционирования налоговой системы, выступает показатель разности между ожидаемой и реально перечисленной в бюджет суммой налоговых платежей. Это так называемый “резерв налогового потенциала” для доначислений в бюджет при документальных проверках предприятий. При этом чем меньше величина этого “резерва”, тем более успешной следует признать работу налоговой службы.
     
     В соответствии с логикой изложенного критерий эффективной деятельности ТГНИ как органа, осуществляющего функции контроля за поступлением налогов в бюджетную систему, определяется мерой полноты выявления неуплаченных сумм налогов. Иными словами, цель контрольной работы налогового органа состоит в “компенсации” бюджету неперечисленных предприятиями сумм налогов.
     
     Для того чтобы работали предлагаемые критерии, должны заработать механизмы достоверного прогноза и реалистичного планирования налоговых поступлений в бюджетную систему, что немыслимо без отлаженной информационной системы с полной базой данных по каждому налогоплательщику с момента его регистрации в налоговом органе.
     
     Формально все это выглядит следующим образом:
     
      , где
     
     i = 1, 2,..., n - предприятия-налогоплательщики;
      - ожидаемое поступление налогов, или налоговый потенциал i-го предприятия;
     

- суммы налогов, фактически перечисленные в бюджет.
     
     Критерий эффективного функционирования налоговой системы, определяемый величиной недоимки, но в более корректном, на наш взгляд, значении этого понятия, характеризует надежность системы, ее работоспособность.
     
     Уместно наглядно проиллюстрировать эту позицию сравнением с оценкой состояния здравоохранения в стране, уровень которого, по большому счету, определяется не количеством койко-мест в лечебных учреждениях на душу населения, а величиной потребности в них (в нашем случае понятие “койко-место” заменяется документальной проверкой). Чем ниже эта потребность, тем более благополучна система.
     
                    - коэффициент полноты сбора налогов на контролируемой территории является объективным оценочным показателем эффективности работы налогового органа. Чем ближе к единице значение коэффициента, тем более высокой оценки заслуживает ТГНИ.
     
     Таким образом, эффективность функционирования налоговой системы логично оценивать по тому, насколько полно налоговый потенциал переходит в реальные налоговые поступления.
     
     Оценивая работу налогового органа как органа контроля за правильностью и полнотой перечисляемых в бюджет налоговых платежей, представляется целесообразным в качестве критерия эффективности контрольной работы использовать величину разности между резервной частью налогового потенциала (недоимкой) и величиной выявленных и удержанных сумм не перечисленных в бюджет налогов:
      - иными словами, этот критерий определяет полноту “утилизации” сокрытых налогов в пользу бюджета, где:
     
       - резерв налоговых платежей для доначислений, или недоимка;
     
     Дi - доначисленные и взысканные в бюджет в результате проверок предприятий суммы налогов (без финансовых санкций).
     
             - показатель эффективности контрольной работы ТГНИ, оценивающий полноту выявления в результате документальных и камеральных проверок сумм не перечисленных в бюджет налогов. Чем ближе к единице значение коэффициента ЭКР, тем более эффективна контрольная работа налогового органа.
     
     Предложенный коэффициент ЭКР служит объективным показателем относительной результативности контрольной работы ТГНИ, позволяющим ранжировать их по степени ее успешности, так как нивелирует фактор территориальной неравноценности налогового потенциала по различным ТГНИ.
     
     Итак, установив критерий эффективного функционирования налоговой системы, можно с уверенностью подвести в режиме сравнения итог работы налоговых органов.
     
     Имея результат по различным ТГНИ, можно проанализировать обусловившие его причинно-следственные связи. Цель многофакторного анализа - поиск резервных возможностей обеспечения наиболее полного поступления в бюджет налоговых платежей и сборов при наименьших ресурсных затратах. Практическим выходом такого рода аналитических исследований явится, в частности, создание системы условно-нормативных показателей, ориентирующих налоговые органы на оптимальные нормы трудоемкости рутинной части различных технологических процессов налогообложения.
     
     Более того, предлагаемый алгоритм оценки эффективности со всей очевидностью открывает новые возможности при выборе в автоматическом режиме приоритетов для документальных проверок предприятий.
     
     Основные моменты изложенного укладываются в качестве резюме в следующие три пункта:
     
     1. Критерий эффективного функционирования налоговой системы в любом ее виде определяется мерой полноты поступления налоговых платежей в бюджет.
     
     2. Критерий эффективности контрольной работы налогового органа выражается степенью выявления сумм сокрытых налоговых платежей при  их безусловном перечислении в бюджет.
     
     3. Непременным условием трансформирования предложенных критериев из теоретических в рабочие является создание отлаженной информационной системы с полной базой данных по каждому субъекту налогообложения с момента его регистрации в налоговом органе. Это - основа основ инфраструктуры налогообложения в любом государстве с развитыми рыночными отношениями. В противном случае налоговый инспектор обречен на незавидную участь своего исторического предшественника “мытаря”.