Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Информационное взаимодействие в финансовой системе России


Информационное взаимодействие в финансовой системе России

     

В.В. Нестеров,
директор РВЦ Госналогслужбы России
в Чувашской Республике

Н.С. Желтов,
исполнительный директор

С.В. Сергеев,
заместитель директора

     

Важность и необходимость взаимодействия

     
     Известно, что развитие рыночной структуры экономики предполагает значительный рост хозяйственных, финансовых, гражданско-правовых связей как между юридическими и физическими лицами с государственными органами, так и между самими предприятиями, их подразделениями, гражданами. Информация о таких связях и их характеристиках (наименования объектов, адреса, суммы и даты финансовых операций, допущенные нарушения законодательства и др.) собирается во многих ведомствах и государственных органах. Она характеризуется огромными объемами и имеет сложную взаимосвязанную структуру представления данных. Исключительная ценность этой информации увеличивается при ее актуализации, сверке с целью более точной идентификации или выявления расхождений данных, взаимном обмене информацией. Взаимодействие ведомств позволяет устранить дублирование потоков информации и, что особенно важно, исключить повторную и не всегда однозначную обработку одних и тех же ее потоков в различных государственных органах.
     
     Информационное взаимодействие организаций, входящих в финансовую систему России, является общегосударственной и внутриведомственной задачей. Так, например, ФСНП России в целях борьбы с нарушителями налогового законодательства должна получать из Госналогслужбы России данные о контрольных проверках налогоплательщиков, в результате которых выявлены факты уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах. Четкий контроль за размерами налогооблагаемой базы при исчислении налогов в налоговых инспекциях не возможен без использования поступающих из подразделений ГТК России сведений о прохождении грузов и товаров через границу.
     
     В целом, решение задачи взаимодействия различных ведомств направлено на обеспечение исполнения доходной части бюджета страны. С другой стороны, комплексное решение этой задачи позволит создать глобальную - в масштабах всей страны - государственную систему обмена информацией, функционирующую на основе единого экономического, управленческого и аналитического документооборота. Технически такая система должна использовать новейшие средства телекоммуникаций с защитой данных от несанкционированного доступа и программные комплексы компьютерной обработки информации - системы управления большими распределенными базами данных и специализированные прикладные программные пакеты. Внедрение систем обмена предполагает создание и утверждение официальных межведомственных документов, определяющих законность, состав и регламент предоставления различных категорий информации для определенных организаций.
     

Межведомственные организационные мероприятия

     

     Основа решения задачи - проведение на государственном уровне организационных мероприятий по информационному взаимодействию ведомств финансовой системы России. В состав данных организационных мероприятий входят разработка и подписание официальных двух- и многосторонних документов - договоров, соглашений, порядков, протоколов. Одним из федеральных законов, которые используются при создании документов по обмену информацией, является Закон РФ от 20.02.95 N 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”. Закон регулирует отношения, возникающие при использовании информационных ресурсов у субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Информационные ресурсы - это обычные документы в библиотеках, архивах, фондах и их электронные (компьютерные) варианты в банках данных, других информационных системах. Государственные информационные ресурсы ведомств имеют различные категории доступа со стороны внешних организаций. Предоставление информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) осуществляется в целях взаимодействия с учетом положений этого Закона, а также дополнительных законодательных актов, относящихся к данной информации. Особое внимание в Законе обращается на предоставление информации о гражданах (персональных данных). Юридические лица (ведомства), владеющие такой информацией, несут ответственность за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В состав организационных мероприятий должно также входить планирование создания технического и программного обеспечения взаимодействия, так как решение задачи взаимодействия в настоящее время не возможно без применения компьютерных технологий.
     
     Примерный перечень ведомств и имеющихся у них сведений, необходимых для полноценного информационного взаимодействия, представлен в таблице 1.

    Таблица 1.

Наименование организации

Описание

Органы Министерства финансов
Российской Федерации и Главного Федерального казначейства

поступление доходов по всем уровням бюджета


 

исполнение федерального бюджета по доходам


 

исполнение местных бюдкетов по доходам


 

ведомость распределения регулирующих налогов и платежные документы к ней


 

решения неведения о погашении налогоплательщиками задолженности бюджетам в форме в небанковских расчетов


 

решения о предоставлении и отмене льгот по налогоплательщикам  видам налогов, срокам предоставленных отсрочек


 

данные о стоимости лицензий

Органы Государственной налоговой спужбы Российской Федерации

списки налогоплательщиков, стоящих на налоговом учете


 

нарушения налогового законодательства и информация об уплате штрафных санкций налогоплетельщиками


 

поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации


 

задолженность налогоплательщиков бюджетной системе Российской Федерации и погашение задолженности различными формами внебанковских расчетов


 

сведения о размере предоставленных налоговых льгот (по уплате налогов, отсрочки)


 

перечень структурных подразделений и головных организаций налогоплательщиков

Органы службы налоговой полиции
Российской Федерации

правонарушения юридических и физических лиц, зафиксированные в ведомстве


 

данные о наличии открытых (или ранее закрытых) банковских счетов, выявленных в ходе оперативно-следственных мероприятий, и о состоянии этих банковских счетов (размер вкладов)

Органы Центрального банка Российской Федерации

платежные документы, включая почтово-телеграфные отправления, аннулированные и ошибочные документы


 

промежуточные и итоговые выверки по корсчетам или лицевым счетам, включая реестр документов сначала операционного дня


 

сведения об открытых счетах


 

состояние счетов юридических и физических лиц с вкладами, размер которых согласно действующему законодательству обязывает кредитныеучреждения ставить в известность Госналогинспекции


 

данные о депозитных вкладах и покупке ценных бумаг физическими и юридическими лицами

Органы Министерства внутренних дел
Российской Федерации

правонарушения юридических и физических лиц, зафиксированные в ведомстве


 

транспортные средства налогоплательщиков и данные об их аренде


 

данные о наличии открытых (или ранее закрытых) банковских счетов, выявленных в ходе оперативно-следственных мероприятий, и о состоянии этих банковских счетов (размер вкладов)


 

сведения о составе семьи физического лица


 

данные о смерти физического лица


 

адресные данные

Органы Государственного таможенного комитета
Российской Федерации

суммы заявленной таможенной и фактурной стоимость товаров, декларированных в органах Государственной таможни, и суммы уплаченных (или начисленных) таможенных платежей (таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи)


 

суммы имущества (в стоимостном выражении) и денежных средств, вы вози мы х физическими лицами

Органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике

среднестатистическая информация по региону (экономика, товарооборот, размер прожиточного минимума и др.)


 

статистические коды организаций и предприятий


 

различные всероссийские показатели

Органы Государственного
комитета
Российской Федерации по ресурсам и землеустройству и архитектуры

данные о земельной собственности юридических и физических лиц

Органы Министерства государственного имущества Российской Федерации

суммы, уплаченные при приватизации предприятий


 

суммы денежных средств, уплаченные при приобретении ценных бумаг предприятий


 

данные о приватизации квартир

Органы
Федеральной
службы по труду и занятостп

количество источников получения доходов налогоплательщиком-физическим лицом


 

данные о гражданах, зарегистрированных в качестве безработных

Органы Федеральной
службы по надзору за страховой деятельностью и страховые учреждения и организации

страхование имущества налогоплательщиками


 

страхование ответственности по договору

Органы исполнительной власти, администрация города, района

данные о регистрации организаций


 

факты приобретения налогоплательщиком лицензий на лицензируемые виды деятельности


 

списки уплачиваемых налогоплательщиами местных сборов и платежей



          

Использование информационных технологий

     
     Большие объемы данных, используемых для обмена, необходимость их высокопроизводительной и точной обработки в короткие сроки делают обязательным внедрение компьютерных технологий практически во все процессы взаимодействия. Автоматизированные системы позволяют не только справиться с “информационным валом”, но и помогают сотрудникам государственных ведомств решить такие важнейшие задачи, как нахождение (выявление) налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет либо укрывающих налогооблагаемый доход или элементы налогооблагаемой базы. В государственных ведомствах существуют собственные компьютерные средства работы с электронными каналами связи. В настоящее время основной внутриведомственный документооборот (от районных к региональным и далее в федеральные органы) проходит по электронным каналам. Стыковка информационных каналов позволит использовать данные, первоначально введенные с бумажных документов в одном из ведомств, во многих других автоматизированных системах государственных органов, что сэкономит рабочее время сотрудников, технические ресурсы компьютерных систем, исключит субъективное влияние и ошибки “ручной - бумажной” технологии взаимодействия.
     
     Важной технической задачей является обеспечение защиты конфиденциальных данных при их обмене с использованием сертифицированных программно-аппаратных комплексов.
     

     При слиянии и взаимном обмене информационных потоков ведомств возможно создание и совместное использование таких важных информационных ресурсов, как:
     
     - учетные сведения о юридических и физических лицах (Государственный реестр налогоплательщиков с дополнительными данными);
     
     - банк данных нарушений налогового законодательства;
     
     - база данных банковских счетов налогоплательщиков;
     
     - база данных о налоговых поступлениях от юридических и физических лиц на лицевые счета  государственного бюджета.
     
     Государственный реестр налогоплательщиков - интегрированный банк данных, включающий идентификационные, статистические, учетные и другие характеристики, в том числе ИНН, наименования, адреса, телефоны, фамилии руководителей, статистические коды, характеризующие форму собственности, виды деятельности, ведомственную принадлежность, организационно-правовую форму, данные об учредителях, вышестоящей организации, государственной регистрации, подразделениях (филиалах, представительствах, дочерних и зависимых обществах), обобщенные сведения экономического характера (размер уставного капитала, реквизиты субъектов малого предпринимательства, форма уплаты налогов, форма учетной политики, наличие льгот по налогообложению, число дебиторов и общая задолженность). Отдельно выделяются сведения о крупнейших налогоплательщиках, их связях со своими структурными подразделениями.
     
     В банке данных нарушений налогового законодательства содержится информация о характеристиках проведенных контрольных проверок налогоплательщиков (идентификационные реквизиты налогоплательщика, вид проверки, органы и лица, ее проводившие), их результатах и решениях по ним (состав налоговых нарушений, сведения о доначисленных налогах и других обязательных платежах, финансовых санкциях, нарушениях, повлекших административную или уголовную ответственность). Банк данных имеет важное значение для анализа эффективности контрольных проверок и пресечения налоговых преступлений.
     
     База данных банковских счетов содержит сведения о различных типах банковских счетов юридических и физических лиц, о банках, в которых открыты эти счета.
     
     В базе данных о налоговых поступлениях от юридических и физических лиц на лицевые счета государственного бюджета находится информация о составе уплачиваемых налогов, налоговых льготах, начисленных и уплаченных суммах налогов, штрафов, пени, имеющихся недоимках, переплатах, возвратах из бюджета, предоставленных отсрочках налоговых сумм.
     

Информационное взаимодействие органов Минфина Россиии Госналогслужбы России

     
     Особую важность для финансовой системы страны имеет взаимодействие органов Минфина России и Госналогслужбы России. В целях координации и проведения совместной работы 21 июля 1997 года подписан Временный порядок взаимодействия территориальных органов федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджетной системы Российской Федерации на региональном уровне. Данный документ направлен на решение следующих задач:
     
     - обеспечение достоверности и сопоставимости учета и отчетности по налогам и обязательным платежам, поступающим в бюджетную систему;
     
     - устранение диспропорций при зачислении доходов в различные уровни бюджетов, связанных с применением разных форм расчетов, учетом льгот и отсрочек, предоставленных отдельным налогоплательщикам;
     
     - согласование механизма распределения федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;
     
     - усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов и других обязательных платежей;
     
     - совершенствование компьютерных систем и средств электронной связи для обмена информацией и сверки баз данных;
     
     - проработка и прогнозная оценка исполнения доходной части федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в целях более полного финансирования расходов бюджетов;
     
     - совместное решение организационных и методических вопросов в целях исполнения доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
     
     В данном документе определяются также регламент и состав информации, которой должны обмениваться налоговые органы, территориальные органы Федерального казначейства и финансовые органы. Решение вопросов автоматизации процессов взаимодействия возложено на Информационно-технический департамент Минфина России и Управление информационных технологий Госналогслужбы России. Данным подразделениям предоставлено право утверждения согласованных форматов данных для обмена информацией на электронных носителях, определения единой нормативно-справочной информации (классификаторов и справочников), принимаемых к использованию в Минфине России и Госналогслужбе России, и технических средств защиты информации от несанкционированного считывания. Определенный состав массивов данных, входящих в документооборот между органами Госналогслужбы России и Минфина России, представлен в таблице 2 и на рисунке.
     

    Таблица 2

Наименование массива информации

Источник информации

Данные о постановке на налоговый учет (выборочные сведения из Государставенного реестра налогоплательщиков)

Госналогслужба России

Перечень структурных подразделений и головных организаций, уплачивающих налог на прибыль в порядке, определенном постановлением Правительства  РФ от 01.07.95 N 660

Госналогслужба России

Сведения о суммах недоимок и переплат для конкретных налогоплательщиков

Госналогслужба России

Заключения налоговых инспекций о зачетах и возвратах излишне или ошибочно перечисленных сумм в бюджет по федеральным напогам (форма №21) и сведения о суммах переплат, возвращенных или зачтенных в счет недоимки платежей

Госналогслужба России

Сведения о суммах переплат, возвращенных или зачтенных в счет недоимки платежей

Госналогслужба России

Решения и сведения о погашении налогоплательщикам и задолженности бюджетам в форме внебанковских расчетов (путем проведения взаимозачетов с использованием вексельной формы расчетов, товарным покрытием, денежным зачетом)

Минфин России

Решения о предоставленных налогоплательщикам льготах по видам налогов и срокам предоставленных отсрочек

Минфин России

Сведения о предоставленных налогоплательщикам льготах по видам налогов и срокам предоставленных отсрочек

Госналогслужба России

Отчет № 1-НП "Экспресс-информация о поступлении налоговых платеж ей в федеральный бюджет"

Госналогслужба России

Отчет № 1- НМ "Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ"

Госналогслужба России

Отчет №4- НМ "Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ и уплате штрафных санкций"

Госналогслужба России

Отчет об исполнении бюджета субъекта РФ и местных бюджетов по доходам

Минфин России

Сводный реестр поступивших доходов, ведомость распределения регулирующих налогов и платежные документы к ним

Минфин России

Реестр поступивших доходов в местный бюджет и бюджет субъекта

Минфин России

Сведения о ежедневном исполнении федерального бюджета и суммах остатков на счетах доходов бюджета

Минфин России

Сведения об исполнении федерального бюджета по доходам (Форма 604, Форма 600, часть 1)

Минфин России


Схема документооборота между органами Минфина России
и Госналогслужбы России (включая РКЦ ЦБ РФ)


     



Местный уровень (районы, города, районы городов)

     
     Принятые сокращения:

  РКЦ    - расчетно-кассовый центр Центробанка;

  РГНИ   - региональная государственная налоговая инспекция;

  УФК    - управление Федерального казначейства регионального уровня;

  РФО    - региональный финансовый орган;

  ФО     - финансовый орган местного уровня;

  ОФК    - отделение Федерального казначейства местного уровня;

  ГНИ    - государственная налоговая инспекция местного уровня

Программная реализация процессов взаимодействия


     

          Для полноценного функционирования процессов информационного взаимодействия необходимо решение ряда чисто технических проблем, таких как:
     
     - доведение физических линий связи до современного уровня;
     
     - устранение диспропорций в уровне технического и программного оснащения различных государственных органов;
     
     - обеспечение связи различных операционных платформ и систем управления базами данных, функционирующих на объектах;
     
     - необходимость обеспечения защиты конфиденциальной информации на физическом уровне (на линиях связи и узлах сети) и на логическом уровне (разделение доступа к информации со стороны различных групп пользователей);
     
     - разработка прикладного программного обеспечения, специально предназначенного для автоматизации процессов взаимодействия, и встраивание его в программные комплексы, эксплуатируемые в информационных системах государственных ведомств.
     
     Региональный вычислительный центр (РВЦ) Госналогслужбы России в Чувашской Республике при проектировании и разработке программ для финансовой системы уделяет особое внимание программной реализации функций, обеспечивающих автоматизированное взаимодействие государственных ведомств. РВЦ имеет опыт автоматизации процессов информационного взаимодействия как при межуровневом обмене в Минфине России (передача отчетных документов на вышестоящий уровень) и Госналогслужбе России (наполнение Государственного реестра предприятий, передача налоговой отчетности), так и при обмене с другими ведомствами. В состав программных комплексов, находящихся в промышленной эксплуатации в органах Минфина России и Госналогслужбы России, таких как "АРМ работника бюджетного финансирования “БЮДЖЕТ”" (пакет BUDGET используется более чем в 40 регионах) и “АРМ работника налоговой инспекции” (с пакетом RNAL работают более чем в 900 налоговых инспекциях), а также в их модернизируемые по технологии “клиент-сервер” версии, включены программные модули автоматизированного взаимодействия как с данными ведомствами, так и с органами ЦБ РФ, ФСНП России и Госкомстата России. В настоящее время РВЦ совместно с федеральными органами Минфина России, Госналогслужбы России и ФСНП России проводит работу по созданию новых технических документов, связанных с информационным взаимодействием между данными ведомствами.