Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” (комментарий)


Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ
“О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”*
(комментарий)


     -----
     *  Текст Закона см. “Налоговый вестник”. 1998, № 9. С. 177     
     

В.Н. Васькин,
советник налоговой службы I ранга,
ГНИ по Московской обл.

     Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” (далее по тексту - Федеральный закон), в которой приведены основные понятия, вмененный доход - это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат.
     
     Закон определяет основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, то есть носит рамочный характер. Он вводится в действие нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Этими органами будут определены конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом с вмененного дохода. Им также предоставлено право устанавливать размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога. Принятый органами власти субъектов Российской Федерации законодательный акт должен быть опубликован не позднее, чем за месяц до наступления очередного налогового периода.
     
     При этом следует иметь в виду, что введение в действие данного Федерального закона не отменяет существующие законы от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” и от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, которые применяются в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:
     
     1) юридические лица, занимающиеся оказанием бытовых услуг населению (ремонт обуви, изделий из кожи, меха; пошив и ремонт одежды; ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования; ремонт и изготовление металлических изделий; ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования; сервисное обслуживание автотранспортных средств; иные бытовые услуги, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов), оказанием парикмахерских услуг, а также занятые в сфере общественного питания (с численностью до 50 человек), розничной торговли (с численностью до 30 человек), розничной торговли горюче-смазочными материалами, оказанием услуг по предоставлению автостоянок и гаражей.
     

     Могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход и субъекты малого предпринимательства с численностью до 100 человек, занятые в сфере оказания транспортных услуг;
     
     2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся помимо вышеуказанных видов деятельности оказанием ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей; оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий), сдачей в найм помещений, оказанием консультационных, бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, услуг по обучению, репетиторству, преподаванию и иной деятельностью в области образования.
     
     В связи с тем, что на уплату единого налога на вмененный доход переводятся юридические лица (организации), филиалы юридических лиц не будут являться самостоятельными плательщиками единого налога.
     
     Однако организации, в состав которых входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории Российской Федерации, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства (ст. 83 Общей части Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с этим организации  будут обязаны представлять в налоговые органы расчеты и уплачивать единый налог по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, после чего налоговые органы должны выдавать свидетельство об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению).
     
     При определении численности организаций, занятых в сфере общественного питания, розничной торговли и оказания транспортных услуг, учитывается численность их филиалов и подразделений, в связи с чем эти организации вместе с расчетом сумм единого налога обязаны представлять в налоговые органы сведения о численности своих работников. Как уже указывалось, к налогообложению единым налогом могут быть привлечены доходы субъектов малого предпринимательства с численностью до 100 человек, оказывающих транспортные услуги, но лишь в том случае, если названные организации соответствуют критериям, определенным ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации”. В данном случае доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, как и доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 % в уставном капитале субъектов малого предпринимательства.
     
     Объектом обложения единым налогом является вмененный доход за очередной календарный месяц, а налоговый период устанавливается в один квартал. Уплата месячного платежа производится авансом.
     

     Ставка единого налога установлена Федеральным законом в размере 20 % и изменению законодательными органами субъектов Российской Федерации не подлежит.
     
     Плательщики единого налога в месячный срок со дня опубликования законодательного акта субъекта Российской Федерации обязаны представить в налоговый орган расчет суммы единого налога, а те из них, у которых имеется по несколько торговых точек или иных мест деятельности, - расчет суммы налога по каждому такому месту.
     
     После получения расчета единого налога на вмененный доход налоговый орган в течение месяца направляет плательщику Уведомление о его переводе на уплату единого налога с указанием суммы вмененного дохода в целом и по каждому виду деятельности, а также суммы налога. Получив Уведомление, налогоплательщик платит сумму единого налога за месяц или квартал в срок, установленный региональным законодательным актом. В течение трех дней со дня уплаты налогоплательщику выдается Свидетельство об уплате единого налога, которое является единственным документом, дающим право беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
     
     Свидетельство выдается на каждый вид деятельности, а если у плательщика единого налога имеется несколько мест осуществления деятельности (несколько палаток, кафе, ларьков и так далее), то на каждое место осуществления деятельности. Взимание платы при выдаче Свидетельства Федеральным законом не допускается. Если плательщик утратил Свидетельство, оно не подлежит возобновлению, а вместо него выдается Свидетельство с отметкой “взамен ранее утерянного”, за которое установлена плата в размере до 20 % стоимости Свидетельства на оставшееся время налогового периода. При повторной утрате Свидетельства оно приобретается за 100 % стоимости Свидетельства на оставшийся налоговый период.
     
     В случаях, когда организации наряду с видами деятельности, с доходов от занятия которыми взимается единый налог, занимаются другими видами деятельности,  они обязаны уплачивать налоги по этим видам в общеустановленном порядке, обеспечивая раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности.
     
     В ст. 4 Федерального закона приведен порядок ведения бухгалтерского учета, согласно которому плательщики единого налога обязаны вести учет своих доходов и расходов, соблюдать правила ведения расчетных и кассовых операций, представлять в налоговые и иные государственные органы бухгалтерскую, налоговую и иную статистическую отчетность.
     

     В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона Правительством РФ разработаны и доведены до органов власти субъектов Российской Федерации письмом от 07.09.98 N 4435п-П5 рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих. Субъекты Российской Федерации могут использовать указанные материалы, а могут вводить в них дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность различных видов бизнеса.
     
     Кроме того, Правительство РФ постановлением от 03.09.98 N 1028  утвердило  форму Свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход (см. Приложение N 1).
     
     В целях унификации налоговой отчетности плательщиков единого налога Госналогслужба России приказом от 12.08.98 N БФ-3-02/182 разработала и утвердила примерную форму Расчета единого налога на вмененный доход, рекомендуемую для принятия органами законодательной власти субъектов Российской Федерации (см. Приложение N 2). На основании ст. 10 Федерального закона Госналогслужба России приказом от 09.09.98 N БФ-3-02/234 утвердила форму Уведомления о переводе налогоплательщика на уплату единого налога на вмененный доход (см. Приложение N 3).