Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О лицензировании деятельности по производству и обороту алкогольной продукции


О лицензировании деятельности по производству и обороту алкогольной продукции*


     -----
     * Окончание. Начало см. “Налоговый вестник”. 1998, № 11. С. 144

  

И.Н. Николаева

     
     На примере конкретных ситуаций,      наиболее часто встречающихся      в практической деятельности организаций и предприятий, хотелось бы рассмотреть некоторые особенности, имеющие место при осуществлении лицензируемых видов деятельности, а именно при производстве, розливе, хранении, оптовой и розничной реализации алкогольной продукции. В большинстве своем они связаны с требованием наличия лицензии на соответствующий вид деятельности. Организации не всегда считают необходимым получать такие лицензии, приводя представителям контролирующих органов, осуществляющим проверки их деятельности, различные доводы, которые, как им кажется, оправдывают отсутствие указанных лицензий.
     
     Прежде всего, необходимо разобраться, сколько лицензий и какие лицензии необходимо получить организации, осуществляющей несколько видов деятельности, производящей и реализующей несколько видов алкогольной продукции, несколько наименований каждого ее вида.
     
     Организация занимается, например, производством, розливом, хранением и оптовой реализацией нескольких наименований вина и водки. Чтобы ответить на вопрос, какие лицензии для этого необходимы, следует руководствоваться не только Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.98 N 727 (от 08.02.96 N 127), но и Федеральным законом от 08.01.98 N 5-ФЗ “О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции”. В соответствии с этими документами рассматриваемое предприятие должно получить следующие лицензии: на право производства, розлива, хранения и оптовой реализации вина, на право производства, розлива, хранения и оптовой реализации водки. При этом не учитывается, сколько наименований той или иной алкогольной продукции производит данная организация. Количество наименований и сами наименования алкогольной продукции важны при осуществлении государственной регистрации алкогольной продукции, которая должна проводиться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.96 N 874 “О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции”.
     
     Таким образом, лицензированию подлежат определенные виды деятельности, а именно деятельность по производству и обороту каждого вида алкогольной продукции.
     

     Нередко организации, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции, с объемами производства и оборота менее 0,02 миллионов декалитров в год и крепостью менее 6 процентов объема единицы алкогольной продукции, заявляют контролирующим органам, что не должны иметь лицензию на осуществление данных видов деятельности в связи с тем, что на них действие Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.08.98 N 727 (как и ранее - постановлением Правительства РФ от 08.02.96 N 127), не распространяется. На организации с такими объемами производства и оборота алкогольной продукции (менее 0,02 миллионов декалитров в год) действие указанного положения действительно не распространяется. Однако это не освобождает данные организации от необходимости получать соответствующую лицензию на указанные виды деятельности. Необходимость наличия лицензии при любых объемах производства и оборота алкогольной продукции определена Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”. Таким образом, лицензия необходима, но только ее выдачу организациям с указанными объемами производства и оборота алкогольной продукции должен производить не федеральный орган лицензирования, как это происходит на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 727 (N 127), а органы лицензирования субъектов Российской Федерации.
     
     Все чаще организациями осуществляются разовые операции, как правило, по хранению и оптовой продаже алкогольной продукции, для осуществления которых обычно лицензия не приобретается. Например, организация по договору принимает на временное хранение от другой организации алкогольную продукцию, а по истечении определенного времени возвращает ей эту продукцию. Нужна ли при этом лицензия на хранение алкогольной продукции? Организация, принявшая товар на хранение, утверждает, что не нужна, именно на том основании, что данная деятельность не является для нее основной и выполняется не постоянно, а только по разовому договору. Это неправильная позиция. Следует учитывать то, что лицензированию подлежит сам вид деятельности, а не количество произведенных операций данного вида. Поэтому даже при осуществлении подлежащих лицензированию видов деятельности не постоянно, а от случая к случаю, а то и вовсе в единоразовом порядке, любой организации все равно требуется разрешение (лицензия) на их осуществление.
     
     Предприятия и организации нередко считают, что лицензированию подлежит торговля алкогольной продукцией как таковая без разделения на лицензирование оптовой торговли и лицензирование розничной торговли алкогольной продукцией и что наличие лицензии только на оптовую или только на розничную торговлю означает возникновение права на осуществление и оптовой, и розничной торговли одновременно. Например, организация имеет лицензию только на розничную торговлю алкогольной продукцией, но при этом занимается еще и оптовой торговлей этой же продукцией, считая, что имеющейся лицензии достаточно и дополнительное лицензирование деятельности по осуществлению оптовой торговли не обязательно. Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к ст. 6 и 12 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”, согласно которым производство и оборот алкогольной продукции осущест-вляется организациями независимо от их форм собственности на основании лицензий, выдаваемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Таким образом, как розничная, так и оптовая торговля алкогольной продукцией, которые в соответствии с этим же Федеральным законом входят в понятие “оборот алкогольной продукции”, подлежат лицензированию. При этом необходимость получения лицензий отдельно на розничную и отдельно на оптовую торговлю алкогольной продукцией обуславливается тем, что осуществление самого процесса лицензирования этих видов торговли производится на основании различных документов, уже упоминавшихся выше: Положения о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987, - розничная торговля, и Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.08.98 N 727 (от 08.02.96 N 127), - оптовая торговля. Все это дает основание заключить, что организации, осуществляющие и розничную, и оптовую торговлю алкогольной продукцией, имея лицензию только на розничную торговлю, не правы и должны иметь отдельные лицензии на розничную и оптовую реализацию алкогольной продукции.
     

     В настоящее время очень часто предприятия и организации из-за отсутствия денежных средств вынуждены производить расчеты с другими предприятиями и организациями за поставляемые ими товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) различной продукцией, в том числе алкогольной. Поступая подобным образом, руководители предприятий и организаций не задумываются о том, что расплачиваются продукцией, производство и оборот которой возможны только при наличии соответствующей лицензии. При осуществлении таких операций фактически имеют место отношения, связанные с передачей одной стороной в собственность другой стороне одного товара в обмен на другой, то есть отношения, определяемые как мена. К таким отношениям в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 567) применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30 этого же Кодекса). При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она передает, и покупателем товара, который она принимает в обмен. Таким образом, можно говорить о том, что, передавая алкогольную продукцию в счет поставленных второй стороной товаров (работ, услуг), первая сторона производит ее реализацию и в связи с этим она должна иметь лицензию на оптовую продажу алкогольной продукции, полученную в общеустановленном порядке.
     
     Аналогично следует подходить к вопросу о необходимости наличия лицензии у организаций и предприятий, выдающих заработную плату своим работникам не денежными средствами, а алкогольной продукцией. При этом также требуется наличие соответствующей лицензии (это будет являться для предприятия розничным оборотом, соответственно у него должна быть лицензия на право розничной реализации алкогольной продукции).
     
     Еще одна распространенная ситуация, когда предприятия и организации реализуют алкогольную продукцию по цене приобретения или даже ниже нее. При этом они либо не получают никакой прибыли от реализации данной продукции, либо получают убыток и считают, что данный факт дает им право не получать лицензию на оптовую торговлю алкогольной продукцией. Действительно ли факт получения прибыли или убытка от реализации алкогольной продукции влияет на решение о необходимости наличия лицензии на данный вид деятельности? Конечно, нет. И связано это опять же с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ лицензированию подлежит сам вид деятельности, в данном случае - оптовая торговля алкогольной продукцией. Поэтому в рассматриваемом случае организация должна иметь лицензию на оптовую реализацию алкогольной продукции. Кроме того, в целях избежания ошибок, связанных с неправильным налогообложением, продавая алкогольную продукцию по ценам, равным или ниже себестоимости, налогоплательщики должны обратить внимание и учесть некоторые особенности налогового законодательства по отдельным видам налогов, в частности особенности определения облагаемого оборота по конкретным видам налогов.
     
     Имеется группа специфических вопросов, связанных с необходимостью получения лицензии на хранение алкогольной продукции. Специфика заключается в том, что хранение алкогольной продукции производится организациями, специально определенными соответствующими органами для осуществления конкретных действий с алкогольной продукцией. Можно привести следующие примеры. В последнее время некоторые регионы Российской Федерации вводят в обязательном порядке на своей территории нанесение на всю алкогольную продукцию, как производимую в данном регионе, так и ввозимую в него, специального контрольного знака, который свидетельствует о проверке данной алкогольной продукции на соответствие стандартам качества и безопасности для здоровья и жизни граждан. Нанесение таких контрольных знаков осуществляется, как правило, специализированными предприятиями, уполномоченными на то органами власти региона, и оформляется заключением договора между таким контрольным предприятием и предприятиями-собственниками алкогольной продукции. Договор предусматривает проведение экспертизы качества алкогольной продукции и нанесение после получения положительных результатов указанного контрольного знака как подтверждение того, что данная алкогольная продукция пригодна для реализации на территории конкретного региона, а также хранение в течение того времени, пока производится указанная экспертиза, на складе контрольного предприятия. Требуется ли этому контрольному предприятию лицензия на хранение алкогольной продукции? Да, конечно, требуется. И не имеет значения, что контрольное предприятие создано и осуществляет свою деятельность не по собственной инициативе, а по распоряжению местных органов власти во исполнение ими же поставленных задач. Ведь в соответствии с уже не раз упоминавшимся Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.98 N 727 (от 08.02.96 N 127), лицензированию подлежат именно виды деятельности. Если указанное контрольное предприятие осуществляет деятельность по хранению алкогольной продукции, оно должно иметь лицензию на право осуществления данного вида деятельности.
     

     Другой пример - временное хранение алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.08.97 N 1056 “Об утверждении Временного порядка изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте”. Данным постановлением Правительства РФ органам местного самоуправления рекомендовано определить перечень организаций, ответственных, в том числе, за хранение алкогольной продукции, изъятой и конфискованной из незаконного оборота. Возникает вопрос: обязательно ли нужна лицензия на право хранения алкогольной продукции таким организациям? Подход к решению данной проблемы тот же. Так как лицензированию подлежит вид деятельности, в данном случае - хранение алкогольной продукции, то при его осуществлении наличие соответствующей лицензии является обязательным, независимо от каких-либо особенностей.
     
     Далее следует обратить внимание на такую группу вопросов - действия организаций и предприятий по лицензированию своей деятельности при каких-либо изменениях их статуса.
     
     Например, два предприятия, осуществляющие одинаковые виды деятельности (производство, розлив, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции), но расположенные на разных территориях (разные области), объединяются, в результате чего одно из них будет исключено из государственного реестра, но производственные мощности ликвидируемого предприятия будут использоваться объединенным предприятием. Может ли в этом случае объединенное предприятие продолжать работать на основании выданной ему (до этой реорганизации) лицензии на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции? Данная ситуация регулируется все тем же Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, на основании которого лицензия ликвидируемой организации теряет юридическую силу. Вновь образованное из двух ранее существовавших предприятие не может осуществлять указанную деятельность, используя лицензию, выданную ему до этой реорганизации, а обязано в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии, что равнозначно получению новой лицензии. В данном случае лицензируемый вид деятельности будет осуществляться на двух территориально обособленных объектах, в связи с чем лицензия должна быть получена на каждый из существующих объектов.
     
     Или предприятие, осуществляющее производство, розлив, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции и имеющее соответствующую лицензию, изменило наименование. Должно ли оно продолжать работать по старой лицензии или необходимо ее переоформить? Да, это предприятие в соответствии с вышеуказанным Положением должно переоформить лицензию, подав в орган лицензирования соответствующее заявление в срок не позднее 15 дней с момента изменения наименования. Может ли при этом данная организация продолжать свою деятельность в период, когда производится соответствующее переоформление, или она должна на это время приостановить свою работу? Работу останавливать не следует, так как в период до переоформления лицензии организация может осуществлять свою деятельность на основании ранее выданной лицензии.
     

     Интересен также вопрос о правопреемственности, возникающей при ликвидации предприятий. При ликвидации предприятия, занимающегося оптовой торговлей алкогольной продукцией на основании соответствующей лицензии, все его имущество, права, обязанности переходят к организации-правопреемнику, которая будет осуществлять аналогичную деятельность, но пока такой лицензии не имеет. Правильно ли считает организация-правопреемник, имеющая то же название, что и ликвидированная организация, что лицензия и права, так же как и все остальное, переходят к ней? При ответе на данный вопрос необходимо выделить два момента: ликвидацию одной организации и принятие ее имущества, прав и обязательств другой организацией. Эти моменты следует рассматривать в той последовательности, в которой они наступают - ликвидация организации, затем - передача имущества, прав и обязательств правопреемнику. При этом такая передача не распространяется на права, предоставляемые имевшейся у ликвидируемой организации лицензией на оптовую продажу алкогольной продукции, в связи с тем, что при ликвидации организации выданная лицензией теряет юридическую силу. Следовательно, передать права на осуществление соответствующего вида деятельности, которого после ликвидации организации не существует, невозможно. В связи с этим организация-правопреемник, даже имеющая такое же название, как ликвидируемая организация, не вправе осуществлять оптовую продажу алкогольной продукции по ее лицензии, а должна получить новую лицензию на определенный вид деятельности, который она собирается осуществлять.
     
     Часто бывает, что организации и предприятия, занимающиеся оптовой реализацией алкогольной продукции, превышают объем реализации алкогольной продукции, указанный в лицензии, до истечения срока ее действия. Является ли это основанием для того, чтобы считать, что такая лицензия утрачивает силу до окончания срока ее действия и что предприятию необходимо получить новую лицензию? Если данная лицензия выдана на федеральном уровне предприятию с объемами производства и оборота алкогольной продукции более 0,02 миллионов декалитров в год, превышение фактического объема оптовой реализации над указанным в лицензии не является основанием для того, чтобы с этого момента считать лицензию недействительной. Это объясняется тем, что лицензия выдается на определенный вид деятельности, а не на определенный объем реализации алкогольной продукции. Кроме того, в лицензии предусмотрены определенные сроки ее действия, не зависящие от объемов реализуемой продукции, от равномерности осуществления реализации в течение этого срока или от чего-то еще (срок действия лицензии может измениться только в том случае, если лицензия аннулирована, но среди причин аннулирования лицензий отсутствует превышение объема реализации алкогольной продукции над указанным в лицензии). Таким образом, при соблюдении вышеуказанных условий получения лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции превышение объема реализованной алкогольной продукции над указанным в лицензии нельзя расценивать как основание ни для прекращения действия лицензии, ни для ее аннулирования, ни для получения новой лицензии, ни для предъявления к предприятию каких-либо штрафных санкций.
     
     Иначе обстоит дело в ситуации, когда выясняется, что предприятие, получившее лицензию на местном уровне, то есть с объемами производства и оборота алкогольной продукции до 0,02 миллионов декалитров в год, по объему производства и реализации превысило этот показатель. В этом случае лицензия у такого предприятия может быть аннулирована.
     

     Если же предприятие получило на местном уровне несколько лицензий, суммарный объем продаж алкогольной продукции по которым превышает допустимый показатель (0,02 миллионов декалитров в год), то такую ситуацию следует рассматривать как нарушение уполномоченным на ведение лицензионной деятельности органом действующего законодательства по лицензированию, и контролирующими органами должен быть поставлен вопрос об отзыве этих лицензий.
     
     Большая часть из уже сказанного относится к организациям и предприятиям. Алкогольной продукцией при наличии соответствующей лицензии торгуют и предприниматели, и здесь самый главный момент, о котором следует помнить как им самим, так и различным контролирующим органам, - это то, что в соответствии с п. 16 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции” реализация отечественной и импортируемой алкогольной продукции осуществляется индивидуальными предпринимателями только в розницу. Поэтому они не вправе осуществлять оптовую торговлю алкогольной продукцией. При этом к оптовой торговле в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) относится деятельность по продаже товаров  розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам.
     
     Существует ли ответственность за осуществление продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии?
     
     Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ установлено, что должностные лица организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции с нарушением его требований (одним из требований является наличие соответствующей лицензии), могут быть привлечены к административной ответственности в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. В частности, при осуществлении безлицензионной продажи алкогольной продукции может быть применена ответственность (штраф), предусмотренная ст. 146 и 147 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Кроме того, ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность (штраф, либо обязательные работы, либо арест, либо лишение свободы) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования. Наряду с этим, Временным порядком изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.08.97, предусмотрено осуществление изъятия и конфискации алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, то есть той, которая реализуется, в том числе, без соответствующей лицензии.