Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Взыскание алиментов


Взыскание алиментов

     

Д. А. Логунов,
аудитор Городского отделения МКПЦН

     В целях защиты  институтов семьи,      материнства, отцовства и детства      как элементов, образующих структуру общества, государство реализует комплексную программу по обеспечению беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, а также в случае необходимости обеспечивает судебную защиту этих прав. Одной из мер, обеспечивающих защиту интересов наименее защищенных членов семьи, является система взыскания денежных средств на содержание детей (алиментов).
     
     Согласно п. 1 ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - СК РФ), принятого Федеральным законом от 29.12.95 N 223-ФЗ и вступившего в силу 1 марта 1996 года, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются в судебном порядке (п. 2. ст. 80 СК РФ).
     
     Согласно ст. 81 СК РФ алименты на содержание несовершеннолетних детей при отсутствии соглашения об уплате алиментов взыскиваются судом с родителей ежемесячно в следующих размерах: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
     
     Необходимо также учитывать, что согласно ст. 86 СК РФ при отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый родитель может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Такие суммы должны быть дополнительно удержаны и перечислены бухгалтерией по месту работы плательщика алиментов.
     
     Определяя виды заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, законодатель предлагает руководствоваться отсылочной нормой ст. 82 СК РФ.
     

     Согласно указанной статье виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 СК РФ, определяются Правительством РФ.
     
     При этом следует учитывать, что ст. 83 СК РФ допускает взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. Так, если при каждом из родителей остаются дети, размер алиментов с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно. Кроме того, в твердой денежной сумме алименты устанавливаются на нетрудоспособных совершеннолетних детей (ст. 85 СК РФ); на несение дополнительных расходов; на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и дополнительных расходов на них с трудоспособных совершеннолетних детей (ст. 87 и 88 СК РФ).
     
     Постановлением Правительства РФ от 18.07.96 N 841 был утвержден Перечень видов заработной платы и  иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
     
     Названный документ раскрывает положения ст. 82 СК РФ, устанавливая основные критерии, которыми следует руководствоваться при определении включения тех или иных доходов в состав сумм, с которых подлежат взысканию алименты.
     
     В соответствии с п. 4 Перечня взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов согласно налоговому законодательству.
     
     Согласно п. 1 Перечня удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной форме, причем факт удержания алиментов не ставится в зависимость от места получения дохода, в связи с чем алименты удерживаются как по основному месту работы, так и на работе по совместительству. Удержание следует производить с сумм, начисленных по тарифным ставкам, должностным окладам, по сдельным расценкам или в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) и т.п. Как показывает практика, основной проблемой у работников бухгалтерии при исчислении алиментов становится определение базы, с которой должно производиться их исчисление.
     
     В связи с принятием Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве” Правительство РФ приняло 20 мая 1998 года постановление N 465 “О внесении изменений в Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”, которое создало новую редакцию постановления Правительства РФ от 18.07.96 N 841.
     

     Во-первых, из Перечня исключен ряд положений, освобождавших некоторые виды доходов от включения в базу для исчисления алиментов.
     
     Так, в старой редакции было определено, что удержание алиментов производится со всех видов доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу во вредных и в опасных условиях труда, в ночное время, занятым на подземных работах, за квалификацию, совмещение профессий и должностей, временное заместительство, допуск к государственной тайне, ученую степень и ученое звание, выслугу лет, стаж работы и т.п.). Новая редакция указаний на включение доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам за работу во вредных условиях труда в состав сумм, с которых производится удержание, не содержит.
     
     Кроме того, если ранее удержание алиментов с надбавок, установленных к пенсии, на нетрудоспособных иждивенцев не производилось, то ныне данная льгота отменена.
     
     Во-вторых, изменения к Перечню расширили ряд доходов, с которых исчисление алиментов не производится. Так, Перечень перестал содержать указание на удержание алиментов со стипендии, получаемой безработным в период профессионального обучения и переобучения, а также с сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, за исключением дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе расходов на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии.
     
     Если ранее законодатель исключил из Перечня лишь материальную помощь, оказываемую гражданам в связи со стихийным бедствием, с пожаром, хищением имущества, увечьем, а также со смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников, то ныне алименты не следует также уплачивать с материальной помощи в связи с рождением ребенка и с регистрацией брака.
     
     Кроме того, как известно, удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц. При этом следует обратить внимание на тот факт, что после выхода в свет постановления Правительства от 20.05.98  N 465 при расчете алиментов из указанного вида дохода следует исключить:
     

     для военнослужащих - суммы единовременного пособия, выплачиваемого при получении ими увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, исключающих для них возможность дальнейшего прохождения военной службы;
     
     с сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции, а также работников таможенной системы - суммы единовременных пособий, выплачиваемых при получении телесных повреждений в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающих для них возможность дальнейшего прохождения службы.
     
     При этом письмо Минюста России от 07.04.97 N 06-25-05-97 разъясняет, что удержание алиментов производится с денежной компенсации, выдаваемой военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим приравненным к ним категориям лиц взамен продовольственного пайка.
     
     Следующее изменение кардинально меняет подход к удержаниям с пособий по безработице и по временной нетрудоспособности. С принятием 20 мая 1998 года постановления N 465 для указанных пособий был введен принципиально новый порядок, определяющий отнесение данного вида доходов к включаемым в базу для удержания алиментов. Ныне следует начислять алименты с пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов. Данная норма в системе гарантий прав плательщиков алиментов является принципиально новой и служит, на взгляд автора, действенной мерой, гарантирующей особую защиту граждан во время болезни, беременности и при отсутствии работы.
     
     Кроме того, следует отметить, что изменилась редакция абзаца второго п. 4 Перечня, регулирующего порядок удержаний с лиц, отбывающих наказание. Так, ранее, у лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и тюрьмах, алименты исчислялись со всей суммы заработка, дохода от занятия предпринимательской деятельностью, пенсии осужденного.
     
     В новом варианте Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, с осужденных к исправительным работам взыскание алиментов по исполнительным документам производится из всего заработка без учета удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда. С осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также с лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание алиментов производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
     
     При перечислении сумм алиментов, удержанных по исполнительным листам, следует руководствоваться ст. 109 СК РФ, на основании которой суммы удержанных алиментов переводятся за счет лица, обязанного уплачивать алименты не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы или иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты. Данная позиция была подтверждена письмом Минюста России от 29.12.97 N 06-25-38-97. Помимо всего прочего, в письме также отмечено, что Временная инструкция о порядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания предприятиям, учреждениям и организациям, утвержденная Минюстом России 02.09.93 N 339, утратила силу в связи с принятием СК РФ. Следует отметить, что Временная инструкция до указанного момента регулировала Инструкцию об исполнительном производстве, утвержденную приказом Минюста России 15.11.85 N 22. Данный нормативный акт не действует с 5 ноября 1997 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее по тексту - Федеральный закон).
     

     Следует также отметить, что Минюст России в письме от 07.04.97 N 06-25-05-97 разъяснил, что пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18.07.96 N 841 предусмотрено, что разъяснения по применению Перечня дают Минтруд России и Минфин России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
     
     Если взыскание алиментов производится на основании исполнительного документа - судебного листа, выдаваемого судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, либо на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, администрация экономического субъекта прежде, чем принять его к исполнению, должна проверить, соответствует ли он требованиям, предъявляемым к исполнительным документам Федеральным законом. Согласно ст. 8 данного Федерального закона в исполнительном документе должны быть указаны:
     
     1) наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;
     
     2) дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
     
     3) дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;
     
     4) фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их места жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;
     
     5) резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;
     
     6) дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;
     
     7) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.
     
     Кроме того, исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.
     
     В соответствии со ст. 44 Федерального закона основанием применения мер принудительного исполнения является предъявление в установленном порядке надлежаще оформленного исполнительного документа, причем мерой принудительного исполнения в данном случае будет обращение взыскания на заработную плату (ст. 45 Федерального закона).
     
     Согласно ст. 65 Федерального закона размер удержаний из заработной платы исчисляется с суммы, оставшейся после удержания налогов.
     
     Следует учитывать, что при исполнении даже нескольких исполнительных документов за работником должно быть сохранено не менее 50 процентов заработка. Если же алименты взыскиваются на несовершеннолетних детей, размер удержаний не может превышать 70 процентов (ст. 66 Федерального закона). Данное правило распространяется и на причитающиеся должнику стипендии, пенсии, вознаграждения за использование автором своего авторского права, права на открытие, изобретение, на которые выданы авторские свидетельства, а также за рационализаторское предложение и промышленный образец, на которые выданы свидетельства.
     

     Статья 69 Федерального закона определила, что взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые:
     
     1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;
     
     2) лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
     
     3) в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одинокому отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинении вреда здоровью; по алиментным обязательствам;
     
     4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
     
     5) в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.
     
     Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам в соответствии со ст. 70 Федерального закона определяется СК РФ.
     
     Если должник не в состоянии удовлетворить все предъявляемые требования взыскателей, такие требования подлежат распределению между взыскателями в очередности, установленной пунктом 2 ст. 78 Федерального закона. При этом в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. При недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.    
     

(Окончание следует )