Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новое в механизме валютного контроля за внешнеторговыми операциями


Новое в механизме валютного контроля за внешнеторговыми операциями

     

А.Н. Козырин,
профессор, доктор юридических наук

     Нормативно-правовую базу механизма таможенно-банковского      контроля за осуществлением валютных операций во внешней торговле по трем основным направлениям - экспортные, импортные и бартерные поставки - составляют соответствующие положения Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”, Таможенного кодекса РФ, Указов Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин”, от 21.11.95 N 1163 “О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации” и от 21.10.97 N 1300 “О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок”, а также принятые в их развитие на межведомственном уровне базовые подзаконные акты:
     
     - инструкция ЦБ РФ N 19 и ГТК России N 01-20/10283 от 12.01.93 “О порядке осуществления контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров”;
     
     - инструкция ЦБ РФ N 30 и ГТК России N 01-20/10538 от 26.07.95 “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”;
     
     - Положение об осуществлении учета и контроля внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации (утверждено правовыми актами ГТК России от 11.04.97 N 01-23/6678, МВЭС России от 09.04.97 N 10-83/1355 и ВЭК России от 02.04.97 N 07-26/768) *1.
     
     -----
     *1 Подробно механизм валютного контроля за внешнеторговыми сделками рассматривался в статьях профессора А.Н. Козырина, опубликованных в “Налоговом вестнике” № 5-7 за 1998 год

     
     Организационно-правовой механизм валютного контроля находится в постоянном развитии. Последние изменения были связаны, во-первых, с расширением круга внешнеторговых сделок, попадающих под действие валютного контроля, и, во-вторых, с резким изменением общей финансово-экономической ситуации, вызванным валютным кризисом, разразившимся в августе 1998 года.
     
     В первом случае речь идет о Положении об особенностях таможенно-банковского контроля за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра *1 (утверждено правовыми актами ЦБ РФ N 28-П и ГТК России N 01-23/9094 от 05.05.98). Названное Положение было принято в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.07.97 N 757 “О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра” и постановления Правительства РФ от 18.02.98 N 207 “Об экспорте из Российской Федерации аффинированного золота и серебра, осуществляемом кредитными организациями”, в соответствии с которыми кредитные организации, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций и лицензию на совершение операций с драгоценными металлами, наделялись правом экспортировать слитки аффинированного золота и серебра.
     
     -----
     *1 Аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам

     
     Сделки, предусматривающие вывоз слитков с территории Российской Федерации без оплаты (соглашение об открытии металлического счета, договор залога драгоценных металлов, договор о размещении в депозит и др.), могут осуществляться банками-экспортерами при обязательном оформлении паспортов сделок и учетных карточек таможенно-банковского контроля, предусмотренных инструкцией ЦБ РФ и ГТК России от 12.10.93.
     

     В этом случае в разделах паспорта сделки “Реквизиты банка” и “Реквизиты экспортера” указываются реквизиты банка-экспортера, осуществляющего экспорт слитков. В графе “Номер счета” (раздел “Реквизиты банка”) при размещении слитков на счетах указывается номер счета, на котором размещаются слитки. В разделе “Реквизиты и условия контракта” указываются реквизиты соглашения (договора об открытии металлического счета и т.д.) банка-экспортера с иностранным банком, по которому осуществляется экспорт слитков (графы “Номер” и “Дата”), стоимость вывозимых слитков исходя из утреннего лондонского фиксинга на дату, предшествующую дате оформления паспорта сделки (графа “Сумма контракта”), дата последнего платежа, самостоятельно определенная банком-экспортером исходя из планируемой даты зачисления слитков на металлический счет (графа “Последний платеж”).
     
     Таможенные органы принимают к таможенному оформлению слитки аффинированного золота и серебра, экспортируемые по сделкам, предусматривающим вывоз слитков без их оплаты, только при предъявлении им в дополнение к прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством, ксерокопии паспорта сделки, заверенной ответственным лицом банка-экспортера.
     
     При экспорте слитков по сделкам, предусматривающим их оплату, соответствующая валютная выручка должна быть зачислена на корреспондентские счета банка-экспортера в соответствии с предписанием валютного законодательства.
     
     Если слитки, ранее вывезенные с российской территории по сделкам, не предусматривающим их оплату, впоследствии все же будут реализованы, банк-экспортер в течение 7 календарных дней, следующих за днем заключения сделки, предусматривающей реализацию указанных слитков за иностранную валюту, обязан переоформить паспорт сделки.
     
     Банки-экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки, полученной от продажи слитков, на свои корреспондентские счета в срок, не превышающий 180 календарных дней, начиная с даты перехода права собственности на вывозимые слитки от банка-экспортера к покупателю.
     
     Паспорт сделки по договорам, предусматривающим оплату экспортируемых слитков в иностранной валюте, подписывается от имени экспортера лицом, наделенным соответствующими полномочиями приказом по банку-экспортеру (его подпись заверяется круглой печатью банка-экспортера), а от имени банка-экспортера - одним из ответственных лиц банка-экспортера (его подпись заверяется печатью банка-экспортера, используемой для целей валютного контроля). Под подписями дополнительно указывается номер и дата лицензии МВЭС России (ныне - Минторговли России) на экспорт слитков аффинированного золота и серебра.
     

     В течение 10 рабочих дней с даты подписания паспорта сделки банк-экспортер направляет по телекоммуникационным каналам связи в Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ГТК России электронную копию паспорта сделки.
     
     Валютно-финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 года, не мог не повлечь за собой внесение корректировок в уже сформированный механизм валютного контроля.
     
     Особое внимание органы, осуществляющие таможенно-банковский контроль, уделяют срокам зачисления экспортной валютной выручки. Важно, чтобы валюта, заработанная экспортерами, как можно скорее вернулась в Россию и после ее продажи на специальной биржевой сессии могла пополнить значительно истощившиеся за последнее время валютные запасы ЦБ РФ.
     
     В связи с этим ГТК России и ЦБ РФ подготовили совместное письмо от 23.09.98 N 01_42/19930 и N 242-Т “Об ответственности за незачисление валютной выручки от экспорта товаров”.
     
     Отмечая тенденцию к учащению случаев непоступления валютной выручки на счета экспортеров в сроки, заявленные при таможенном оформлении экспортируемых товаров, руководители ГТК России и ЦБ РФ еще раз обратили внимание участников внешнеэкономической деятельности на то, что зачисление экспортерами валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации является обязательным условием осуществления экспортных операций (ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”; п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин”; п. 7 Указа Президента Российской Федерации “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок”). Незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета, открытые в уполномоченных банках, в контрактные сроки, зафиксированные в документах таможенно-банковского контроля (прежде всего в паспорте сделки), независимо от того, имело ли место превышение сроков проведения текущих валютных операций, является нарушением таможенных правил. Статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации за такое правонарушение предусматривается ответственность в виде штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с применением дополнительного альтернативного взыскания в виде конфискации таких товаров, взыскания их стоимости, отзыва лицензии или квалификационного аттестата. Кроме того, экспортеры могут быть привлечены к ответственности в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле” за нарушение требований, предъявляемых к составлению отчетности и представлению информации (штраф в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке).
     
     В письме ГТК России и ЦБ РФ от 01.10.98 N 01-23/20506 и N 266-Т предусмотрен ряд дополнительных мер по усилению контроля за своевременной и полной репатриацией валютной выручки от экспорта товаров.
     

     В частности, руководители ЦБ РФ и ГТК России приняли решение об активизации совместных проверок экспортеров и уполномоченных банков по вопросам соблюдения сроков возврата валютной выручки от экспортных поставок, уделяя при этом первоочередное внимание вопросам репатриации валютной выручки от экспорта природного газа, сырой нефти, нефтепродуктов, черных, цветных и редкоземельных металлов, леса и лесоматериалов. В этих целях создаются специальные рабочие группы, объединяющие специалистов региональных таможенных управлений и территориальных учреждений ЦБ РФ. Специалисты территориальных учреждений ЦБ РФ в пределах их компетенции выполняют проверочные мероприятия в отношении уполномоченных банков, обеспечивающих расчетное обслуживание проверяемых экспортеров.
     
     Другое важное нововведение сводится к тому, что отныне начальникам региональных таможенных управлений и начальникам таможен предоставлено право обращаться к лицам, привлекаемым к ответственности по ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, с предложением о зачислении валютной выручки в 10-дневный срок в обмен на смягчение меры ответственности, которая должна быть применена к ним в связи с нарушением таможенных правил. Такое обращение облекается в форму официального представления.
     
     Зачисление валютной выручки в течение 10 календарных дней с даты оформления указанного представления позволит применить норму ст. 239 Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, учитывая обстоятельства дела, существенно снижающие степень общественной опасности деяния, может наложить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного Таможенным кодексом Российской Федерации за данное правонарушение (в нашем случае это будет, как правило, штраф в размере менее 100 % стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами нарушений таможенных правил).
     
     Новое ограничение сроков репатриации валютной выручки установлено в отношении экспорта природного газа, сырой нефти, нефтепродуктов, черных, цветных и редкоземельных металлов, леса и лесоматериалов. В соответствии с п. 4 совместного письма ГТК России и ЦБ РФ от 01.10.98 экспортеры упомянутых выше товаров должны обеспечить поступление валютной выручки в течение 60 дней. Именно такой срок назван в письме “соответствующим международной практике”. Очевидно, что до тех пор пока действует нынешняя редакция Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”, в которой установлен 180_дневный срок для текущих валютных операций, экспортер леса или газа, репатриировавший валютную выручку, например, в течение 70 или даже 170 дней, не будет признан нарушителем валютного законодательства. Однако органы валютного контроля косвенно принуждают экспортеров стратегических товаров соблюдать требование перевести валютную выручку не позднее чем через 60 дней. За несоблюдение этого требования экспортер лишается права неполного периодичного декларирования.
     
     Неполное периодичное декларирование используется при таможенном оформлении товаров, регулярно ввозимых или вывозимых крупными промышленными предприятиями с непрерывным циклом работы и круглосуточными отгрузками, устойчивая и ритмичная работа которых имеет особое значение для экономики Российской Федерации и ее отдельных регионов. Разрешение на использование неполного периодичного декларирования представляет особый интерес для предпринимателей, торгующих нефтью, газом, лесом и другими стратегическими товарами. Для получения такого разрешения необходимы мотивированное заявление самой организации-экспортера, ходатайства соответствующего федерального органа исполнительной власти и местной администрации, а также положительное заключение начальника таможни, в регионе деятельности которой находится организация-экспортер.
     

     Кризис банковской системы привел к такой ситуации, когда экспортеры стали значительно чаще переводить свои контракты из банков, оформивших паспорта сделок, в другие уполномоченные банки. В этой ситуации ЦБ РФ на основании ст. 9 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” установил временный упрощенный порядок перевода экспортного контракта из банка, оформившего паспорт сделки, в другой уполномоченный банк (указание ЦБ РФ от 07.10.98 N 377-у).
     
     В соответствии с новым упрощенным порядком территориальное учреждение ЦБ РФ по месту регистрации уполномоченного банка (по местонахождению филиала), ранее осуществлявшего кредитно-расчетное обслуживание внешнеторгового контракта, рассматривает вопрос о выдаче экспортеру разрешения на перевод контракта в другой уполномоченный банк и принимает соответствующее решение в течение двух рабочих дней, следующих после даты получения от экспортера заявления о переводе контракта.
     
     В заявлении экспортера должно содержаться следующее:
     
     - полное наименование уполномоченного банка, в котором данный экспортер намерен осуществлять дальнейшее кредитно-расчетное обслуживание контракта;
     
     - причины перевода контракта из банка, ранее осуществлявшего кредитно-расчетное обслуживание контракта;
     
     - реквизиты переводного контракта;
     
     - информация о наличии или отсутствии у экспортера перед банком, ранее осуществлявшим кредитно-расчетное обслуживание по контракту, обязательств, гарантированных поступлением экспортной выручки по переводному контракту.
     
     Вместе с заявлением экспортер представляет в территориальное учреждение ЦБ РФ копию паспорта сделки, оформленного по переводному контракту, а также документ от уполномоченного банка, в котором экспортер намерен осуществлять дальнейшее кредитно-расчетное обслуживание контракта, подтверждающий обеспечение им обязательств экспортера по переводимому контракту перед уполномоченным банком, ранее осуществлявшим кредитно-расчетное обслуживание (в случае если такие обязательства были обеспечены поступлением валютной выручки по передаваемому в новый уполномоченный банк контракту).
     
     За достоверность представляемых в территориальное учреждение ЦБ РФ сведений экспортер несет ответственность в соответствии со ст. 14 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”.