Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Взаимодействие и координация деятельности налоговых служб стран-членов СНГ


Взаимодействие и координация деятельности налоговых служб стран-членов СНГ

     

А.Г. Хачатрян,
к.э.н., доцент, Республика Армения

     
     Вопрос взаимодействия правоохранительных и контролирующих      органов не новый. Он неоднократно ставился и обсуждался в юридической литературе. Необходимость согласованных действий налоговых служб стран-членов СНГ возникла в результате образования Содружества Независимых Государств (СНГ) и была обусловлена высокой степенью взаимосвязанности хозяйственных секторов этих стран.
     
     Главное содержание взаимодействия контролирующих органов разных стран состоит в том, что оно позволяет улучшать информационное обеспечение, устанавливать причины, предпосылки и условия нарушений, сокращать объемы проверок, обеспечивая высокий уровень результативности.
     
     В полной мере данное содержание относится и к взаимодействию налоговых служб стран-членов СНГ.
     
     Для правильного понимания особенностей взаимодействия налоговых служб необходимо учитывать следующие обстоятельства:
     
     - во-первых, рост налоговых правонарушений, прямо противоречащих интересам экономической безопасности, и в этой связи сложившееся положение в странах-членах СНГ требует усиления борьбы с налоговыми правонарушениями;
     
     - во-вторых, сознавая необходимость проведения скоординированных экономических и правовых реформ и учитывая возрастающую роль национальной налоговой системы в системе межгосударственных отношений, а также наличие общих для налоговых служб целей обеспечения законности в налоговых правоотношениях, потребуется:
     
     а) координация деятельности национальных налоговых служб стран-членов СНГ в борьбе с налоговыми правонарушениями;
     
     б) стимулирование заинтересованности в инвестиционной, банковской и других формах финансово-хозяйственной деятельности на территории этих государств;
     
     в) обеспечение реализации международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества;
     
     - в-третьих, с учетом того, что нарушения налогового законодательства часто связаны с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов и имеют, по сути, международный характер, следует рассматривать сотрудничество налоговых служб различных государств как одно из основных направлений правоохранительной деятельности государства;
     
     - в-четвертых, после распада СССР была развалена единая экономическая и правовая система, однако не нарушились хозяйственные связи между республиками и отдельными хозяйствующими субъектами. И не случаен тот факт, что большой удельный вес во внешнеэкономической деятельности составляют внешнеэкономические отношения между государствами-членами СНГ.
     

     Основными задачами взаимодействия налоговых служб стран-членов СНГ, на наш взгляд, являются:
     
     1. Осуществление мер по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.
     
     2. Вовлечение в облагаемый оборот всех доходов налогоплательщика, полученных на территории СНГ.
     
     При этом происходит многостороннее рассмотрение выявленных налоговых нарушений, причин и условий их совершения, что при достаточном анализе помогает давать соответствующие рекомендации по вопросам организаций сбора налогов, совершенствования налогового законодательства и деятельности налоговых служб.
     
     Взаимодействие налоговых служб позволит также упорядочить систему налогового контроля. В этой связи необходимо отметить, что результативность налогового контроля во многом зависит от анализа данных о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, которые поступают путем обмена информацией и оказания помощи в сборе недостающих материалов.
     
     Взаимодействие строится на определенных принципах, представляющих основы деятельности налоговых служб и проявляющихся в каждой его составляющей. К принципам взаимодействия мы относим:
     
     1. Юридическое закрепление в нормативных актах вопроса о взаимодействии налоговых органов стран-членов СНГ между собой и другими органами государственного управления, ответственными за вопросы налогообложения.
     
     2. Равноправие участников совместной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и проведении мероприятий.
     
     3. Самостоятельность каждой налоговой службы в пределах предоставленных ей законодательством полномочий при выполнении мероприятий. Взаимодействие не означает подчиненность органов друг другу. Наоборот, оно свидетельствует о самостоятельности сторон и о том, что взаимоотношения должны развиваться по линии обеспечения их организационной независимости и укрепления общих функциональных связей.
     
     4. Гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям национального законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иных охраняемых тайнах, а также требованиям международного права.
     
     5. Невмешательство в административную и хозяйственную деятельность взаимодействующих сторон.
     

     6. Ответственность руководителя каждой налоговой службы за выполнение согласованных решений.
     
     Способы взаимодействия налоговых служб различны. Они зависят от степени специализации налоговых органов, от состояния предоставленных им полномочий и многих других факторов.
     
     Можно выделить следующие способы взаимодействия налоговых служб стран-членов СНГ:
     
     - обмен информацией о нарушениях налогоплательщиками национального налогового законодательства;
     
     - взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение налоговых правонарушений и преступлений;
     
     - предоставление соответствующим образом заверенных копий документов, подтверждающих финансовые сделки налогоплательщиков и связанных с налогообложением;
     
     - взаимодействие при разработках предложений с предупреждением налоговых правонарушений, подготовке информационных материалов о борьбе с нарушениями налогового законодательства;
     
     - обобщение практики реализации требований международных правовых норм по вопросам сотрудничества в области борьбы с налоговыми правонарушениями;
     
     - изучение форм координации деятельности налоговых служб других государств и сообществ, распространение положительного опыта;
     
     - обмен информацией о национальных налоговых системах, об изменениях и дополнениях налогового законодательства, а также методическими рекомендациями по обеспечению исполнения доходной части бюджетов;
     
     - обмен опытом по созданию и функционированию информационных систем, используемых в борьбе с налоговыми правонарушениями;
     
     - осуществление координации деятельности по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмен представителями, экспертами и обучение кадров;
     
     - проведение совместных научно-практических конференций по проблемам совершенствования правового регулирования деятельности в борьбе с нарушениями.
     
     Налоговые правонарушения и преступность как в России, так и в Армении начинают приобретать транснациональный характер.
     
     В этой связи и для российских, и для армянских налоговых органов становится все более актуальной задача укрепления сотрудничества с соответствующими органами стран СНГ.
     

     Выполнению этой задачи способствует принятие нормативно-правовых актов о деятельности налоговых служб, о налогах и других платежах, а также заключение двусторонних соглашений о сотрудничестве и обмене информацией в области налогообложения и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
     
     Однако после подписания и принятия этих документов согласованный подход государств-членов СНГ к развитию международного сотрудничества в полной мере не проявился.
     
     Можно указать на четыре причины сложившегося положения:
     
     1. На законодательном и правительственном уровнях приоритет взаимодействия налоговых служб в рамках СНГ остается низким.
     
     2. Подход к решению проблем взаимодействия и сотрудничества по-прежнему имеет узковедомственный, отраслевой характер.
     
     3. В национальных налоговых законодательствах стран-членов СНГ отсутствует положение о предоставлении в налоговые органы зарубежных стран сведений о финансово-хозяйственных сделках их граждан.
     
     4. В соглашениях нет механизма заинтересованности и ответственности сторон при непредставлении соответствующей информации о полученных доходах гражданами другого государства.
     
     На практике, в условиях действия договоров об избежании двойного налогообложения доходов, государство, на территории которого осуществлена и обложена налогом хозяйственная деятельность гражданина иностранного государства, не заинтересовано в передаче сведений в другой стороне по причине ограниченной дальнейшей хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования в этом государстве.
     
     В этой связи появляются предпосылки для подготовки и принятия такого акта, который позволит закрепить в национальном законодательстве положение об ответственности за выполнение требований, предусмотренных международными соглашениями. В то же время целесообразно как можно быстрее и действеннее решить задачу унификации законодательства стран-членов СНГ в области организации и деятельности национальных налоговых служб. В этой связи предлагаем разработать проект модельного закона об основах деятельности национальных налоговых служб стран, входящих в СНГ, и проект постановления Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств “О модельном законе, регулирующем деятельность налоговых служб на территории государств-членов СНГ”.
     
     Принятие подобного модельного закона обеспечит:
     

     - закрепление правовых основ деятельности национальных налоговых служб по решению стоящих перед ними задач;
     
     - установление прав, обязанностей и ответственности налоговых служб при осуществлении согласованных действий по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями и контроля за соблюдением национального налогового законодательства;
     
     - определение основных направлений сотрудничества налоговых служб в профилактической деятельности, в том числе содействии налогоплательщикам в добровольной уплате налогов;
     
     - проведение согласованных мероприятий по нейтрализации угрозы экономической безопасности стран-членов СНГ.