Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О приведении ООО в соответствие с Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”


О приведении ООО в соответствие с Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”

     

Э.В. Глуховская,
юрист, Российская Ассоциация Консалтинговых Фирм

     
     Накануне 1999 года особенную актуальность приобретает вопрос      приведения правового статуса обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”  (далее по тексту - Закон).
     
     Первоначально срок перерегистрации обществ (товариществ) ограничивался тремя месяцами, начиная с 1 марта 1998 года. Впоследствии согласно Федеральному закону от 11.07.98 N 96-ФЗ "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”" срок был увеличен на шесть месяцев. Таким образом, он истекает 1 января 1999 года, означая для ООО и ТОО, не приведших свои учредительные документы в соответствие с Законом, возможность применения санкций вплоть до принудительной ликвидации. Настоящая статья представляет собой обзор наиболее характерных путей развития ситуации, сложившейся в связи с принятием Закона и обусловленной необходимостью пересмотра правового статуса упомянутых организационно-правовых форм.
     
     Приведение в соответствие с требованиями Закона учредительных документов общества может означать различные по значимости последствия - от внесения незначительных изменений в тексты учредительных документов до проведения преобразования общества как единственного способа сохранения конкретной хозяйствующей единицы. В зависимости от этого проблемы, с которыми сталкивается общество в процессе пересмотра положений учредительных документов, в большей или меньшей степени затрагивают интересы участников, но однозначно требуют определенной гибкости при их решении. Имеется в виду необходимость переработки и учета некоторых существенных новелл, включенных в Закон, в частности, впервые вводимого максимально допустимого количества участников общества, конкретизации компетенции органов управления, достаточно подробного регулирования имущественных взаимоотношений общества и участника и т.д. Анализ зарегистрированных учредительных документов на предмет их соответствия положениям Закона позволит принять правильное решение о способе оформления выработанных в процессе приведения в соответствие изменений - как отдельным документом, являющимся неотъемлемой частью зарегистрированных учредительных документов, так и посредством написания и регистрации новой редакции учредительных документов. Практика показывает, что редакции учредительных документов, созданные без учета специализированных для данной организационно-правовой формы нормативных актов, с трудом поддаются корректировке посредством внесения изменений в существующий текст. Получаемые таким образом пакеты документов крайне сложны для восприятия и последующей работы с ними ввиду большого, как правило, количества исправлений. Вполне оправданным является использование вынужденной перерегистрации учредительных документов для создания новых юридически грамотных целостных текстов и отработки новых уставных положений, отвечающих интересам общества в сложившейся экономико-правовой ситуации.
     
     Очевидно, что чем более подробно регулирует вновь принятый нормативный акт деятельность того или иного вида юридических лиц, тем более тщательным является анализ текста учредительных документов регистрирующими органами. Особое внимание последние уделяют наличию в уставе и учредительном договоре информации, предусмотренной п. 1 ст. 12 и другими статьями Закона, в четких формулировках. Положения п. 1 ст. 12 Закона составляют необходимый перечень условий учредительного договора и относятся, с точки зрения договорного права, к его необходимым условиям, при отсутствии которых договор считается недействительным. Информация, включаемая в устав, составляет его содержание и должна быть более развернута по сравнению с учредительным договором даже в той части, в которой эти два документа дублируют друг друга. Например, если в учредительном договоре достаточно упоминания о составе органов общества, то в уставе должны содержаться сведения о компетенции органов общества, в частности о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников, о порядке принятия решений органами управления, в том числе о соотношении голосов, необходимом для принятия тех или иных решений. Для облегчения прохождения учредительных документов через регистрирующий орган желательным является наличие глав с соответствующими названиями. Регистрация изменений (дополнений), новых редакций учредительных документов производится по месту первичной регистрации юридического лица. Предприятия, зарегистрированные в исполкомах и филиалах Московской Регистрационной Палаты, регистрируют изменения в соответствующих филиалах Московской Регистрационной Палаты.
     

     Приведение документов в соответствие с требованиями Закона может повлечь преобразование общества, если корректировка учредительных документов в рамках существующей организационно-правовой формы невозможна без ущерба существу правовой модели данного вида юридического лица. К подобным случаям относится превышение численности участников общества с ограниченной ответственностью максимально установленного Законом количества (пятьдесят участников). Указанная новелла отвечает сути общества с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы, предопределяющей высокую значимость персонального состава и предотвращающей “распыление капитала”, препятствуя бесконечному дроблению долей участия. Общество, расширившее число своих участников сверх установленного предела, должно преобразоваться в акционерное общество или производственный кооператив либо уменьшить число участников до установленного количества. До этого момента общество вправе принимать решения исходя из сложившейся численности участников.
     
     Приведенный в ст. 59 Закона перечень организационно-правовых форм (акционерное общество и производственный кооператив), пригодных для преобразования общества, является исчерпывающим. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 1 Федерального закона от 08.05.96 N 41_ФЗ “О производственных кооперативах”). Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (ст. 2 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).
     
     В рамках преобразования в акционерное общество предоставляется возможность преобразования общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество закрытого типа без учета ограничения численности акционеров последнего, равного, как и в обществе с ограниченной ответственностью, пятидесяти (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”). Предоставление подобной льготы имеет следующие основания. Во-первых, близость правовых характеристик общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества закрытого типа, особенно в случае, когда в обществе с ограниченной ответственностью запрещена продажа долей участия третьим лицам, делает акционерное общество закрытого типа очень привлекательным с точки зрения сохранения общей структуры взаимоотношений общества и участников. Во-вторых, преобразование в акционерное общество закрытого типа обеспечивает некоторую стабильность существования общества как объединения капиталов, препятствуя свободному выходу участника посредством продажи акций третьим лицам. На созданное в процессе приведения в соответствие с Законом акционерное общество закрытого типа не будут распространяться, соответственно, положения абзацев второго и третьего п. 3 ст. 7 Федерального Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.
     
     Выбор формы преобразования зависит от множества факторов, совокупный анализ которых позволяет учитывать все аспекты правового регулирования создания, деятельности юридических лиц тех или иных организационно-правовых форм. Критерии выбора сводятся в целом к следующим основным моментам: поиск оптимального режима налогообложения и приемлемого для участников объема прав, сохраняемых за учредителями на имущество, передаваемое юридическому лицу. В этом смысле следует особо упомянуть производственный кооператив, член которого при выходе из него имеет безусловное право на возврат паевого взноса.
     

     Решение о преобразовании должно учитывать ряд моментов, способных впоследствии влиять на политику реорганизуемого общества. Например, следует иметь в виду, что в акционерном обществе возможно и достаточно наличие единственного участника, в то время как в производственном кооперативе число участников не может быть менее пяти. Следовательно, общество с ограниченной ответственностью, преобразовавшееся в рамках приведения в соответствие с действующим законодательством в производственный кооператив, никогда не сможет превратиться в компанию одного лица. Невозможно также преобразование в производственный кооператив общества, среди участников которого есть юридические лица (если в учредительных документах кооператива прямо не предусмотрена возможность участия юридических лиц), так как основным принципом производственного кооператива является личное (возможно трудовое) участие его членов.
     
     Реорганизация в форме преобразования проводится, за теми исключениями, которые будут рассмотрены ниже, по общим правилам реорганизации общества с ограниченной ответственностью. Процесс принятия решения о преобразовании предполагает проведение двух собраний - собрания участников реорганизуемого общества и собрания участников юридического лица, создаваемого в результате преобразования. В решении общего собрания участников реорганизуемого общества должны найти отражение наиболее существенные условия преобразования, в частности, порядок обмена долей участников общества на акции акционерного общества или паи членов производственного кооператива. На собрании участников принимается решение об утверждении устава создаваемого акционерного общества или производственного кооператива и передаточного акта. На последующем собрании участников юридического лица, создаваемого в результате преобразования, избираются его органы в соответствии с требованиями организационно-правовой формы данного юридического лица. Обмен (конвертация) долей в акции и паи производится на условиях, определяемых самим обществом с ограниченной ответственностью. Как правило, интересы всех участников соблюдаются при применении принципа прямой пропорции.
     
     Общество, создаваемое в результате преобразования, является полным правопреемником реорганизуемого общества, то есть к нему переходят все права и обязанности реорганизованного общества на основании передаточного акта. При составлении передаточного акта, в отличие от разделительного баланса, определение правопреемника, как правило, не вызывает затруднений, так как в результате реорганизации продолжает существовать единственный хозяйствующий субъект, являющийся, в том числе, стороной по сделкам, заключенным реорганизованным обществом. Как правило, преобразование связано с необходимостью переоформления сделок.
     

     Так как процесс регистрации изменений является вынужденной процедурой для общества, его проведение сопровождается предоставлением ряда льгот. За регистрацию изменений, проводящуюся в процессе приведения в соответствие, регистрирующие органы не вправе взимать пошлину, предусмотренную к уплате в общем порядке. При преобразовании в порядке приведения в соответствие не обязательно соблюдение процедуры уведомления кредиторов и представления доказательств состоявшегося уведомления при регистрации преобразования. Кредиторы не вправе также требовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков, как при обычной реорганизации.
     
     Специфика правового регулирования, связанная с видом деятельности общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью) накладывает свой отпечаток и на процесс приведения в соответствие с Законом правового статуса общества (товарищества). Наиболее характерным примером сказанному являются кредитные организации, в отношении которых принято Указание ЦБ РФ "О приведении кредитными организациями учредительных документов и организационно-правовых форм в соответствие с законом “Об обществах с ограниченной ответственностью” от 12 марта 1998 года N 184-У". В документе идет речь о ряде условий, необходимых для соблюдения порядка приведения в соответствие учредительных документов кредитных организаций. В частности, изменения и дополнения, вносимые в уставы кредитных организаций, касающиеся приведения наименования организационно-правовой формы кредитной организации в соответствие с Федеральным законом “Об обществах с ограниченной ответственностью” и требующие замены лицензии на осуществление банковских операций, согласовываются с территориальным учреждением ЦБ РФ по месту нахождения кредитных организаций. Порядок получения такого согласования определяется принятой недавно инструкцией  ЦБ РФ от 23.07.98 N 75-И  “О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности” на том основании, что Указание N 302-У, изданное ЦБ РФ 30 июля 1998 года в связи с принятием вышеупомянутой инструкции, говорит об отмене ранее действовавшей инструкцией ЦБ РФ от 27.09.96 N 49 “О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности”. Кредитные организации, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), число участников которых на момент введения в действие Закона превышает пятьдесят, должны преобразоваться в акционерные общества или уменьшить число участников до установленного предела, не допуская при этом уменьшения уставного капитала.
     
     При регистрации изменений к учредительным документам достаточно часто возникает вопрос о необходимости увеличения размера уставного капитала до минимума, установленного в Федеральном законе “Об обществах с ограниченной ответственностью” в случае, если общество было зарегистрировано ранее с меньшим уставным капиталом. Очевидно, что общество, осуществляющее перерегистрацию в рамках одной организационно-правовой формы, не обязано проводить увеличение уставного капитала до вновь устанавливаемого, так как указанное требование относится только ко вновь создаваемым обществам. Однако если в результате приведения правового статуса в соответствие создается новое юридическое лицо, его уставный капитал должен соответствовать установленному законодательством минимуму.
     

     Общества, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с Законом в указанный срок, продолжают действовать, однако могут быть ликвидированы по иску правомочного органа в процессе арбитражного судопроизводства. (Деятельность таких обществ регулируется действующим законодательством без учета положений учредительных документов, противоречащих вновь принятому Закону). Соответствующие иски вправе подавать в суд орган государственной регистрации, иные государственные органы (например - ГНИ), а также органы местного самоуправления, которым право предъявлять соответствующие требования предоставлено федеральным законом. Подача подобного иска в суд не означает для общества неотвратимость его ликвидации. Более того, обществу предоставляется неоднократная возможность выполнения требований законодательства по факту заявления подобного требования. Суд, как правило, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, предлагает обществу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений (п. 3 ст. 112 АПК). Арбитражный суд может также отложить рассмотрение назначенного к слушанию дела, в результате чего у общества появляется дополнительная возможность устранить имеющиеся в учредительных документах расхождения с Законом не позднее установленного в определении суда срока (ст. 120 АПК). В случае если общество не использует многократно предоставляемую ему возможность, суд на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ “решает вопрос о ликвидации соответствующего общества”. Принудительная ликвидации является одним из вариантов судебного решения по данному вопросу, и как всякое судебное решение, вырабатываемое в соответствии с принципами состязательности процесса, не может быть определено заранее. Поэтому обществу, попавшему в подобную ситуацию, целесообразно отстаивать свои интересы, особенно когда сложившаяся ситуация связана с невыполнением регистрирующими органами своих обязанностей (как правило, сроков рассмотрения и обработки документов).     
     

Контактные телефоны
Российской Ассоциации Консалтинговых Фирм:
(095) 200-3817
209-3595