Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об уплате земельного налога и арендной платы (ответы на вопросы)


Об уплате земельного налога и арендной платы
(ответы на вопросы)

     

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга,
Госналогслужба России

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга     

     1. Каким образом в 1998 году производится перечисление средств, поступающих от уплаты земельных платежей, по соответствующим уровням бюджета?

     
     Начиная с 1 августа 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”" внесение в доход бюджетов соответствующего уровня платы за землю производится самим плательщиком.
     
     За земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями средства от платы за землю направляются плательщиками (как юридическими, так и физическими лицами) на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, а соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления тремя платежными поручениями. За земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, плата направляется плательщиком на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления одним платежным поручением. Средства от платы за земли в сельской местности в границах районов, не подлежащие перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, направляются одним платежным поручением на соответствующий бюджетный счет районных органов местного самоуправления.
     
     Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (Приложение № 1) предусмотрены конкретные доли средств, направляемых в федеральный бюджет за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам Российской  Федерации, в размере от 20 до 50 % от суммы платы за землю за сельскохозяйственные угодья.
     
     Доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, установлена на 1998 год Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” в размере 50 %, из которых 30 % должны перечисляться в федеральный бюджет для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв, ведения земельного кадастра, проведения мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования и 20 % - в бюджеты субъектов Российской Федерации на аналогичные цели. При этом в федеральный бюджет не перечисляются средства от платы за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации.
     

     Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают долю средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, направляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации. Однако на эти мероприятия, централизованно выполняемые субъектом Российской Федерации, перечисляются не более 10 % от суммы средств земельного налога, поступивших от сельскохозяйственных угодий административного района.
     
     В настоящее время плательщики земельного налога (юридические лица) должны представлять в налоговые органы новый расчет причитающего с них налога по каждому земельному участку, в котором предлагаемая к уплате по двум срокам (15 сентября и 15 ноября) сумма земельного налога будет распределена по уровням бюджетов, то есть в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет соответствующего органа местного самоуправления. При установлении органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления других сроков уплаты земельного налога (предусмотренных Законом РФ “О плате за землю”) суммы земельного налога распределяются также по всем уровням бюджетов, но только по другим срокам.
     
     Государственные налоговые инспекции, осуществляя контроль за правильностью начисления земельного налога и его уплаты, при приеме сводного расчета земельного налога от налогоплательщика проверяют правильность указанной в этом расчете суммы земельного налога, подлежащей уплате, и ее распределение в соответствии с установленными законодательством долями по уровням бюджетов. Количество платежных поручений на уплату налога, заполняемых плательщиком, будет зависеть от количества уровней бюджетов, указанных в сводном расчете земельного налога.
     
     Например, сумма земельного налога, подлежащая уплате предприятием, находящимся в городе (поселке), составляет 2000 рублей (в масштабе цен 1998 г.). Установлены следующие сроки уплаты: 15 сентября и 15 ноября. Уплата рассчитанной суммы земельного налога производится в следующем порядке.
     
     К уплате:   15 сентября 1998 г. -  1000 руб., в том числе в федеральный бюджет - 300 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 200 руб. и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления - 500 руб.;
     

     15 ноября 1998 г. - 1000 руб., в том числе в федеральный бюджет - 300 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 200 руб. и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления - 500 руб.
     
     Таким образом, распределение сумм земельного налога по уровням бюджетов распространяется на каждый из двух сроков уплаты земельного налога. Такое распределение земельного налога по уровням бюджетов отражается в сводном расчете земельного налога (Приложение № 1  инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 19 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”", с изменениями и дополнениями), представляемом налогоплательщиком в налоговые органы. В связи с этим плательщик будет заполнять и уплачивать земельный налог по трем платежным поручениям на указанные в расчете суммы налога.
     
     Что касается физических лиц, то в платежных извещениях на уплату налогов (с имущества, земельного налога и имущества, переходящего в порядке наследования и дарения), вручаемых гражданам государственными налоговыми инспекциями, по строке “Земельный налог” сумма, предлагаемая к уплате земельного налога, должна также быть распределена по соответствующим уровням бюджетов, а именно: в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления. Количество платежных поручений по уплате земельного налога будет зависеть от количества уровней бюджетов, указанных в платежном извещении на уплату налогов.
     
     Например, сумма земельного налога, подлежащая уплате за земельный участок, расположенный в рабочем поселке и предоставленный гражданину для огородничества, составляет 80 руб. В платежном извещении на уплату налога сумма земельного налога должна быть рассчитана по трем уровням бюджета, а именно: в федеральный бюджет (30 %)  - 24 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации (20 %) - 16 руб. и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления (50 %) - 40 рублей.
     
     Следует отметить, что в связи с новым порядком перечисления средств, поступающих от взимания платы за землю, предусматривающим уплату налогоплательщиками данного платежа в разные уровни бюджета отдельными платежными поручениями, в налоговых инспекциях для ведения расчетов с каждым бюджетом должны быть открыты отдельные лицевые счета.
     
     Учитывая, что во врученных ранее платежных извещениях (до вступления в силу Федерального закона от 25.07.98 N 132-ФЗ) был указан счет бюджетов органов местного самоуправления и средства от уплаты земельного налога поступали в местные бюджеты, в новых платежных извещениях следует указывать бюджетные счета: Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     

     Распределение по уровням бюджетов общей суммы уже поступивших платежей за землю до 1 августа 1998 года должно быть произведено органами местного самоуправления и финансовыми органами субъектов Российской Федерации в долях, утвержденных действующим законодательством.
     

     2. Наше предприятие ежегодно уплачивало земельный налог. Но в результате документальной проверки, проведенной в январе 1998 года, налоговая инспекция доначислила земельный налог за период 1995 - 1997 годов, применив к ставкам земельного налога, действовавшим в этих годах, повышающие коэффициенты. Какая ставка земельного налога для предприятий, расположенных в черте города, была в 1997 году?

     
     Рассчитаем ставки земельного налога по предприятию, расположенному в городе Центрального экономического района России с численностью населения 270 тыс. человек. За базу принимается средняя ставка земельного налога для поселений с численностью от 250 до 500 тыс. человек, которую находим в таблице 1 (Приложение 2 к Закону РФ “О плате за землю”) на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и столбца, соответствующего численности населения до 270 тыс. человек. Средняя ставка составляет 100 руб./кв.м в расчете на год, или 1000 тыс. руб. за 1 га.
     
     Федеральным законом от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”" (ст. 2) Правительству РФ поручалось ежегодно начиная с 1995 года индексировать ставки земельного налога.
     
     Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.06.95 N 562 “Об индексации ставок земельного налога в 1995 году” в 1995 году средние размеры земельного налога за пашню вне черты населенных пунктов применялись с коэффициентом 1,5; ставки земельного налога за другие земли  - с коэффициентом 2.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.96 N 378 “Об индексации ставок земельного налога в 1996 году” в 1996 году применялись установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога с коэффициентом 1,5.
     
     В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год” в 1997 году применялись ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, для всех категорий земель с коэффициентом 2.
     
     В связи с этим, учитывая проводимую индексацию ставок земельного налога (в 1995 г. коэффициент - 2 , в 1996 г.  - 1,5,  в 1997 г. - 2), по предприятию, расположенному в черте города, ставка налога в 1997 году составит 6000 тыс. руб. за га (1000 тыс. руб. * 2 * 1,5 * 2).
     

     С учетом проведенной с 1 января 1998 года деноминации рубля в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” и постановлением Правительства РФ от 18.09.97 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” ставка земельного налога по данному предприятию, расположенному в Центральном районе России на городских землях, в масштабе цен 1998 г. составила в 1997 году - 6000 руб. за 1 гектар.
     

     3. Житель города Жиздра Калужской области, проживающий на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, просит дать разъяснение по вопросу: имеются ли в зоне его проживания льготы по уплате земельного налога. Вопрос возникает в связи с тем, что на протяжении нескольких лет земельный налог не взимался, а с 1996 г. возобновился, на основании чего - не известно.

     
     В соответствии с п. 17 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, освобождаются от уплаты земельного налога.
     
     Предоставление тех или иных социальных гарантий и льгот регламентируется Законом РФ от 15.05.91 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в ред. Закона РФ от 18.06.92 N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”").
     
     Статьей 13 указанного выше Закона установлен перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе граждан, проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а ст. 7-11 Закона определены зоны радиоактивного загрязнения, отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
     
     Согласно распоряжению Правительства РСФСР от 28.12.91 N 237-1 (в ред. распоряжений Правительства РФ от 25.02.92 N 363-р, 05.04.93 N 557-р) утвержден перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, в соответствии с которым город Жиздра Калужской области отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
     

     На основании ст. 19 названного выше Закона (с учетом п. 2 ст. 18 этого Закона) граждане, проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, освобождались от уплаты земельного налога.
     
     Однако Федеральный закон от 24.11.95 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”" исключил льготу по уплате земельного налога гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Поскольку дата опубликования этого Федерального закона - 27 ноября 1995 года, с этого момента и утрачивается льгота по уплате земельного налога для такой категории граждан.
     
     Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со ст. 13 и 14 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по уплате земельного налога в пределах суммы земельного налога, находящейся в их распоряжении.
     

     4. Наше учреждение - дом-интернат для престарелых - уплатило земельный налог за 1997 год в сумме 2000 руб. (в масштабе цен 1998 г.). Налоговая инспекция предъявляет к нам требования по уплате земельного налога и за 1998 год. В связи с этим возникает вопрос: какие учреждения социального обслуживания имеют льготу по уплате земельного налога, и в случае если мы подходим под этот перечень учреждений социального обслуживания, должны ли нам вернуть переплаченную сумму земельного налога за 1997 год?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств профсоюзов, освобождаются от уплаты земельного налога.
     
     Эту норму об освобождении учреждений социального обслуживания от уплаты земельного налога в указанный выше Закон внес Федеральный закон от 18.11.97 N 145-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О плате за землю”", который был опубликован в “Российской газете” 22 ноября 1997 года.
     
     Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (ст. 17) определил перечень учреждений социального обслуживания, в соответствии с которым к таким учреждениям относятся комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
     

     В связи с этим дома-интернаты для престарелых относятся к учреждениям социального обслуживания и освобождаются от уплаты земельного налога. Право на льготу по земельному налогу получено такими учреждениями с 22 ноября 1997 года.
     
     Поэтому годовая сумма земельного налога, уплаченная данным учреждением в 1997 году, должна быть пересчитана и возвращена плательщику из расчета 40 дней:
     
     2000 руб. : 365 дней * 40 дней = 218 руб. (в масштабе цен 1998 г.)
     

     5. В связи с изменением Бюджетной классификации Российской Федерации возникает вопрос: по каким кодам происходит зачисление земельных платежей в доходы бюджетов Российской Федерации и на основании каких документов?

     
     Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
     
     В соответствии с приказом Минфина России от 06.01.98 N 1н “О бюджетной классификации Российской Федерации” внесены изменения в ранее действующую Бюджетную классификацию.
     
     Этим приказом установлено, что впредь до принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”" ввести в действие с 1 января 1998 года Бюджетную классификацию Российской Федерации в редакции, внесенной на рассмотрение Государственной Думы согласно Приложениям 1-11 к настоящему приказу.
     
     Поэтому в соответствии с Приложением 2 к приказу Минфина России от 06.01.98 № 1н земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения зачисляется  теперь в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 1050701; земельный налог за земли городов и поселков по коду 1050702; земельный налог за земли несельскохозяйственного назначения по коду 1050703. В доходы бюджетов Российской Федерации зачисляется по коду 2010301  арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;  по коду 2010302  - арендная плата за земли городов и поселков, а по коду  2010303  - арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения.
     
     Что касается средств, поступающих от продажи земли в собственность граждан, а также при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, они зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2040000 “Доходы от продажи земли и нематериальных активов”.
     

     6. Относятся ли к землям общего пользования территории, занятые сооружениями водопроводно-канализационного хозяйства? И в связи с этим освобождаются ли они от уплаты земельного налога?

     
     В соответствии с п. 9 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1  “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) земли общего пользования населенных пунктов освобождаются от уплаты земельного налога. Норма по полному освобождению земель общего пользования населенных пунктов от уплаты земельного налога отражена и в подпункте 21 п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (с изменениями и дополнениями)
     
     К землям общего пользования населенных пунктов в соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РСФСР относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), земли полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.
     
     Законом РФ “О плате за землю” не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога как предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так и предприятий и организаций, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство.
     
     Поэтому предприятия и организации по эксплуатации водопроводных, тепловых и газовых распределительных сетей и распределению воды, тепла и газа на коммунально-бытовые нужды и населению, организации по эксплуатации канализационных сетей и организации других подотраслей коммунального хозяйства подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями (водозаборными узлами, станциями перекачки, котельными, очистными сооружениями, коллекторами и др., кроме подземных и внутридомовых водопроводных, канализационных, тепловых и газовых трубопроводов).
     

     7. Какие материалы используются в ходе проведения документальных проверок юридических лиц по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога или арендной платы за землю?

     

     При проведении документальной проверки в качестве контрольных материалов необходимо иметь решения законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как об утверждении ими конкретных ставок земельного налога на текущий год за земли, в зависимости от их целевого назначения, так и предоставлении дополнительных льгот по налогу отдельным плательщикам в соответствии с предоставленными им правами согласно ст. 13 и 14 Закона РФ “О плате за землю”.
     
     Необходимо также использовать следующие материалы:
     
     - документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком, к которым относятся:
     
     государственные акты на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, содержащие данные о площади участков земли, предоставленных в собственность, владение или пользование, об их количественной характеристике, чертеж границ этих земель, список земельных участков с особым режимом использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, водоохранного, рекреационного и историко-культурного значения и т.п.) с указанием кадастрового номера участка на чертеже (форма утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.91 N 493);
     
     свидетельство о праве собственности на землю, в котором указывается площадь земельного участка, целевое использование земель, состав угодий (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 19.03.92 N 177 и может быть использована для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей);
     
     свидетельство о праве собственности на землю, в котором указывается местоположение земельного участка, категория земель, цель использования, виды угодий, ограничения в использовании и обременения участка земли, совершенные сделки по распоряжению земельным участком (форма утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1767);
     
     договор аренды земель, где арендодателями земельных участков являются соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления и другие собственники земли (граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности), в котором указывается общая площадь и план земель, переданных в аренду, их экспликация и список земельных участков с особым режимом использования (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 19.03.92 N 177);
     
     договор временного пользования землей, в котором указывается общая площадь земельных участков, предоставленных во временное пользование, план земельных участков, их экспликация (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 19.03.92 N 177).
     

     При проверке расчетов юридических лиц, еще не получивших документы, удостоверяющие право на землю, по согласованию с местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право (решения соответствующих органов о предоставлении земель, имеющиеся чертежи, планы земельного участка и др.).
     
     Для проверки полноты включения в расчет земельных участков, обслуживающих жилищный фонд, другие строения и сооружения, необходимо по документам первичного учета этих строений и сооружений установить их наличие и местоположение (адрес), сопоставить с данными обособленного учета земельных участков на этом счете, определить правильность применения ставок налога, в зависимости от их целевого назначения и местоположения.
     
     Следует использовать также статистический отчет “О наличии и движении основных средств”, ежегодно представляемый юридическими лицами органам Госкомстата России по состоянию на 1 января, в III разделе которого отражаются в суммовом выражении непроизводственные основные средства, используемые для обслуживания социально-бытовой сферы деятельности предприятия (организации): жилищного хозяйства, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, организации образования, здравоохранения и т.п., учитываемые как непроизводственные основные средства, и сопоставить их с данными инвентарных карточек на предмет установления, все ли объекты в них учтены.
     
     Кроме того, в ходе проведения самих документальных проверок налоговые органы могут использовать в качестве контрольных материалов следующие данные:
     
     - данные ежегодного статистического отчета формы № 22 “О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам, землепользователям и собственникам”, составляемого соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, в котором содержатся обобщенные данные о площади земель в гектарах как в целом по сельскохозяйственным угодьям, так и по их видам, лесного и водного фондов, земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения и другие данные по категориям землевладельцев, землепользователей и собственников в административных границах района, города, области, края, округа, республики. Эти данные государственного учета земель должны содержаться и в годовых отчетах колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий, представляемых ими в налоговые органы, а также имеются и у других юридических лиц, обязанных представлять статистический отчет по форме N 22;
     
     - землеотводные дела, которые ведутся управлениями архитектуры и градостроительства районов, городов, в которых содержатся геодезические съемки земельного участка, предоставленного землепользователю, площадь территории и ее привязка, технико-экономические показатели, площадь застройки, решения органов местного самоуправления об отводе земельных участков, заключения соответствующих контролирующих служб и т.д.;
     

     - инвентаризационные дела на жилые дома бюро технической инвентаризации.
     
     Кроме того, могут использоваться также списки юридических лиц-плательщиков земельного налога и арендной платы, подготовленные районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на основе данных государственного земельного кадастра согласно постановлению Правительства РФ от 04.09.95 N 876 “Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю”.
     

     8. На основании какого порядка ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату земельного налога устанавливается в размере 0,1 процента, и права ли налоговая инспекция, которая по акту документальной проверки исчислила пени нашему предприятию по ежедневной ставке в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за период после 1 апреля 1998 года? Справочно: по акту документальной проверки решением налогового органа от 10 июня 1998 года доначислено земельного налога за 1997 год в сумме 1000 рублей (в масштабе цен 1998 г.).

     
     Федеральный закон от 26.03.97 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” установил, что за несвоевременную уплату налогов и сборов ежедневная ставка пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Задолженность юридических лиц по уплате пени, образовавшейся по состоянию на дату вступления в силу названного Федерального закона, пересчитывается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     В соответствии с Порядком пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами Госналогслужбы России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.07.98 N 576, исчисление пеней по налогам и сборам, дополнительно начисленных по результатам документальных проверок юридических лиц после 1 апреля 1998г., производится:
     
     по ставке 0,06 % за каждый день просрочки - за период до 1 апреля 1998 года;
     
     по ежедневной ставке в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на соответствующую дату, - за период после 1 апреля 1998 года.
     
     Однако в Федеральный закон от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” были внесены поправки, касающиеся изменения размера пени.
     

     Так, в  соответствии с п. 1 Федерального закона от 23.07.98 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год”" с 1 апреля 1998 года ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов и сборов установлена в размере 0,1 %.
     
     Таким образом, по актам документальных проверок, утвержденных решениями начальников налоговых органов после 1 апреля 1998 года, за каждый день просрочки до 1 апреля 1998 года применяется неизменная ставка пени, равная 0,06 %, начиная с 1 апреля 1998 года исчисление пени происходит по ставке 0,1 %.
     
     В связи с этим в решении налогового органа от 10.06.98 должна быть показана сумма доначисленной пени по земельному налогу, равная 172,1 руб., которая рассчитывается следующим образом:
     
     по первому сроку уплаты земельного налога за период с 15.09.97 по 14.11.97 включительно:
     
     500 руб. * 0,0006 * 61 день  = 18,3 руб.,
     
     где 500 руб. - половина суммы земельного налога;
     
     по второму сроку уплаты за период с 15.11.97 по 31.03.98 включительно:
     
     1000 руб. * 0, 0006 * 138 дней = 82,8 руб.;
     
     за период с 01.04.98 по 10.06.98 включительно:
     
     1000 руб. * 0,001 * 71 день = 71 руб.
     
     Общая сумма доначисленного пени равна 172,1 руб.