Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Е.В. Бурмак, советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России


На вопросы налогоплательщиков отвечает
Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России

    Просим разъяснить возможность приостановления начисления пени по организациям и предприятиям, имеющим задолженность перед бюджетом, но не признанным банкротами из-за отсутствия арбитражного суда на территории города. Какие мероприятия возможно провести для ликвидации таких организаций и списания недоимки, которая заведомо не будет погашена?

     
     Действующим законодательством не предусмотрено приостановление начисления пени по организациям и предприятиям, имеющим задолженность перед бюджетом, до принятия решения об их ликвидации. В соответствии со ст. 98 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” установлено, что только с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.
     
     В условиях свободного рынка имеет место тенденция роста количества ликвидированных предприятий по причине их неплатежеспособности и, как следствие, невозможность погасить числящуюся за ними недоимку.
     
     Статьей 64 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) установлено, что в случае ликвидации юридического лица при удовлетворении требований кредиторов в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. При этом определено, что требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
     
     Механизм списания (сторнирования) налоговыми органами безнадежной к взысканию задолженности в бюджет и внебюджетные фонды разработан и изложен Госналогслужбой России в проекте инструкции № 26 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей”, который в настоящее время находится на согласовании в министерствах и ведомствах.
     

     Может ли быть наложен арест на имущество государственного предприятия (учреждения) в соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”?

     
     В соответствии с п. 7 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится. На основании п. 5 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие (государственное или муниципальное) отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
     
     В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
     
     При этом согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собственника.
     
     Остальным, принадлежащим ему имуществом, предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
     
     Статьей 297 ГК РФ установлено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
     
     Таким образом, арест и последующая реализация имущества возможны только при согласии собственника (например, Правительства РФ).
     
     Кроме того, в случае если право собственности на имущественный комплекс принадлежит только Российской Федерации, такой имущественный комплекс является ограниченно оборотоспособным объектом гражданских прав и не может подлежать административному аресту.
     
     Если же государственное предприятие является учреждением, осуществляющим свою деятельность за счет средств, выделенных ему по смете, то в соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
     
     Если же имущество приобретено самостоятельно за счет средств, полученных от доходной деятельности, утвержденной в соответствии с учредительными документами, то такое имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе.
     

     Следовательно, при наличии задолженности по налогам по данному виду деятельности органы налоговой полиции вправе наложить арест на такое имущество.
     
     В связи с этим вопрос об аресте имущества государственного предприятия (учреждения) должен решаться в каждом конкретном случае исходя из вида этого имущества.
     

     Какой порядок наложения административного ареста на имущество предприятий военной торговли, находящееся в оперативном управлении Минобороны России и не ограниченное в обороте?

     
     Согласно п. 5 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках, утвержденного Госналогслужбой России 25.05.94 N ВГ-4-08/57н, начальником госналогинспекции по району (городу) или его заместителем выносится постановление об обращении взыскания недоимки на имущество налогоплательщика, в котором должно содержаться предложение органу федеральной налоговой полиции о производстве административного ареста данного имущества. Федеральный орган налоговой полиции оформляет распоряжение о производстве такого ареста. На основании указанного распоряжения административный арест имущества налогоплательщика производится уполномоченным сотрудником органа федеральной налоговой полиции.
     
     Вместе с тем, в соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, административный арест может быть наложен на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
     
     Согласно ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
     
     Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
     
     Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение в обороте которых допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
     
     В связи с тем, что имущество предприятий военной торговли находится в оперативном управлении Минобороны России и не ограничено в обороте, органы взыскания правомочны производить реализацию данного имущества в соответствии с вышеуказанным Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций.
     

     Действует ли в настоящее время Порядок регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах, утвержденный Госналогслужбой России 30.08.96 N ВГ-4-12/56н, зарегистрированный в Минюсте России 27.09.96 N 1168?

     
     В связи с отменой Указом Президента Российской Федерации от 29.06.98 N 734 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”", пунктов 1-4 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212, Госналогслужба России утвердила приказ от 14.08.98 N БФ-3-10/184 “О признании утратившим силу Порядка регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах”, зарегистрированный Минюстом России 15.09.98 N 1607.
     

     Следует ли налоговым органам предъявлять штрафные санкции предприятию-недоимщику, нарушившему требования п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”, в случае если предприятием за оказанные ему коммунальные услуги (газ, электроэнергия, вода) в течение года безденежным взаимозачетом была передана собственная продукция в сумме, эквивалентной свыше 100 тыс. долларов США?

     
     Наложение штрафа в соответствии с п. 5 вышеназванного Указа должно производиться на основании проведения документальной проверки, подтверждающей совершение предприятием-недоимщиком операций, превышающих в сумме в течение одного года для одного партнера эквивалент 100 тыс. долларов США.
     
     Взыскание штрафа, предусмотренного п. 5 названного Указа, производится налоговыми органами с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П, в порядке, изложенном в письмах Госналогслужбы России от 08.01.98 N ВП-6-11/4 и от 17.04.98 N ВП-6-18/252.
     
     При этом товарообменные операции и зачеты взаимной задолженности в соответствии с рассматриваемым пунктом названного Указа учитывать не следует.
     

     Правомерно ли выставление инкассовых распоряжений на бесспорное взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм пени с расчетного счета предприятия, который носит специальный характер и открыт клиенту для целевого финансирования Российской Федерации из займа, полученного от Международного Банка Реконструкции и Развития в рамках проекта по программе “Развитие управления на предприятиях”?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
     
     Порядок бесспорного списания средств по распоряжению взыскателей, которым такое право предоставлено законом, определен в инструкции Госбанка СССР от 30.09.87 N 2 “Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве”.
     
     Вместе с тем, исходя из режима расчетного счета, ни действующим законодательством Российской Федерации, ни банковскими правилами не предусматривается исключений в части возможности списания средств со счета.
     
     Таким образом, специальный характер расчетного счета юридического лица, открытого для целевого финансирования из займа, полученного от Международного Банка Реконструкции и Развития, не является основанием для отмены порядка бесспорного списания денежных средств с данного счета; следовательно, налоговые органы правомерно выставляют инкассовые распоряжения на бесспорное взыскание недоимки по налогам, а также сумм пени с указанного расчетного счета предприятия.
     

     Вправе ли налоговые органы до заключения договора о реструктуризации задолженности применять к предприятиям-недоимщикам меры принудительного взыскания недоимки в соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций” (накладывать арест на имущество и изымать наличные денежные средства), если предприятия, подавшие заявление на реструктуризацию, имеют ликвидное имущество?

     
     Постановление Правительства РФ от 14.04.98 N 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом” не содержит норм, запрещающих налоговым органам применять к предприятиям-недоимщикам меры принудительного взыскания недоимки, в том числе наложение ареста на имущество и изъятие наличных денежных средств, до принятия налоговыми органами решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1998 года.
     

     Возможно ли проведение реструктуризации задолженности по обязательным платежам филиала?

     
     Постановление Правительства РФ от 14.04.98 N 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом” регулирует реструктуризацию задолженности по обязательным платежам юридических лиц.
     
     Согласно ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
     
     Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, поступаемым от создавших их юридических лиц, и действуют на основании утвержденных положений.
     
     В ряде случаев в соответствии с действующим законодательством филиалы являются самостоятельными плательщиками налогов.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
     
     В случае наличия у юридического лица задолженности по платежам в бюджет, в том числе в связи с деятельностью его филиала, юридическое лицо несет ответственность всем своим имуществом, включая имущество, переданное филиалам и представительствам.
     
     На основании изложенного реструктуризация задолженности филиала по обязательным платежам должна производиться в рамках реструктуризации задолженности юридического лица, являющегося учредителем данного филиала.
     

     Имеют ли право налоговые органы отзывать из органов налоговой полиции ранее вынесенные постановления об обращении взыскания недоимки на имущество предприятий-должников в случае принятия предприятием решения о проведении реструктуризации задолженности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом”?

     
     В случае принятия предприятием решения о проведении реструктуризации задолженности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом” налоговым органам отменять ранее вынесенные постановления об обращении взыскания недоимки на имущество предприятий-должников и отзывать из органов налоговой полиции соответствующие материалы не следует.
     

     Есть ли у налоговых органов механизм воздействия на головные компании (холдинги) для погашения долгов их дочерних (зависимых) организаций?

     
     В рамках действующего законодательства привлечение к ответственности какого-либо основного общества по основаниям ст. 105 ГК РФ по обязательствам дочернего общества возможно только в судебном порядке.