Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обеспечении полного и своевременного поступления ресурсных платежей во II полугодии 1998 года


Об обеспечении полного и своевременного поступления ресурсных платежей во II полугодии 1998 года

     

И.К. Выскребенцев,
государственный советник налоговой службы II ранга,
Госналогслужба России

     
     В соответствии Законами РФ “О недрах”, “О ставках отчислений на      воспроизводство минерально-сырьевой базы”, “О плате за землю”, “Об акцизах”, “Об основах лесного законодательства”, “О плате за пользование водными объектами”, “Об охране окружающей природной среды” и др. действует система ресурсных платежей.
     
     В развитие этих основополагающих законов дополнительно принят ряд законов и указов Президента Российской Федерации, более десяти постановлений Правительства РФ, издано девять инструкций по уплате ресурсных платежей, которые согласованы не только с Минфином России, но в ряде случаев и с Минэкономики России, МПР России и другими министерствами.
     

Инструкции по уплате ресурсных платеже

     


Название инструкции

Последние уточнения

1

"О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" от 30.01.93 N 17

вносятся уточнения

2

"О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" от 31.12.96 N 44

внесены изменения в июле т.г.

3

"О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат. и природный газ" от 01.11.95 N 40

предложения направлены в Минфин России в сентябре т.г.

4

Временная инструкция о порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат

  
 

5

«По применению Закона Российской Федерации "0 плате за землю"» от 17.04.95 N 29

внесены изменения в апреле т.г.

6

"О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" от 12.08.98 N 46

зарегистрирована в сентябре т.г.

7

"О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" от 19.04.94 N 25

предложения направлены в Минфин в сентябре

8

"Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Российской Федерации" от 03.03.93 N ВГ-6-02/10

вносятся уточнения

9

"О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" от 08.06.95 N 33

внесены изменения в апреле т.г.

     
     Из 28 налогов и сборов, установленных частью первой Налогового кодекса РФ, девять относятся к ресурсным платежам.
     
     Налоги за пользование природными ресурсами новы, специфичны, сложны по своим концептуальным и методологическим подходам и не всегда достаточно полно учитывают специфику работы некоторых отраслей природопользователей, что создает значительные трудности при разработке нормативных документов и методических подходов и расчетов.
     
     В текущем году в помощь налоговым инспекциям и плательщикам ресурсных платежей на основе обобщения практического опыта, анализа поступающих проверочных материалов, отчетных данных направлены на места 8 обобщающих писем, приказов и методологических указаний, подготовленных совместно с МПР России, Минземстроем России, Росгостехнадзором, Ролесхозом и Госкомэкологией России.
     
     Из года в год повышается доля ресурсных платежей в доходной части федерального бюджета.
     
     Отчетные данные, а также проверки на местах показывают, что во многих налоговых инспекциях несмотря на тяжелое финансовое положение принимались оперативные действенные меры по обеспечению поступления ресурсных платежей в федеральный бюджет. Удельный вес взысканных в федеральный бюджет сумм из дополнительно начисленных платежей по результатам проверок в первой половине текущего года возрос более чем в 4 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.
     
     Это позволило увеличить удельный вес ресурсных платежей в общей сумме налогов и обеспечить выполнение в текущем году установленных Минфином России лимитов бюджетных назначений, что видно из следующих данных:
     

Показатели

ед. изм.

январь-август

1 полугодие т.г.

июль-август

август

Поступило ресурсных платежей в федеральный бюджет

млрд руб.

26.6

20.1

6.5

3.8

Лимит бюджетных назначений, установленный Минфином России

млрд руб.

22.6

17.3

6,4

3.2

Выполнение бюджетных назначений

%

112.1

116.1

101,5

119.0

Удельный вес ресурсных платежей в общей сумме налогов, поступивших в федеральный бюджет

%

23,9

23.2

27,1

33,4

          

     За восемь месяцев текущего года снизился удельный вес недоимки по ресурсным платежам в общей сумме недоимки и составил на 1 сентября 1998 года 8,8 %.
     
     В то же время анализ отчетных данных за истекший период текущего года показывает значительный разброс этих показателей по природопользователям в разрезе регионов. Треть субъектов Российской Федерации не выполнили бюджетные назначения, предусмотренные Минфином России за 8 месяцев текущего года.
     
     Принятие в июне-августе ряда законов, указов и постановлений Правительства РФ, предусматривающих значительное совершенствование системы ресурсных платежей, увеличение на оставшиеся месяцы текущего года объемов бюджетных назначений, потребует от государственных налоговых инспекций большой и напряженной не только методологической, но и организационной работы по повышению собираемости ресурсных платежей, ликвидации допущенного ранее отставания в их поступлении и обеспечения выполнения установленных на текущий год заданий.
     
     Особую озабоченность сегодня вызывает состояние работы по реализации Закона РФ “О плате за пользование водными объектами”. Это новый и очень сложный массовый налог (состоит из 5 видов определений налоговой базы).
     
     Постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818 утверждены минимальные и максимальные ставки этого налога по бассейнам рек, озер, морей, экономическим районам. В этих пределах субъекты Российской Федерации должны устанавливать ставки по категориям плательщиков. Однако эта работа во многих регионах затягивается, что может привести к невыполнению доведенных бюджетных назначений.
     
     В августе-сентябре 1998 года Госналогслужба России провела анализ и проверку состояния работы по ресурсным платежам госналогинспекций по Оренбургской и Волгоградской областям и Удмурсткой Республике, которые показали имеющиеся недостатки в обеспечении поступления этих платежей.
     
     В первом полугодии удельный вес ресурсных платежей в общей сумме налогов региона по федеральному бюджету составлял:
     
     - по Удмуртской Республике - 32 %, а в июле-августе - только 12 %, или на 20 пунктов ниже;
     
     - по Оренбургской области - 23,2 %, а в июле-августе - только 15 %, или на 8 пунктов ниже;
     

     - по Волгоградской области за 8 месяцев текущего года - 12,7 %, что ниже соответствующего периода прошлого года.
     
     Ослаблен контроль за своевременным и полным перечислением нефтедобывающими предприятиями акцизов на нефть.
     
     Основными причинами нарушения Закона “О плате за землю” явились сдача льготируемых площадей в аренду (кинотеатры), строительство новых объектов на выделенных участках земли без внесения в бюджет платежей за землю, неправомерное применение более низких ставок. Неправильно применяются льготы по земельному налогу, а также имеют место случаи неуплаты налога за земли, сдаваемые в аренду.
     
     Не везде поставлены на учет в налоговых инспекциях плательщики арендной платы за землю, находящуюся в государственной и муниципальной собственности.