Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами” (комментарий)

     

Инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами”*
(комментарий)


     -----
     * См. “Налоговый вестник”. 1998, № 11. С. 161
     

Л.Н. Васильев,
советник налоговой службы I ранга

     

Общая часть

     
     Инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами” (далее по тексту - Инструкция) издана на основании законодательства Российской Федерации в области регулирования налоговых отношений при пользовании водными объектами, и, в первую очередь, во исполнение Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” (далее по тексту - Федеральный закон N 71-ФЗ), с учетом отдельных норм Водного кодекса РФ. Следует уточнить, что в законодательных актах имеются определенные отличия в правовых нормах, регулирующих одни и те же вопросы, в том числе в части взимания и распределения платежей за пользование водными объектами и др.
     
     В связи с этим целесообразно остановиться на этих отличиях и рассмотреть обоснованность включения той или иной законодательной нормы в Инструкцию, учитывая поступающие вопросы о правомерности (первоочередности) действия отдельных положений Водного кодекса РФ наряду с Федеральным законом N 71-ФЗ.
     
     Так, Инструкция регулирует механизм расчета и взимания только одного вида платы, хотя ее объектом являются несколько видов пользования водными ресурсами, а именно: осуществление забора воды для использования в производственном, технологическом процессе, для хозяйственно-питьевых и бытовых и собственных нужд; удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде; использование акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых, для проведения различных работ; осуществление сброса сточных вод и других целей (подробнее см. раздел 2 Инструкции).
     
     Водным кодексом РФ же предполагалось взимать как собственно плату за пользование водными объектами (водный налог), так и отдельную плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Этим Кодексом предусматривался и достаточно сложный механизм распределения второго вида платы между бюджетами разного уровня, Федеральным целевым фондом восстановления и охраны водных объектов и Федеральным целевым бюджетным экологическим фондом.
     
     Следует, видимо, еще раз подчеркнуть, что данное положение Водного кодекса РФ (а равно другие нормы, касающиеся взимания этих платежей и порядка распределения их между бюджетами) не включены в Инструкцию и не должны использоваться при расчете и внесении платы за пользование водными объектами, хотя данный Кодекс и упомянут в общей части Инструкции.
     

     Необходимо также отметить, что, учитывая отмеченные выше противоречия между двумя законодательными актами, Правительство РФ постановлением от 22.04.98 N 410 поручило МПР России, Минэкономики России, Минфину России и Госком-экологии России разработать и в текущем году представить в Правительство РФ, а затем в установленном порядке и в Государственную Думу России проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс Российской Федерации”.
     
     Плата за пользование водными объектами, аккумулируясь в бюджете и не имея жесткого определения целевого назначения, может и должна использоваться на решение проблем, связанных с восстановлением и охраной водных объектов, что особенно актуально в настоящее время, учитывая сильную изношенность основных фондов водного хозяйства, увеличивающийся из года в год сброс сточных вод в водные объекты без достаточной очистки, продолжающееся ухудшение качества воды большинства водных объектов, прекращение дноуглубительных работ на трассах водных путей, бурные речные паводки и т.д. Данное положение подтверждено ст. 8 Федерального закона N 71-ФЗ, установившей, что поступления сумм платы направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не менее 50 %.
     
     Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1998 год” (ст. 12) предусмотрено, что доходы федерального бюджета на 1998 год формируются за счет платы за пользование водными объектами в размере 40 % доходов. А статьей 16 установлено, что плата, подлежащая направлению в соответствии с Водным кодексом РФ на восстановление и охрану водных объектов, зачисляется в 1998 году в федеральный бюджет без образования целевого федерального бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов, что не означает отсутствия образования указанного фонда в 1999 году и в последующие периоды.
     
     Иными по сравнению с Водным кодексом РФ являются плательщики налога за пользование водными объектами. Кодексом предусмотрена платность пользования любыми водными объектами, в том числе подземными. Однако платность пользования подземными водными объектами предусмотрена также Федеральным законом “О недрах” в виде платы за добычу подземных вод. Поэтому в целях однократности обложения налогом одного вида объекта Федеральным законом N 71-ФЗ пользователи подземными водными объектами исключены из перечня плательщиков, что отражено в вышеназванной Инструкции.
     
     Кроме того, Законом значительно расширены льготы отдельным категориям плательщиков и, что  наиболее существенно, ограничены ставки при заборе воды для водоснабжения населения, а также ограничен размер тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для населения. Выведены из под налогообложения некоторые другие категории плательщиков, конкретизировано и сужено понятие “объекты платы за пользование водными объектами”.
     

Раздел I “Плательщики”

     
     В Федеральном законе N 71-ФЗ какого либо конкретного перечня организаций, относящихся к пользователям водных объектов, не приведено, учитывая, видимо, что такое пользование может осуществлять практически любая организация и предприниматель. Тем не менее в I разделе Инструкции сочтено целесообразным дать перечни соответствующих плательщиков, в зависимости от вида пользования (см. п. 2.1, 2.2. и 2.3.), которые, не являясь исчерпывающими, дают представление о широком охвате организаций и предпринимателей всех отраслей народного хозяйства.
     
     Это должно быть учтено соответствующими органами при организации работ по оформлению лицензий на право пользования водными объектами.
     
     Само понятие “водный объект” определено Водным кодексом РФ - это сосредоточие вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В свою очередь, “водный режим” - это изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.
     
     При расчете объемов сброса сточных вод следует иметь в виду, что сточные воды могут проникать в водные объекты как напрямую, так и через водосборную площадь: подземные горизонты, рельеф местности и т.д.
     
     В связи с этим в Инструкции уточнено, что взимание платы производится за сброс сточных вод, попадающих в водные объекты (п. 2.2.).
     
     Водосборной площадью является территория, сток с которой формирует водный объект (ст. 1 Водного кодекса).
     
     При установлении плательщиков следует обратить особое внимание на отнесение к сельскохозяйственным предприятий и организаций, занимающихся переработкой именно сельскохозяйственной продукции; бюджетных организаций; пользователей обособленными водными объектами, не включенных в реестр водных объектов, осуществляющих водопользование, не подлежащее лицензированию.
     

Пункт 3

     
     В данном пункте определено, что пользователи не включенных в реестр обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), которые осуществляют пользование, не подлежащее лицензированию, не являются плательщиками за пользование водными объектами.
     
     По таким водным объектам взимание платы производится в порядке, предусматриваемом Законом РФ “О плате за землю”.
     

     Обособленный водный объект (замкнутый водоем) - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст. 1 Водного кодекса РФ).
     
     Следует уточнить, что в ст. 10 Закона РФ “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что “налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района”. Хотя в тексте данной статьи нет непосредственного употребления термина “обособленный водный объект”, следует понимать, что в данном случае речь идет только о применении конкретных ставок земельного налога к данным объектам.
     

Пункт 4

     
     Водным кодексом РФ (ст. 21 и 46) установлено, что водными объектами особого пользования являются водные объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц. Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
     
     Права на обособленные водные объекты приобретаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, земельным законодательством и Водным кодексом РФ.
     
     В постановлении Правительства РФ от 03.03.98 N 383 “Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии” конкретизировано, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Учитывая, что данные нормы не содержат каких-либо льгот по платежам, связанным с пользованием такого рода объектов, в Инструкции уточнено, что по водным объектам, находящимся в особом пользовании, платежи вносятся в общем порядке (исключая обособленные водные объекты).
     

     Что касается самого понятия “особое пользование”, видимо, следует пояснить, какие виды пользования относятся к нему. Указанным выше постановлением Правительства РФ от 03.03.98 N 383 определено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, или их части предоставляются в особое пользование для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, а также для иных государственных и муниципальных нужд.
     
     Для получения решения о предоставлении водного объекта в особое пользование юридическое лицо (заявитель) представляет в территориальный орган МПР России, в зоне деятельности которого расположен водный объект, заявление с необходимым обоснованием, указанием местоположения объекта, цели, основных условий и срока водопользования.
     

Раздел II “Объект платы”

     
     Следует обратить внимание на один из объектов платы, приведенный в пятом абзаце п. 5, а именно за:
     
     - осуществление сброса сточных вод, попадающих в водные объекты, от результата производственной и иной деятельности - дренажных, шахтных, карьерных вод (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике); хозяйственно-бытовых стоков; сточных вод после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд, для полива орошаемых земель).
     
     Согласно Водному кодексу РФ к сточным водам относятся воды, сбрасываемые в установленном порядке в водные объекты после их использования или поступившие с загрязненной территории. К дренажным - воды, собираемые дренажными сооружениями и сбрасываемые в водные объекты. В практике встречается также термин “коллекторно-дренажные воды”, что, по существу, одно и то же.
     
     В п. 6 данного раздела один из видов пользования водными объектами, не относимых к объектам платы, является забор воды сельскохозяйственными организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лиманного орошения и обводнения пастбищ).
     
     Следует иметь в виду, что отнесение земель к категории сельскохозяйственного назначения производится на основании документов, выдаваемых органами Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. А для отнесения предприятий к категории сельскохозяйственных следует руководствоваться пока еще действующим Общесоюзным классификатором “Отрасли народного хозяйства”, утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.76, с изменениями и дополнениями.
     

     Не является объектом платы размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод.
     
     При этом к вредному воздействию вод относится, по определению Водного кодекса РФ, затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты.
     
     Федеральным законом N 71-ФЗ было предусмотрено, что не признается объектом платы проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поиско-съемочных работ.
     
     В Инструкции уточнено, что этот мониторинг осуществляет МПР России совместно со специально уполномоченными государственными органами . Учитывая, что данный вид деятельности не является объектом платы, целесообразно указать основные виды работ, проводимых в рамках государственного мониторинга водных объектов.
     
     К ним относятся регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и обработка данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценка и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.
     
     Эти работы являются составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды и состоят из мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей, подземных водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений.
     
     Кроме МПР России, соответствующие виды работ проводят и специально уполномоченные органы в области гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (в частности, мониторинга поверхностных вод, в том числе наблюдение за качеством поверхностных вод по физическим, химическим и гидробиологическим показателям), а также Госкомэкологии России (мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду в части оценки антропогенного воздействия на водные объекты); Госкомрыболовство России (мониторинг объектов животного мира в части оценки состояния водных объектов как среды обитания водных животных и растений); Минздрав России (социально-гигиенический мониторинг в части оценки качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также оценки состояния водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, и водных объектов, используемых для рекреации.)
     

Раздел III “Платежная база”

     

     В этом разделе дано определение платежной базы в зависимости от вида пользования водными объектами. Это может быть непосредственно объем воды, забранной из водного объекта; объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды (в том числе для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, платежной базой является количество вырабатываемой электроэнергии, а для плательщиков, осуществляющих сплав леса, - объем сплавляемой древесины без применения судовой тяги, то есть в плотах и кошелях); площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
     

Раздел IV “Ставки платы”

     

Пункты 8, 9

     
     Необходимо отметить, что после введения в действие Федерального закона N 71-ФЗ, а затем постановления Правительства РФ от 22.07.98 N 818 возникают вопросы о правомерности взимания платы по ставкам, установленным этими двумя нормативными актами.
     
     Федеральным законом N 71-ФЗ определены минимальные и максимальные ставки платы по видам пользования водными объектами, а постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818 утверждены минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, которые приведены в приложении N 1 к Инструкции.
     
     Однако в соответствии с этим законом для окончательного введения указанной платы необходимо принятие соответствующих нормативных актов законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по утверждению ставок платы уже по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов.
     
     По имеющейся информации такая подготовительная работа уже проведена во многих регионах России до утверждения Правительством РФ минимальных и максимальных ставок платы. В связи с этим можно рассчитывать на ее завершение в ближайшее время и поступление в IV квартале в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации соответствующих платежей. Следует обратить внимание на то, что принятие дифференцированных ставок на уровне субъектов Российской Федерации не ограничено принятием только лишь соответствующего закона субъекта. В целях ускорения взимания налога это решение может быть принято и в форме других актов законодательных органов субъектов Российской Федерации.
     
     В указанных выше законе и постановлении отсутствует норма, позволяющая до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков рассчитывать плату за соответствующей вид пользования водными объектами по минимальным ставкам (или, например, средним) исходя из уже утвержденных ставок платы.
     

Пункты 10-11

     
     Следует обратить внимание на то, что ставки платы корректируются в зависимости от того, осуществляется забор воды и сброс сточных вод в пределах установленных лимитов или же сверх их. В связи с этим целесообразно пояснить, как определяются данные лимиты.
     
     Лимиты водопользования для субъектов Российской Федерации устанавливаются МПР России по согласованию с Госкомэкологии России и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды на основании заявленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов по бассейнам водных объектов.
     
     Лимиты водопользования по бассейнам рек устанавливаются на основе бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и утверждаются МПР России по согласованию с Минэкономики России, Минстроем России и Госкомэкологии России.
     
     Лимиты устанавливаются для водопользователей на основании заявленных ими потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов с учетом экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов:
     
     по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности, - МПР России или его территориальными органами по согласованию с Госкомэкологии России или его территориальными органами, а также другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды;
     
     по водным объектам, отнесенным к собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориального органа МПР России, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованному с территориальным органом Госкомэкологии России и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
     
     Установленные лимиты водопользования отражаются в лицензиях на водопользование.
     

Пункт 12

     

     Предусматривается, что при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения). Уже сейчас возник вопрос о том, применительно к каким конкретно ставкам налоговые и другие органы должны осуществлять расчет платежей, подлежащих к уплате, в случае выявления фактов безлицензионного пользования отдельными предприятиями.
     
     В данном случае применяется такой же подход, как и при сверхлимитном пользовании (п. 11 Инструкции), то есть расчет ведется по ставкам, установленным законодательным органом субъекта Российской Федерации. Так как эти ставки определены по категориям плательщиков, то и расчет по конкретному предприятию, осуществляющему безлицензионное пользование, производится в зависимости от категории, к которой он должен быть отнесен.
     
     Следует также отметить, что получение лицензии на водопользование не требуется при осуществлении общего водопользования; использования водных объектов для плавания на маломерных судах; разовых посадок (взлетов) воздушных судов; водопользования для пожарных нужд; забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения.
     
     Границы территорий, в пределах которых собственникам и пользователям земельных участков разрешается такое водопользование, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов МПР России.
     
     Для получения лицензии на водопользование заявитель представляет в орган лицензирования заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и границ водного объекта, вида водопользования и его особенностей, срока действия лицензии; копии учредительных документов; копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности; справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа; документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования; предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране; данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы контроля качества вод.
     
     При использовании водных объектов для забора воды дополнительно к вышеуказанным документам представляются сведения о водопотребителях и потребности их в воде; данные о наличии средств учета забора воды и контроля (наблюдения) за качеством забираемых вод; утвержденная в установленном порядке документация по эксплуатируемому водозабору; разрешение на специальное водопользование (лицензия на водопользование) или предпроектная документация на строительство планируемого водозабора.
     

     При использовании водных объектов для целей гидроэнергетики дополнительно представляются сведения об установленной мощности гидроэлектростанции; данные о размерах затопления земель и ущерба от этого затопления; сведения о пропускной способности энергетических, сбросных и иных сооружений; сведения о рыбозащитных и рыбопропускных сооружениях; сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за показателями водного режима и качества воды в верхнем и нижнем бьефах; данные о показателях заявленного использования водных ресурсов на нужды гидроэнергетики; предпроектная документация на строительство проектируемых гидроэлектростанций с соответствующим заключением государственной экологической экспертизы.
     
     При использовании поверхностных водных объектов без изъятия воды дополнительно представляются технические данные о судах, других плавательных средствах; разрешение государственного регистра на эксплуатацию судов, других плавательных средств с указанием портов их приписки; данные об обеспеченности береговыми и плавательными устройствами для приема всего объема сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на судах и других плавательных средствах; сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за качеством воды на участке акватории при эксплуатации объектов и производстве работ, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на состояние водного объекта.
     
     При использовании водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод дополнительно представляются сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля (наблюдения) за качеством сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод; обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых сточных и (или) дренажных вод.
     
     При использовании поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, также представляется лицензия на пользование недрами.
     

Раздел V “Льготы по плате”

     
     В этом разделе определено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта.
     
     Данная норма закреплена также в Законе “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (ст. 1). Кроме того, Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1998 год” установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать решения о неначислении пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (ст. 25).
     

Раздел VI “Порядок определения суммы платы, ее отнесение и сроки уплаты”

     
     В этом разделе подробно расписан порядок определения суммы платы при заборе воды и (или) сбросе сточных вод в пределах установленных лимитов (по плательщикам, осуществляющим тот или иной вид пользования, например, для эксплуатации объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения); при заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов; при пользовании водными объектами без изъятия водных ресурсов (например, при лесосплаве, добыче полезных ископаемых) и других случаях.
     
     В целом данный раздел Инструкции является самым объемным (содержит 13 пунктов и подпунктов), так как в нем изложены не только методы определения суммы платы исходя из различных видов пользования, но и правила представления в налоговые органы необходимых документов о качестве сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике; указан механизм установления лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); определены сроки внесения плательщиком платы для предпринимателей, малых предприятий и остальных плательщиков; изложены правила оформления налоговой декларации (форма приведена в приложении N 2 к Инструкции), порядок ведения карточек лицевых счетов налоговыми органами и другое.
     

Пункт 17

     
     В данном пункте установлен порядок определения объемов сброса различных сточных вод и стоков на основании показаний измерительных приборов, отражаемых водопользователями в журнале первичного учета, а при отсутствии измерительных приборов объем сточных вод и стоков следует определять по нормам водоотведения, показателям работающих насосов, по расходу электроэнергии или другими косвенными методами, согласованными с территориальными органами МПР России.
     
     Как показал анализ отчетных материалов по итогам контрольных проверок органов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, основное количество нарушений водного законодательства было связано именно с несоблюдением установленных требований при сбросе сточных вод в водные объекты. Так, в 1997 году отмечено свыше 2100 таких нарушений.
     
     В этом же пункте предусмотрено, что в случае сброса дренажных, шахтных и карьерных вод для подтверждения их качества (объемы вод, концентрация вредных веществ в которых превышает (не превышает) концентрацию таких веществ в водоприемнике) плательщику необходимо не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган необходимые документы о качестве указанных сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике.
     

     К необходимым документам может быть отнесено заключение аттестованной лаборатории (или аналогичной структуры) о качестве указанных сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике. Указанное заключение целесообразно заверить (согласовать) в соответствующем территориальном органе МПР России и (или) Госкомэкологии России. Оформление данных документов может производиться с учетом сложившейся практики оформления природоохранными органами разрешений природопользователям на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Кроме того, в соответствии с Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным 03.03.93 Минприроды России N 4-15/61-638, Минфином России N 19 и Госналогслужбой России N ВГ-6-2/10, природопользователи обязаны представлять в комитеты по охране природы расчеты по выбросам, сбросам вредных веществ (в том числе давать расшифровку о видах и объемах этих веществ, сбрасываемых в водные объекты).
     
     Эти материалы могут служить основанием для определения качества дренажных, шахтных и карьерных вод. В своевременном оформлении необходимых документов есть прямая заинтересованность водопользователей, так как при подтверждении факта непревышения в этих водах концентрации вредных веществ по сравнению с водоприемником плата не взимается (п. 6 Инструкции). При отсутствии таких подтверждений весь объем сбрасываемых вод может считаться с концентрацией вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике и плата будет взиматься в установленном порядке.
     

Пункт 19

     
     Предусмотрено, что суммы платы за пользование водными объектами включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Отмечаем, что постановлением Правительства РФ от 05.09.98 N 1048 в связи с принятием Федерального закона N 71-ФЗ внесены изменения в Положение о составе за-трат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли:
     
     в подпункте “б” пункта 2 и в абзаце шестом пункта 6 слова “платы за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем” заменяются словами “платы за пользование водными объектами”.
     

Раздел VII “Порядок зачисления платы”

     
     В разделе излагается порядок зачисления платы в бюджеты разного уровня. Предусмотрено, что в федеральный бюджет поступает 40 %, а в бюджет субъекта Российской Федерации (на территории которого находятся водные объекты) - 60 % указанной платы.
     
     Кроме того, указано, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджеты.
     
     Здесь же предусмотрен механизм взимания и распределения платы при пользовании водными объектами, расположенными на территории двух или более субъектов Российской Федерации. Эти вопросы должны определяется бассейновыми соглашениями между субъектами Российской Федерации или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти субъектов. Следует отметить, что формы таких соглашений, видимо, будут различны, так как должны учитывать все особенности совместного пользования водохранилищами, каналами и другими водными объектами, находящимися на территории конкретных субъектов Российской Федерации. Учитывая это, а также то, что в них должны отражаться суммы платежей, направляемых в тот или иной бюджет субъекта Российской Федерации, данные соглашения целесообразно согласовывать с руководителями налоговых и финансовых органов по месту регистрации плательщика, а также с соответствующими подразделениями МПР России.
     

Раздел VIII “Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов”

     

Пункты 25-27

     
     В указанных пунктах определена ответственность плательщиков за правильность исчисления и своевременность внесения в бюджет платы, а также говорится о контроле за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью внесения платы со стороны налоговых органов. При этом контроль за достоверностью исходных данных расчетов платы, в том числе условий, устанавливающих размер и порядок внесения платы, возложен на органы МПР России.
     
     К таким исходным данным относится соблюдение порядка ведения водопользователями и водопотребителями первичного учета использования вод по количественным и качественным показателям; наличие контрольно-измерительного оборудования и аппаратуры по определению количественных и качественных характеристик сточных вод; наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации и соответствие ей строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов отраслей экономики и иной деятельности, связанной с использованием и охраной водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос, и другое (подробнее см. постановление Правительства РФ от 16.06.97 N 716 “Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов”).
     
     В заключение целесообразно рассмотреть вопрос о правомерности применения в настоящее время письма Минфина РСФСР от 27.05.91 N 16/111 “Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду”.
     

     В соответствии с Федеральным законом N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств.
     
     В связи с этим плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, определяемая в соответствии с указанным выше письмом Минфина РСФСР, предусмотрена данным Законом как один из видов платы за забор воды из водных объектов.
     
     В рассматриваемую Инструкцию не включен пункт об отмене действия этого письма, так как в соответствии с действующим положением инструкции по порядку исчисления и уплаты различных налогов издаются только Госналогслужбой России. Соответственно, решение об отмене действия нормативного акта иного федерального органа должен принимать в данном случае Минфин России.
     
     Что касается действия ст. 20 (подпункт “в”) Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в которой плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, относится к налогам субъектов Российской Федерации, следует иметь в виду следующее.
     
     В этой статье указано, что налоги, указанные в подпунктах “а”, “б” и “в”, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. Можно считать, что, во первых, это произошло в связи с введением в действие Федерального закона N 71-ФЗ, и, во вторых, в соответствии со ст. 6 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.