Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Неплатежи предприятий и возможные пути реструктуризации их задолженности


Неплатежи предприятий и возможные пути реструктуризации их задолженности

  

Н.М. Вараксина,
государственный советник налоговой службы III ранга,
Госналогслужба России

С.Е. Кован
     

     Результаты мониторинга предприятий с задолженностью в федеральный бюджет свыше 1 млн руб., проводимого Госналогслужбой России, по состоянию на 1 сентября 1998 года показывают, что в России насчитывается 5,69 тысяч таких организаций, общая сумма долга которых в федеральный бюджет составляет 89,5 млрд руб., или 63,1 % суммы задолженности всех налогоплательщиков России. При этом 38,7 % (54,9 млрд руб.) всей задолженности в федеральный бюджет сконцентрировано примерно на двухстах предприятиях, задолженность каждого из которых превышает 100 млн руб.
     
     За первое полугодие 1998 года, то есть до августовского кризиса, в федеральный бюджет поступило налоговых платежей на 12 % ниже соответствующего периода прошлого года, а за восемь месяцев текущего года этот показатель составил 29 %. Задолженность по налоговым платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 сентября 1998 возросла более чем в 1,5 раза против соответствующего периода прошлого года и примерно на две трети состоит из задолженности за предыдущие годы. После пересчета в соответствии с Законом РФ “О федеральном бюджете на 1998 год” на каждый рубль долга федеральному бюджету по налогам добавляется в среднем около 0,8 руб. долга по пеням и штрафам.
     
     На предприятия шести отраслей (топливной промышленности, машиностроения и металлообработки, транспорта, строительства, электроэнергетики, черной и цветной металлургии) приходится почти три четверти всей задолженности в консолидированный бюджет.
     
     Характерно, что указанные 5,69 тысяч организаций одновременно являются крупнейшими налогоплательщиками; их доля поступления в федеральный бюджет составляет более 62 %.
     
     Возникновение и рост всех видов неплатежей в значительной мере обусловлены несоответствием складывающейся под воздействием мировых цен и конкуренции импортных товаров системы относительных цен в отраслях российской экономики. Господствующие в реальном секторе ресурсорасточительные технологии ведут к сокращению платежеспособного спроса на продукцию отечественного производства. В сложившихся условиях возрастает дефицит денежных и финансовых ресурсов прежде всего в производственном секторе экономики, обусловливающий неуклонный рост неплатежей всех видов.
     
     Решение данной проблемы возможно лишь на основе проведения активной государственной промышленной и структурной политики, направленной на качественную перестройку производственно-технологической структуры отечественной экономики. Целенаправленная работа по сокращению и ликвидации недоимок по налоговым платежам в бюджеты всех уровней требует не только повышения собираемости налогов путем ужесточения платежной дисциплины и применения мер репрессивного характера (обращения взыскания на имущество должников, привлечения к ответственности руководителей предприятий-неплательщиков и др.). На повестку дня ставится вопрос принятия мер по выявлению способов сокрытия или уменьшения объектов налогообложения, а также по формированию и расширению налогооблагаемой базы с использованием методов государственного регулирования экономики. При этом необходимо учитывать воздействие повышения налогового бремени на финансово-хозяйственную деятельность предприятий и более отдаленные социально-экономические последствия. Одновременно следует продолжать перестраивать систему бухгалтерского учета с тем, чтобы балансовая прибыль реально отражала соотношение доходов и издержек производства.
     

     Как показывает практика, многие предприятия-недоимщики прибегают к услугам посреднических фирм с целью ухода от уплаты налогов, используя для этого различные схемы движения товарно-денежных потоков. Поэтому государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации осуществляют работу по выявлению посреднических фирм, занимающихся бартерными и иными операциями с крупнейшими предприятиями-недоимщиками, и проверку их финансово-хозяйственной деятельности.
     
     Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, ГНИ проводят работу по обращению взыскания недоимки на имущество организаций. За рассматриваемый период 1998 года организациям-недоимщикам направлены 256,8 тысячи требований о погашении недоимки в бюджетную систему России с указанием сроков погашения. ГНИ и органы налоговой полиции приняли более 90 тысяч постановлений об обращении взыскания на имущество на общую сумму 391,1 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет - 188,0 млрд руб.
     
     С расчетных (текущих) счетов налогоплательщиков за восемь месяцев 1998 года в погашение фискальной задолженности в федеральный бюджет взыскано 6,7 млрд руб. По отношению к сумме выставленных инкассовых поручений это составляет 4,4 % (показатель эффективности взыскания). С текущих валютных счетов налогоплательщиков взыскано в погашение недоимки в федеральный бюджет 138,8 млн руб.; эффективность взыскания - 0,3 %. Со счетов дебиторов организаций-недоимщиков налоговые органы взыскали в федеральный бюджет 106,7 млн руб.; эффективность взыскания - 5,5 %. Эффективность реализации арестованного имущества должников остается очень низкой (примерно 1,8 %).
     
     Практика работы Межведомственных балансовых комиссий (МБК) показала, что индивидуальный характер работы с недоимщиками позволяет вскрыть реальные причины возникновения задолженности бюджету, а также заставить руководство предприятий и вышестоящих компаний разработать и осуществить комплекс экстренных мер по ее погашению. МБК созданы в 1996 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 года N 1207 “О мерах по упорядочению реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды” и совместным приказом Госналогслужбы России, Минфина России, ФСНП России и Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе Российской Федерации от 31.05.96 N ВА-3-10/42/285/184/35.
     
     С момента создания и по настоящее время основными функциями МБК являются:
     

     1. Рассмотрение состояния расчетов с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами и финансового состояния предприятий-крупнейших должников по обязательным платежам на заседаниях МБК.
     
     2. Принятие решений МБК по конкретным предприятиям-должникам с целью оздоровления их финансового состояния и увеличения поступления налогов в бюджеты и взносов во внебюджетные фонды.
     
     3. Подготовка материалов по предприятиям-должникам к заседаниям Временной чрезвычайной комиссии (ВЧК) при Президенте Российской Федерации.
     
     4. Осуществление мониторинга и контроля выполнения решений МБК по рассмотренным предприятиям, а также их финансового состояния по укрупненным показателям бухгалтерской документации.
     
     По результатам рассмотрения на МБК принимаются решения, позволяющие с участием материнских и холдинговых организаций, а также органов государственного управления осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению организаций-должников и увеличивать поступление платежей по налогам и взносам.
     
     На момент создания балансовых комиссий в октябре - декабре 1996 года в списках неплательщиков в федеральный бюджет по форме 4П1А Госналогслужбы России было примерно 1600 предприятий с общей недоимкой около 40 трлн. руб. (без деноминации). В настоящее время число неплательщиков существенно выросло и на 1 сентября 1998 года по форме 7НП Госналогслужбы России составляет 5685 организаций с общей недоимкой 89,5 млрд руб. Динамика роста числа организаций-должников и их совокупных неплатежей в федеральный бюджет представлена в табл. 1.
     

    Таблица 1

  
 

Все opганизации

Организации с недоимкой свыше 20 млн
деноминированных руб.

Дата

Всего организаций недоимщиков

Совокупная текущая недоимка (млрд деноминированных руб.)

Количество организаций

Совокупная текущая недоимка (млрд деноминированных руб.)

01.01.97

1665

37.2

247

29.6

01.06.97

2330

48,2

314

33.6

01.01.98

3945

63,1

456

44,8

01.08.98

5436

79,7

600

64,4

     

     Рассмотренные на МБК предприятия представляют весомую часть экономики России, что подтверждается следующими фактами.
     
     Среднемесячный валовой внутренний продукт (ВВП) России в январе - апреле 1998 года составил около 194 млрд руб. * Только рассмотренные с ноября 1997 года по август 1998 года на центральной МБК 186 предприятий имеют среднемесячную выручку 28,6 млрд руб., что составляет 14,7 % от среднемесячного ВВП России. Указанные предприятия имеют оборотные активы в размере 312,8 млрд руб., или 14,4 % от оборотных активов предприятий и организаций по России в целом (2174,3 млрд руб. на 1 апреля 1998 года). Суммарная задолженность 186 предприятий по обязательствам (кредиторская задолженность и задолженность по кредитам банков и займам) составляет 8,9 % соответствующей совокупной задолженности по России, которая на 1 апреля 1998 года составила 2088,4 млрд руб.
     
     -----
     * Здесь и далее цифровые данные, касающиеся России в целом, взяты из информационно-аналитических материалов Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.    

     
     Таким образом, МБК обеспечили широкий охват предприятий промышленности - крупнейших налогоплательщиков в консолидированный бюджет Российской Федерации.
     

     В декабре 1997 года по результатам обследования на центральной МБК в 1996-1997 годах 210 предприятий десяти ведущих отраслей промышленности России из 49 регионов был подготовлен подробный аналитический отчет председателя МБК П. А. Карпова "О причинах низкой собираемости налогов (неплатежей фискальной системе), общих причинах “кризиса платежей” и возможности восстановления платежеспособности российских предприятий" (“Эксперт”, N 8 от 02.03.98). В отчете на основе анализа реального состояния российской экономики было отмечено наличие связи между способами расчета с предприятиями (деньгами или в неденежных формах) и сроками расчетов за поставленную продукцию. Данная связь, являющаяся откровенно негативной и сочетающая способность предприятий к существованию при длительных сроках расчетов (в среднем около 6 месяцев) и малой денежной составляющей в выручке предприятия (в среднем 28 %), была названа в отчете “синдром X”.
     
     Причинами возникновения и развития “синдрома X” в постсоветской экономике являются жесткие хозяйственные связи, высокая степень монополизации и межрегиональное разделение труда. Это обеспечило развитие неденежных (по сути, бартерных) форм расчета, невиданных при цивилизованных рыночных отношениях.
     
     Материальной основой “синдрома X” является опережающий рост краткосрочных заемных средств организаций по отношению к средствам, выделяемым своим потребителям на более длительные сроки. В результате увеличиваются объемы взаимных неплатежей предприятий друг другу и государству.
     
     В 1998 году в период до сентября месяца центральная МБК обследовала еще 169 предприятий крупнейших налогоплательщиков. На основании полученных результатов можно говорить о том, что отмеченные в 1997 году отрицательные тенденции в экономике России не только сохранились, но и углубляются.
     
     Аспекты “синдрома X” можно рассмотреть с нескольких сторон. В частности, с одной стороны, средний срок расчетов, вычисляемый в результате деления средств “в расчетах” (отгруженных, но не оплаченных покупателями) на среднемесячную выручку несколько вырос и составил по выборке обследованных предприятий 6,8 месяцев, что произошло за счет увеличения доли предприятий в рассмотренной выборке, имеющих сроки расчета более одного года (см. табл. 2).
     

    Таблица 2

     

  Сроки

Доля предприятий, в % от объема рассмотренной выборки

расчета

Показатели по предприятиям, рассмотренным МБК в 1996-1997 годах (210 предприятий)

Показатели по предприятиям, рассмотренным МБК в 1998 г. (159 предприятий)

До 6 мес.

51

49

От 6 до 12 мес.

32

27

От 1 до 2-х лет

11

17

Более 2-х лет

6

7

     
     В целом по России средний срок расчетов, вычисленный как соотношение дебиторской задолженности на 1 апреля 1998 года к среднемесячному ВВП, составляет 6,18 месяцев.
     

     С другой стороны, средняя доля денежной компоненты в выручке для предприятий, рассмотренных в 1998 году, составила 20 %, что на 8 % ниже, чем аналогичный показатель для предприятий, обследованных в 1996-1997 годах. Такое резкое сокращение связано с ростом группы предприятий, денежный способ расчетов с которыми составляет менее 10 % выручки (см. табл. 3).
     

    Таблица 3

     

  
 

Доля предприятий, в % от объема рассмотренной выборки

Удельный вес денежного способа расчета в выручке

Показатели по предприятиям, рассмотренным МБК в 1996 -1997 годах (210 предприятий)

Показатели по предприятиям, рассмотренным МБК в 1998 году (159 предприятий)

Менее 10 %

30

36

От 10 % до 20%

28

24

От 20 % до 50%

32

30

От 50 % до 70%

5

3

От 70% до 100%

5

7

     
     Предприятия - крупнейшие налогоплательщики продолжают утрачивать собственный капитал в обороте, наращивая объемы заемных средств. Доля организаций, которые либо вообще не имеют собственных оборотных средств, либо более чем на 90 % формируют свои оборотные средства из заемных средств, увеличилась на 4 % и составила 38 % выборки организаций, рассмотренных в 1998 году.
     
     Структура заемных средств продолжает ухудшаться (см. табл. 4) за счет роста неплатежей фискальной системе и увеличения внутреннего долга предприятий, который в основном сказывается на задержках по выплате зарплаты работникам. Доля цивилизованных займов в банках продолжает быть на уровне 8-10 %, что не отвечает требованиям рыночной экономики.     
     

    Таблица 4

     

  
 

Структура заемных средств предприятий, в %

  
 

Показатели по предприятиям, рассмотренным МБК в 1996-1997 годах (210 предприятий)

Показатели по предприятиям. рассмотренным МБК в 1998 году (159 предприятий)

Банки и займы

8

10

Прямые кредиторы

56

51

Фискальная система

29

29

Внутренний долг

7

10

     
     Соотношение заемных средств предприятия к его среднемесячной выручке определяет показатель, характеризующий время, за которое могут быть погашены обязательства, при условии направления всей выручки. Этот показатель является мерой измерения “синдрома X”; в 1997 году его среднее значение составляло 9,9 месяца. По выборке предприятий, рассмотренных в 1998 году, значение данного показателя возросло до 10,6 месяца, а в целом по России на 1 апреля 1998 года составило 10,8 месяца.
     
     При этом структура оборотных средств предприятий осталась неудовлетворительной (см. табл. 5) и характеризуется значительным отвлечением средств “в расчеты” и ростом убытков.
     

    Таблица 5

     

  
 

Оборотные средства предприятий, в %

  
 

Показатели по предприятиям, рассмотренным МБК в 1996-1997 годах (210 предприятий)

Показатели по предприятиям, рассмотренным МБК в 1998 году (159 предприятий)

В производстве

21

20

В расчетах

63

60

В убытках

16

20

     
     Таким образом, выявленный “синдром X” получил свое развитие в 1998 году. Несмотря на то, что в проведенном анализе состав обследованных предприятий изменился, обнаруженное явление продолжает развиваться, проблема взаимных неплатежей предприятий друг другу, предприятий и государства углубляется.
     
     По сути, в стране функционирует параллельная финансовая система, основанная на прямом обмене самими товарами (работами, услугами), не имеющая ничего общего с рынком, конкуренцией, ценообразованием и являющаяся идеальной питательной средой для финансово-экономического кризиса и социальной напряженности.
     

     Предприятия одной отрасли промышленности имеют широкий разброс сроков расчетов. Однако средние сроки расчетов предприятий разных отраслей промышленности показывают основные тенденции, сложившиеся в экономике (см. табл. 6).
     

    Таблица 6

     

Отрасль

Средние сроки расчетов по предприятиям, рассмотренным МБК (мес.)

Доля денежной компоненты в выручке по предприятиям, рассмотренным МБК (%)

  
 

в 1996-1997 годах

в 1998 году

в 1996-1997 годах

в 1998 году

Газовая

41,1

46,3

13

38

Атомная энергетика

12,1

19,1

5

7

Энергетика общая

9,6

10

12

13

Угледобыча

6,9

8,4

20

13

Машиностроение

6,7

7,1

23

23

Металлургия

4,6

4,5

21

32

Химическая

4,3

4,1

16

12

Ликеро-водочная

3,2

4,0

63

41

Нефтедобыча и нефтепереработка

5,0

3,8

31

26

Автомобилестроение

2,9

3,5

41

9

Железнодорожный транспорт

3,2

3,3

49

27

          
     Предприятия различных отраслей связаны между собой в хозяйственные системы, технологические производственные цепочки. Тот факт, что средние сроки расчетов, вычисленные для газовой, угольной отраслей и энергетики, являются наибольшими, показывает, что именно эти отрасли - основные кредиторы российской экономики и фундамент “синдрома X”. В то же время крупнейшие организации перечисленных отраслей представляют именно те предприятия, которые в наибольшей мере хронически недоплачивают обязательные платежи в федеральный бюджет. Состояние уплаты налогов в федеральный бюджет 630 крупнейших налогоплательщиков по состоянию на 1 сентября 1998 года в отраслевом разрезе представлено в табл. 7.
     

    Таблица 7

     
     

Кол-во организации

Наименование отрасли

Недоимка
на 01.09.98

Недоплата текущих платежей за 8 месяцеев 1998 года

  

  
 

  
 

млн руб.

%

млн руб.

%

34

Газовая

17 404

26

10 455

36

44

Нефтедобыча и нефтепереработка

6783

10

4040

14

73

Энергетика общая

8380

13

3000

10

17

Железные дороги

5716

9

2637

9

113

Машиностроение

5822

9

1834

6

64

Угольная

4275

6

1499

5

93

Прочие

2829

4

1362

5

48

Металлургия

3132

5

1319

5

9

Энергетика атомная

2408

4

1053

4

48

Л икеро-водочная

2168

3

1046

4

54

Химическая

2421

4

852

3

21

Строительная

631

15