Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Проблемы и перспективы погашения налоговой задолженности


Проблемы и перспективы погашения налоговой задолженности*


     -----
     * Продолжение. Начало см. “Налоговый вестник”. 1998, № 9, с. 149; № 10, с. 144


А.В. Смирнов,
советник налоговой службы I ранга,
Госналогслужба России

О.А. Смирнова

     

Обеспечение в виде залога имущества

     
     В соответствии со ст. 132 ГК РФ в состав имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для деятельности организации, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие  организацию, ее продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие  исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
     
     Решение о передаче в залог имущественного комплекса организации, владеющей принадлежащим ей имуществом на праве собственности, принимается органом управления этой организации, уполномоченным принимать такие решения в соответствии с учредительными документами.
     
     При проведении реструктуризации задолженности по обязательным платежам имущество унитарного предприятия не может быть передано в залог.
     
     Залог имущества, переданного в обеспечение реструктуризации, прекращается надлежащим исполнением организацией-недоимщиком обязательств, вытекающих из принятого решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам.
     
     Если при погашении задолженности в залог передаются обособленные объекты, то по согласованию между организацией-недоимщиком, РФФИ и ГНИ (Госналогслужбой России), принявшей решение о реструктуризации задолженности, залог может быть прекращен до погашения всей суммы задолженности в отношении части обеспечения, пропорциональной сумме фактически погашенной должником задолженности. В случае залога имущественного комплекса это правило не применяется.
     

Обеспечение в виде банковской гарантии

     
     В соответствии со ст. 368 ГК РФ банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) по просьбе организации-недоимщика, реструктуризирующей налоговую задолженность (принципала), дает письменное обязательство погасить за нее в случае неисполнения обязательств реструктуризации непогашенную сумму задолженности. Бенефициаром в таком случае выступает государство. Погашение производится в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства.
     
     Согласно ст. 371 и 372 ГК РФ банковская гарантия не может быть отозвана гарантом и принадлежащее государству по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в ней не предусмотрено иное.
     

     Банковская гарантия вступает в силу со дня выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное *1.
     
     -----
     *1  Ст. 373 ГК РФ

     
     Требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов представляется гаранту государственной налоговой инспекцией, выступающей представителем государства (бенефициара) при реструктуризации налоговой задолженности.
     
     Требование государственной налоговой инспекции должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока.
     
     В соответствии со ст. 375 ГК РФ по получении требования гарант должен без промедления уведомить об этом организацию, ре-структуризирующую свою задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, и передать ей копии требования со всеми относящимися к нему документами.
     
     Гарант должен рассмотреть требование с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.
     
     Согласно ст. 376 ГК РФ гарант отказывает ГНИ в удовлетворении требования государства по банковской гарантии, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.
     
     Гарант должен немедленно уведомить ГНИ об отказе удовлетворить требование государства погасить во исполнение банковской гарантии налоговую задолженность.
     
     Если гаранту до удовлетворения требования стало известно о том, что основное обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно, он должен немедленно сообщить об этом ГНИ и принципалу.
     
     В соответствии со ст. 377 ГК РФ предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.
     
     Ответственность гаранта перед государством за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное.
     

     Обязательство гаранта перед государством по гарантии прекращается:
     
     1) уплатой государству суммы, на которую выдана гарантия;
     
     2) окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;
     
     3) вследствие отказа государства от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;
     
     4) вследствие отказа государства от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.
     
     Прекращение обязательства гаранта вследствие уплаты суммы, окончания срока банковской гарантии или отказа государства от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств не зависит от того, возвращена ему гарантия или нет.
     
     Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала *1.
     
     -----
     *1 Ст. 373 ГК РФ

     
     Согласно ст. 379 ГК РФ право гаранта потребовать от организации-недоимщика (принципала) в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных государству по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия. Гарант не вправе требовать от принципала возмещения сумм, уплаченных государству не в соответствии с условиями гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед государством, если соглашением гаранта с принципалом не предусмотрено иное.
     
     Организация, имеющая возможность предоставить обеспечение на сумму реструктуризируемой задолженности, подает в Госналогслужбу России заявление о реструктуризации задолженности и документы согласно п. 14 Правил проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом (далее по тексту - Правила реструктуризации).
     
     Если организация-недоимщик решила реструктуризировать одновременно с задолженностью в федеральный бюджет задолженности перед бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, она прилагает документы в соответствии с п. 16 Правил реструктуризации.
     
     Организация, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), к заявлению о реструктуризации задолженности по обязательным платежам прилагает также мировое соглашение, заключенное с конкурсными кредиторами на условиях, не дающих кредиторам преимуществ по сравнению с условиями реструктуризации, предусмотренными указанными Правилами.
     
     Госналогслужба России рассматривает заявление о реструктуризации задолженности по обязательным платежам со всеми требуемыми документами в недельный срок со дня их поступления.
     

     В случае если заявление подано с нарушением установленного порядка либо с несоблюдением требований, предъявляемых к соответствующим документам, Госналогслужба России возвращает его организации без рассмотрения не позднее одной недели со дня получения с указанием причины отказа в рассмотрении. Если все необходимые требования соблюдены, материалы передаются в ФСДН России, которая рассматривает документы, поступившие из Госналогслужбы России, и в течение 30 дней с даты их поступления направляет подготовленное заключение организации-заявителю, а его копию - в Госналогслужбу России. Данное заключение должно содержать следующие выводы:
     
     - о способности организации своевременно и в полном объеме осуществлять текущие обязательные платежи в течение всего срока предоставленной ей рассрочки;
     
     - о соответствии оценки предоставленного обеспечения, выполненной независимым оценщиком, существующим правилам и стандартам;
     
     - о наличии мирового соглашения, заключенного организацией с конкурсными кредиторами на условиях, не дающих этим кредиторам преимуществ по сравнению с условиями реструктуризации, предусмотренными Правилами реструктуризации, в случаях когда в отношении этой организации было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
     
     По результатам обобщения указанных выводов формулируется заключение о возможности или невозможности реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам.
     
     При наличии хотя бы одного отрицательного вывода по вышеуказанным вопросам ФСДН России принимает решение о невозможности реструктуризации задолженности.
     
     Заключение о возможности реструктуризации задолженности по обязательным платежам может содержать рекомендации по срокам рассрочки и график погашения задолженности.
     
     После получения заключения ФСДН России организация-заявитель заключает с РФФИ соответствующий договор.
     
     Договор вступает в силу одновременно с принятием решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам. Учитывая требования п. 23 Правил реструктуризации, этот договор должен быть передан в орган, уполномоченный принимать решение о реструктуризации задолженности для рассмотрения вместе с заявлением и прочими документами.
     
     Госналогслужба России либо уполномоченный ею налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика не позднее чем в 2-недельный срок со дня получения рассматривает заявление о реструктуризации с прилагаемыми к нему документами, включая заключение ФСДН России, договор, заключенный заявителем с РФФИ, и принимает соответствующее решение.
     

     В соответствии с п. 6 и 24 указанных Правил решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам должно содержать:
     
     1. Полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика.
     
     2. Сумму задолженности с указанием сумм задолженности по налогам и сборам, а также начисленным на них пеням и штрафам (в случае реструктуризации задолженности по обязательным платежам одновременно с задолженностью перед бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципального образования, указывают суммы задолженности по каждому из бюджетов).
     
     С рассроченных сумм задолженности уплачиваются проценты в размере одной четвертой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату их уплаты.
     
     Начисленные проценты подлежат уплате одновременно с погашением соответствующей части задолженности по обязательным платежам. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
     
     При одновременном проведении реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в бюджеты различных уровней интенсивность погашения задолженности перед федеральным бюджетом не может быть меньше интенсивности погашения задолженности перед бюджетами других уровней.
     
     3. График погашения задолженности организации в соответствии с предоставленной организации-недоимщику рассрочкой. Рассрочка уплаты задолженности по налогам и сборам предоставляется на срок до 4 лет, по пеням и штрафам - до 10 лет.
     
     График погашения задолженности по обязательным платежам должен предусматривать осуществление соответствующих платежей в объемах и с периодичностью (далее по тексту - интенсивность) не реже одного раза в квартал равными долями.
     
     4. Указание на обязанность организации осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи исключительно в денежной форме, своевременно и в полном объеме.
     
     Иные формы (путем зачетов, векселями и т.п.) не допускаются и влекут прекращение действия предоставленной рассрочки уплаты указанной задолженности.
     
     Организация имеет право произвести полное либо частичное погашение задолженности с опережением сроков, установленных графиком.
     

     5. Ссылку на заключение ФСДН России о возможности реструктуризации задолженности, а также соответствующий договор обеспечения. Заключение ФСДН России о возможности реструктуризации задолженности организации и договор обеспечения являются приложением к решению о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам.
     
     В соответствии с п. 25 Правил реструктуризации обязанности по контролю за исполнением обязательств, вытекающих из утвержденного графика погашения задолженности, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока предоставленной рассрочки, возложены на Госналогслужбу России. При выявлении нарушений Госналогслужба России в месячный срок принимает решение о прекращении действия предоставленной рассрочки уплаты указанной задолженности. Такое решение может быть принято, если в течение действия рассрочки:
     
     - текущие обязательные платежи осуществляются организацией несвоевременно и (или) не в полном объеме;
     
     - организацией допущено более двух неплатежей (неполных платежей) по установленному графику погашения задолженности.
     
     Прекращение реструктуризации по решению Госналогслужбы России влечет реализацию обеспечения в порядке, предусмотренном гражданским законодательством для соответствующего вида обеспечения.
     
     Погашение организацией задолженности по обязательным платежам, оставшейся после реализации обеспечения, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     

Принудительное погашение задолженности

     
     Налоговые органы наделены комплексом прав, позволяющих принуждать недобросовестных налогоплательщиков к выполнению конституционной обязанности по уплате налогов *1.
     
     -----
     *1 См. ст. 57 Конституции РФ

     
     Прежде всего это право, предоставленное пунктом 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, взыскивать недоимку по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических в судебном.
     
     Бесспорное взыскание недоимки осу-ществляется путем выставления на счета организации-недоимщика в банковских и других кредитных учреждениях инкассовых требований. Данные инкассовые требования согласно ст. 14 Закона РСФСР от 10.10.91 N 1734-I “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” подлежат исполнению в первоочередном порядке.
     

     Судебный порядок реализуется путем обращения налогового органа с иском в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.
     
     В случае отсутствия средств на счете налогоплательщика-юридического лица ГНИ вправе обратить взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, на имущество недоимщика.
     
     Таким образом, имущество организации выступает в качестве обеспечения исполнения этой организацией своих обязательств, вытекающих из налоговых правоотношений.
     
     Обеспечение исполнения обязательств является по своей сути специальными мерами имущественного характера, побуждающими стороны к точному и реальному исполнению обязательств. Данные меры непременно оговариваются до возникновения обязательств. Такая предварительная оговорка содержится и в налоговых правоотношениях, так как риск обращения взыскания на имущество организации при образовании задолженности предусмотрен рядом норм законодательства Российской Федерации, как гражданского, так и налогового, в первую очередь ст. 56 ГК РФ и ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Таким образом, любая организация, вступая в налоговые правоотношения, заведомо предупреждена законодателем о возможности обращения взыскания на его имущество.
     
     В настоящее время порядок обращения взыскания недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, регламентирован Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”(далее по тексту - Временное положение) *1. До этого Временного положения в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках действовало Положение о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество, утвержденное Госналогслужбой России 25.05.94 N ВГ-4-08/57н, Департаментом налоговой полиции 26.05.94 N СА-574 и Минфином России 25.05.94 N 58 *2. Это Положение действует и в настоящее время в части, не противоречащей Временному положению *3.
     
     -----
     *1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 8, ст. 741.
     *2 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1994, № 10.
     *3 Пункт 5 письма Госналогслужбы России от 29.02.96 № ВЗ-6-10/19н «Об Указе Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”»

     
     Согласно указанному Временному положению обращение взыскания на имущество должника производится после получения налоговым органом отметки банка, осуществляющего обслуживание расчетного (текущего) счета должника, о недостаточности денежных средств последнего для удовлетворения требований об уплате налога.
     

     Откуда берется это уведомление? Согласно п. 3 Временного положения банковское или иное кредитное учреждение, осуществляющее обслуживание расчетного (текущего) счета должника, по получении инкассового требования о взыскании денежных средств в бюджет или государственный внебюджетный фонд обязано в 3-дневный срок осуществить взыскание либо сделать отметку о полном или частичном его неисполнении в связи с отсутствием на расчетном (текущем) счете должника денежных средств. В соответствии с названным пунктом Временного положения и ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации невыполнение указанного требования является основанием для наложения на банк судом штрафа в размере до 50 % суммы, подлежащей взысканию.
     
     Таким образом, в случае отсутствия на счете организации достаточных денежных средств банковское или иное кредитное учреждение направляет вышеуказанное уведомление.
     
     Получив уведомление с отметкой банка о полном или частичном неисполнении взыскания, ГНИ в суточный срок со дня получения направляет организации-должнику письменное требование о погашении задолженности. Данное требование должно содержать уведомление о предстоящем обращении взыскания на имущество должника. Одновременно с этим информация и необходимые материалы направляются в соответствующий орган налоговой полиции.
     
     Если должник все же не погашает задолженность, налоговый орган принимает решение об обращении взыскания на имущество организации-должника. Такое решение принимается не позднее 5-дневного срока со дня вручения требования должнику.
     
     Следует иметь в виду, что подача должником жалобы на это решение не приостанавливает его исполнение.
     
     Копия решения и все материалы передаются также в соответствующий орган налоговой полиции.
     
     Согласно п. 5 Временного положения арест или административный арест на имущество организации-должника может быть наложен лицом или органом, уполномоченным на это федеральным законом. органам налоговой полиции такие полномочия предоставлены п. 12 ст. 11 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции”.
     
     Согласно абзацу второму п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.05.98 N 604 “О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам” *1 такой арест налагается налоговой полицией в трехдневный срок со дня вынесения решения.
     
     -----
     *1  Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 22, ст. 2414

     

     В соответствии с абзацем третьим п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.05.98 N 604 федеральные органы налоговой полиции с 1 июня 1998 года имеют право производить административный арест имущества должника для обеспечения взыскания задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам независимо от получения отметки банка, осуществляющего обслуживание расчетного (текущего) счета должника, о недостаточности денежных средств должника, предусмотренной Временным положением. Безусловно, такое право требует от органов налоговой полиции высокого профессионализма и компетенции, потому что может возникнуть ситуация, когда в ходе проверки налоговая полиция выявит недоимку, наложит арест, а в дальнейшем выяснится, что за этой организацией числится переплата по какому-либо налогу. В таком случае налогоплательщик будет вправе потребовать снятия ареста и подать в суд иск о возмещении вреда и упущенной выгоды.
     
     Арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
     
     Обращение взыскания на наличные денежные средства должника производится, как правило, органами налоговой полиции. Однако в соответствии с п. 6 Временного положения обращение взыскания на наличные денежные средства производится органом, осуществляющим взыскание. Им также является налоговый орган. Поэтому в обращении взыскания могут принимать участие работники ГНИ без участия работников органов налоговой полиции.
     
     Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфе кассы должника и находящиеся в изолированном помещении этой кассы, а также денежная наличность независимо от места ее хранения, которая значится по бухгалтерским (кассовым) документам должника, подлежат изъятию.
     
     Изъятые денежные средства в тот же день сдаются в банк для зачисления в бюджеты или государственные внебюджетные фонды. Денежные средства в рублях могут быть перечислены банку почтовым переводом.
     
     При обращении взыскания на имущество должника реализация этого имущества осуществляется в следующей очередности:
     

     - в первую очередь реализуется имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве: ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и другое. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 27.05.98 N 516 “О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций” *1 с 9 июня 1998 года в составе первой очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации, учитываются также права требования, принадлежащие должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторская задолженность должника);
     
     -----
     *1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 22, ст. 2472

     
     - во вторую очередь реализуется готовая продукция (товары), а также иные материальные  ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для участия в производстве;
     
     - в третью очередь реализуются объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для участия в производстве;
     
     - в четвертую очередь реализуется имущество, переданное другим лицам по договору аренды, займа, проката или иным договорам, после принятия мер по их расторжению.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.05.98 N 516 при наложении ареста на дебиторскую задолженность должника ему объявляется запрет на совершение любых действий, приводящих к изменению либо прекращению прав требований должника по соответствующим обязательствам, а равно на передачу соответствующих прав требований третьим лицам. Данный запрет не означает, что органы налоговой полиции арестовывают и изымают денежные средства (наличные или в безналичной форме), составляющие дебиторскую задолженность, и направляют в погашение недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафных санкций и пеней, начисленных за нарушения налогового законодательства, как это было во время действия Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” *1. В данном случае арест следует понимать в его классическом смысле - запрет распоряжаться правом. Иными словами, налагая арест в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.05.98 N 516, органы налоговой полиции запрещают тем самым дебитору как-либо изменять свою обязанность по отношению к кредитору-недоимщику, например, заключать с кредитором мировое соглашение. Точно также оказывается ограниченным в своих правах по отношению к этой дебиторской задолженности и кредитор. После наложения ареста он не вправе переуступить право требования дебиторской задолженности третьему лицу.
     
     -----
     *1 Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ. 1993, № 52, ст. 5076. Утратил силу в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 15.11.97 № 1233 “О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации”. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 47, ст. 5379

     
     По требованию судебного пристава-исполнителя или федерального органа налоговой полиции, осуществляющего исполнительные действия, стороны обязательств по арестованной дебиторской задолженности должны представить все необходимые документы, удостоверяющие конкретные права требования и подтверждающие размер задолженности по соответствующему обязательству.
     

     С момента получения плательщиком (дебитором должника) от государственной налоговой инспекции уведомления о наложении ареста на дебиторскую задолженность и до момента реализации прав требования по этой задолженности исполнение соответствующего обязательства может осуществляться исключительно путем перечисления денежных средств на указываемый в уведомлении депозитный счет лица, осуществляющего взыскание.
     
     Права требования, реализованные в процессе обращения взыскания на имущество организации-должника, могут быть предъявлены дебитору должника в том объеме, в котором они были приобретены.
     
     При отражении результатов реализации прав требования в бухгалтерской отчетности организации-должника дебиторская задолженность учитывается в соответствии с той стоимостью, по которой она была реализована.
     
     Согласно письму ФСНП России от 16.10.96 N ЮЧ-2558 и Госналогслужбы России от 18.10.96 N ПВ-6-10/725 “Об обращении взыскания на имущество” реализация движимого имущества проводится на комиссионных началах, а недвижимого - на  торгах согласно заключенным договорам в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным  и иным законодательством Российской Федерации, а также  названным Временным положением.
     
     Договоры об осуществлении реализации заключаются между налоговым органом и органом ФСНП России, с одной  стороны, и соответствующими организациями, с другой.
     
     Организация, через которую будет производиться реализация имущества, должна отвечать следующим требованиям:
     
     - не совершать нарушений законодательства Российской Федерации;
     
     - обладать опытом работы на российском рынке, как правило, не менее 3 - 5 лет;
     
     - пользоваться положительной и стабильной репутацией;
     
     - располагать разветвленной оптовой и розничной сетью и иметь возможность транспортировки грузов;
     
     - обладать охраняемыми складскими помещениями и территориями;
     
     - иметь счета в надежных банках;
     
     - располагать квалифицированным персоналом в области экономики, права, маркетинга.
     
     При реализации недвижимого имущества основной упор делается на крупные риэлторские компании и региональные биржи недвижимости, отвечающие вышеперечисленным требованиям.
     

     Реализация ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ), векселей и т.д. проводится через финансовые и инвестиционные компании, имеющие твердые позиции на рынке.
     
     В соответствии с п. 9 Временного положения, если к моменту принятия решения о реализации имущества, на которое обращено взыскание, арбитражным судом возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, реализации имущества должника не производится.
     
     Удовлетворение требований кредиторов должника, признанного в установленном порядке несостоятельным (банкротом), осуществляется в соответствии со ст. 64 и 65 части первой ГК РФ и законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Отсрочка исполнения решения о реализации  имущества должника продлевается до его ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Согласно этим нормам удовлетворение требований по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням осуществляется в третью очередь, по штрафным санкциям - в седьмую.
     
     При наложении ареста на принадлежащее должнику имущество третьей либо четвертой очереди реализации орган налоговой полиции в 3-дневный срок после осуществления ареста имущества организации-должника направляет в орган по делам о несостоятельности и банкротстве уведомление о произведенном аресте имущества должника с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме задолженности.
     
     Копия такого уведомления подлежит направлению в налоговый орган, контролирующий осуществление должником платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, в 3-дневный срок после ареста имущества должника.
     
     По получении копии такого уведомления указанный налоговый орган в недельный срок со дня получения уведомления представляет органу по делам о несостоятельности (банкротстве) следующие документы:
     
     справку о сумме задолженности должника перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами и сумме начисленных штрафных санкций, установленных на последний отчетный период, предшествующий аресту имущества должника;
     
     копию бухгалтерского отчета должника за последний отчетный период с отметкой налогового органа;
     

     иные материалы, необходимые для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), по форме, устанавливаемой Федеральным органом по делам о несостоятельности (банкротстве) совместно с Госналогслужбой России.
     
     Реализация имущества должника, на которое в установленном Временным положением порядке обращено взыскание, за исключением случаев когда возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), осуществляется путем его продажи в течение двух месяцев со дня наложения ареста на имущество  должника.
     
     В случае если торги не состоялись, продажа производится уполномоченной организацией на комиссионных началах.
     
     Оставшиеся после удовлетворения требований взыскателей средства от продажи имущества должника за вычетом расходов по обращению взыскания подлежат направлению должнику.
     
     Неисполнение требований, установленных Временным положением, является основанием для признания обращения взыскания на имущество должника недействительным и отнесения соответствующих издержек на орган или лицо, не исполнившее эти требования.    
     

(Продолжение следует)