Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Т.Г. Син, ведущий специалист Госналогслужбы России


На вопросы налогоплательщиков отвечает
Т.Г. Син,
ведущий специалист Госналогслужбы России

     По межбанковскому договору предусмотрена возможность покупки наличной валюты владельцем пластиковой карты, счет которого открыт в банке-эмитенте у банка-эквайра. Кто в этом случае является плательщиком налога на покупку наличной валюты и по какому курсу определяется налогооблагаемая база?

     
     В соответствии со ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (банк-эквайр) обязуется передать вещь, товар (иностранную валюту) в собственность другой стороне (владельцу пластиковой карты), а покупатель (владелец пластиковой карты) обязуется принять этот товар (иностранную валюту) и уплатить за него определенную сумму (цену).
     
     Согласно ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
     
     Стороны по договору купли-продажи в соответствии с п. 2 ст. 862 ГК РФ вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, перечисленных в п. 1 указанной статьи.
     
     Так как между банком-эмитентом и владельцем пластиковой карты заключен договор банковского счета, то в соответствии с п. 1 ст. 845 банк-эмитент обязан принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
     
     Таким образом, при покупке иностранной валюты владелец пластиковой карты, заключивший договор купли-продажи с банком-эквайром, вправе дать распоряжение банку-эмитенту о перечислении соответствующих сумм со своего счета.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 N 120-ФЗ “О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте” налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при покупке наличной иностранной валюты.
     
     Кроме того, согласно ст. 5 указанного Закона удержание налога производится кредитными организациями, производящими операции с наличной иностранной валютой, в момент получения плательщиками налога наличной иностранной валюты.
     

     Следовательно, удержание данного налога осуществляется банком-эквайром по своему курсу на день покупки наличной валюты.
     

     Права ли ГНИ, начислив штраф за сокрытие объекта налогообложения по НДС, если у предприятия в следующем отчетном месяце имеется переплата по этому же виду налога, которая во много раз превышает сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет?

     
     Если предприятие не относится к малым предприятиям, то в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца.
     
     Предприятие должно было внести уточненные расчеты в налоговую инспекцию до проверки. В этом случае отношения регулируются положениями о технической ошибке. В остальных случаях налогоплательщик согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” несет ответственность в виде взыскания всей суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы.
     
     Наличие переплаты по этому же виду налога в последующие месяцы не освобождает налогоплательщика от ответственности.
     
     Таким образом, исходя из вышеизложенного, налоговая инспекция вправе привлекать к ответственности в виде взыскания штрафа в размере всей суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения за каждый отдельно взятый месяц, даже если в последующие месяцы у предприятия имеется переплата по этому налогу.
     

     По договору банковского счета с клиентов взимается плата за проведение операций на перечисление налогов в соответствующие бюджеты, и на предложения о пересмотре указанного условия банк отвечает отказом. Как поступить в этом случае?

     
     Согласно части 7 ст. 15 Федерального закона от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” плата за обслуживание юридических и физических лиц по перечислению налогов в бюджет и во внебюджетные фонды банками, кредитными учреждениями, биржами и иными предприятиями не взимается.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
     

     Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна (ст. 166).
     
     В соответствии с частью 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки или ее части (ст. 180 ГК РФ) может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
     
     Таким образом, исходя из вышеизложенного, клиент, в случае взимания платы коммерческим банком за перечисление налогов в соответствующие бюджеты, в соответствии с заключенным с ним договором на обслуживание банковского счета вправе обратиться в арбитражный суд о признании договора банковского счета в части обязательства клиента оплачивать операции по вышеуказанным операциям недействительным.
     

     Нашим предприятием в момент действия моратория на удовлетворение требований кредиторов в ГНИ представлены уточненные налоговые расчеты за период до введения внешнего управления на предприятии. Налоговая инспекция считает, что представленные налоговые расчеты сумму, на которую распространяется мораторий, не изменяют, а отражаются на текущих платежах. Права ли ГНИ?

     
      В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91  N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
     
     ГНИ получают от предприятий документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов.
     
     В соответствии с разделом VII инструкции Госналогслужбы России от 15.04.94  N 26  “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей”, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.94  N ВГ-3-13/23, суммы платежей, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, подлежат по решению соответствующего органа взыскания возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек трехгодичный срок со дня их поступления. Излишне поступившая сумма платежа (переплата) засчитывается без заявления плательщика в погашение недоимки по другим платежам того же плательщика, о чем он ставится в известность.
     
     В лицевых счетах налогоплательщиков указанные операции производятся налоговыми органами в том месяце, в котором представлены уточненные расчеты излишне уплаченных (недоначисленных) сумм налогов и других обязательных платежей.
     

     Таким образом, если в период внешнего управления представлены уточненные налоговые расчеты за период до введения моратория, указанные суммы следует уплачивать (принимать к зачету) в текущем периоде.