Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности применения дополнительных и специальных пошлин


Особенности применения дополнительных и специальных пошлин

     

Р.А. Шепенко,
кандидат юридических наук

     

Платежный баланс

     
     Платежный баланс, являясь источником информации, раскрывающей особенности участия государства в международном обмене товарами, услугами и капиталами, представляет собой соотношение поступлений в государство из-за границы и платежей, произведенных им за границей, за определенный период времени и состоит из следующих основных статей:
     
     - текущие операции;
     
     - долгосрочные инвестиции;
     
     - краткосрочные капиталы;
     
     - ошибки и пропуски;
     
     - обязательства перед иностранными государствами;
     
     - изменение резервов.
     
     Платежный баланс составляется по принципу двойного счета, то есть каждая сделка записывается одновременно на двух счетах: дебетовом, свидетельствующем о поступлении товара или средств на данный счет, и кредитовом, характеризующем предоставление товара или выплату средств с данного счета.
     
     Если сумма денежных поступлений из-за границы превышает сумму платежей, производимых за границу, платежный баланс является активным, то есть имеет положительное сальдо, и наоборот, если сумма платежей за границу превышает сумму поступлений из-за границы - платежный баланс пассивный (отрицательное сальдо).
     
     В идеале сальдо платежного баланса всегда должно быть равно нулю. Пассивное или активное сальдо отражает несбалансированность платежного баланса и, как правило, показывает сумму, на которую сократились или выросли валютные резервы государства, то есть является показателем валютно-финансового положения государства.
     
     Состояние платежного баланса оказывает значительное воздействие на валютный курс и валютную политику. Ухудшение платежного баланса часто приводит к усилению валютного контроля (обычно в виде ужесточения правил операций с валютой), снижению курса национальной валюты, увеличению объема заимствований за рубежом и к другим мерам регулирования этого баланса, в том числе введению ограничений импорта товаров.
     
     Как правило, ухудшение платежного баланса происходит в периоды экономических кризисов. Так, например, Англия до первой мировой войны всегда имела положительное сальдо, но после кризиса 1929-1933 годов платежный баланс стал пассивным. В 1938 году дефицит платежного баланса составил 90 млн фунтов стерлингов. Не лучше была ситуация и в 50-е годы. Для исправления положения были приняты меры по ограничению импорта, искусственному форсированию экспорта и укреплению отраслей за счет отраслей, обслуживающих внутренний рынок. Эти мероприятия получили название “топора Батлера” по имени министра финансов *1.
     
     -----
     *1 Блюмин И.Г. Критика буржуазной политической экономии. - М., 1962. Т. II. С. 15–25

     

Ограничение импорта

     

     В Российской Федерации основы правового регулирования ограничения импорта с целью поддержания платежного баланса заложены в ст. 15 Федерального закона от 14.04.98 N 63-ФЗ “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами”.
     
     Импорт товаров ограничивается посредством введения импортной квоты или иных мер на срок, необходимый для того, чтобы восстановить равновесие платежного баланса Российской Федерации, с учетом международных обязательств. При этом под импортом следует понимать ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе.
     
     Импортная квота - это ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости. Ее использование основывается на возможности применения государственными органами властного принуждения в отношении отдельных участников внешнеторговой деятельности. Отчасти поэтому отношение к такого рода ограничениям не однозначно.
     
     Примером “иных мер” и одновременно примером практической реализации ограничений импорта товаров с целью поддержания платежного баланса Российской Федерации может служить постановление Правительства РФ от 17.07.98 N 791.
     
     Речь идет о дополнительной импортной пошлине. Она была введена Правительством РФ по предложению Банка России в размере 3 % и распространяется на все товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации из всех государств, за исключением товаров, происходящих из государств-участников соглашений о таможенном союзе *1.
     
     -----
     *1Исключение составляют отдельные так называемые социально значимые товары. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.98 № 1030 дополнительная пошлина не взимается при импорте лекарственных средств, содержащих инсулин, хлопкового волокна и инвалидных колясок (по перечню). Так как это постановление охватывает далеко не все социально значимые товары, то возможны изменения и в будущем

     
     Срок действия дополнительной импортной пошлины установлен с 15 августа 1998 года по 31 декабря 1999 года.
     
     Она взимается сверх действующих ставок таможенных пошлин (п. 2 приказа ГТК России от 31.07.98 N 532), о чем говорит ее название, то есть выступает в роли надбавки к таможенным пошлинам.
     
     Дополнительная пошлина, так же как и специальная пошлина, воздействует косвенным путем.
     
     Фактически по своей природе дополнительная пошлина является таможенной пошлиной. Если это так, то в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса она относится к федеральным налогам. Хотя справедливости ради надо отметить, что в названном Кодексе, за исключением ст. 3.2, практически отсутствует какое-либо упоминание о дополнительных или специальных пошлинах.
     

Специальная пошлина

     

     Специальная пошлина - это пошлина, действующая при введении специальных защитных мер и взимаемая ГТК России сверх ставки таможенной пошлины, применяемой при осуществлении Российской Федерацией торговли с иностранными государствами, пользующимися режимом наибольшего благоприятствования.
     
     В качестве защитной меры специальная пошлина применяется в случае, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести существенный ущерб отечественным производителям аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров.
     
     Одно из отличий специальных пошлин от дополнительных заключается в том, что в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-I “О таможенном тарифе” их применению обязательно предшествует специальное расследование; ставки специальных пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам такого расследования для каждого случая отдельно.
     
     Исключение составляет специальная пошлина на сельскохозяйственные товары. Это товары, которые классифицируются согласно ТН ВЭД СНГ в группах с 1 по 24, за исключением рыбы и продуктов из морских биологических ресурсов (Соглашение от 03.11.95), а также такие товары, как маннит; D-глюцит (сорбит); масла эфирные; казеин, альбумины, желатин, декстрины и модифицированные крахмалы, клеи; средства отделочные; сорбит; шкуры и кожа; сырье пушно-меховое; шелк-сырец и отходы шелковые; шерсть животных; хлопок-сырец, отходы хлопка, волокно хлопковое чесаное; лен-сырец; пенька-сырец.
     
     Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.
     

Расследование

     
     Расследование является основной процедурой, предшествующей возможному применению специальных пошлин. Схема его проведения практически полностью соответствует расследованиям, осуществляемым в целях применения компенсационных или антидемпинговых пошлин.
     
     Расследование проводится в несколько этапов, в том числе:
     

     - инициирование (посредством подачи заявления или по поручению Правительства РФ);
     
     - уведомление о начале расследования (или отказе в его проведении);
     
     - ответы заинтересованных лиц на вопросы;
     
     - проведение встреч как с властями, проводящими расследование, так и с лицами, подавшими заявление;
     
     - выявление факта нанесения существенного ущерба или угрозы такого ущерба для отрасли российской экономики;
     
     - определение причинно-следственной связи между возросшим ввозом на таможенную территорию Российской Федерации товара и существенным ущербом или его угрозой;
     
     - принятие предварительного решения (и, в случае необходимости, введение временных мер);
     
     - опубликование результатов;
     
     - вынесение окончательного решения.
     
     Расследование, предшествующее применению специальных пошлин, должно быть завершено в течение 9 месяцев. Пропуск данного срока без надлежащего обоснования означает невозможность применения специальных пошлин.
     

Виды специальных пошлин

     
     Законодательством Российской Федерации предусмотрено два вида специальных пошлин:
     
     - временные;
     
     - окончательные.
     
     Если задержка с применением специальных защитных мер причинила или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить впоследствии, Правительство РФ, на основании предварительно установленной явной причинно-следственной связи между возросшим ввозом товара на таможенную территорию Российской Федерации и существенным ущербом для отрасли российской экономики или угрозой его причинения, может применить специальные защитные меры посредством введения временной специальной пошлины при условии одновременного проведения расследования с целью получения окончательного заключения.
     
     Срок действия временной специальной пошлины не должен превышать 200 дней.
     
     Временная специальная пошлина вносится на депозит ГТК России и не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством РФ окончательного решения о применении специальных защитных мер. При этом предусмотренные российским законодательством льготы по уплате ввозных таможенных пошлин при взимании временных специальных пошлин не применяются.
     
     Примером практического применения временной специальной пошлины может служить постановление Правительства РФ от 17.07.98 N 783 и приказ ГТК России от 31.07.98 N 532.
     

     На основании предварительного расследования, проведенного Минпромторгом России по заявлению Минсельхозпрода России, и в соответствии с решением комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике от 29.06.98 о существенном ущербе российскому свеклосахарному комплексу в связи с возрастающим ввозом сахара-сырца белого на российскую таможенною территорию Правительство РФ постановило ввести с 1 августа 1998 года по 31 августа 1998 года временные специальные пошлины на:
     
     - сахар-сырец (код ТН ВЭД СНГ 1701 11) в размере 74 % от таможенной стоимости, но не менее 0,16 ЭКЮ за килограмм;
     
     - сахар белый (код ТН ВЭД СНГ 1701 99 100) в размере 20 % от таможенной стоимости, но не менее 0,055 ЭКЮ за килограмм.
     
     В случае если в результате расследования применение специальных защитных мер признано нецелесообразным или будет признано целесообразным введение более низкой ставки специальной пошлины, чем ставка временной специальной пошлины, излишне взысканные суммы подлежат возврату плательщику в соответствии с  Порядком возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей (утвержденным ГТК России 28.06.95 N 01-20/12098).
     
     Когда специальная пошлина введена в большем (чем ставка временной специальной пошлины) размере, разница с плательщика не взимается.
     
     Если после окончания расследования принято решение о применении специальной защитной меры - введении специальной пошлины, срок действия временной специальной пошлины засчитывается в общий срок действия специальной пошлины.
     
     По общему правилу срок действия специальных защитных мер не должен превышать срок, необходимый для устранения существенного ущерба, нанесенного отрасли российской экономики, или для предотвращения его угрозы и для адаптации отрасли российской экономики к условиям конкуренции. Указанный срок не может составлять более 4 лет. Однако он может быть продлен Правительством РФ, если в результате повторного расследования установлено, что существенный ущерб для отрасли российской экономики или угроза его причинения сохраняется, при условии что отраслью российской экономики принимаются меры по адаптации к меняющимся экономическим условиям.
     
     Общий срок действия специальных защитных мер не должен превышать 8 лет.
     

     В случае введения специальных пошлин на срок более чем один год, условия применения и ставка пошлины рассматриваются Правительством РФ в течение указанного срока для определения возможности смягчения в целях адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям. Если срок действия специальных пошлин превышает 3 года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, по результатам которого специальные пошлины могут быть отменены или продлены. Когда срок действия специальных пошлин в результате повторного расследования продлевается, условия применения таких мер не могут быть более ограничительными, чем в течение первоначального срока их действия.
     

Исчисление и уплата

     
     Средства от взимания дополнительной и специальной пошлин поступают в доход федерального бюджета Российской Федерации и, как следует из ст. 50 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.98 N 145-ФЗ, относятся к налоговым доходам.
     
     В случае ввоза товара, облагаемого дополнительной и/или специальной пошлиной, через территорию Республики Беларусь, суммы этих пошлин в соответствии со ст. 4.1 Соглашения от 06.01.95 “О таможенном союзе” вносятся в федеральный бюджет Российской Федерации.
     
     Этот вывод следует из содержания указанной статьи, согласно которой суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара.
     
     Страной назначения товара считается страна, известная на момент отгрузки как конечная страна назначения товара. Как указано в решении Экономического суда СНГ от 15.09.97 N 01-1/2-97, если в момент отгрузки товара из сопроводительных документов следует, что конечной страной назначения является Российская Федерация, то суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, должны вноситься в бюджет Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 указания ГТК России от 28.11.96 N 01-14/1310 уплаченные суммы зачисляются на расчетный счет уполномоченного российского банка в г. Минске, а получателем является Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь.
     

     Статус товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь, для таможенных целей подтверждается следующими документами:
     
     - грузовой таможенной декларацией с отметками таможенных органов Республики Беларусь о выпуске товаров для свободного обращения;
     
     - копией платежного поручения о внесении суммы дополнительных и/или специальных пошлин на соответствующий расчетный счет, заверенной Представительством таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь.
     
     Если товары выпущены для свободного обращения в Белоруссии без взимания какой-либо из этих пошлин или без перечисления уплаченных сумм в федеральный бюджет Российской Федерации, они взимаются при ввозе товаров на российскую таможенную территорию.
     
     При расчете налога на добавленную стоимость в налогооблагаемую базу специальные пошлины не включаются. Дополнительная пошлина, наоборот, включается в налогооблагаемую базу при проведении такого расчета.
     
     Ставки дополнительной и/или специальной пошлин указываются в постановлении Правительства РФ об их введении.
     
     Дополнительная и/или специальная пошлина вносятся плательщиком, определенным в соответствии со ст. 118 Таможенного кодекса РФ от 18.06.93 N 5221-I, то есть декларантом или иным лицом. Дополнительная пошлина является исключительной мерой, применяемой в качестве ограничителя импорта товаров с целью поддержания платежного баланса государства. Несмотря на довольно невысокие ставки, в отдельных случаях ее введение может привести к неблагоприятным ситуациям на внутреннем рынке государства-импортера. Специальная пошлина, в отличие от дополнительной, носит избирательный характер и распространяется лишь на отдельные виды товаров. При этом ее применению, как правило, предшествует специальное расследование, исключающее необоснованное наложение этого особого вида пошлин. Поэтому ее использование, в качестве защитной меры, более предпочтительно.