Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает П.И. Савельев, советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России


На вопросы налогоплательщиков отвечает
П.И. Савельев,
советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России


     По различным причинам юридическое лицо (предприятие) не может уплатить своевременно налог на добавленную стоимость. Может ли оно получить отсрочку по уплате в бюджет НДС с сумм авансовых платежей, поступивших от инозаказчика, и куда следует обращаться в этом случае?     


     Действующее российское законодательство возложило на Госналогслужбу России функции контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, но не дало право предоставлять отсрочки по уплате налоговых платежей.
     
     Статьей 24 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, с последующими изменениями и дополнениями, предусмотрено, что отсрочки и рассрочки платежей по налогам в республиканский бюджет Российской Федерации даются Минфином России, а по платежам в другие бюджеты - соответствующими финансовыми органами в порядке, предусмотренном законодательством, с уведомлением налоговых органов о принятых решениях.
     
     Статьей 23 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” установлено, что отсрочки и (или) рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет могут быть предоставлены налогоплательщику на срок, не превышающий пределы текущего года, но не свыше шести месяцев.
     
     По вопросу отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, поступивших от зарубежных партнеров, необходимо обращаться в Минфин России.
     

     Основные средства вводятся в эксплуатацию законченным капитальным строительством. Подлежат ли возмещению суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по этим основным средствам?


     Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов. При этом не исключаются из общей налоговой суммы, подлежащей перечислению в бюджет, налоги, уплаченные по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым за счет бюджетных ассигнований, а также вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам независимо от источника финансирования. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по таким основным средствам и нематериальным активам поставщикам (подрядчикам), относятся на увеличение их балансовой стоимости.
     

     Возможно ли проведение безденежных взаимозачетов по НДС, подлежащему возмещению из федерального бюджета, между предприятием-экспортером, и его предприятиями-дебиторами, являющимися недоимщиками по платежам в федеральный бюджет, в пределах сумм, подлежащих возмещению из бюджета?


     Проведение безденежных взаимозачетов по НДС, подлежащему возмещению из федерального бюджета, между предприятиями-экспортерами и их предприятиями-дебиторами, являющимися недоимщиками по платежам в федеральный бюджет, в пределах сумм, подлежащих возмещению из бюджета, задолженности в бюджет в доле отчислений согласно утвержденным нормативам и суммы дебиторской задолженности не представляется возможным.
     
     Эта норма определена Указом Президента Российской Федерации от 07.11.97 N 1173 “О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет”, в соответствии с которым начиная с 1 января 1998 года любые формы зачетов при исполнении соответствующих бюджетов и по обязательствам организаций по уплате налогов (недоимки) в федеральный бюджет, а также по обязательствам получателей средств федерального бюджета по оплате поставленной им продукции (оказанных услуг) прекращены.
     

     До какого срока действует льгота по НДС при импорте технологического оборудования российским предприятием?


     В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”, с учетом последующих изменений и дополнений, начиная с 1 января 1998 года ввозимое на территорию Российской Федерации технологическое оборудование, а также комплектующие и запасные части к нему подлежат обложению НДС. Исключение составляют ввезенные на территорию Российской Федерации до 1 июня 1998 года технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему по контрактам, заключенным до 30 апреля 1997 года и зарегистрированным по 31 декабря 1997 года включительно в установленном порядке в таможенных органах, по которым согласно Федеральному закону от 25.07.98 N 129-ФЗ “Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость в 1998 году по ввезенным на территорию Российской Федерации оборудованию и товарам” НДС не взимается.
     
     Таким образом, если контракт на импорт технологического оборудования заключен до 30 апреля 1997 года и зарегистрирован в установленном порядке в таможенных органах до 31 декабря 1997 года включительно, технологическое оборудование, ввезенное на территорию Российской Федерации до 1 июня 1998 года, по такому контракту НДС не облагается.
     

     Предприятие производит и закупает продукцию на территории России, а затем реализует ее на внутреннем рынке и экспортирует за пределы территории государств-участников СНГ. Каков порядок возмещения (зачета) входного НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов?


     В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”, с последующими изменениями и дополнениями, предприятия, реализующие товары как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров.
     
     В связи с этим предприятия должны представлять в налоговые органы расчеты дебетовых оборотов отдельно по экспортной продукции и реализованной в Российской Федерации.
     
     Налогоплательщикам следует определять порядок ведения раздельного учета затрат в целях налогообложения на основании приказа Минфина России от 28.07.98 N 100 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”" и оформлять такой порядок организационно-распорядительным документом руководителя организации (предприятия).
     
     При ведении раздельного учета необходимо руководствоваться следующим.
     
     Суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве товаров, относятся у покупателя на затраты по производству и реализации товаров или подлежат возмещению (зачету) из бюджета в пропорции, в которой приобретенные товары используются для производства товаров, реализация которых освобождена от налогообложения или подлежит налогообложению. Такая пропорция может определяться исходя из стоимости приобретенных и списанных на производство материальных ресурсов по каждому виду производимых товаров за отчетный налоговый период.
     
     В случае если материальные ресурсы, по которым суммы НДС уплачены поставщикам  и отнесены на расчеты с бюджетом, списываются на производство товаров, освобожденных от налогообложения (за исключением льготы по экспорту), сумма налога, приходящаяся на стоимость материалов, переданных на производство таких товаров, должна быть восстановлена на расчеты с бюджетом.
     
     Что касается фактического возмещения (зачета) НДС по материальным ресурсам производственного назначения, используемым при производстве экспортной продукции, то оно может осуществляться по удельному весу продукции, экспорт которой в предыдущем отчетном налоговом периоде фактически подтвержден в соответствии с требованиями инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”, с учетом изменений и дополнений.
     
     Целесообразно расчеты по экспортным операциям представлять в налоговые органы отдельной налоговой декларацией.
     

     Достаточно ли для обоснования льгот по НДС представить в налоговый орган штурманскую расписку вместо коносамента при экспорте товаров судами через морские порты?


     В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”, с учетом последующих изменений и дополнений, предприятия, поставляющие на экспорт продукцию как собственного производства, так и приобретенную, не являются плательщиками НДС в бюджет по реализации этой продукции и получают возмещение из бюджета входного НДС, уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, после представления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт товаров.
     
     При вывозе экспортируемых товаров судами через морские порты для подтверждения факта экспорта товаров за пределы территорий государств-участников СНГ в налоговые органы представляются следующие документы:
     
     - контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица-налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров;
     
     - выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;
     
     - грузовую таможенную декларацию или ее копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
     
     - копию поручения на отгрузку экспортных грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “погрузка разрешена” пограничной таможни Российской Федерации;
     
     - копию коносамента на перевозку экспортного товара, в котором в графе “порт разгрузки “ указан порт, находящийся за пределами территорий государств-участников СНГ.
     
     Таким образом, штурманская записка в обоснование экспортной льготы вместо коносамента не принимается.
     

     Подлежит ли у российского налогоплательщика возмещению (зачету) сумма НДС, выделенная в счете украинского поставщика при покупке им товара на территории Украины после 1 февраля 1998 года для дальнейшей перепродажи?


     В соответствии с законодательством по НДС, действующим на территории Украины, с мая 1995 года хозяйствующие субъекты Украины осуществляют расчеты за реализуемые в Российскую Федерацию товары по ценам без их увеличения на сумму НДС.
     
     В связи с изложенным, начиная с мая 1995 года НДС, неправомерно выделенный украинскими партнерами в первичных документах на реализуемый товар российским хозяйствующим субъектам, при расчете с бюджетом в Российской Федерации к возмещению (зачету) приниматься не должен.
     

     Российское предприятие экспортирует свою продукцию в страны дальнего зарубежья. При этом оно имеет валютный счет, открытый в иностранном банке, который находится за пределами территории Российской Федерации. Имеет ли право российское предприятие на получение экспортной льготы при поступлении средств от иностранного юридического лица на его счет, открытый в иностранном банке, который не является резидентом Российской Федерации и находится за пределами территории России?


     В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”, с учетом последующих изменений и дополнений, предприятия, поставляющие на экспорт продукцию как собственного производства, так и приобретенную, не являются плательщиками НДС в бюджет по реализации этой продукции, и получают возмещение из бюджета входного НДС, уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, после представления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт товаров.
     
     В качестве документов, подтверждающих реальный экспорт товаров за пределы территорий стран-участников СНГ, налогоплательщики в обязательном порядке предъявляют в налоговые органы следующие документы:
     
     - контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) российского юридического лица-налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров;
     

     - выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;
     
     - грузовую таможенную декларацию или ее копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
     
     - копии транспортных, или товаросо-проводительных, или таможенных, или любых иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ или таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ.
     
     При этом в целях налогообложения “российским банком” признается российский банк, фактически находящийся на территории Российской Федерации.
     
     Поэтому при предоставлении выписки банка о поступлении выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика из банка, который находится за пределами территории Российской Федерации, российское предприятие теряет право на экспортную льготу. Налогообложение в этом случае осуществляется в общеустановленном порядке.
     

     Какими нормами налогового законодательства следует руководствоваться при налогообложении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, выполняемых российскими предприятиями по контрактам с иностранными юридическими лицами, находящимися за пределами территорий государств-участников СНГ?


     При налогообложении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, выполняемых российскими налогоплательщиками по контрактам с иностранными юридическими лицами-покупателями (заказчиками), находящимися за пределами территорий государств-участников СНТ, следует руководствоваться подпунктом “г” п. 9 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”.
     
     Место выполнения работ и оказания услуг подтверждается следующими документами:
     

     контракт с иностранными или российскими лицами;
     
     платежные документы, подтверждающие оплату иностранным или российским лицом выполненных работ (оказанных услуг);
     
     акты, справки или другие документы, подписанные продавцом и покупателем работ (услуг).
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 20 указанной Инструкции суммы налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, приобретенных на территории Российской Федерации и использованных при производстве указанных работ (услуг), местом реализации которых территория Российской Федерации не является, возмещению из бюджета (зачету) не подлежат.
     

     При поставке продукции на экспорт оплата осуществляется третьей организацией за иностранца, что не было предусмотрено контрактом. Все необходимые документы, подтверждающие экспорт, имеются, кроме выписки банка, но в наличии договор-поручение на оплату продукции третьим лицом. Можно ли эту операцию признать экспортной для целей налогообложения и, следовательно, льготируемой по НДС?


     Если контрактом не предусмотрена оплата третьим лицом за иностранца-получателя товара, льгота по НДС не предоставляется. В таком случае договор-поручение получателя продукции на оплату третьим лицом по экспортному контракту не является документом, обосновывающим право на льготу по НДС.
     
     В случае если контрактом российского юридического лица налогоплательщика с иностранным лицом (покупателем) на поставку экспортируемых товаров предусмотрено осуществление оплаты за экспортируемый товар третьей организацией и условия контракта выполняются, применение льготы по НДС считается обоснованным при наличии всех подтверждающих экспорт документов, перечисленных в п. 22 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”.