Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О лицензировании деятельности по производству и обороту алкогольной продукции


О лицензировании деятельности по производству и обороту алкогольной продукции

     

И.Н. Николаева

     
     Лицензирование деятельности по      производству и обороту алкогольной продукции является важным инструментом, позволяющим контролировать правильность данных видов деятельности. Его введение обусловлено необходимостью контроля за достаточно большими оборотами денежных средств на этом рынке и стремлением к обеспечению защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
     
     Первоначально необходимость осуществления лицензирования была отражена в постановлении Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее по тексту - постановление Правительства РФ N 1418), а позднее закреплена Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” (далее по тексту - Федеральный закон N 171-ФЗ), согласно которому производство и оборот алкогольной продукции осуществляются организациями независимо от форм собственности на основании лицензий, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах их компетенции. Кроме того, на основании названных документов было разработано постановление Правительства РФ от 08.02.96 N 127 “О лицензировании деятельности по производству и оптовой реализации спирта и алкогольной продукции”, в котором устанавливались правила ведения лицензионной деятельности по производству и обороту алкогольной продукции. Совсем недавно эти правила были усовершенствованы и нашли отражение в Положении о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 09.08.98 N 727 “О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции” (далее по тексту - постановление Правительства РФ N 727). Правила лицензирования розничной реализации алкогольной продукции установлены отдельным документом.
     
     Следует определить, какая именно продукция относится к алкогольной и какие конкретно виды деятельности подлежат лицензированию.
     

     В соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ к алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением пива.
     
     Необходимо отметить, что в настоящее время подготовлен проект нового Федерального закона, который может внести коррективы в Федеральный закон N 171-ФЗ и, в частности, в перечень продукции, относимой к алкогольной.
     
     производство и оборот алкогольной продукции подлежат лицензированию. Определение оборота дано в Федеральном законе N 171-ФЗ, согласно которому под оборотом алкогольной продукции понимаются ее экспорт, импорт, поставки, закупка, оптовая и розничная реализация. Производство алкогольной продукции включает все стадии изготовления, а также розлив. Среди перечисленных операций, входящих в оборот алкогольной продукции, хранение алкогольной продукции как вид деятельности  Федеральный закон N 171-ФЗ не выделяет, поэтому может показаться, что осуществление функций хранения этой продукции не требует наличия лицензии, однако это не так. Этот вид деятельности также подлежит лицензированию, и введено такое правило Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.02.96 N 127, а также нашло свое подтверждение в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ N 727. Данные документы являются наряду с Федеральным законом N 171-ФЗ основными, устанавливающими правила ведения лицензионной деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации готовой алкогольной продукции.
     
     Действие указанных Положений распространяется на предприятия и организации с достаточно большими объемами производства и реализации алкогольной продукции, а именно - на юридические лица, осуществляющие указанные выше виды деятельности, независимо от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности, с объемами производства и оборота алкогольной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 миллиона декалитров в год и с объемной долей этилового спирта более 6 % от объема единицы алкогольной продукции.
     
     Прежде всего следует отметить, что лицензированию подлежит вид выполняемой деятельности - производство, розлив, хранение в организациях, оптовая реализация алкогольной продукции, и не только в целом по такой объемной группе, как алкогольная продукция, и по каждому ее виду, а также по виноматериалам и полуфабрикатам этой продукции. Что же следует понимать под лицензированием не только определенного вида деятельности, но и каждого вида алкогольной продукции? Если организация производит, например, водку, ликеро-водочные изделия и другую алкогольную продукцию, то ей необходимо получить лицензию на производство готовой алкогольной продукции для каждого вида: отдельно на производство водки независимо от количества производимых наименований; отдельно на производство ликеро-водочных изделий независимо от количества производимых наименований и так далее. Более подробно о видах деятельности и видах алкогольной продукции, на которые выдаются лицензии в настоящее время, сказано в п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 727.
     

     Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Лицензии, выданные в установленном порядке на осуществление рассматриваемых видов деятельности, действительны до истечения указанных в них сроков. Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер.
     
     Выдачу лицензий на соответствующий вид деятельности ранее производил уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (Госкомалкогольмонополия России), а в настоящее время в связи с изданием Президентом Российской Федерации Указа от 30.04.98 N 483 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” - Госналогслужба России.
     
     Рассмотрим ситуацию, когда организация, ранее не осуществлявшая производство и оборот алкогольной продукции, только намеревается делать это. Прежде всего ей требуется получить соответствующую лицензию. Определившись с предполагаемыми объемами производства и оборота и крепостью алкогольной продукции, а соответственно, выяснив, что выдавать лицензию уполномочен соответствующий федеральный орган, организация должна представить на его рассмотрение документы, свидетельствующие о том, что она в состоянии осуществлять определенные виды деятельности. На рассмотрение в обязательном порядке представляется определенный набор документов. Их перечень установлен постановлением Правительства РФ N 127 и скорректирован постановлением Правительства РФ N 727.
     
     В случае если лицензирующий орган требует от заявителя представление еще каких-либо документов для получения лицензии, организациям следует помнить, что это  запрещено и такие действия лицензирующего органа могут быть в установленном порядке обжалованы в судебные органы.
     
     В течение 30 дней со дня получения заявления с приложением всех перечисленных документов лицензирующий орган после проведения обследования на наличие условий для осуществления лицензируемых видов деятельности обязан принять решение либо о выдаче, либо об отказе в выдаче лицензии.
     
     В случае отказа в выдаче лицензии организация уведомляется об этом в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения с обязательным указанием причин отказа. Какие же причины являются наиболее весомыми для их принятия во внимание при вынесении решения? Их перечень теперь также расширен по сравнению с установленным постановлением Правительства РФ N 127. Это - наличие в документах, представленных организацией, недостоверной или искаженной информации, а также представление необходимых документов не в полном объеме; отрицательное экспертное заключение по представленным документам и результатам обследования организации, установившего несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности; наличие задолженности (без учета отсроченных платежей) по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней; наличие оборудования либо зданий и сооружений, внесенных в качестве уставного фонда организацией, уклоняющейся от уплаты налогов и (или) признанной арбитражным судом несостоятельной.
     

     Если же у лицензирующего органа уже после выдачи лицензии появились основания считать, что организация, уже осуществляющая деятельность, нарушает те или иные требования, предъявляемые к ней действующим законодательством, он вправе приостановить действие лицензии до выяснения всех обстоятельств дела и исправления допущенных нарушений или аннулировать ее. Приостановление действия лицензии производится, если:
     
     - организация сама представила соответствующее заявление;
     
     - организация не выполнила предписания и распоряжения Госналогслужбы России или ее территориальных органов, включая работников налоговых постов;
     
     - не представлены в установленный срок декларации производства и оборота алкогольной продукции;
     
     - имеется задолженность (без учета отсроченных платежей) по уплате налогов и сборов сроком более 3 месяцев (по представлению территориальных налоговых органов);
     
     - организация, решившая переоформить лицензию, не представила в установленный срок заявление о таком переоформлении в соответствии с п. 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 727;
     
     - в установленный срок не произведен платеж за проведение ежегодных обследований организаций на наличие условий для осуществления лицензируемых видов деятельности;
     
     - расчеты за алкогольную продукцию осуществляются наличными денежными средствами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
     
     - нарушены установленные минимальные цены на алкогольную продукцию;
     
     - не представлены или нарушены сроки представления отчета об использовании специальных (акцизных) марок;
     
     - технологическое оборудование по производству алкогольной продукции использовано не по целевому назначению, а для производства продукции непищевого назначения;
     
     - использовано технологическое оборудование, не оснащенное контрольными приборами учета объемов производства, или установлены факты производства продукции на вышедшем из строя контрольном и учетно-измерительном оборудовании.
     
     Лицензия может быть возобновлена или выдана на другой вид деятельности только в случае устранения причин, повлекших ее приостановление, при наличии справки территориального налогового органа об отсутствии задолженности (без учета отсроченных платежей) сроком более 1 месяца по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Лицензия считается возобновленной после принятия соответствующего решения Госналогслужбой России.
     

     Аннулирование лицензии - очень серьезная мера воздействия на предприятия и организации, и применяется она в следующих случаях:
     
     - при представлении организацией соответствующего заявления;
     
     - при ликвидации организации;
     
     - при обнаружении недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения лицензии;
     
     - при производстве и обороте алкогольной продукции, не прошедшей государственную регистрацию, без наличия специальных (акцизных) марок или с поддельными специальными (акцизными) марками, а также при утрате лицензиатом или передаче (продаже) этих марок другим хозяйствующим субъектам;
     
     - при нарушении организацией условий действия лицензии, сообщении в декларации недостоверных данных о производстве и обороте алкогольной продукции, нецелевом использовании квот на закупку этилового спирта, а также при реализации алкогольной продукции организациям, не имеющим лицензий на закупку, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, включая розничную торговлю;
     
     - при выявлении нарушений в производстве алкогольной продукции, связанных с неправильным использованием технологического оборудования и контрольно-измерительных приборов, и т.д.
     
     Выдача новой лицензии при аннулировании предыдущей возможна только после изменения обстоятельств, повлекших аннулирование лицензии.
     
     При ликвидации организации выданная лицензия теряет юридическую силу и не может быть далее использована тем или иным способом, например, не может быть передана другой организации. Если необходимо по тем или иным причинам переоформить лицензию, организация проходит всю процедуру оформления заново, как при выдаче новой лицензии. До переоформления организация может осуществлять свою деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не свыше 2-х месяцев. Переоформление лицензии производится, как правило, в случае реорганизации, изменения наименования организации или утраты лицензии. При этом организация обязана в 15-дневный срок подать заявление о ее переоформлении. При утрате лицензии новая лицензия выдается на основании ранее представленных документов, если срок их действия не истек, а также документа, подтверждающего утрату лицензии, копий платежного поручения и выписки банка, подтверждающих уплату сбора за выдачу новой лицензии.
     
     Организациям, получившим в установленном порядке лицензию, дающую право на осуществление производства и оборота алкогольной продукции, следует помнить, что они должны удостовериться в том, что сведения о лицензии, выданной им уполномоченным органом лицензирования (все реквизиты, название организации, адрес и т.д.), внесены органом лицензирования в Государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья (включая спиртосодержащие растворы), и на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции, виноматериалов и спиртосодержащих полуфабрикатов этой продукции. Включение сведений о лицензии в данный реестр говорит о получении организацией лицензии в уполномоченном на ведение лицензионной деятельности органе и является обязательным. В случае невключения сведений в реестр у организации могут возникнуть различного рода неприятности и обстоятельства, препятствующие осуществлению лицензируемого вида деятельности. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 825 “О ведении Государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции” органами Госналогслужбы России с 1 октября 1997 года прекращена продажа специальных марок для маркировки алкогольной продукции юридическим лицам, имеющим лицензии, не включенные в указанный Государственный сводный реестр, что может оказаться серьезным препятствием для организаций, осуществляющих производство и розлив алкогольной продукции.
     

     Далее следует остановиться на лицензировании деятельности организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 6 % от объема единицы алкогольной продукции или с объемом такого производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год. В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 171-ФЗ осуществление лицензирования указанных видов деятельности таких организаций входит в компетенцию субъектов Российской Федерации. К ведению субъектов Российской Федерации относится и установление самого порядка лицензирования соответствующих видов деятельности на их территории. Планируется передать функции лицензирования любой алкогольной продукции Госналогслужбе России, но до внесения таких изменений следует руководствоваться изложенным выше. В целом, вопрос осуществления лицензирования производства и оборота алкогольной продукции на уровне субъектов Российской Федерации не представляет особых затруднений, но необходимо учитывать некоторые особенности.
     
     Например, часто встречаются случаи, когда организации, получившие соответствующую лицензию на региональном уровне, дающую право на осуществление производства и оборота алкогольной продукции только на территории данного субъекта Российской Федерации, стремятся раздвинуть ограничивающие территориальные рамки и распространить осуществление данной деятельности на территории других субъектов Российской Федерации. При этом им следует помнить, что согласно постановлению Правительства РФ N 1418 деятельность на основа-нии лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории иных субъектов Российской Федерации может осуществляться только после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, если это необходимо, указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности. О проведении регистрации в лицензии делается отметка о занесении в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий. Только организации, прошедшие такую регистрацию, вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации. При этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут отказать в такой регистрации, а соответственно, в праве на осуществление производства и оборота алкогольной продукции на подведомственной им территории в случае наличия в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации и в случае отрицательного экспертного заключения, установившего несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности и условиям безопасности. Иными словами, на региональном уровне причины для отказа в разрешении на осуществление производства и оборота алкогольной продукции те же, что и при выдаче лицензии на федеральном уровне. Да и весь порядок лицензирования производства и оборота алкогольной продукции на региональном уровне не должен противоречить общим принципам осуществления лицензионной деятельности, закрепленным в постановлении Правительства РФ N 1418, Федеральном законе N 171-ФЗ и постановлении Правительства РФ N 727.
     
     Таковы общие вопросы, связанные с получением лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции.
     

     Отдельно подлежат рассмотрению вопросы лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией.
     
     Как уже было указано выше, розничная торговля алкогольной продукцией входит в понятие оборота алкогольной продукцией. И так как лицензированию подлежат производство и оборот алкогольной продукции, то под необходимость лицензирования подпадает и розничная торговля алкогольной продукцией.
     
     Вопросы лицензирования розничной торговли данным видом продукции регулируются Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987 “О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией”. Данное Положение определяет порядок выдачи уполномоченными на то органами и, следовательно, получения лицензии на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией организациями и лицами, намеревающимися осуществлять торговлю алкогольной продукцией в розницу.
     
     При определении понятия “розничная продажа” следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), согласно которому розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования, то есть продажу непосредственно населению с расчетами через кассовый аппарат торговой организации (продажа может осуществляться без использования кассового аппарата в случаях, предусмотренных действующим законодательством).
     
     При торговле алкогольной продукцией как в розницу, так и оптом лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанного вида деятельности и определяющим условия его осуществления. Такими условиями является соблюдение Правил розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации и санитарных норм при продаже алкогольной продукции.
     
     Непосредственно лицензирование данного вида деятельности осуществляют органы местного самоуправления, на территории которых производится торговля алкогольной продукцией.
     
     В целом, сам процесс лицензирования розничной торговли алкогольной продук-цией и правила ведения лицензионной деятельности весьма схожи с правилами лицензирования производства, розлива, хранения и оптовой реализации алкогольной продукции. Для получения лицензии на право осуществления розничной реализации данной продукции также необходимо представить в орган лицензирования, на территории которого предполагается осуществление данной деятельности, определенный набор документов. Эти документы несколько отличаются от тех, которые представляются в орган лицензирования при намерении осуществлять производство, розлив, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции, что связано, в первую очередь, с возможностью производить розничную продажу алкогольной продукции индивидуальными предпринимателями. Этот перечень приведен в вышеуказанном Положении о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией.
     

     Рассмотрение заявления о выдаче лицензии на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией с приложенными к нему документами производится после представления заявителем документа, подтверждающего оплату рассмотрения заявления в размере одной десятой минимального размера оплаты труда. Кроме этого вида платы, взимается плата за выдачу лицензии, величина которой равна трем минимальным размерам оплаты труда. Таким образом, как рассмотрение заявления о выдаче лицензии, так и сама выдача лицензии на право осу-ществления розничной реализации алкогольной продукции производятся на платной основе;  плата за осуществление указанных действий поступает в доход бюджета, за счет которого содержится орган лицензирования.
     
     Особо следует осветить один важный вопрос, который очень часто возникает у предприятий и организаций, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанный вид деятельности.
     
     Речь идет о том, что плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии и плата за выдачу лицензии нередко рассматриваются как налоговый платеж, установленный подпунктом “л” п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (далее по тексту - Закон РФ N 2118-1). Размеры этих видов платежей отличаются друг от друга, но организации, предприятия и индивидуальные предприниматели воспринимают вышеуказанный налоговый платеж как повторное и к тому же осуществляемое в гораздо большем размере взимание платы за рассмотрение заявления и выдачу лицензии на осуществление розничной реализации алкогольной продукции. Конечно, как следствие - возмущение и нежелание производить платежи. Однако все три указанных платежа не дублируют друг друга.
     
     Налоговый платеж или лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями установлен подпунктом “л” п. 1 ст. 21 Закона РФ N 2118-1. Он относится к местным налогам и в соответствии с п. 4 этой же статьи может устанавливаться решением органа местного самоуправления. Его вносят юридические лица в размере 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год и физические лица в размере 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, реализующие винно-водочные изделия населению.
     
     Вышеуказанная плата налоговым платежом не является, так как установлена Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987 “О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией”. размеры этих видов платы определяются на основании постановления Правительства РФ N 1418 и исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности.
     

     Двойным налогообложением это также не является. Каждый из платежей имеет свое предназначение, и уплата одного из них не означает отмены требования внесения других.
     
     Одновременно необходимо отметить еще один момент, тесно связанный с перечисленными видами платежей. Указом Президента Российской Федерации от 29.10.92 N 1311 “О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции” с 1 декабря 1992 года введено лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами, к числу которых относятся и винно-водочные изделия. Размер платы за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, местным органам власти рекомендовано устанавливать в соответствии с объявленным доходом от реализации. И вот здесь как раз и возникает вопрос о том, могут ли местные органы власти устанавливать одновременно лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, предусмотренный Законом РФ N 2118-1, и плату за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, и если “да”, то не окажется ли это фактически двойным налогообложением?
     
     При решении данного вопроса местным органам власти следует иметь в виду, что в целях избежания двойного налогообложения при осуществлении розничной торговли алкогольной продукцией может вводиться либо лицензионный сбор, установленный Законом РФ N 2118-1, либо плата за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, установленная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции”.
     
     И еще один аспект темы лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией, который возник после вступления в силу Федерального закона от 08.01.98 N 5-ФЗ “О сборе за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции”. В последнее время у предприятий и организаций возникает вопрос о том, не утратило ли силу Положение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987, в связи с выходом Федерального закона от 08.01.98 N 5-ФЗ и внесением изменений и дополнений в Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ порядок лицензирования деятельности по производству и обороту алкогольной продукции устанавливается в соответствии с положениями ст. 6 и 7 этого Федерального закона. Изменениями и дополнениями, внесенными в него Федеральным законом от 10.01.97 N 15-ФЗ, установлено, что за выдачу лицензий на производство и оборот алкогольной продукции заявитель уплачивает сбор в порядке и размерах, которые устанавливаются федеральным законом; до принятия федерального закона указанный сбор уплачивается в порядке и размерах, которые установлены Правительством РФ. Таким образом, складывается следующая ситуация: до принятия соответствующего Федерального закона определение размеров уплаты и порядка уплаты сбора за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции регулировались Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.98 N 727 (до его вступления в силу - постановлением Правительства РФ от 08.02.96 N 127), а вопросы, связанные с этими сборами, уплачиваемыми при лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, - Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987. Однако следует учитывать, что действие Федерального закона от 08.01.98 N 5-ФЗ распространяется только на отношения, связанные с производством, розливом, хранением и оптовой реализацией алкогольной продукции и не затрагивают розничную продажу этой продукции. В связи с этим Федеральный закон от 08.01.98 N 5-ФЗ, заменив в части взимания сбора за выдачу лицензии соответствующие пункты Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции, не отменил Положение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987, в связи с чем оно остается в силе и продолжает действовать.
     
     Правительство РФ во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.10.98 N 1199 “Об усилении государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” и в целях защиты здоровья и жизни населения, повышения качества продукции, поступающей на рынок, усиления государственного контроля и регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, увеличения доходов в бюджеты всех уровней и обеспечения экономической безопасности государства, начиная с 1 ноября 1998 года, вводит усиленный контроль за производством и оборотом этилового спирта из всех видов сырья, а также за оптовой торговлей алкогольной продукцией. Рассматриваемую в данной статье тему это затрагивает следующим образом: государство вводит систему аккредитации организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией для розничной торговли и общественного питания, на основе конкурсов среди организаций, имеющих лицензии на оптовые поставки алкогольной продукции. Это означает, что не все организации будут иметь право на осуществление оптовой торговли алкогольной продукцией, а лишь те, которые будут  аккредитованы, то есть уполномочены, для ведения этой деятельности в каждом регионе. Порядок аккредитации пока еще не разработан, соответствующим ведомствам только еще дано задание определить этот порядок. Однако ясно, что подобные конкурсы будут проводиться среди предприятий и организаций, уже имеющих соответствующие лицензии на право осуществления оптовой торговли алкогольной продукцией, и это дает основание полагать, что в ближайшее время изменений в самом порядке лицензирования деятельности по оптовой продаже алкогольной продукции не произойдет, так как задания по изменению этого порядка соответствующим органам в вышеуказанном постановлении Правительства Российской Федерации не дано.     
    

(Продолжение следует)