Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает П.П. Грузин, советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России


На вопросы налогоплательщиков отвечает
П.П. Грузин,
советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России

     

     При расчете налога за отчетный год налоговый инспектор не принял у предпринимателя ряд расходов по уменьшению налогооблагаемого дохода. Каким образом предприниматель может включить эти затраты в расчет подоходного налога за следующий год или возвратить излишне уплаченный налог, если оказалось, что расходы не приняты ошибочно?

     
     В случае неправильного исчисления налога с доходов физических лиц взыскание либо возврат налоговой суммы производится не более чем за три года, предшествующих обнаружению факта неправильного удержания.
     
     В связи с тем, что исчисление подоходного налога производит налоговая инспекция, предприниматель должен подать аргументированное заявление в свою налоговую инспекцию с просьбой пересчитать декларацию за отчетный год.
     
     По результатам перерасчета суммы платежей, излишне поступившие в бюджет в результате неправильного исчисления, подлежат возврату (по письменному заявлению плательщика) либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм за следующий год.
     

     Должна ли налоговая инспекция предоставить предпринимателю льготу по подоходному налогу как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, если декларация подана после 1 апреля 1998 года?

     
     Если предприниматель одновременно с декларацией о доходах представил необходимые документы для получения льготы как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то данную льготу следует ему предоставить.
     
     По факту несвоевременной подачи декларации предпринимателем налоговый орган должен применять меры в соответствии со ст. 7 Закона РФ “О Государственной налоговой службе Российской Федерации”.
     

     Индивидуальный предприниматель подал декларацию о доходах, полученных в 1997 году, 4 апреля 1998 года, затем в июне выявил ошибку и 15 июля 1998 года подал новую декларацию, в которой уточнил данные, указанные в ранее поданной декларации. Должен налоговый орган принять измененную декларацию или нет? Вправе ли налоговый орган применять в данном случае финансовые санкции и какие?

     
     Статьей 18 Закона “О подоходном налоге с физических лиц” предусмотрено право физического лица в месячный срок после подачи в налоговый орган декларации о доходах уточнить данные, заявленные им в этой декларации. Таким образом, если декларация подана в налоговый орган 4 апреля 1998 года, то она может быть уточнена только в течение месяца, то есть не позднее 4 мая 1998 года.
     

     В связи с вышеизложенным, налоговая инспекция в данном случае должна декларацию, поданную 15 июля 1998 гоад, зарегистрировать и приобщить к делу, как и любой другой документ, представленный предпринимателем в налоговую инспекцию. Однако данной декларацией предприниматель не может внести изменения в декларацию от 4 апреля 1998 года, так как срок уточнения декларации истек.
     
     Налоговый орган должен проводить проверку по декларации, поданной 4 апреля 1998 года. Декларация, представленная 15 июля 1998 года, может использоваться налоговой инспекцией в качестве подсобного материала.
     
     За несвоеременное представление декларации о доходе в налоговый орган (4 апреля 1998 года):
     
     а) в соответствии с п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 “О государственной налоговой службе Российской Федерации” на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении декларации о доходах, государственные налоговые инспекции вправе налагать административный штраф в размере от 2 до 5 минимальных месячных оплат труда (далее по тексту - ММОТ);
     
     б) в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” к гражданам, виновным в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах, государственные инспекции обязаны применить финансовую санкцию в виде взыскания 10 % причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.
     
     Если по результатам документальной проверки декларации от 4 апреля 1998 года установлено сокрытие (занижение) дохода в декларации, то:
     
     а) в соответствии с п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” на граждан, виновных во включении в декларацию искаженных данных, государственные налоговые инспекции вправе налагать административный штраф в размере от 2 до 5 ММОТ;
     
     б) в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” налогоплательщик, скрывший или занизивший свой доход, несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода и штрафа в размере той же суммы.
     
     При установлении судом фактов умышленного сокрытия или занижения дохода приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода.
     

     При этом следует иметь в виду, что под сокрытым (заниженным) доходом понимаются не отраженные в декларации доходы, с которых у источника выплаты не был удержан налог, а также при установлении фактов включения в затраты расходов, не подлежащих исключению из валового дохода либо включенных по недостоверным (фиктивным) документам.
     

     Имеет ли право индивидуальный предприниматель нанимать на постоянную работу граждан либо иных предпринимателей в качестве продавцов товара по трудовому договору?

     
     Трудовые отношения регулируются Кодексом законов о труде РСФСР. Статьей 15 Кодекса предусмотрено, что правом найма граждан на работу и заключения трудовых договоров обладают только предприятия, учреждения и организации (то есть юридические лица).
     
     Предприниматели не наделены правом найма граждан на работу по трудовым договорам, однако они вправе заключать с гражданами договора гражданско-правового характера, в частности договора подряда.
     

     Правомерно ли отнесение на расходы согласно подпункту “и” п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 документально подтвержденных затрат по проезду и проживанию в гостинице в случае, если предприниматель выполнял работу в другом населенном пункте? Обязан ли он в этом случае выписывать себе командировочное предписание? Имеет ли в данном случае предприниматель право на получение суточных в пределах установленных норм с отнесением их на расходы?

     
     Действующим законодательством невключение в налогооблагаемый доход компенсационных выплат в пределах установленных норм при командировании предусмотрено только для командируемых работников, состоящих с предприятиями (учреждениями, организациями) в трудовых отношениях.
     
     В соответствии с п. 1 инструкции Минфина СССР от 07.04.88 N 82 “О служебных командировках в пределах СССР” служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения (предприятия, учреждения, организации) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.
     
     На предпринимателей без образования юридического лица указанное положение не распространяется, в связи с чем он не имеет права выписывать себе командировочное удостоверение и начислять суточные с отнесением на расходы. Что же касается расходов, связанных с разъездами в целях осуществления предпринимательской деятельности, то расходы по проезду и проживанию включаются в затраты в размере фактически произведенных расходов при условии документального подтверждения. Кроме этого, необходимо подтвердить факт совершения хозяйственных операций (производства работ, оказания услуг), связанных с деятельностью предпринимателя в данной местности. Подтверждением может служить факт производства работ в соответствии с договором.
     

     Правомерно ли отнесение на затраты индивидуального предпринимателя расходов по оплате обязательных страховых сборов железной дороги при отправке грузов согласно подпункта “щ” п. 2 Положения о составе затрат?

     
     В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” и п. 42 инструкции Госналог-службы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" у предпринимателя состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат.
     
     Согласно подпункту “щ” п. 2 указанного Положения оплата обязательных страховых сборов железной дороги при отправке грузов подлежит включению в состав затрат предпринимателя в том налогооблагаемом периоде, в котором данный груз был реализован предпринимателем.
     

     Индивидуальный предприниматель продает основное средство, принадлежащее ему на праве собственности, например, торговую палатку. Должны ли ему предоставляться вычеты из совокупного дохода в размере 1000-кратного МРОТ?

     
     В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” исчисление подоходного налога с доходов, полученных от реализации товаров, изделий и другого имущества, произведенной лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности, производится без исключения из совокупного облагаемого дохода сумм, указанных в подпункте “т” п. 1 ст. 3 этого Закона. В этом случае исключению из облагаемого налогом дохода подлежат документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, связанные с изготовлением и реализацией имущества.
     
     В случае реализации предпринимателем имущества, принадлежащего ему на праве личной собственности (торгового павильона), полученный доход уменьшается  на суммы, указанные в подпункте “т” п. 1 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”.
     

     Освобождаются ли от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств в соответствии с пунктом 53.2 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 предприниматели без образования юридического лица, приобретающие легковые автомобили, но не предполагающие использовать их при осуществлении предпринимательской деятельности?

     
     Легковые автомобили, приобретенные предпринимателем в личное пользование, не облагаются налогом на приобретение автотранспорт-ных средств при условии, если в заявлении при регистрации автотранспортных средств предприниматель указывает, что будет использовать эти автотранспортные средства не для предпринимательской деятельности, а только для личного пользования (п. 1.13 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГАИ, утвержденных приказом МВД России от 26.11.96 и зарегистрированных в Минюсте России 30.12.96 N 1223, и разъяснения МВД России от 26.06.95 N 13/5).
     

     Каков порядок налогообложения доходов жителей Украины, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, работающих в летнее время по договору подряда на прополке, уборке сахарной свеклы и других работах?

     
     Особенности  налогообложения доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации, изложены в ст. 17 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, в которой указано, что с доходов от источников в Российской Федерации (кроме доходов, указанных в главах II и III настоящего Закона), получаемых физическими лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации, налог удерживается у источника выплаты по ставке 20 %, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР и решениями, принимаемыми на основе принципа взаимности. Россия и Украина не заключали договора по данному вопросу.
     
     Объектами налогообложения главы II Закона являются физические лица, состоящие в трудовых и приравненных к ним отношениях на одном предприятии, рассматриваемом в качестве основного места работы.
     
     Объектами налогообложения главы III в соответствии со ст. 10 Закона являются любые доходы, в том числе от предпринимательской деятельности, получаемые физическими лицами одновременно с доходами по основному месту работы от других предприятий, организаций или физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей.
     
     Данная работа по договору подряда не может быть отнесена к основному месту работы или к доходам, получаемым одновременно с доходами по основному месту работы на территории Российской Федерации.
     
     В связи с вышеизложенным, на основании ст. 17 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, с таких доходов налог удерживается у источника выплаты по ставке 20 %.
     

     Предприниматель имеет основное место работы. При представлении декларации о доходах он представил справку с основного места работы о том, что зарплата ему в течение года не начислялась и вычеты на детей и иждивенцев не производились. Должны ли ему предоставить указанные вычеты по доходам от предпринимательской деятельности?

     
     В случае если по основному месту работы гражданин не воспользовался вычетами, то при декларировании совокупного годового дохода и окончательном расчете налога ГНИ физическое лицо вправе воспользоваться ими при представлении необходимых документов на основании п. 45 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 “О подоходном налоге с физических лиц”.
     

     Правомерно ли применение к предпринимателю штрафных санкций в 3-х кратном размере неоприходованной суммы денежной наличности, предусмотренных п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”, если при проверке предпринимателя установлено, что он в своей отчетности показал не все суммы, полученные от реализации товара?

     
     В п. 19 Разъяснения по отдельным вопросам “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью” (письма Банка России от 16.03.95 N 14-4/95 и от 28.01.97 N 14-4/50) указано, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке, установленном налоговым законодательством.
     
     Порядок ведения кассовых операций предпринимателем налоговым законодательством не установлен, в связи с чем применение к предпринимателю штрафных санкций в 3-х кратном размере неоприходованной суммы денежной наличности, предусмотренных п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”, неправомерно.
     

     Индивидуальный предприниматель, занимающийся оказанием транспортных услуг, собирается приобрести новый автомобиль для ведения предпринимательской деятельности. Надо ли будет ему платить налог на приобретение автотранспортных средств? Как стоимость автомобиля будет списываться на затраты? Могут ли лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, производить переоценку основных средств и начислять амортизацию со стоимости основных средств (в частности автранспорта) после переоценки?

     
     В соответствии с п. 58 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” суммы платежей по налогу на приобретение автотранспортных средств включаются плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг (предпринимателями - в состав расходов декларации о доходах).
     
     Основные средства, используемые предпринимателем в процессе осуществления деятельности, учитываются по их первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретение при наличии документов (счетов, платежных документов, товарных чеков, накладных и т.д.).
     

     В состав расходов предпринимателя включаются амортизационные отчисления по основным фондам, используемым для получения дохода. Сумма износа (амортизационные отчисления) начисляется в процентах от стоимости основных средств либо от стоимости транспортных средств на 1000 км пробега по нормам амортизации на полное восстановление, указанным в Положении о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072.
     
     Начисление амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, и прекращается по выбывшим основным фондам с первого числа месяца, следующего за их выбытием. Начисление амортизационных отчислений производится ежемесячно.
     
     В связи с вышеизложенным, амортизация должна начисляться в процентах от первоначальной стоимости основных средств, то есть от цены их приобретения.
     
     Действующими в настоящее время постановлениями Правительства РФ о переоценке основных фондов возможность переоценки основных фондов у предпринимателя без образования юридического лица не предусматривается.
     

     В случае смерти индивидуального предпринимателя вправе ли жена получить излишне перечисленный им в бюджет подоходный налог? Если вправе, то как это правильно оформить?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги, признаются движимым имуществом.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам согласно завещанию или закону.
     
     Таким образом, наследники умершего налогоплательщика вправе получить в порядке наследования причитающееся ему имущество в виде возврата излишне уплаченной в бюджет суммы подоходного налога.
     
     В подтверждение своих прав наследник должен представить в налоговый орган документ, подтверждающий его права на наследование имущества умершего, удостоверенный нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе или занимающимся частной практикой, а в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса - должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными на совершение этих действий.
     

     Следует ли расценивать как занижение дохода факт, когда налогоплательщик не отразил в декларации сумму, прошедшую налогообложение у источника выплаты по ставке 12 %, подлежащую налогообложению в составе совокупного годового дохода по ставке, превышающей 12 %? Какие санкции применяются в данном случае к налогоплательщику?

     

     Под сокрытым (заниженным) доходом понимаются не отраженные в декларации доходы, с которых у источника выплаты не был удержан налог. Кроме того, при установлении фактов включения в затраты расходов, не подлежащих исключению из валового дохода либо включенных по недостоверным (фиктивным) документам, плательщик несет также ответственность за занижение (сокрытие) дохода в установленном порядке.
     
     Таким образом, в данном случае следует применять не финансовые санкции, предусмотренные пунктами 1 “а” и 1 “б” ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (за сокрытие или занижение дохода), а положения п. 8 и п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 “О Государственной налоговой службе Российской Федерации”, в соответствии с которыми госналогинспекциям предоставляется право применять к гражданам финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся сумм налогов за отсутствие учета дохода или ведение этого учета с нарушением установленного порядка и налагать административные штрафы на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или в ведении его с нарушением установленного порядка либо во включении в декларации искаженных данных.