Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Е.В. Бурмак, советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России


На вопросы налогоплательщиков отвечает
Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России     


     Каков действующий порядок взыскания задолженности с валютных счетов юридических лиц?

     
     Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.01.98 N 10 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”" в письмо Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России от 13/16.08.94 N ВГ-4-13/94н/104/104 "Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”" были внесены изменения в части взыскания в бесспорном порядке недоимки по налогам и другим обязательным платежам и сборам, а также пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов.
     
     В соответствии с названным письмом установлено, что в случае отсутствия рублевых средств на расчетных, текущих и иных (кроме ссудных и депозитных) счетах предприятий (учреждений, организаций) налоговые органы вправе со дня возникновения недоимки по налогам и другим обязательным платежам взыскивать в бесспорном порядке указанные недоимки, а также пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов предприятий (учреждений, организаций) в пределах остатков денежных средств на этих счетах, а в случае недостаточности этих средств - с последующих поступлений сумм в иностранной валюте в объеме, эквивалентном всей сумме в рублях, подлежащей списанию в бесспорном порядке.
     
     Вместе с тем порядок взыскания задолженности с валютных счетов налогоплательщика, установленный совместным письмом Банка России от 05.04.94 N 83, Минфина России от 04.04.98 N 1-35, Госналогслужбы России от 04.04.94 N НИ-4-13/44н, предусматривающий выписку налоговым органом на текущий валютный счет предприятия инкассового поручения в рублях, не отменен и продолжает действовать.
     

     Действует ли в настоящее время Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденный Госналогслужбой России 28.02.94 N НИ-4-13/33н, Минфином России 01.03.94 N 3-1-07, Банком России 01.03.94 N 80 и зарегистрированный Минюстом России 04.03.94 N 507?

     
     Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденный Госналогслужбой России 28.02.94 N НИ-4-13/33н, Минфином России 01.03.94 N 3-1-07, Банком России 01.03.94 N 80, был разработан на основании положений Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”.
     

     Указом Президента Российской Федерации от 15.11.97 N 1233 “О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации” был отменен Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”.
     
     В связи с изложенным, вышеназванный Порядок утратил свою силу и не применяется.
     

     Каковы функции налоговых органов в связи с выходом Временной инструкции о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников, утвержденной приказом Минюста России от 03.07.98 N 76?

     
     Временной инструкцией о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников, утвержденной приказом Минюста России от 03.07.98 N 76 и зарегистрированной Минюстом России 03.07.98 N 1549, функции налоговых органов не определены.
     
     Согласно Временному положению о порядке обращения взыскания на имущество предприятий, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, вопросы, связанные с арестом имущества организаций-должников и оценкой арестованного имущества, находятся в компетенции федеральных органов налоговой полиции.
     

     Имеет ли право налоговый орган выносить постановление об административном аресте имущества на сумму задолженности по платежам в бюджет, возникшей после введения на предприятии внешнего управления и объявления моратория на удовлетворение требований кредиторов в соответствии со ст. 70 Федерального закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)”, с учетом того, что на основании ст. 69 названного Закона аресты имущества должника могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве?

     
     В случае введения внешнего управления в соответствии с частью 4 ст. 69 Федерального закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)” аресты имущества и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
     

     При этом частью 5 указанной статьи предусмотрено, что на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника вводится мораторий.
     
     Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 70 указанного Закона на налоговые платежи и сборы, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется.
     
     В связи с изложенным, обращение взыскания по налоговым и другим обязательным платежам в бюджет, сроки исполнения которых наступили после введения на предприятии внешнего управления, правомерно.
     

     Следует ли считать отсроченными платежи предприятий, по которым имеется решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства?

     
     Согласно п. 1 ст. 98 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника (в том числе отсроченных обязательных платежей) считается наступившим.
     
     С этого момента прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
     
     Однако данное положение не распространяется на обязательства организации-банкрота, возникшие после открытия конкурсного производства. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникла в ходе конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди (п. 1 ст. 106 указанного Закона) и подлежат уплате в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
     

     Правомерно ли изъятие квартплаты из кассы предприятия в счет погашения задолженности по платежам в бюджет в соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”?

     
     Согласно письму Минфина России от 23.06.98 N 04-01-14 платежи от населения, поступающие на счета учета денежных средств муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства, уставной деятельностью которого является эксплуатация жилищного фонда, состоят из:
     

     - оплаты расходов по техническому содержанию жилья и платы за найм (бывшая квартирная плата), которые являются доходами предприятия и учитываются на счете 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”;
     
     - коммунальных платежей, которые являются целевыми сборами в пользу других организаций за оказываемые коммунальные услуги, и в бухгалтерском учете учитываются на счете 96 “Целевые финансирование и поступления” на соответствующих субсчетах.
     
     Учитывая изложенное, изъятие квартплаты из кассы предприятия в счет погашения задолженности по платежам в бюджет в соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, правомерно, так как квартплата является доходом предприятия, то есть его имуществом, а не средствами целевого финансирования, и учитывается на счете 46.
     
     При решении данного вопроса необходимо также учитывать действие в данном регионе постановления Правительства РФ от 18.06.96 N 707 “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг”, согласно которому в состав платежей населения за жилье введена плата нанимателей за наем жилья, предназначенная для целевого использования собственником на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции и, соответственно, подлежащая исключению из указанной суммы.
     

     На какой срок может заключаться Мировое соглашение с предприятием-должником? Если кредитором является только налоговая инспекция, имеет ли она право предоставлять отсрочку по уплате налогов или скидку с долга и в каких размерах?

     
     Согласно ст. 120 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить Мировое соглашение.
     
     В соответствии со ст. 1, 2, 3, 11 и 30 данного Закона налоговые органы не относятся к конкурсным кредиторам и не могут участвовать в заключении Мирового соглашения по вопросам, связанным с погашением задолженности по налогам и сборам. Пунктами 2 и 3 ст. 11 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” установлено, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой налога или его отменой, а в отношении физических лиц также смертью. Иные основания прекращения обязанности по уплате налогов и сборов, например, в результате заключения Мирового соглашения, действующим законодательством не предусмотрены. Таким образом, Мировое соглашение не может быть заключено по делам, возбужденным по иску налогового органа, являющегося единственным кредитором.
     
     По указанным причинам суммы задолженности по налогам и сборам не могут быть включены в условия Мирового соглашения и в случае участия других кредиторов.
     

     В госналогинспекцию обратился директор территориального агентства по делам о несостоятельности (банкротстве) с просьбой приостановить направление заявлений в арбитражный суд на ликвидацию предприятий из-за отсутствия финансирования расходов на осуществление ликвидационных мер, так как в настоящее время не создан специальный фонд при ФСДН России и не определен источник финансирования ликвидационных мероприятий. Прав ли он?

     
     У налоговых органов не имеется правовых оснований для приостановления направления в арбитражные суды исковых заявлений о ликвидации организаций, не представляющих отчетность, по причине отсутствия финансирования расходов на осуществление ликвидационных процедур у территориальных агентств по делам о несостоятельности (банкротстве).
     
     По вопросу создания специального фонда для финансирования расходов на осуществление ликвидационных мер территориальному агентству по делам о несостоятельности (банкротстве) следует самостоятельно обратиться в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, которая и должна урегулировать данный вопрос с Минфином России.