Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Инвентаризация и достоверность отчетности


Инвентаризация и достоверность отчетности

     

А.Ф. Звороно,
генеральный директор
аудиторской компании“Ролловер”

И.Г. Звороно,
главный аудитор

     
     Утвержденное приказом Минфина России от 26.12.94 N 170 Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета для всех предприятий, являющихся юридическими лицами независимо от форм собственности.
     
     Данное положение определяет, что главными задачами бухгалтерского учета являются:
     
     - формирование полной и достоверной информации;
     
     - обеспечение контроля за наличием и движением имущества;
     
     - своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.
     
     И именно инвентаризация обеспечивает выполнение вышеназванных задач.
     
     Анализ результатов аудиторских проверок, проведенных нашей фирмой за последний год, позволил сделать следующие выводы:
     
     - инвентаризация не проводилась в 30 % аудируемых предприятий,
     
     - инвентаризация проводилась с грубыми нарушениями в 70 % аудируемых предприятий.
     
     На наш взгляд, инвентаризация приобретает в настоящее время особую значимость. Знание порядка ее проведения позволяет определить реальное наличие и стоимость имущества предприятий, реальность и достоверность расчетов с дебиторами и кредиторами, избежать не только возможных злоупотреблений, но и банкротства.
     
     В учетной политике инвентаризация либо не упоминается, либо присутствует за редким исключением в виде фразы: “инвентаризация проводится в соответствии с действующим законодательством”.
     
     Как отмечалось выше, инвентаризация, являясь одним из важнейших разделов учета, имеет целью обеспечить данные бухгалтерского учета. Конечно, зачастую главным бухгалтерам не хватает опыта. Руководители заняты решением текущих задач и, как правило, не задумываются, когда подписывают приказ по учетной политике. Поэтому давайте еще раз вернемся к моменту разработки учетной политики по пункту “Инвентаризация”.
     
     Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 N 49, являются нормативным актом, регламентирующим проведение инвентаризации. Данный документ устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
     

     Самостоятельность в определении порядка и сроков инвентаризации связана со спецификой различных видов имущества, с необходимостью инвентаризации более чем один раз в год.
     
     Для крупных предприятий целесообразно разработать внутреннее положение об инвентаризации, которое станет одним из приложений к учетной политике предприятия.
     
     Не следует забывать, что дополнения, вносимые в учетную политику предприятия, необходимо обосновывать и должным образом оформлять организационно-распорядительными документами.
     
     В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и Положением о бухгалтерском учете и отчетности определяется количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.
     
     Для предприятий, владеющих значительными запасами товарно-материальных ценностей, целесообразно создавать постоянно действующую инвентаризационную комиссию, которая выполняет организационно-контрольные функции.
     
     На средних и крупных предприятиях для непосредственного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
     
     Состав постоянно - действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель предприятия (организации). В состав комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники), представители службы внутреннего аудита, аудиторских компаний.
     
     На практике подготовка к инвентаризации чаще всего не осуществляется. Члены комиссии, даже если таковые имеются, о выполняемой ими задаче не знают. А ведь отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
     
     Постоянно действующая комиссия должна организовывать инвентаризации:
     
     - определять количество рабочих инвентаризационных комиссий;
     
     - определять численность и профессиональный состав комиссий;
     
     - устанавливать последовательность проведения инвентаризаций;
     
     - контролировать проведение работ инвентаризационными комиссиями;
     

     - проверять правильность выведения результатов инвентаризаций, обоснованность зачетов по пересортице.
     
     Правильно проведенная инвентаризация, во-первых, позволяет предприятию составить реальный баланс, а во-вторых, иметь реальную информацию о сохранности товарно-материальных ценностей.
     
     В процессе аудита предприятий часто встречаются случаи недооформления инвентаризационных описей, совпадения инвентарных остатков ценностей с книжными данными, формального составления ведомостей на основе карточек складского учета, в которых не бывает расхождений с книжными остатками.
     
     При проведении инвентаризаций выявляются следующие наиболее часто встречающиеся ошибки.
     
     1. Отсутствие в описях итоговых данных в стоимостном выражении.
     
     2. Внесение материалов и МБП в одну опись.
     
     3. Внесение объектов учета в опись без указания их стоимости.
     
     4. Наличие подчисток и исправлений, не утвержденных членами комиссии.
     
     5. В описи числятся основные средства, переданные в аренду (арендованные основные средства должны быть учтены в отдельной описи).
     
     6. Совпадение фактического наличия МБП с учетной суммой и в то же время несовпадение количественных показателей.
     
     7. Отсутствие описи на объекты недвижимости.
     
     8. Отсутствие сличительных ведомостей.
     
     9. Отсутствие подписей материально-ответственных лиц.
     
     10. Отсутствие расписки материально-ответственных лиц перед началом инвентаризации о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию, все поступившие на их ответственность материальные ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
     
     11. Проведение списания основных средств без достаточных оснований.
     
     12. Акты инвентаризации подписаны лицами, не являющимися членами комиссии.
     
     И еще одна характерная ситуация. В процессе аудиторской проверки предприятия “А” было принято решение о выборочной проверке качества проведенной инвентаризации. Аудиторами было выбрано к проверке оборудование цеха № 1, площадь которого передана в аренду без оборудования.
     
     В результате посещения цеха аудиторы выявили отсутствие оборудования, хотя согласно представленной инвентаризационной описи оно числилось за данным цехом. Дальнейшее исследование данного факта показало, что часть оборудования списана, а часть перемещена к новому месту хранения. Оказалось, что службой главного механика документы в бухгалтерию сданы несвоевременно.
     

     В этом случае в ходе инвентаризации не была решена основная задача: выявление фактического наличия основных средств. И результат - недостоверные данные инвентаризации повлекли искажение данных бухгалтерского баланса по строкам 120 и 122. Кроме того, предприятие, испытывавшее финансовые трудности, перечислило завышенную сумму налога на имущество.
     
     Представленный выше перечень далеко не полный. И на наш вопрос: “С чем связано подобное легкомысленное отношение к вопросам учета и сохранности имущества предприятия?” - мы получали следующие ответы:
     
     - Это дорого.
     
     - Вы усложняете, все эти правила невозможно исполнить.
     
     - Это очень трудоемко, не хватает счетных работников.
     
     - Все равно ничего не изменишь.
     
     - Мы самостоятельно решаем этот вопрос.
     
     На эти реплики мы отвечали, что инвентаризацию можно провести, не отвлекая большое количество специалистов от основной работы.
     
     Для этого необходимо выполнить всего несколько последовательных действий:
     
     1. Изучить Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
     
     2. Провести предварительную подготовку. Тщательно подготовленная инвентаризация - это в большой степени качественная инвентаризация.
     
     3. Осуществлять инвентаризацию денежных средств не планово, а внезапно.
     
     4. Работать с дебиторской и кредиторской задолженностью не только в период инвентаризации, а в течение года.
     
     5. Грамотно выбрать время проведения инвентаризации: начало (конец) учетного периода, окончание технологического цикла, для торговых предприятий - наименьшие товарные запасы и т.д.