Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Г.В. Зинькова, главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России


На вопросы налогоплательщиков отвечает
Г.В. Зинькова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Учетной политикой предприятия для целей налогообложения установлен метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере оплаты.
     
     Имеет ли предприятие право включать штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров в налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль по мере их фактического получения?

     
     В соответствии с Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” в состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду; доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые Федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
     
     До принятия указанного закона при определении состава затрат следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с учетом изменений и дополнений. В соответствии с п. 14 и 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных доходов (расходов) включаются присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы (расходы) от возмещения причиненных убытков.
     
     Инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (приложение № 11) предусмотрено, что внереализационные доходы (расходы), поименованные в п. 14 и 15 Положения о составе затрат, для целей налогообложения принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета. А именно, на основании п. 66 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 № 170, штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда или арбитража об их взыскании, относятся на финансовые результаты у организации и до их получения отражаются в отчетности получателя по статьям дебиторов.
     
     Учитывая изложенное, независимо от принятого предприятием для целей налогообложения метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) в состав внереализационных доходов (расходов) для целей налогообложения включаются присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков.
     

     Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” предусмотрена льгота для общественных объединений охотников и рыболовов и их предприятий. Закон г. Москвы от 18.06.97 N 19 “О ставках и льготах по налогу на прибыль” данную льготу не предоставляет.
     
     Следует ли нам применять Закон г. Москвы и уплачивать налог на прибыль в городской бюджет в размере 22 % или можно применять льготу в соответствии с Федеральный законом?

     
     Действующим налоговым законодательством установлен единый порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль, а также единые на всей территории Российской Федерации налоговые льготы.
     
     Так, пунктом 6 ст. 6 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, с учетом изменений и дополнений, предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли общественных объединений охотников и рыболовов, а также находящихся в их собственности предприятий, полученной от реализации товаров (работ, услуг) охотничье-рыболовного, спортивно-оздоровительного и природоохранного назначения.
     
     Льгота применяется к вышеназванным объединениям, получившим от субъектов Российской Федерации в пользование территории охотничьих и рыболовных угодий и осуществляющим мероприятия по природоохранной деятельности, а также к предприятиям, находящимся в их собственности и созданным этими объединениями хозяйственным обществам, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественного объединения.
     
     Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
     
     Так, с 1 июля 1997 года вступил в силу Закон г. Москвы от 18.06.97 N 19 “О ставках и льготах по налогу на прибыль”, в соответствии с которым для предприятий и организаций, расположенных на территории г. Москвы, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, установлены дополнительные льготы.
     
     Налоговые льготы, установленные ст. 2 Закона г. Москвы применяются параллельно с налоговыми льготами, установленными Федеральным законодательством, то есть при выборе льготного режима налогообложения налогоплательщик имеет право:
     

     - пользоваться только льготами, установленными Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”;
     
     - использовать только льготы, установленные Законом г. Москвы (в отношении средств, перечисляемых в бюджет субъектов Российской Федерации);
     
     - в отношении средств, перечисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации, применять льготы, установленные ст. 2 Закона г. Москвы, после использования аналогичных льгот, установленных Федеральным законом.
     
     Порядок применения Закона г. Москвы доведен до налогоплательщиков госналогинспекцией по г. Москве письмом от 23.09.97 N 11-13/23278 "О порядке применения Закона города Москвы от 18.06.97 N 19 “О ставках и льготах по налогу на прибыль”".
     

     Ряд работников предприятия имеют служебные телефоны сотовой связи. Как можно разграничить разговоры, которые велись по сотовой связи, на связанные и не связанные с производственной необходимостью? Какие первичные документы необходимо представить в бухгалтерию для того, чтобы суммы, направленные на оплату телефонных разговоров по сотовой связи, включать в затраты по производству продукции (работ, услуг)?

     
     В соответствии с подпунктом “и” п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, с учетом изменений и дополнений, оплата услуг связи включается в затраты, связанные с управлением производством.
     
     К услугам связи, включаемым в себестоимость продукции, можно отнести затраты, связанные с осуществлением телефонных разговоров по сотовой связи.
     
     По нашему мнению, должностное лицо организации, отвечающее за затраты, связанные с осуществлением телефонных разговоров по сотовой связи, должно для контроля отслеживать по представленным счетам разговоры, не обусловленные производственной необходимостью.
     

     Согласно учетной политике предприятия для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере ее оплаты. Распространяется данный пункт учетной политики только на основную деятельность или и на реализацию прочего имущества?

     
     В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Правительством РФ от 05.08.92 N 552, для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
     

     Если согласно учетной политике предприятия для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере ее оплаты, то аналогично определяется для целей налогообложения и выручка от реализации основных средств и иного имущества.
     

     Общество с ограниченной ответственностью является разработчиком и производителем ряда лекарственных средств, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением Правительства РФ. Одновременно с производством указанных лекарственных средств организация ведет исследовательские работы по созданию новых лекарственных форм и их испытания с целью улучшения качества препаратов и расширения сферы применения. Заключен ряд договоров по разработке научно-технической документации, необходимой для обеспечения производственного процесса изготовления лекарственных средств.
     
     Являются ли указанные работы продукцией медицинского назначения, которая освобождается от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость?

     
     В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” освобождается от налогообложения прибыль предприятий всех организационно-правовых форм, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, входящей в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Правительством РФ.
     
     Перечень такой продукции, подлежащей освобождению от налога на прибыль, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.04.96 N 478. Дополнения в него внесены постановлением Правительства РФ  от 17.07.96 N 822.
     
     Подпунктом “у” п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” предусмотрено освобождение от этого налога лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Перечень продукции, освобожденной от налога на добавленную стоимость, установлен письмом Госналогслужбы России и Минфина России, согласованным с Минздравмедпромом России и Минсоцзащиты России от 17.04.96 N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07.
     
     Научно-техническая документация, необходимая для обеспечения производства лекарственных средств, в данные перечни не включена.
     

     В связи с переходом на упрощенную систему просим разъяснить: может ли предприятие включать в расходы, подлежащие зачету по п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.98 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, в разделе “Стоимость оказанных услуг” стоимость билетов железнодорожного транспорта для поездки сотрудников в служебные командировки и стоимость проживания сотрудников в гостинице?

     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.12.98 N 222-ФЗ “об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал).
     
     Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств; расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс три процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
     
     Затраты, не приведенные в этом перечне, в частности расходы на командировки (стоимость железнодорожных билетов для поездки сотрудников в служебные командировки и стоимость проживания в гостинице), при определении совокупного дохода, подлежащего налогообложению, не исключаются.