Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О поступлении ресурсных платежей в бюджет


О поступлении ресурсных платежей в бюджет

     

И.К. Выскребенцев,
государственный советник налоговой службы II ранга,
Госналогслужба России

     
     Рост платежей в консолидированный бюджет за 1 полугодие           текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года обеспечен по природным ресурсам на 3,6 %, по плате за землю на 28,6 %, по налогу на имущество на 3,3 %, в федеральный бюджет плата за землю увеличилась в 1,5 раза.
     

  Наименование платежей

Поступило

  Темп в %

  
 

01.07.97

01.07.98

  
 

В консолидированный бюджет

  
 

  
 

  
 

Платежи за пользование природными ресурсами, всего

13492,9

13976,0

103,6

в том числе:     

плата за недра
отчисления на ВМСБ
плата за землю
прочие платежи
акциз на минеральное сырье
Налог на имущество


7310,6
2985,3
2573,8
623,6
24405,7 18414,2


6313,1
3644,0
3310,7
707,7
17233,1
19029,4


86,4
122,1
128,6
113,5
70,6
103,3

Всего

56312,8

50238,6

89,2

В федеральный бюджет


 


 


 

Платежи за пользование природными ресурсами, всего

3410,7

3280,4

96,2

в том числе:   

плата за недра
отчисления на ВМСБ
плата за землю
акциз по минеральному сырью


1453,5
1572,1
281,8
23988,6


1149,5
1575,0
422,9
16852,9


79,1
100,2
150,1
70,3

Итого ресурсных платежей

27339,4

20133,3

73,5

          
     Однако акцизов по минеральному сырью в 1 полугодии текущего года поступило в федеральный бюджет в сумме 16,9 млрд руб., что на 29,7 % меньше исходного периода прошлого года, а платежи за природные ресурсы недовыполнены на 3,8 %.
     
     За последнее время в отдельных регионах Российской Федерации наметились сдвиги к лучшему в обеспечении поступлений платежей за природные ресурсы, включая акцизы на нефть и природный газ. Так, в июле текущего года значительного прироста поступлений в федеральный бюджет добились:
     
     - по плате за пользование недрами налоговые органы Республики Карелия, Республики Саха (Якутия), Ставропольского и Хабаровского краев, Белгородской, Калининградской, Мурманской, Ульяновской областей;
     
     - по акцизам на нефть и природный газ - налоговые органы г. Москвы и Пермской области.
     
     В то же время значительно снизились поступления в федеральный бюджет по акцизам на нефть и платежам за пользование недрами в Удмуртской республике, Ямало-Ненецком автономном округе, Астраханской, Кемеровской, Магаданской, Тюменской областях.
     
     По состоянию на 16 августа 1998 года не перечислили плату за землю в федеральный бюджет 16 субъектов Российской Федерации: Владимирская, Костромская, Московская, Рязанская, Тульская, Липецкая, Тамбовская, Самарская, Кемеровская, Сахалинская области, Алтайский край, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Хакасия, Коми.
     
     При этом находящиеся в одинаковых природно-экономических условиях регионы к выполнению законодательства подходят по-разному. Так, по Центральному району Российской Федерации Тверская область направила в федеральный бюджет почти 16 млн руб. платы за землю, тогда как Ярославская область всего лишь 0,3 млн руб. По Западно-Сибирскому району Ханты-Мансийский АО собрал в федеральный бюджет 17 млн руб., а Республика Алтай только 0,1 млн руб., в том же экономическом районе Кемеровская область вообще не перечислила плату за землю в федеральный бюджет. По Восточно-Сибирскому району Российской Федерации 12 млн руб. поступило в федеральный бюджет от Иркутской области, а Республика Тува направила лишь 0,01 млн руб., Красноярский край - 3,5 млн руб., Читинская область - 2,6 млн руб.
     
     Федеральный закон от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”" внес изменения в действовавший до сентября 1998 года порядок централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю.
     

     Теперь с принятием указанного выше Закона ответственность за поступление земельного налога и арендной платы в федеральный бюджет несут как непосредственный налогоплательщик, так и налоговые органы.
     
     В целях активизации контрольно-экономической работы с участием органов налоговой полиции организованы проверки нефтедобывающих предприятий и организаций по транспортировке и реализации газа по правильности исчисления, своевременности перечисления в федеральный бюджет акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ, а организаций любых организационно-правовых форм - по налогу на имущество. В результате в бюджет дополнительно начислено и предъявлено к взысканию платежей и санкций на общую сумму 845,5 млн руб.
     
     Совместно с Госкомземом России проведена проверка 89 субъектов Российской Федерации по полному охвату платежами территории, подлежащей налогообложению земельным налогом и арендной платой, в результате чего дополнительно привлечено к уплате этих платежей 21,5 тыс. организаций и 187 тыс. граждан, которым начислено и предъявлено к взысканию платы за землю и штрафных санкций на сумму 187 млн руб.
     
     Результаты организационных проверок по плате за землю, акцизам на нефть, включая газовый конденсат и природный газ, налогу на имущество предприятий проанализированы и обобщены. По итогам анализа госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации направлены обзорные письма о выявленных характерных нарушениях налогового законодательства, положительном опыте работы некоторых госналогинспекций по этому вопросу с целью принятия дополнительных мер по устранению допущенных налогоплательщиками нарушений и недопущения их в дальнейшем.
     
     В целях улучшения собираемости и привлечения в бюджеты всех уровней дополнительных средств подготавливаются и вносятся предложения по совершенствованию законодательства.
     
     Например, в целях обеспечения полного и своевременного поступления в федеральный бюджет причитающихся сумм земельного налога был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”", предусматривающий распределение территориальными органами федерального казначейства средств платы за землю между бюджетами различных уровней. Этот проект был одобрен Правительством РФ, рассмотрен и принят 17 июня 1998 года Государственной Думой Российской Федерации и Советом Федерации.
     
     Совместно с Минземстроем России были внесены предложения об индексации ставок платы за землю, на основе которых принят Указ Президента Российской Федерации от 18.07.98 N 854, предусматривающий увеличение ставок земельного налога в 2 и 4 раза, в зависимости от категории земель. Реализация данного Указа позволит, по нашим расчетам, дополнительно привлечь в федеральный бюджет около 1,3 млрд руб.
     

     По предложению Госналогслужбы России принято постановление Правительства РФ от 03.09.98 N 1018 “О ставке акциза на природный газ”, в котором ставка акциза на природный газ, реализуемый организациями газораспределительным организациям (перепродавцам) и непосредственно потребителям, минуя эти газораспределительные организации, установлена в размере 30 % цены реализации (без налога на добавленную стоимость) за 1 тыс. куб. метров.
     
     Принято также распоряжение Правительства РФ от 22.08.98 N 1214-р, в котором сказано, что МПР России и Госналогслужбе России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, необходимо применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами.
     
     При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, иходить, в частности, из максимальных уровней платежей за пользование недрами.
     
     Одной из мер по обеспечению полноты и своевременности поступления в бюджет налоговых и других обязательных платежей на 111 квартал и до конца текущего года является введение в действие механизма по взиманию платежей за пользование водными объектами, установленных Федеральным законом от 06.05.98 N  71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” и постановлением Правительства РФ от 29.06.98 N 8/8.
     
     Внесено предложение о приведении Федерального закона от 26.03.98 “О федеральном бюджете на 1998 год” в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в части отчисления 40 % лесного дохода не в бюджеты субъектов Российской Федерации, а в федеральный бюджет. Принятие этого предложения позволит дополнительно привлечь в федеральный бюджет около 460 млн руб.
     
     Учитывая сложившуюся во многих субъектах Российской Федерации критическую ситуацию с выполнением бюджетных назначений по акцизам на нефть и природный газ, платежам за пользование недрами и землей, Госналогслужба России поручила начальникам госналогинспекций по субъектам Российской Федерации тщательно проанализировать ход поступлений ресурсных платежей в 1998 году, в том числе за истекший период 111 квартала, по каждому району, городу и крупному налогоплательщику, выяснить причины недопоступлений и принять действенные меры по восполнению допущенного недобора.