Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

К Федеральному закону “О налоге на игорный бизнес” (комментарий)

     

К Федеральному закону “О налоге на игорный бизнес”
(комментарий)

     

А.В. Сорокин,
начальник отдела имущественных и
прочих налогов Департамента налоговой политики
Минфина России

     Одним из важнейших условий           для кардинального улучшения экономической ситуации в Российской Федерации и обеспечения динамичного ускорения экономического роста в стране в настоящее время является скорейшее проведение налоговой реформы.
     
     В качестве одного из основных инструментов для реализации этой задачи является принятие Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     Напомним, что в настоящее время уже принята часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.98 N 146-ФЗ) в которой, в частности, определена структура федеральных, региональных и местных налогов. В первом чтении Государственной Думой принята вторая (специальная) его часть, определяющая порядок исчисления и уплаты этих налогов.
     
     В целях реализации налоговой реформы до принятия Налогового кодекса Российской Федерации Государственной Думой и Правительством РФ в целом было принято решении о целесообразности введения налогов, предусмотренных Кодексом, путем принятия по ним отдельных федеральных законов и включения их в перечень налогов и сборов, регулируемых в настоящее время Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     
     Одним из таких налогов является налог на игорный бизнес, введенный Федеральным законом от 31.07.98 № 142-З “О налоге на игорный бизнес” *1 и в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 138-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" включенный в перечень федеральных налогов.
     
     -----
     *1 См. “Налоговый вестник”, с. 161
     
     При этом необходимо отметить, что согласно части первой Налогового кодекса Российской Федерации данный налог отнесен к системе региональных налогов, в связи с чем статус федерального он будет иметь только до момента введения в действие Налогового кодекса в целом.
     
     Рассмотрим, что нового предусматривает принятый закон в системе налогообложения организаций, осуществляющих свою деятельность в области игорного бизнеса.
     

     Наиболее существенным является переход к налогообложению организаций игорного бизнеса с процентной ставки от дохода на твердую годовую ставку налога с каждого игрового стола, игрового автомата, иных средств и оборудования с вещевым или денежным выигрышем путем их выведения из числа плательщиков в части игорной деятельности, налога на доход от игорного бизнеса (Федеральный закон от 31.07.98 N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”").
     
     В первую очередь переход на новую систему налогообложения связан с необходимостью повышения собираемости налоговых поступлений в  бюджет от игорного бизнеса, поскольку существующая на сегодняшний день система налогообложения организаций игорного бизнеса согласно Закону РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” по ставке налога 90 % с исчисленного дохода не дает возможности собрать в полной мере налоги с фактически полученных ими доходов ввиду невозможности проконтролировать налоговыми органами весь оборот наличных денег, вовлеченных в процесс игры.
     
     Учитывая отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность в области игорного бизнеса на территории Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес” впервые в практике российского законодательства даны определения таких понятий как “игорный бизнес”, “игорное заведение”, “пари”, “азартная игра”, “игровой стол”, “игровой автомат” и “касса”. Однако, учитывая, что данный закон затрагивает только одну из сторон игорного бизнеса (вопросы налогообложения), вопрос о необходимости разработки законодательного акта, регулирующего общие принципы деятельности юридических и физических лиц в области игорного бизнеса на территории Российской Федерации, становится на сегодняшний день все более актуальным.
     
     Законом определен круг плательщиков налога, в который включаются организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, их обособленные подразделения; организации, образованные в соответствии законодательством иностранных государств; международные организации и объединения, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса на территории Российской Федерации через свои обособленные подразделения (филиалы, представительства); физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.
     
     При этом следует учитывать, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности” деятельность в области игорного бизнесе, осуществляемая на территории Российской Федерации, подлежит обязательному лицензированию. В связи с этим обязательным условием для организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность в области игорного бизнеса, является наличие соответствующей лицензии.
     

     К объекту налогообложения отнесены игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор. При этом в зависимости от роли игорного заведения в азартной игре законодательно продифференцированы ставки налога за каждый игровой стол. В частности предусмотрено, что за каждый игорный стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона ставка установлена в размере 1200 минимальных размеров оплаты труда, а если участвует в качестве организатора и (или) наблюдателя этих игр - в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.
     
     Кроме того, дифференцированные ставки установлены и по другим объектам налогообложения. Так, за каждый игровой автомат ставка установлена в размере 45 минимальных размеров оплаты труда, за каждую кассу тотализатора - 1200 минимальных размеров оплаты труда, а за каждую кассу букмекерской конторы - 600 минимальных размеров оплаты труда.
     
     Следует обратить внимание на то, что законом определены только минимальные ставки налога, в соответствии с которыми суммы налога подлежат зачислению полностью в федеральный бюджет. При этом органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать конкретные ставки налога (то есть увеличивать их) для игорных заведений, находящихся на подведомственной им территории, с зачислением суммы налога в части, соответствующей превышению над минимальным размером ставки налога, в бюджеты субъектов Российской Федерации. Решение о введении конкретных ставок налога на территории субъекта Российской Федерации должно быть оформлено в форме соответствующего правового акта субъекта Российской Федерации. При этом закон ограничивает субъект Российской Федерации в установлении дифференцированных ставок налога в зависимости от категорий налогоплательщиков, а также в установлении налоговых льгот.
     
     Кроме того, законодательно создаются благоприятные условия налогообложения для крупных организаций, занятых организацией игорного бизнеса. В частности предусматривается, что при наличии у игорного заведения более 30 игровых столов и 40 игровых автоматов ставка налога для них снижается на 20 %. Тем самым отсекается возможность участия в игорном бизнесе мелких, зачастую “однодневных” организаций, основной целью создания которых является возможность получения разовых доходов, фактически не контролируемых налоговыми органами.
     
     Учитывая обязательный характер применения налога на всей территории Российской Федерации, законом установлена норма, предусматривающая, что в случае отсутствия нормативного акта субъекта Российской Федерации, определяющего конкретные ставки налога, для его исчисления и уплаты применяются минимальные ставки налога, установленные законом.
     

     Законом установлена обязанность налогоплательщиков в регистрации всех объектов налогообложения в налоговых органах по месту их нахождения (в том числе и в случае изменения общего количества в течение отчетного периода) и получении свидетельства об их регистрации. При этом предусмотрено, что в случае выявления на территории игорного заведения незарегистрированных объектов налогообложения или несоблюдения порядка уплаты налога более двух раз в течение календарного года, для налоговых органов это будет являться основанием для обращения в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности в области игорного бизнеса, об отзыве лицензии, выданной данному игорному заведению.
     
     Определены сроки представления налогоплательщиками расчетов сумм налога в налоговые органы (20-е число каждого месяца) и сроки уплаты сумм налога в федеральный и региональные бюджеты (5 рабочих дней со дня представления расчета). Кроме того, установлено, что уплата налога производится ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой годовой суммы налога, с учетом изменения количества и (или) видов объектов налогообложения.
     
     Учитывая, что Закон не освобождает игорные заведения от уплаты налога на прибыль и других налогов при осуществлении ими видов деятельность, не связанных с игорным бизнесом (например, торговля и др.), в обязанность налогоплательщика входит ведение раздельного учета от этих видов деятельности и уплата обязательных платежей по этим видам деятельности.
     
     Такой переход к налогообложению организаций игорного бизнеса с процентной ставки от дохода на твердую годовую ставку налога в рублевом выражении позволит обеспечить стабильные, в полном объеме поступления налога в бюджет. При этом упрощение в порядке ведения расчетов и взимания сборов, которые не будут зависеть от финансовых результатов игорной деятельности предприятий игорного бизнеса, позволит осуществлять действенный налоговый контроль за правильностью и своевременностью уплаты причитающихся бюджету сумм.